Здесь публикуется самая разная - от авторских статей до канонических текстов - литература по психологии. Имеются конспекты читаемых на различных психфаках лекционных курсов ("Архив учебных материалов"). Есть популярные статьи по психологии ("Мысли О"), есть "Околопсихологические тексты, фольклор и юмор". Раздел постоянно обновляется.
Если Вы хотите опубликовать свою статью или другие материалы в этом разделе,
Елена Демидова
III Открытая олимпиада по психологии для старшеклассников | МГППУ, март-апрель 2015 (публикации)
Приглашаем старшеклассников принять участие в III Открытой олимпиаде по психологии.
Участие в олимпиаде свободное и бесплатное. Регистрация на сайте организатора – факультете «Консультативная и клиническая психология» МГППУ. [ читать дальше ]
III Открытая олимпиада по психологии для старшеклассников | МГППУ, март-апрель 2015 (публикации)
Автор: Елена Демидова
Юрий Тукачёв
500 лет использования понятия «Психология» в литературе, искусстве, науке и практике (по факту первого упоминания этого понятия в библиографии работ Marko Marulic) (общая психология)
В сборнике представлены материалы организованной научным журналом «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» совместно с Институтом каузометрии LifeLook.Net научной конференции, посвященной 500-т летию использования понятия «Психология» в литературе, искусстве, науке и практике (по факту первого упоминания этого понятия в библиографии работ Marko Marulic). Эта первая «юбилейная конференция» по истории психологии привлекла внимание плеяды исследователей из России, Беларуси, Украины, США, материалы которых (статьи и краткие сообщения) и составили основу данного сборника. [ читать дальше ]
500 лет использования понятия «Психология» в литературе, искусстве, науке и практике (по факту первого упоминания этого понятия в библиографии работ Marko Marulic) (общая психология)
Автор: Юрий Тукачёв
Пучкова Юлиана Олеговна
Возможности игротерапии и юнгианской песочной терапии (sandplay) в работе с психосоматическими состояниями у детей (психотерапия и консультирование)
Метод игровой, а также юнгианской песочной терапии (sandplay) позволяет успешно работать с психосоматическими явлениями у детей. Работа с песком, как и спонтанная игра, позволяет найти внутри психики силы, движущие ее к исцелению и интеграции, разрешению конфликта, стоящего за психосоматическим симптомом. Автор статьи также ведет обучающую программу для психологов и психотерапевтов «Телесные симптомы и психосоматические расстройства у детей в клинической практике. Принципы и методы психотерапии». [ читать дальше ]
Возможности игротерапии и юнгианской песочной терапии (sandplay) в работе с психосоматическими состояниями у детей (психотерапия и консультирование)
Автор: Пучкова Юлиана Олеговна
Автор: nesvitsky
В. Ю. Меновщиков
Программа по клиенто-центрированной терапии и человеко-центрированному подходу (под руководством А.Б. Орлова и В.В. Колпачникова) | Москва, октябрь 2013 (психотерапия и консультирование)
Программа предназначена для специалистов гуманитарных профессий направлена на овладение теоретическими представлениями и умениями клиенто-центрированной терапии и человеко-центрированного подхода в межличностных, деловых, образовательных и других отношениях [ читать дальше ]
Программа по клиенто-центрированной терапии и человеко-центрированному подходу (под руководством А.Б. Орлова и В.В. Колпачникова) | Москва, октябрь 2013 (психотерапия и консультирование)
Автор: В. Ю. Меновщиков
Наталья Завоеванная
Особенности профессиональной готовности будущих педагогов (психология труда и инженерная психология)
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования различных компонентов устойчивой готовности к профессиональной деятельности студентов педагогических специальностей Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) г. Екатеринбурга. Исследование было проведено в 2008 году. [ читать дальше ]
Особенности профессиональной готовности будущих педагогов (психология труда и инженерная психология)
Автор: Наталья Завоеванная
Автор: Инсу Ким Берг
Елена Кравец, Анастасия Жичкина
Обучение в массовой средней школе как фактор ухудшения детско-родительских отношений (педагогическая психология)
В статье описываются проблемы, которые являются следствием необходимости обучения детей в средней школе. Особое внимание уделяется наиболее частым сложностям во взаимоотношениях родителей и педагогов. Авторы делают вывод, что обязательное среднее образование, в том виде, в котором оно существует сейчас в России, наносит вред личности ребенка, его адаптации и его взаимоотношениям с родителями. [ читать дальше ]
Обучение в массовой средней школе как фактор ухудшения детско-родительских отношений (педагогическая психология)
Автор: Андрей
Пучкова Юлиана Олеговна
«Свет в сердце тьмы». Группа по преобразованию тяжелых переживаний |Москва, апрель июнь (психотерапия и консультирование)
Закрытая группа для тех, кто находится в тяжело переживаемых обстоятельствах или имел тяжелый опыт в прошлом и хочет трансформировать его в позитивную энергию, а также тех, кто сталкивается с чужими переживаниями и не знает, как себя вести, как поддерживать людей, ощущает свою беспомощность в таких ситуациях. Первый цикл 12 встреч раз в неделю, по понедельникам, продолжительностью 2,5 часа. [ читать дальше ]
«Свет в сердце тьмы». Группа по преобразованию тяжелых переживаний |Москва, апрель июнь (психотерапия и консультирование)
Автор: Пучкова Юлиана Олеговна
Автор: И. Васюков
О. Смыслова
Психологические последствия применения информационных технологий. (психология и интернет)
Информатизация и компьютеризация в современном обществе приобретают все больший размах. Компьютеры входят во все новые и новые области человеческой практики, трансформируя при этом не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом, оказывая влияние на все психические процессы. При взаимодействии человека с новыми информационными технологиями (компьютерами, программным обеспечением, новыми видами средств массовой информации) происходит опосредствование деятельности новыми знаковыми системами и средствами. [ читать дальше ]
Психологические последствия применения информационных технологий. (психология и интернет)
Автор: О. Смыслова
М.С. Иванов
Психология компьютерной игры как проблема интегральной психологии личности (психология и интернет)
1. Актуальность проблемы.
Миллионы людей со всего мира увлекаются компьютерными играми. Достаточно большой процент (10-14% по разным источникам) увлекаются ими серьезно, уделяя этому занятию много времени, зачастую в ущерб работе, учебе и т.д. Проводя исследования мы столкнулись с феноменом психологической зависимости человека от компьютерных игр, что настораживает само по себе, поскольку любая зависимость имеет негативные моменты при воздействии на личность человека. Кроме того, мы обнаружили и экспериментально подтвердили некоторые конкретные негативные изменения у людей, увлекающихся компьютерными играми, причем независимо от того, страдают они зависимостью или нет. [ читать дальше ]
Психология компьютерной игры как проблема интегральной психологии личности (психология и интернет)
Автор: М.С. Иванов
Автор: Пучкова Юлиана Олеговна
Автор: Пучкова Юлиана Олеговна
Тамара Кулинкович
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ПОДЧИНЕНИЯ (социальная психология)
В статье рассматриваются существующие в психологии классификации видов подчинения. Отмечается специфичность выбираемых авторами оснований для классификации подчинения, что приводит к семантическому смешению выделяемых форм подчинения, а также осложняет целостное рассмотрение данного феномена. На основе широкой трактовки феномена подчинения предлагается трехмерная классификация подчинения, которая позволяет различать виды подчине-ния по поведенческому, когнитивному и эмоциональному аспектам.
Ключевые слова: подчинение, власть, конформность, внушаемость, коллективистическое самоопределение, уступчивость. [ читать дальше ]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ПОДЧИНЕНИЯ (социальная психология)
Автор: Тамара Кулинкович
Гигуца Бучашвили
Виртуальный семинар (вебинар) Ведущий Валерий Мершавка психолог аналитик, писатель, переводчика более 100 книг и статей (психотерапия и консультирование)
Дистанционное участие в мероприятиях, организуемых при поддержке Voicelife.org.
Дистанционное участие (далее «вебинар») организовано так, что при наличии достаточно быстрого и стабильного интернет-соединения вы попадаете в виртуальное пространство, где при помощи видео- и аудио-средств в реальном времени идет трансляция происходящего в аудитории/зале. [ читать дальше ]
Виртуальный семинар (вебинар) Ведущий Валерий Мершавка психолог аналитик, писатель, переводчика более 100 книг и статей (психотерапия и консультирование)
Автор: Гигуца Бучашвили
Гигуца Бучашвили
Видео материал IV Международной московской конференции «Глубинная психология на пороге перемен» (психотерапия и консультирование)
Содержание выпуска: доклад Д. Кембри «Комплексы в динамике терапии», доклад Б. Фельдмана «Столкновение с Другим с клинической и культурной точек зрения», доклад С. Раевского «Психологический кризис и поиск смысла в новом времени», доклад Е. Пуртовой «Эх, загу-загулял! Аналитическое исследование образа», доклад В. Гигериха «В этой вонючей воде все, что вам нужно. Самовозникающий невроз и фабрикация травмы в психотерапии», воркшоп В. Гигериха «Работа со сновидениями». Круглый стол «Перспективы глубинной психологии» (участвуют: Д. Кембри, Б. Фельдман, В. Гигерих, А. Конолли, С. Раевский, Е. Пуртова, Л. Хегай). [ читать дальше ]
Видео материал IV Международной московской конференции «Глубинная психология на пороге перемен» (психотерапия и консультирование)
Автор: Гигуца Бучашвили
Пучкова Юлиана Олеговна
От слов к делу. Как помочь клиенту приступить к изменениям в реальной жизни (мысли о...)
«В анализе и терапии, в любом процессе самопознания есть такое место, где заканчиваются размышления и поиски смысла и возникает вопрос действия. Делать или не делать. …Психотерапевт ждет от клиента, что тот будет что-то делать, или клиент ждет, что сейчас наступит время действий (или момент, когда надо прекратить делать нечто). Иногда это очень ясно возникает в сознании: я слушаю клиента и думаю, когда же он остановится, нельзя уже это продолжать… Или когда уже он сделает решительный шаг. И я думаю: где есть основания и правильный момент для того, чтобы психотерапевт как-то помог клиенту сделать этот шаг, собраться, совершить переход к действиям?..» [ читать дальше ]
От слов к делу. Как помочь клиенту приступить к изменениям в реальной жизни (мысли о...)
Автор: Пучкова Юлиана Олеговна
Автор: Тамара Кулинкович
Галина Бедненко
Галина Бедненко. Вечный подросток как архетипический комплекс и социальная роль (психотерапия и консультирование)
Мы начнем рассмотрение архетипического комплекса Вечного Подростка (puer aeternus), оставив в стороне восторженные дифирамбы Внутреннему Ребенку, партию столь популярную в современной психотерапии. Мы также стремимся не выхолащивать тему до исключительно определения «типажа современного человека». Это интересная, глубокая тема, имеющая свои причины и свое разрешение в различных эпохах и культурах.
Мы представляем Пуэра как архетип, имеющий определенную смысловую форму ресурс бессознательного, пробуждающий волевое побуждение и эмоциональную насыщенность как отдельных индивидов, так и коллективных масс. Он естественным образом пробуждается в подростковом возрасте большинства людей и дальше имеет свое развитие в истории человека, семьи, народа, исторического общества. Мы рассматриваем также комплекс Пуэра – достаточно устойчивый паттерн восприятия и поведения, который может проявляться в отдельных областях жизни (лишь частично окрашивая рисунок личности, Эго), или же доминировать по своему преимуществу (подчиняя и увлекая не слишком развитое Эго), что является отдельной темой Персоны – Пуэра. [ читать дальше ]
Галина Бедненко. Вечный подросток как архетипический комплекс и социальная роль (психотерапия и консультирование)
Автор: Галина Бедненко
Галина Бедненко
Бедненко Г.Б. Вызовы и Ответы подросткового и юношеского периодов (социальная психология)
Предлагается концепция подростково-юношеского периода, ориентированная на цивилизационную систему «Вызовов и Ответов» А. Тойнби. Естественными «вызовами» предлагается понимать «вызов границ» и «вызов формы», «ответом» является «ответ самоидентификации», который ведет к «разрешению» определению подходящей картины мира и организации уникальной структуры Эго.
Статья опубликована в журнале «Психотерапия», №1, 2010.
(Статья вошла в книгу «Красавица или Чудовище: Волшебная сказка и индивидуальный миф» (М.: Пряхи, 2012)) [ читать дальше ]
Бедненко Г.Б. Вызовы и Ответы подросткового и юношеского периодов (социальная психология)
Автор: Галина Бедненко
Игорь Александрович Фурманов
Интегративная групповая психотерапия агрессивного поведения подростков (психотерапия и консультирование)
При планировании коррекционной работы с агрессивными детьми необходимо исходить из особенностей нарушений в той или иной сфере личности ребенка. [ читать дальше ]
Интегративная групповая психотерапия агрессивного поведения подростков (психотерапия и консультирование)
Автор: Игорь Александрович Фурманов
Автор: И.П. Шкуратова
Заюнчковский Олег Сергеевич
Развивающие возможности биологической обратной связи в различной образовательной среде. (педагогическая психология)
Статья посвящена описанию результатов исследования эффективности биологической обратной связи в развитии высших психических функций у младших школьников. Использовался вариант биологической обратной связи на основе регистрации частоты сердечных сокращений. Изучались дети с разной образовательной средой (обычной и обогащенной музыкальным дополнительным образованием). Оценка полученных результатов проводилась по разработанной группе психодиагностических методик. Показана эффективность этого метода. коррекции произвольной регуляции когнитивных функций памяти и внимания.
Ключевые слова: Биологическая обратная связь, внимание, младшие школьники, развитие, тест Струпа, тест Бурдона, частота сердечных сокращений. [ читать дальше ]
Развивающие возможности биологической обратной связи в различной образовательной среде. (педагогическая психология)
Автор: Заюнчковский Олег Сергеевич
Е.П. Кринчик
Место и роль общего практикума в профессиональной подготовке психолога : рефлексия студентов факультета психологии МГУ в свете модели контекстного обучения А.А.Вербицкого (педагогическая психология)
В статье изложены основные положения инновационной модели обучения студентов в вузе А.А. Вербицкого и некоторые результаты опроса студентов факультета психологии МУ относительно места и роли общего психологического практикума в профессиональной подготовке психолога. В модели А.А.Вербицкого предпринята попытка разрешить принципиальное методическое (если не методологическое ) противоречие высшего профессионального образования, заключающееся в том, что студенты , обучаясь в вузе, в процессе учебной деятельности должны овладевать основами будущей профессиональной деятельности. Оценка студентами места и роли общего психологического практикума в профессиональной подготовке психологов оказалась соотносимой и согласующейся с основополагающими принципами модели контекстного обучения в высшей школе А.А. Вербицкого. [ читать дальше ]
Место и роль общего практикума в профессиональной подготовке психолога : рефлексия студентов факультета психологии МГУ в свете модели контекстного обучения А.А.Вербицкого (педагогическая психология)
Автор: Е.П. Кринчик
Захар Говин, Марина Андронова (Волохонская)
Три месяца с Евангелионом: опыт групповой аниметерапии (психотерапия и консультирование)
В статье описывается опыт проведения трёхмесячной кинотерапевтической группы на материале аниме-сериала «Neon Genesis Evangelion». [ читать дальше ]
Три месяца с Евангелионом: опыт групповой аниметерапии (психотерапия и консультирование)
Павел Корниенко
Путешествие в психодраму. Жанна Лурье, Павел Корниенко (психотерапия и консультирование)
Психодрама бывает смешной и веселой, грустной и трогательной, пугающей и завораживающей… В общем, бывает все, что случается с каждым из нас в нашей обычной жизни… Психодрама это путешествие в свой собственный внутренний мир, в котором человек может встретиться с самым разным «самим собой». Это Путешествие позволяет лучше понять самого себя, а поняв, найти способ что-то изменить. И ощутить себя Режиссером, Художником, Творцом своего внутреннего мира. [ читать дальше ]
Путешествие в психодраму. Жанна Лурье, Павел Корниенко (психотерапия и консультирование)
Автор: Павел Корниенко
Галина Бедненко
Галина Бедненко. Современная вампириана: К новой мифологии (психотерапия и консультирование)
Отрывок из книги «Красавица или Чудовище: Волшебная сказка и индивидуальный миф» (М.: Пряхи, 2012). [ читать дальше ]
Галина Бедненко. Современная вампириана: К новой мифологии (психотерапия и консультирование)
Автор: Галина Бедненко
Автор: Светлана Бобкова