ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Особенности профессиональной готовности будущих педагогов
(психология труда и инженерная психология)
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования различных компонентов устойчивой готовности к профессиональной деятельности студентов педагогических специальностей Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) г. Екатеринбурга. Исследование было проведено в 2008 году. [ читать дальше ]
Автор:Наталья Завоеванная

Как мы принимает решения, или что такое субъективная вероятность
(психология труда и инженерная психология)
Нам каждый день приходится прикидывать вероятность успеха в нашей жизни и деятельности, начиная с решения, куда пойти учиться или работать. Не осознавая, каждый раз при принятии решения, мы оцениваем вероятность своего успеха. Способны ли мы точно рассчитать процент удачи или неудачи в своей жизни? [ читать дальше ]
Автор:Наталья Коган

Автор:Е.П. Кринчик

Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления.
(психология труда и инженерная психология)
Профессиональное самосознание это особый феномен человеческой психики, обусловливающий саморегуляцию личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности. В данной статье представлены модели становления профессиональной деятельности, классификация профессиональных Я-концепций и факторы развития профессионального самосознания. [ читать дальше ]
Автор:Оксана Елдышова

Проблема выгорания в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики
(психология труда и инженерная психология)
Статья анализирует проблему профессионального выгорания, актуальную в работе практического психолога. Рассмотрены научно обоснованные подходы к преодолению выгорания. Представлена авторская программа профилактических мероприятий, которая уже несколько лет проводится с психологами консультантами. [ читать дальше ]
Автор:Оксана Елдышова

Синдром выгорания как форма устойчивой личностной деформации
(психология труда и инженерная психология)
Выполнение любой профессиональной деятельности приводит к образованию деформаций личности, одной из которых является синдром выгорания. Автором проделан анализ различия понятий «профессиональная деформация» и «синдром выгорания». Выделены факторы, деформирующие личность психолога и приёмы профилактики выгорания. [ читать дальше ]
Автор:Оксана Елдышова

Автор:Оксана Елдышова

К вопросу об активных формах обучения в профессиональной подготовке психологов
(психология труда и инженерная психология)
В статье автор продолжает обсуждать проблемы профессиональной подготовки и профессионального становления студентов в процессе обучения на факультете психологии
МГУ им. М.В. Ломоносова, в частности место и роль активных форм обучения в системе высшего профессионального образования психологов. Дается характеристика статуса этой проблемы в современной литературе по педагогике и педагогической психологии. В контексте основной темы статьи рассматриваются методические достоинства курсов актерского и режиссерского мастерства в системе театральной педагогики, как оптимальной модели профессиональной подготовки специалиста в вузе. [ читать дальше ]
Автор:Е.П. Кринчик

Критерии оценки профессиональной пригодности субъекта труда
(психология труда и инженерная психология)
Одной из актуальных проблем современной психологии труда является проблема психологической оценки профессиональной пригодности субъекта труда – изучение и обеспечение трудовой деятельности человека с учётом критериев соответствия между собой характеристик субъекта и объекта труда, их пригодности для выполнения трудовых задач. С позиций психологии профессионализма, находящейся на пересечении психологии труда и акмеологии можно выделить некоторые этапы «эволюции» критериев (признаков) понимания, объяснения и оценки профессиональной пригодности человека. [ читать дальше ]
Автор:Юрий Тукачёв

Центр развития карьеры как акмеологическая технология профессионального развития менеджеров предприятий
(психология труда и инженерная психология)
Важное значение в психологии профессионального развития придаётся успешному продвижению работника в социально-профессиональной деятельности: общественно-политической, служебной, научной, производственной и других.С целью содействия молодым специалистам и руководителям всех уровней создаются центры развития карьеры. В публикуемых нами тезисах обсуждаются проблемы работы центров развития карьеры. [ читать дальше ]
Автор:Данияр Исмагилов

Деструктивные изменения компонентов педагогической деятельности в процессе становления профессионального опыта
(психология труда и инженерная психология)
В данной статье рассмотрен феномен профессионального опыта педагога. Излагаются результаты опытно-поискового исследования, направленного на раскрытие психологических аспектов профессионального опыта в контексте значимых ситуаций и событий, сохраняющихся в опыте как определенный способ поведения, анализируется специфика прогнозирования субъектом последствий тех или иных действий в аналогичных ситуациях. Обсуждаются эмпирические данные о различиях восприятия ситуаций педагогической деятельности «новичками» и «опытными» педагогами. [ читать дальше ]
Автор:Юрий Тукачёв

Проспектированная модель профессиограммы ремесленника-предпринимателя
(психология труда и инженерная психология)
Данные профессиограммы могут быть использованы при проведении стартовой диагностики в учебном профессиональном заведении, оптимизации образовательного процесса, разработке методических пособий, при подборе кадров в ремесленное предприятие. [ читать дальше ]
Автор:Юрий Тукачёв

Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ
(психология труда и инженерная психология)
В данном сообщении обсуждаются три существенных проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ: дефицит диалога
преподавателей факультета со студентами на учебных занятиях и в неформальной обстановке; дефицит активных форм обучения, обеспечивающих приобретение опыта применения теоретических знаний к решению профессиональных задач; неоптимальные условия профессионального самоопределения студентов при выборе специализации. Обсуждаются пути решения указанных проблем. [ читать дальше ]
Автор:Е.П. Кринчик

Ситуации педагогической деятельности как единицы анализа профессионального опыта педагога
(психология труда и инженерная психология)
Исследования в области профессионального мастерства педагога, его профессионального опыта становятся актуальными в условиях ориентации системы образования на гуманистическую парадигму, что выдвигает на первый план разрешение противоречия между требованиями новой практики и сложившимся профессиональным опытом педагогов. [ читать дальше ]
Автор:Юрий Тукачёв

К вопросу о психологической службе промышленного предприятия
(психология труда и инженерная психология)
Рассматриваются аспекты разработки общей модели психологической службы промышленного предприятия. Реализация данной задачи предполагает разработку вопроса о концептуальных основах такой модели: определение общих принципов ее организации (для всех отраслей промышленного производства, для любых типов предприятий), определения направлений ее деятельности, разработка рекомендаций относительно структуры, а также по-становка задач и подбор адекватных методов деятельности такой службы. [ читать дальше ]
Автор:Юрий Тукачёв

Из страниц истории развития психотехники на Урале (20-е годы XX в.)
(психология труда и инженерная психология)
Уральский край по праву называют родиной железных дорог России. Еще в 1834 г. тагильскими крепостными крестьянами Е. А. и М. Е. Черепановыми был изобретен и построен «пароходный делижанец» и чугунная дорога для него. Это изобретение послужило импульсом для железнодорожного строительства страны. И только в 70-е годы XIX в., когда железные дороги уже появились в центральных и северо-западных районах России, было развернуто железнодорожное строительство на Урале. [ читать дальше ]
Автор:Юрий Тукачёв

Образовательные и профессиональные стандарты: поиск теоретико-методологических оснований
(психология труда и инженерная психология)
Формирование и развитие профессионала как активного субъекта на этапе профессиональной подготовки невозможно без разработки образовательных и профессиональных стандартов, без разрешения проблемы их сопряжения, а также без выбора адекватной научной основы их компонентов и содержания. Анализу методологических оснований конструирования образовательных и профессиональных стандартов, позволяющих провести их сопряжение посвящено наше исследование. [ читать дальше ]
Автор:Юрий Тукачёв

Профессиональный опыт специалиста как предмет психологического исследования
(психология труда и инженерная психология)
Тенденции развития психологии труда как научной отрасли обуславливает необходимость обращения к вопросу о соотнесении традиционной проблематики научных исследований с новыми задачами, которые ставит перед психологией жизнь (О.Г. Носкова). Отмечается, что определенные социально-экономические условия способствуют росту актуальности исследования проблем развития человека как субъекта труда … [ читать дальше ]
Автор:Юрий Тукачёв

К вопросу о психологической подержке профессионального становления психолога в процессе обучения на факультете психологии МГУ
(психология труда и инженерная психология)
В данном сообщении представлены некоторые результаты исследования, предпринятого автором осенью 2002 года. Первоначальный замысел исследования состоял в изучении субъективных представлений студентов о профессионализме в работе психолога, их эволюции в процессе обучения на факультете психологии МГУ и их роли в саморегуляции учебной деятельности. Был проведен опрос со студентами первого курса, только приступившими к обучению на факультете, и для сравнения – со студентами, начинающими обучение на пятом курсе. [ читать дальше ]
Автор:Е.П. Кринчик

Автор:К.В. Ганов

Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения
(психология труда и инженерная психология)
Личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста (1,2). Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем: потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире; самоопределение ориентировано в будущее; личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему. [ читать дальше ]
Автор:Н.Р. Хакимова

Психологические проблемы трудовой деятельности в условиях неопределенности
(психология труда и инженерная психология)
Профессиональная деятельность человека, ее операциональный состав, стратегия и уровень реализации определяются прежде всего предметным содержанием и той задачей, на решение которой направлена данная деятельность. Как один из видов «особенной» деятельности, профессиональная деятельность в этом смысле полностью соответствует определению, данному А. Н. Леонтьевым в книге «Деятельность. Сознание. Личность» (Леонтьев, 1977, с. 102): «Отдельные конкретные виды деятельности можно различать между собой по какому угодно признаку: по их форме, по способам их осуществления, по их эмоциональной напряженности, по их временной и пространственной характеристике, по их физиологическим механизмам и т. [ читать дальше ]
Автор:Е.П. Кринчик