Психология компьютерной игры как проблема интегральной психологии личности

Автор: М.С. Иванов
Опубликовано: July 1, 2000, 12:00 am
Оценка посетителей сайта:  7.00  (проголосовало: 3)

1. Актуальность проблемы.


Миллионы людей со всего мира увлекаются компьютерными играми. Достаточно большой процент (10-14% по разным источникам) увлекаются ими серьезно, уделяя этому занятию много времени, зачастую в ущерб работе, учебе и т.д. Проводя исследования мы столкнулись с феноменом психологической зависимости человека от компьютерных игр, что настораживает само по себе, поскольку любая зависимость имеет негативные моменты при воздействии на личность человека. Кроме того, мы обнаружили и экспериментально подтвердили некоторые конкретные негативные изменения у людей, увлекающихся компьютерными играми, причем независимо от того, страдают они зависимостью или нет. Наконец, нам известен случай преступления, совершенного игровым аддиктом на почве попытки удовлетворения потребности в компьютерной игре. Все это, в совокупности с фактом увеличения числа компьютеров и увлекающихся играми людей, говорит о том, что вопрос требует изучения со стороны ряда наук, и психологии в первую очередь.

2. Ролевые компьютерные игры.

Когда мы говорим о психологической зависимости от компьютерных игр мы имеем в виду ролевые компьютерные игры. Не следует путать их с ролевыми играми в жанровой классификации компьютерных игр (RPG). Ролевые компьютерные игры — это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, т.е. сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или  воображаемого компьютерного героя. Мы не отрицаем возможность формирования психологической зависимости от неролевых компьютерных игр, но считаем, что только ролевые игры игры способны сформировать устойчивую психологическую зависимость, только в случае с ролевыми играми мы наблюдаем некий «эго-распад» на «Я виртуальное» и «Я реальное», нарастание диссонанса между которыми влечет усиление дезадаптации и нарушения в сфере психических состояний.

3. Виртуальная реальность.

Понимание феномена психологической зависимости от компьютерных игр невозможно без понимания феномена виртуальной реальности. Виртуальная реальность, которая формирует виртуальный «мир» компьютерной игры, воспринимается играющим как реальный мир, появляется эффект «присутствия».
Это очень интересный феномен автоматической «доработки» сознанием несовершенного виртуального мира до уровня реальности. В этом смысле виртуальная реальность представляет собой средство изучения познавательных психических процессов. Интересен также и тот факт, что психика человека способна отражать не только «объективную реальность», как мы привыкли это понимать, но и отражать ЛЮБУЮ реальность, любую сенсорную стимуляцию, подтверждение чего стало возможным недавно с появлением соответствующих технических средств.
Наконец, возможность моделирования любой реальной или фантастической ситуации с помощью виртуальной реальности, предоставляет новые возможности для изучения человека.
И еще один интересный вопрос: при изучении зависимости, что считать предметом зависимости — компьютерные игры или саму виртуальную реальность?

4. Компьютерные игры и дети.

Среди увлекающихся компьютерными играми людей большинство — дети. Ролевые компьютерные игры (т.е. те, в которых играющий входит в роль компьютерного персонажа) изменяют представление человека о себе и окружающем мире, в ряде случаев способствуют усилению тревоги и дезадаптации. Это у взрослых. А как ролевые игры, зачастую не расчитанные на детей, могут повлиять на формирование личности в период активной социализации, социально-психологической адаптации, усвоения социальных ролей, ролевой идентификации личности? Это проблема и она требует изучения.

5. Отклонения в эмоциональной сфере личности.

Нарушения психических состояний у игровых аддиктов заметно невооруженным глазом. Это отмечают родственники аддиктов и, зачастую, они сами. Проведенное нами исследование показало некоторые устойчивые отклонения от нормы показателей психического состояния у игровых аддиктов — сниженное настроение, самочувствие, активность.

6. Повышенный уровень тревожности.

Проведенное нами исследование выявило завышенный по отношению к нормальному уровень личностной тревожности у большинства игровых компьютерных аддиктов.
Это свидетельствует о дезадаптации, неадекватном восприятии адиктами себя и окружающего мира. Тревога нарастает с нарастанием своего рода диссонанса между «Я виртуальным», который бессмертен и может все в виртуальном мире и «Я реальным», который является простым смертным человеком. Помимо всего прочего тревога служит катализатором формирования зависимости — с увеличением тревоги увеличивается зависимость, что в свою очередь увеличивает тревогу и т.д.

7. Проблема методологической и методической готовности к психологическому сопровождению развития личности детей, попавших в психологическую зависимость от нахождения в виртуальной реальности.



Статьи автора

Количество статей: 3

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: М.С. Иванов
Опубликовано: July 1, 2000, 12:00 am
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

1 Алексей (гость) 06.06.2004 17:46

очень плохо

2 Людмила (гость) 06.06.2004 17:46

Это похоже тезисно представлена диссертация

3 марина (гость) 06.06.2004 17:46

очень интересная вещь, особенно, учитывая, что я пишу курсовую, которая затрагивает эту тему

4 blin (гость) 06.06.2004 17:46

отстой

5 (гость) 06.06.2004 17:46

хотелось бы чтобы были рассмотренны и другие жанры копьютерных игр

6 у (гость) 06.06.2004 17:46

дилетанство

7 Lexx (гость) 06.06.2004 17:46

помогла при написании реферата по культурологии

8 (гость) 06.06.2004 17:46

ЭТО БЫЛО УЖАСНО!!!!!!!!!!!!!

9 Avega™ (гость) 06.06.2004 17:46

на мой взгляд с тойже вероятностью можно расматривать и актеров вживающихся в роль

10 spooki (гость) 06.06.2004 17:46

сакс

11 (гость) 06.06.2004 17:46

Все лохи

12 - - - (гость) 06.06.2004 17:46

я - конченный гамер, легче повеситься

13 Corsar (гость) 06.06.2004 17:46

90% сказанного глупость

14 anna (гость) 06.06.2004 17:46

polezno

15 John Len (гость) 06.06.2004 17:46

Very interesting and important for today.

16 Фёдор (гость) 06.06.2004 17:46

плохая статья

17 Marat (гость) 06.06.2004 17:46

Ничего сверхнового и "сверхнаучного" я здесь не увидел.

18 Jenny (гость) 03.03.2005 15:26

здесь есть кто-нибудь кто занимается проблемой инет-аддикции?моя дипломная работа связана с этим феноменом. может кто-нибудь поделится информацией а то теоретического материала мало!

19 GmStorm (гость) 09.11.2005 00:20

Я заядлый геймер, могу играть несколько суток подряд, но по образованию социальный педагог и психолог, и не могу не подметить важность данной проблеммы, и справедливость вышеуказанного :)

20 наташа (гость) 24.02.2006 21:15

на самом деле это очень серьезно. У интернет- зависимых подростков повышается агрессивность, снижается мотивация на учебу, подростки грубят, ссорятся из-за компьютера, могут подраться. Если долго не удается засесть за компьютер их начинает, что называется, просто колбасить. Это действительно беда, и беда всеобщая!

21 макс (гость) 02.03.2006 19:10

я пишу работу по обществознанию о зависимости компьютерных игр.И мне это пригодилось да и вообще интересно :)

22 Heops (гость) 05.10.2006 18:32

мда не очень тема

23 yky (гость) 30.11.2006 02:41

Я агрессивный человек, большую часть времени провожу за компом, я гамер, а однажды была ломка из-за отсутствия интернета, НО я учусь в двух универах одновременно и закончу как минимум три института даже несмотря на сниженную мотивацию на учебу!
PS
Здесь так много людей пишет какие-то работы, но я уверен, что большинство из них 1) не компетентны в этом вопросе 2)учатся по типу: прочитал — рассказал что прочитал, поэтому имеют двольно поверхностные знания
3)пожелание: многое познается самоанализом, а не чтением чужих мнений. Эти мнения могут быть рождены совсем из других мотиваций.

24 XATTAB 103XT Band (гость) 13.05.2007 16:21

Компьютерные игры — отличная вещь. Остановить эту, как некоторые говорят «проблему», неполучится. Я сам не прочь погонять на ПК в какую-нибудь стелялку, и поверте агрессии не прибавляется, учусь в ВУЗе, занимаюсь спортом, на все хватает времени. У меня мечта писать игры под ПК, надеюсь это мой будущий зароботок. А те кто говорят что это «проблема», то те наверно никогда не играли, в мире много игр и каждый найдет своей душе угодную игру. Попробуйте поиграть, вам понравиться, вы смените свое мнение. ;)

25 small luser (гость) 22.05.2007 07:26

вы затронули очень интересный вопрос по поводу виртуального мира! дело в том что человек обладает страной или даже уникальной возможностью создавать мир, виртуальный мир! человек давно погружается в свой виртуальный мир в котором он может создавать! мне кажется что сила зависимости от компьютерных игр на столь сильна сколько зависимость человека от других источников виртуального мира, таких как книги, картины и тему подобное! если честно я не знаю где хуже в виртуальном мире или в реальном, ведь мы создаём реальность на основе нашей виртуальности! человек покорял природу и двигал прогресс в начале у себя в голове а потом в жизни (образна говоря)! но дело в том что геймер не способен создавать свой уникальный виртуальный мир он берет чужой и теряет всё а именно мировозрение, мироощущение так далее! извиняюсь за неграмотность!

26 all (гость) 09.07.2007 17:50

очень хочу узнать о влиянии игр на личность :)

27 Kj2 (гость) 22.09.2007 17:00

УЖОС!

28 гость (гость) 12.10.2007 04:02

лучше быть никем в виртуале, чем никем в реале. п.с. я кстате бросил онлайновые игры. надеюсь и с фёрсингом завяжу )

29 ]{ane (гость) 28.10.2007 20:44

Так себе.
Во-первых есть обратная теория. Видя перед собой надпись «game over», человек снова и снова пытаеться пройти эту часть игры, пока не пройдет. Так и в жизни- при неудаче он снова и снова пытаеться сделать че-небудь пока у него это не получиться.
А во-вторых стратежки, на мой взгляд, да-а-а-а-авно превзошли шахматы.

30 ANN (гость) 14.12.2007 04:57

А я согласна с человеком, т.к игра это как наркотическая зависимость

http://complist.ru

31 Алекс (гость) 18.01.2008 06:27

Я брошу комп. игры! Очень скоро, а пока 85.192.131.100:27015 заходите в Counter Strike

32 Татьяна (гость) 02.02.2008 15:55

Интересуюсь темой компьютерной игры профессионально:
работаю с детьми 6-16 лет вкомпьютерном зале.
Поначалу хотела отказаться от игр совсем.
Но… Оказалось, что в них не только польза для ребенка,
но и необходимость. Об этом явлении можно говорить что угодно, но выбросить из жизни не получится.
А раз оно есть — надо изучать.

33 anka (гость) 10.12.2008 20:28

спасибо большое за всю информацию)
очень помогло для работы над докладом!

34 Leo (гость) 27.04.2009 12:37

Столько негативных отзывов о статье… Не хватает только их обоснования.

35 Елена (гость) 07.05.2010 08:08

Я работаю психологом и на эту тему проводила собственное исследование. мои выводы: Если у подростка есть тенденция к агрессивности, то компьютерные игры могут, так сказать усугубить ситуацию, но в некоторых случаях, наоборот, компьютерная игра помогает в мирном русле снять гнев, раздражение. А зависимость формируется однозначно вообще от компьютерных игр, интернета. У самой ребенок подвис на этом.

36 Bvz (гость) 05.06.2010 20:16

пропаганда плохо связанная с правдой.

37 гамовер (гость) 27.09.2010 00:10

Виртуальный мир гораздо круче реального. Я считал, что все вокруг — унылое говно, как и моя жизнь, пока не сыграл первый раз в компьютерную игру.
Это роман длиною в жизнь.

38 Creekswourtut (гость) 23.01.2012 03:03

Hello! Just want to say thank you for this interesting article! =) Peace, Joy.

39 Roguecigtouse (гость) 02.02.2012 19:28

Hello. xaxanjasdijwewe And Bye.

40 CorsaiR (гость) 17.02.2013 18:54

Блять, какой то ебан написал статью!!! Всё это — БРЕД! Компьютерные игры НЕ ВЛИЯЮТ на ппсихику, они только УЛУЧШАЮТ реакцию человека! ВЫ ВСЕ СУКИ ЕБАНЫЕ!! КОМП. ИГРЫ ЭТО ОХУЕННО И ПИЗДАТО! И мне похую, что вы посчитаете меня психом! СОСИТЕ!

Страницы: 0 | 1

Имя:
E-mail:
Open-ID:
введите код с картинки:


Правила:
Разрешены тэги: <b>, <i>, <u>. Если хотите дать ссылку - пишите ее просто: http://... Все поля обязательны. Ваш email на странице отображаться не будет.


Смайлики:
:) :( ;) :D :lol: :eek: :mad: :weep:
Текст сообщения:


Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / психология и интернет / Психология компьютерной игры как проблема интегральной психологии личности
Еще в рубрике:

4Максим Юрин
Видеозаписи лекций и конференций по психологии теперь можно бесплатно посмотреть в Интернете!


14В. Ю. Меновщиков
Психологическая помощь в сети интернет


7Анатолий Харитонов
Основные направления изменения личности современного человека в условиях информационного общества


19Юлия Кленова
Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с Интернет — зависимостью


7О. Смыслова
Эмпирическое исследование психологических последствий применения информационных технологий.


26И. Шевченко
Некоторые психологические особенности общения посредством Internet


12Анастасия Жичкина
О возможностях психологических исследований в сети Интернет


100Анастасия Жичкина
Социально-психологические аспекты общения в Интернете


12Мясников Илья Николаевич
Возможность применения компьютерных игр в качестве проективного метода исследования личности.


8Эллина Губенко
Опросник установок по отношению к Интернету


12Смирнов Ф. О.
Естественный язык и компьютер: деструктивное влияние или очередной этап эволюции?


57В. Нестеров
К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете


18Анастасия Жичкина
Шкала Интернет-зависимости А. Жичкиной


6Львова А. И., Рязанцева И.А.
Интернет-тренинг как новая возможность групповой психологической работы


60Смирнов Ф. О.
Навигация веб-сайта: лингвокультурные особенности


28А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская
Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью


19Мария Сокольская (Сутула)
Игровая деятельность в Интернете


4А.А. Сакбаев
Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированности


15Смирнов Ф. О.
Язык общения компьютерщиков: потребность в аффилиации или нечто большее?


35Анастасия Жичкина
Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста


5Роман Золотовицкий
Интернет и социометрия


161М.С. Иванов
Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр


62М.С. Иванов
Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека


13Евгения Раевская
Черты личности Интернет-зависимых и Интернет-независимых пользователей


23В. Голованевская
Особенности Я -концепции как фактор формирования аддиктивного поведения


9Софья Кремлева
Чат «Сибирские Партизаны» как сетевое сообщество


3В. Фриндте, Т. Келер
Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении


25В. Нестеров
К вопросу о динамике сетевых сообществ


8И. Васюков
Село Компьютеррово и его обитатели (Законы жизни компьютерной и Интернет — культуры)


5И. Васюков
МЖК, КСП, ВОК и другие … в Интернет

Поиск