ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Обучение в массовой средней школе как фактор ухудшения детско-родительских отношений
(педагогическая психология)
В статье описываются проблемы, которые являются следствием необходимости обучения детей в средней школе. Особое внимание уделяется наиболее частым сложностям во взаимоотношениях родителей и педагогов. Авторы делают вывод, что обязательное среднее образование, в том виде, в котором оно существует сейчас в России, наносит вред личности ребенка, его адаптации и его взаимоотношениям с родителями. [ читать дальше ]
Развивающие возможности биологической обратной связи в различной образовательной среде.
(педагогическая психология)
Статья посвящена описанию результатов исследования эффективности биологической обратной связи в развитии высших психических функций у младших школьников. Использовался вариант биологической обратной связи на основе регистрации частоты сердечных сокращений. Изучались дети с разной образовательной средой (обычной и обогащенной музыкальным дополнительным образованием). Оценка полученных результатов проводилась по разработанной группе психодиагностических методик. Показана эффективность этого метода. коррекции произвольной регуляции когнитивных функций памяти и внимания.
Ключевые слова: Биологическая обратная связь, внимание, младшие школьники, развитие, тест Струпа, тест Бурдона, частота сердечных сокращений. [ читать дальше ]
Место и роль общего практикума в профессиональной подготовке психолога : рефлексия студентов факультета психологии МГУ в свете модели контекстного обучения А.А.Вербицкого
(педагогическая психология)
В статье изложены основные положения инновационной модели обучения студентов в вузе А.А. Вербицкого и некоторые результаты опроса студентов факультета психологии МУ относительно места и роли общего психологического практикума в профессиональной подготовке психолога. В модели А.А.Вербицкого предпринята попытка разрешить принципиальное методическое (если не методологическое ) противоречие высшего профессионального образования, заключающееся в том, что студенты , обучаясь в вузе, в процессе учебной деятельности должны овладевать основами будущей профессиональной деятельности. Оценка студентами места и роли общего психологического практикума в профессиональной подготовке психологов оказалась соотносимой и согласующейся с основополагающими принципами модели контекстного обучения в высшей школе А.А. Вербицкого. [ читать дальше ]
Автор:Е.П. Кринчик
Автор:Е.П. Кринчик

Произвольность высших психических функций. Возможности коррекции в рамках образовательного учреждения
(педагогическая психология)
Современная образовательная система сталкивается с тем, что многие дети
приступают к обучению в общеобразовательных учреждениях, будучи
функционально незрелыми. Растет количество детей с диагностированным
синдромом дефицита внимания. Это приводит к трудностям адаптации в
школьной среде, и оказывает негативное влияние не только на процесс
обучения, но и на формирование межличностных связей. Одним из новых и
эффективных методов диагностики и коррекции произвольности высших
психических функций является метод биологической обратной связи. [ читать дальше ]

Опросник «Список компетенций педагогической деятельности»: предварительная проверка психометрических свойств
(педагогическая психология)
Нами разрабатывается многошкальный опросник «Список компетенций педагогической деятельности» (cКПД) . Опросник содержит 35 утверждений (компетенций), классифицируемых нами в соответствии с функциональными компонентами педагогической деятельности (гностическим, проектировочным, конструктивным, коммуникативным, организаторским), которые характеризуют, по Н.В. Кузьминой, педагогические системы в действии. [ читать дальше ]
Автор:Юрий Тукачёв

Автор:Р.В. Комаров


Психологическое моделирование целеполагания и принцип псевдосвободы выбора цели в учебной деятельности
(педагогическая психология)
Предметом данной статьи является выявление связи между пониманием категории свободы и исследованиями сферы целеполагания. В первую очередь эта проблема будет нас интересовать в аспекте влияния разрешения оппозиции свобода-детерминизм на построение экспериментальных моделей целеполагания.
. [ читать дальше ]
Автор:А.Ф. Коган

Диагностика целеполагания в педагогике: общие требования к построению компьютерных тестов целеполагания
(педагогическая психология)
Практическая психология и социальная работа. №2. Киев, 2000. С.22-26.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема познания специфики механизмов целеполагания актуальна в различных сферах интеллектуальной и коммутативной деятельности. Однако в наиболее явной форме эта потребность ощущается в педагогике. Исследования психологических механизмов процессов постановки целей в учебной деятельности, проведенные за последние десятилетия рядом авторов [5-10,13], способствовали в значительной мере разработке теории целеполагания. [ читать дальше ]
Автор:А.Ф. Коган

Проблема формирования интереса в контексте решения образовательных задач в рамках вуза
(педагогическая психология)
Проблема, затрагиваемая нами в настоящей работе, заключается в обозначении главного условия, при наличии которого возникает и может проявиться интерес студента к учебе, а следовательно, и эффективность учебного процесса. Выражаясь конкретнее, речь идет о формировании интереса студента к учебной деятельности.
Понятие интереса весьма сложное понятие, однако, в данном контексте целесообразно выделить некоторые его аспекты.
Интерес представляет собой развернутую вовне, в социальную реальность потребность, которую реализует субъект в форме мотива. [ читать дальше ]
Автор:В.М. Симонов

Интегрирование одаренности в социо культурное пространство как психолого-педагогическая реальность
(педагогическая психология)
Актуальность проблемы интегрирования одаренности в социо-культурное пространство обусловлена такими феноменами как феномен «снятия» одаренности по мере взросления, феномен личностной деградации, перерождения творческой судьбы и феномен неполной реализации в силу внешних неблагоприятных условий
(Грязева В.Г., 1993 г.).
В данной работе описаны некоторые эмпирические факты, выявленные в рамках экологического подхода к развитию и реализации одаренности. Методологическим основанием эмпирического анализа проблемы является концепция «экология творчества» (Грязева В. [ читать дальше ]
Автор:Н.В.Маркина

Пcихологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза
(педагогическая психология)
Актуальность выбранной темы обусловлена углубляющимися процессами гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования в России, основным содержанием которых является формирование творчески многогранной и гуманистически ориентированной личности будущего инженера.
В отличие от общей креативности, такой её аспект как коммуникативная креативность по настоящее время остается недостаточно изученным явлением. Наибольший вклад в раскрытие проблемы внесён педагогической наукой, в психологии же преобладает декларативно-описательный подход. [ читать дальше ]
Автор:Т. Ю. Осипова