Путешествие в психодраму. Жанна Лурье, Павел Корниенко

Автор: Павел Корниенко
Опубликовано: January 26, 2010, 11:15 pm

Ключевые слова (теги): психодрама

Оценка посетителей сайта:  2.00  (проголосовало: 1)
Жанна Лурье — психодраматист, гештальт-терапевт, психолог-психотерапевт. Тренер Федерации Психодраматических Институтов России. Тренер образовательных программ МИГИП по гештальту и психодраме. Зав. каф. психологии НОУ ИСПТ.


Павел Корниенко — психодраматист, психолог-психотерапевт, ведущий терапевтических и обучающих программ, тренер ИГПиСП.



Что такое психодрама?


Рассказывать о психодраме непросто, но очень интересно. Это как рассказывать о вкусе мороженого человеку, который никогда его не пробовал. Или объяснить, что такое кино, тем, кто его никогда в жизни не видел. Можно описать, что такое кино, рассказать, как оно устроено, и что можно увидеть на экране. Но очень сложно объяснить, как это может захватывать, как это может быть интересно и красиво, и насколько важным может быть увиденное на экране, когда история героев фильма чем-то напоминает собственную жизнь.

Психодрама — это метод групповой психотерапии. Она основана на разыгрывании разнообразных сцен и ситуации. И у психодрамы есть два применения — она может быть способом для решения личных сложностей человека, а может быть средством для самопознания и саморазвития. И эти два применения естественно сопутствуют и дополняют друг друга.

Когда-то давно, на заре 20-го века, Зигмунд Фрейд изобрел новое явление — психотерапию. Он наглядно показал, что каждый человек имеет что-то, что существует помимо его сознания и воли, так называемое бессознательное. И это Бессознательное очень сильно влияет на жизнь: в душе человека постоянно происходят какие-то осознанные и бессознательные процессы. Мы вспоминаем прошлое и представляем будущее, мысленно ведем диалоги (со значимыми для нас людьми и сами с собой). В душе и голове у каждого из нас происходят разные события: возникают чувства, приходят мысли, ведутся споры. Мы что-то думаем о себе, как-то оцениваем себя и других, о чем-то тревожимся. Иногда мы даже конфликтуем сами с собой. И все это многообразие внутреннего мира может быть разыграно на психодраматической сцене с помощью участников группы.

Человек, который разыгрывает свой внутренний мир (в психодраме его называют протагонистом) может посмотреть со стороны, как устроен его внутренний мир. Благодаря этому, он может понять, что именно он хочет изменить и каким образом он может это сделать. Порой эти изменения достаются с большим трудом. Ему приходится переживать сложные чувства, от которых он долгое время убегал, принимать непростые решения в своей жизни, прощаться с теми, с кем очень больно расставаться.

Вот что пишет одна из участниц психодраматической группы: «…после работы очень изменилось отношение к повседневной_обычной_системной_рутинной жизни. Как будто посмотрела на нее со стороны и вошла обратно уже более осознанно, с кардинально новым видением и пониманием происходящего…»

Помимо внутренней жизни, у каждого есть жизнь социальная. У каждого из нас иногда возникают сложности с близкими, друзьями или коллегами по работе. И иногда важно понять, как именно стоит себя вести в тех или иных отношениях, или что именно нужно сделать, чтобы изменить ситуацию. Разыгрывая свою историю на психодраматической сцене, можно пробовать другие способы взаимодействия с людьми и осваивать новые роли, чтобы потом, привнося это новое в свою жизнь, суметь ее изменить.

Изначально психодрама — это метод групповой психотерапии. Однако в течение последних 30 лет она активно применяется и в индивидуальной работе с клиентами. В индивидуальном режиме терапевт и клиент работают один на один. В качестве помощников они могут использовать стулья, разнообразные игрушки или что-то еще… В группе же терапевту и клиенту помогают все участники группы.

Психодраматические группы обычно состоят из 8 — 16 участников и ведущего психодрамы (его называют Директором). Группы бывают длительными — от нескольких месяцев до нескольких лет, и короткими — на несколько часов или 1-2 дня. Длительные группы обычно закрыты и не предполагают возможность присоединения к ним новых участников.

Работа группы начинается с разговора или простых упражнений, которые облегчают общение между участниками и способствуют возникновению атмосферы доверия и сплоченности. Потом ведущий спрашивает: «Кто хотел бы поработать над своей проблемой в психодраматическом действии?» И из тех людей, кто проявил желание поработать, выбирается один или два человека. В длительной группе процесс организован таким образом, чтобы каждый, кто хочет поработать над своей проблемой, смог это сделать (возможно, и несколько раз).

Участник, который работает в группе над своей личной темой, на время этой работы называется протагонистом. Он выбирает из участников группы действующих лиц на роли значимых людей из своей жизни. Для того чтобы играть эти роли, не требуется никаких актерских способностей, скорее наоборот — актерские способности иногда мешают. События, происходящие в психодраме, всегда рождаются прямо в процессе действия.

Психодраматическая группа устроена таким образом, чтобы каждый из ее участников в каждый момент времени мог что-то получать для себя, вне зависимости от того, является ли он протагонистом, играет роль в психодраме другого человека или является зрителем.

В психодраме не оцениваются и не интерпретируются работы протагонистов, мнения или чувства других участников группы, не дают советов — работа строится на уважении к каждому – к его мыслям, чувствам, переживаниям и имеющемуся жизненному опыту.

Темой для работы в психодраме может быть любая проблема клиента, любой вопрос, который его волнует и на который ему важно найти ответ. Это может быть почти все что угодно: выбор работы или выбор супруга, повышение качества жизни или проблемы в отношениях с людьми, обретение внутренней свободы или поиск смысла жизни. Психодраматическое действие — это творческий процесс поиска конструктивного решения. Человек не всегда сразу приходит к нему, но часто получает возможность найти верный путь.

В психодраме проигрываются сцены из недавнего или очень далекого прошлого. Вспоминаются истории, в которых для человека происходило что-то значимое и важное. Протагонист может принести на группу какой-то конкретный неприятный эпизод из своей жизни, воспоминания о котором вызывают много негативных или спутанных чувств. В психодраме можно «вернуться» в него и понять, что именно произошло в той сложной ситуации между людьми, и какие именно чувства переживались в тот сложный момент. Это позволяет найти место множеству разнообразных чувств, которые сопровождали человека долгие годы, найти возможность «отпустить» мучившую его ситуацию.

Иногда значимый терапевтический эффект дает проживание своего прошлого по новому, хорошему сценарию. Протагонист, если захочет, может создать для себя новый, недостающий ему опыт. Например, мальчик, который никогда не видел отца и не чувствует его присутствия в своей жизни, во время работы впервые встретится с «психодраматическим» отцом, чтобы услышать от него слова любви и принятия. Это может оказаться для взрослеющего мужчины очень важным и целительным.

В некоторых ситуациях психодраматическое действие может быть не реальным, а символическим. Человек, рассказывая о своей ситуации, может описать ее как «грабли, на которые он постоянно наступает». В психодраме есть уникальная возможность встретиться с «граблями» — и поговорить с ними. Узнать, давно ли они с ним, откуда взялись и зачем бьют по лбу. Может быть, найти им какой-то лучшее применение — «не на дороге лежать, а быть полезным инвентарем в приусадебном хозяйстве».

А как много полезного можно узнать из чудесных образов «топтаться на одном месте», «не могу себя заставить», «биться лбом об стену», «переступить через себя». И как хорошо найти альтернативу этим метафорам, чтобы «миновав препятствия, обрести Себя».

Символическое действие позволяет работать с событиями прошлого, если они слишком тяжелы для того, чтобы в них возвращаться. Оно также может быть уместным в ситуациях, когда протагонисту трудно или неловко о чем-то говорить в группе именно сейчас. И иногда полезнее сделать драму не о боли в отношениях, а о судьбе «ежика без иголок».

В психодраматическом действии можно спроектировать и проиграть желаемое будущее протагониста. Это позволяет пристальнее рассмотреть его и почувствовать, действительно ли оно столь желаемо? А может быть понять, почему оно не наступает? Или что можно сделать, чтобы к нему приблизиться? Встреча с будущим побуждает человека задумываться о собственных целях и ценностях. Правда, реальное будущее всегда получается отличным от разыгранного в психодраме, но опыт разыгранного будущего часто оказывается важным для жизни в настоящем.

В психодраме можно разыграть внутренний конфликт. Например, практически каждого касается ситуация выбора между «можно», «нужно» и «хочу»… Мы часто говорим себе: «Надо делать это…, надо делать то…». И в это же самое время что-то внутри сопротивляется и канючит: «Не хочу…, не буду!…». И эти два голоса могут встретиться друг с другом в психодраматическом пространстве, чтобы протагонист смог увидеть, в чем глубинный смысл этих разногласий, посмотреть «как будто другими глазами», увидеть картину целиком. А может быть эти голоса услышат и поймут друг-друга — сами или с помощью посредника. И протагонисту может быть очень важно постепенно учиться быть таким посредником для собственных голосов.

Психодрама работает не только благодаря совместному творчеству протагониста и директора, но и благодаря тому, что это происходит в одном пространстве с другими людьми. Группа является мощнейшим фактором в работе психодраматиста. Только в группе, где есть много доверия и поддержки (которые, конечно, появляются далеко не сразу), можно «отправиться в путешествие по собственной жизни». И именно присутствие группы в этом путешествии может оказаться наиболее ценным. Групповая психотерапия как нельзя лучше подходит для решения проблем, связанных с взаимодействием с другими людьми. Обычно в группе проявляются типичные сложности, которые возникают у человека в общении в повседневной жизни. Работа в группе непосредственно с отношениями, возникающими между людьми, часто позволяет увидеть и почувствовать ситуацию с максимально возможного количества разных сторон и взглянуть на нее другими глазами. Здесь, в безопасной обстановке группы, человек может попробовать сделать что-то иначе (попросить о помощи, заявить о себе, увидеть в другом человеке не «призрак из прошлого», а реального «другого»…). А получив подобный опыт, участники группы получают возможность апробировать новые способы поведения в реальной жизни.

Часто так бывает, что, только попав в терапевтическую группу, человек на самом деле начинает понимать, что его проблемы отнюдь не уникальны, а, так или иначе, волнуют практически всех присутствующих. И в этой «общности человеческих сложностей» есть большая поддержка для всех участников группы.

Многие считают, что если «драма», значит — страшно и «плакательно». Но это не так… Психодрама бывает смешной и веселой, грустной и трогательной, пугающей и завораживающей… В общем, бывает все, что случается с каждым из нас в нашей обычной жизни… Психодрама – это путешествие в свой собственный внутренний мир, в котором человек может встретиться с самым разным «самим собой». Это Путешествие позволяет лучше понять самого себя, а поняв, найти способ что-то изменить. И ощутить себя Режиссером, Художником, Творцом своего внутреннего мира.

Статьи автора

Количество статей: 5

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Павел Корниенко
Опубликовано: January 26, 2010, 11:15 pm
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

1 prosvet Участник базы психологов  22.11.2010 16:59

Интересно, я училась психотерапии у Загряжской Е.А. а недавно нашла центр психологической помощи, где проходят терапию психодраммой http://vprosvet.ru/ И действительно на занятиях за небольшой отрезок времени можно прожить целую жизнь, что позволяет подумать, принять решения, выбрать, почувствовать отношения других людей…)))

Имя:
E-mail:
Open-ID:
введите код с картинки:


Правила:
Разрешены тэги: <b>, <i>, <u>. Если хотите дать ссылку - пишите ее просто: http://... Все поля обязательны. Ваш email на странице отображаться не будет.


Смайлики:
:) :( ;) :D :lol: :eek: :mad: :weep:
Текст сообщения:


Я ознакомлен(а) и принимаю условия использования сайта и политику конфиденциальности

Комментирование статей отключено

Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / психотерапия и консультирование / Путешествие в психодраму. Жанна Лурье, Павел Корниенко
Еще в рубрике:

7Пучкова Юлиана Олеговна
Возможности игротерапии и юнгианской песочной терапии (sandplay) в работе с психосоматическими состояниями у детей


6nesvitsky
Любить нельзя использовать


В. Ю. Меновщиков
Программа по клиенто-центрированной терапии и человеко-центрированному подходу (под руководством А.Б. Орлова и В.В. Колпачникова) | Москва, октябрь 2013


9Пучкова Юлиана Олеговна
«Свет в сердце тьмы». Группа по преобразованию тяжелых переживаний |Москва, апрель — июнь


15Пучкова Юлиана Олеговна
Аналитическая работа с психической травмой


3Гигуца Бучашвили
Виртуальный семинар (вебинар) Ведущий Валерий Мершавка психолог — аналитик, писатель, переводчика более 100 книг и статей


2Гигуца Бучашвили
Видео материал IV Международной московской конференции «Глубинная психология на пороге перемен»


8Галина Бедненко
Галина Бедненко. Вечный подросток как архетипический комплекс и социальная роль


7Игорь Александрович Фурманов
Интегративная групповая психотерапия агрессивного поведения подростков


6
Три месяца с Евангелионом: опыт групповой аниметерапии


1Павел Корниенко
Путешествие в психодраму. Жанна Лурье, Павел Корниенко


10Галина Бедненко
Галина Бедненко. Современная вампириана: К новой мифологии


6Вадим Ротенберг
Левое полушарие и психотерапия


5asik
XV Семинар Фрейдова Поля в России | Москва, 4 — 5 декабря 2009


3Галина Бедненко
Галина Бедненко. Метод Таро-драмы: драматическое путешествие Героя по Старшим арканам


11Федор Коноров
Интимная зона психотерапевта


11Алексей Большанин
Пустота и экзистенциальный вакуум: перспективы экзистенциальной терапии


1
Марина Владимирова-Крюкова, Галина Бедненко. Психотерапевтическая работа с глиной


2Семёнова Анна
Метод сказкотерапии в коррекции супружеских отношений


4Галина Бедненко
Галина Бедненко. Красавица и Чудовище: социально-ролевой и интрапсихический анализ сказки


10Александр Сосланд
Психология восприятия психологии. Ироническое эссе


Карен Сили
Психотерапия травмы и травма психотерапии (терапевты об 11 сентября 2001)


3
«Рике с Хохолком»: юнгианский анализ сказки


2А.Барышева
Выпускать ли джина из бутылки? (психодраматические техники – в работе с персоналом организации)


2Галина Бедненко
Бедненко Г.Б. Образы и сюжеты внутренней реальности как реконструкция личного мира: ловушка подхода


Жорняк Е.С., Савельева Н.В.
Нарративная психотерапия


4Вероника Нида
О «Плейбек-Театре»


30Дмитрий Трунов
И снова о „профессиональной деформации“…


Александр Сосланд
Счастье от безумия


1Кэти А. Малчиоди
Работа с детьми и их рисунками

Поиск