Детерминанты политического выбора [2]

Автор: Наталья Шавшукова
Опубликовано: October 30, 2001, 12:00 am
В рамках социологии и политологии разработано три основных подхода, объясняющих электоральное поведение.

Сторонники «социологического подхода» утверждают, что выбор при голосовании обусловлен не сознательными политическими предпочтениями (каковых у большинства просто нет), а принадлежностью к большим социальным группам. Каждая из этих групп обеспечивает той или иной партии стабильную базу электоральной поддержки. Сам же акт голосования оказывается проявлением солидарности индивида с группой, а вовсе не свободным волеизъявлением. Такое поведением избирателей было названо экспрессивным [17]. Традиционный механизм электорального поведения отражен в классической «генетической» модели Липсета — Роккана (США), согласно которой на выбор граждан влияет сочетание пяти обстоятельств: общественного положения, уровня доходов, места жительства, уровня образования и религиозной принадлежности.

Позднее к этой политологической модели Инглхарт добавил еще и идеологический фактор. Это развитие схемы было связано с постепенным вытеснением в общественном сознании индустриально развитых стран традиционных ценностей (следовательно, традиционного размежевания по линии «консерватизм — либерализм», «правые — левые») постматериальной системой ценностей, носителями которых являются преимущественно новые, высокообразованные и приспособленные к жизни в условиях развития информационного общества социальные группы. [24]

По традиционной модели Липсета — Роккана считалось, что люди со скромным достатком, невысоким уровнем образования, со статусом рабочего или мелкого служащего тяготеют к партиям либерального (левого) окраса, они выбирают, например, социал-демократию, за ее приверженность либеральным, социально-экономическим ценностям. Напротив, люди высокообразованные, со значительным социальным статусом и хорошими доходами образуют возможную массовую базу консервативных сил. Сравнительно более религиозная часть населения в свою очередь, симпатизирует партиям, связанным с религией. Подобный алгоритм выбора был, в основном, справедлив для западных демократий вплоть до 80-х годов, но, к примеру, во Франции, Англии или Дании религиозный фактор не был решающим. [58]

Если в первой половине прошлого века основой процесса формирования политических предпочтений жителей Западной Европы и США был раскол между двумя классами — буржуазией и рабочими, то в настоящее время на выбор при голосовании все больше определяется ценностями и различными личностными факторами. [25, 68, 72]

Второй подход к объяснению электорального поведения назван социально-психологическим. В данном случае объектом, с которым идентифицируются и солидаризируются избиратели, выступает не большая социальная группа, а партия. Склонность голосовать за определенную партию вырабатывается у индивида в ходе ранней социализации. Человек голосует так, как голосовали его отец, дед и более отдаленные предки. [17]

Представители рационально-инструментального подхода считают, что каждый гражданин голосует за ту партию, которая, как он полагает, предоставит ему больше выгод, чем любая другая. Основатель этого подхода А. Даунс считал, что ведущую роль в соответствующих оценках играют идеологические соображения. Избиратель делает выбор исходя из того, сможет ли он лично улучшить свое материальное положение в новых экономических условиях. Соответственно, реальные результаты экономической политики правительства не принимаются во внимание. [17]

Как показали исследования, все три модели «работают» в посткоммунистических странах, но с некоторыми оговорками [17].

Согласно социологическим опросам, проведенным непосредственно после выборов 1999 года существует устойчивая связь между определенными демографическими характеристиками человека и его политическими предпочтениями. К примеру, за ЛДПР чаще голосуют мужчины, чем женщины, среди избирателей КПРФ больше пожилых людей с невысоким уровнем образования чаще, чем среди сторонников других партий, москвичи на прошлых парламентских выборах чаще отдавали предпочтение блоку ОВР, чем жители других регионов России, а избиратели «Единства» — в большинстве своем — жители восточных областей страны, сторонники СПС и «Яблока» как правило, проживают в крупных городах и т.д. [11, 81, 88, 89]

Политические психологи, в свою очередь, выдвинули множество теорий, объясняющих политическое поведение с психологической точки зрения. Взаимосвязь личностных характеристик и политических предпочтений отмечалась психологами уже давно. Примером могут служить классические работы Т. Адорно, Г. Лассвелла, Айзенка и других [56, 60, 69] Личностные черты, присущие сторонникам различных политических направлений, изучались многими западными и отечественными психологами [например, 15, 24, 61].

В ряде психолого-политических концепций подчеркивалась ключевая роль семейного воспитания в развитии взглядов на общественные отношения. Предполагалось, что политические установки человек усваивает в ходе ранней социализации, и детский опыт оказывает огромное влияние на последующее формирование политических убеждений[47, 56, 59].

Психологи — когнитивисты считают, что поскольку выбор модели политического поведения опосредуется взглядами и ценностями человека, необходимо прежде всего изучать политическое мышление. [3, 4, 47] Хильда Химмельвейт в рамках когнитивного подхода предложила модель голосования как принятия решения или «потребительскую модель». Политический выбор совершается по аналогии с покупкой в магазине. Избиратель, отдающий свой голос, ищет максимального соответствия между набором установок и партийными программами [68]. Эта теория в общих чертах сходна с точкой зрения представителей социологического рационально-инструментального подхода на объяснение политического поведения.

Оглавление:



  1. Введение
  2. Политические организации и их идеология в современной России
  3. Детерминанты политического выбора
  4. Психосемантические методы в исследовании политического мировоззрения
  5. Исследования политических установок в рамках подхода Г. Айзенка
  6. Исследования политического менталитета с применением психосемантических методов в отечественной психологии
  7. Программа исследования
  8. Факторы, определяющие восприятие политических организаций
  9. Характеристики предпочитаемой партии у людей различных политических ориентаций
  10. Восприятие политических организаций в контексте основных идеологических направлений
  11. Выводы и заключение
  12. Литература

    Приложения


  13. Приложение | Факторное пространство: сторонники «Единства»
  14. Приложение | Факторное пространство: сторонники «Яблока»
  15. Приложение | Факторное пространство: сторонники ОВР
  16. Приложение | Факторное пространство: сторонники СПС



Статьи автора

Количество статей: 1

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Наталья Шавшукова
Опубликовано: October 30, 2001, 12:00 am
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Флогистон / Детерминанты политического выбора [2]
Еще в рубрике:

Елена Демидова
Экзистенциальный анализ и логотерапия | февраль 2014, Москва


Наталья Тарасенко
14-15 апреля 2010 года Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Психологическое сопровождение приемных семей: теоретико-прикладные аспекты подготовки специалистов и замещающих родителей"


Константин Ефимов
Реальная фотография (не компьютерная графика)


Константин Ефимов
Август 1999.

Поиск