Исследования политического менталитета с применением психосемантических методов в отечественной психологии [5]
Автор: Наталья ШавшуковаОпубликовано: October 30, 2001, 12:00 am
Примером первого подхода могут служить исследования А.Г.Шмелева, В.Ф.Петренко, О.В.Митиной. Целью работы А.Г.Шмелева было создание универсального теста социального мировоззрения «как инструмента измерения социально-психологических установок, который был бы по возможности независим от конъюнктуры и давал психологам и политологам более устойчивый измерительный эталон». Это, как считает автор, «позволило бы осуществлять оперативный мониторинг за изменением социально-психологических установок как определенных групп населения, так и отдельных политических группировок и политических деятелей» [53].
На протяжении нескольких лет В.Ф. Петренко и О.В. Митиной был проведен ряд психосемантических исследований политического менталитета жителей России и ближнего зарубежья. Их исследование образа политической и экономической реформ в сознании россиян, проведенное в 1994 1995 годах это также пример попытки построить универсальное семантическое пространство, которые охватывало бы многие политические явления и субъекты. Опросник, разработанный авторами специально для этих целей, в качестве объектов содержал различные экономические и политически реалии российской действительности, в числе которых были социальные институты и политические деятели. 53 дескриптора описывали возможные последствия этих политических и экономических событий или деятельности институтов и лидеров. В ходе данного исследования Петренко и Митиной удалось выявить шесть факторов, определяющих восприятие политических и экономических реалий российского общества образца 1995 года. Эти факторы следующие: «Демократизация общества Тоталитаризм», фактор моральной оценки, фактор «Экономической целесообразности нецелесообразности», фактор «зависимости от развитых стран», фактор «криминальной экономики» и последний, шестой фактор фактор «Обороноспособности». [39]
Попытки реконструкции целостного представления людей о политических реалиях, несомненно, дают много информации и позволяют рассмотреть различные аспекты политического менталитета. Тем не менее данный подход выглядит очень трудоемким и громоздким. Заполнение анкет занимает много времени, и это может исказить результаты исследования. К тому же сложная формулировка вопросов может вызывать трудности у респондентов с невысоким уровнем образования: например, когда им предстоит оценить, как «Лужков» влияет на «Интеграцию в мировую экономику».
Другая серия исследований посвящена отдельным политическим реалиям: партиям и политическим лидерам.
Примером анализа отношения к политическим лидерам с применением психосемантических методов могут служить исследования, проведенные Е.Б. Шестопал [48], И.Г. Дубовым и С.Р. Пантилеевым [21].
В.Ф. Петренко и О.В. Митина в своих исследованиях также анализировали частные политические явления, в т.ч. политические партии При психосемантическом анализе политических партий испытуемыми выступали как сами члены этих партий (исследование 1991 и 1992 годов), так и рядовые избиратели (1992, 1995 год).
Исследование 1995 года проводилось непосредственно накануне выборов в парламент. Большинство испытуемых были студенты и военные. В результате факторного анализа было выделено пять факторов: «Тоталитарный изоляционизм, с акцентом на усиление военного потенциала Ориентация на Запад, экономическая и политическая открытость», «Социально ориетированная экономика Криминализированная экономика», «Предсказываемый рейтинг партий», фактор «Субъективных предпочтений» и фактор «Традиционной коммунистической идеологии» [39]. Часть этих факторов повторилась в вышеописанном исследовании политического менталитета, проведенном в 1997 году.
В своем прошлогоднем исследовании мы использовали также психосемантические методы для анализа политического мировоззрения. Основной целью работы было построение семантического пространства партий в контексте основных идеологических направлений. Несмотря на очевидные недостатки: громоздкость методики, небольшую численность и качественную разнородность выборки, были получены интересные данные.
Результаты оказались следующими: на восприятие респондентами политических организация влияет пять факторов: фактор популярности, второй фактор «либерализм агрессивность», третий фактор «Коррумпированная экономика», четвертый фактор левой правой идеологии и пятый фактор консерватизма.
Эти факторы качественно сходны с теми, которые были получены в исследовании Петренко и Митиной в 1995 году и отчасти повторяют результаты исследования 1997 года. Это позволяет предположить, что в сознании россиян есть определенные инварианты, которые определяют восприятие политической реальности.
Кроме выявленных факторов, в нашем исследовании было обнаружено, что заявленная партиями политическая идеология совпадет с той, которую им приписывают избиратели. Но это относится только к тем партиям, которые открыто обозначили свою позицию в названии и программных документах.
Помимо этого, выяснилось, что партии, входящие в предвыборные блоки с четко обозначенной идеологией, обнаруживают значительную корреляцию между собой, воспринимаются как похожие, а те, что образуют блок с неопределенной идеологической ориентацией, таковыми не воспринимаются. К примеру, организации, входившие в блок ОВР на прошлый парламентских выборах, практически не обнаруживают корреляций, а объединения, составлявшие блоки «КПРФ За Победу» и СПС значимо коррелируют между собой.
В результате факторного и корреляционного анализа был обнаружен интересный факт: социал-демократическая идеология в сознании отечественного избирателя расположена в правом секторе политического поля, а консервативная напротив, «сдвинута» влево. Поскольку наша нынешняя работа во многом повторяет исследование, проведенное в прошлом году, мы сможем проверить, насколько данные тенденции устойчивы во времени и будут ли они проявляются у разных категорий избирателей.Оглавление:
Приложения
Количество статей: 1
Статьи
Добавить в «любимые статьи»
Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Наталья Шавшукова
Опубликовано: October 30, 2001, 12:00 am