ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОГ

23 октября 2007
1:45
Психотерапевтические приключения (путешествие в мир психотерапии глазами студентов) | Новосёлова Лидия, Невелева Екатерина
Какой из разделов психологии обычно вызывает у студентов-психологов наибольший интерес, а порой даже восторг и недоумение? Думаю, большинство из них согласятся с тем, что вне всякой конкуренции здесь находятся такие виды деятельности психолога как психологическое консультирование и психотерапия. Даже для выпускников психологических факультетов данные направления практической психологии остаются по большей части загадкой и требуют от специалистов дальнейшего обучения и длительной наработки своих практических навыков.

Также и для студентов нашего института психологии психотерапия остается неизменно привлекательна. Поэтому поистине счастливым случаем предстала перед нами возможность образовать творческую группу по психотерапии с преподавателями кафедры психологии профессионального развития (РГППУ, г. Екатеринбург), которые являются практикующими психологами и имеют собственный опыт психотерапевтической и консультационной работы.

В рамках занятий по психотерапии наши «учителя-наставники» давали нам возможность прикоснуться к удивительному миру сказкотерапии, символдрамы, песочной психотерапии, психодрамы и многих других направлений. Большие возможности открыла для нас и арт-терапия. Уже в течение нескольких лет на кафедре ППР (студентками Екатериной Невелевой и Лидией Новоселовой под научным руководством Лопес Е.Г.) разрабатываются и опробируются методики для сопровождения профессионального становления студентов психологов с применением различных арт-технологий (коллажей, рисунков, поделок и т.д.), которые позволяют студентам развивать свое профессиональное самосознание и легче адаптироваться к обучению в ВУЗе. Результаты работы нашли свое отражение уже в нескольких публикациях в том числе и на конференциях всероссийского и международного уровня.

Настоящим событием для нас стало известие о проведении в Астрахани с 27 сентября по 1 октября Международной научно-практической конференции «Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур». Дальше действовали по отработанной схеме: с помощью нашего научного руководителя (Е.Г. Лопес) были подготовлены и отправлены статьи для публикации, далее получено приглашение принять участие в конференции, затем решение организационных вопросов и беготня с оформлением командировок (никуда без этого не денешься) и вот мы уже на перроне Астраханского вокзала в предвкушении 5 незабываемых дней международной конференции по проблемам психотерапии!

В стенах гостеприимного и дружелюбного Астраханского государственного университета мы смогли узнать о современных тенденциях и проблемах психологического консультирования в образовании, семейного и организационного консультирования, успели познакомиться с особенностями работы психолога с психосоматическими больными и с клиентами в кризисных жизненных ситуациях. Кроме того, не упустили мы и возможность посетить мастер-классы настоящих светил психотерапии, в ходе которых мы смогли посмотреть как в реальности работают Вачков И.В. (сказкотерапия), Лидерс А.Г. (тренинг личностного роста), Якиманская И.С. (работа с травмой в консультировании), Кормушина Н.Г. (песочная терапия в работе со страхами), Ромек В.Г. (тренинг уверенности в себе), Погодин И.А. (современная гештальт-терапия) и многих других.

В родной университет мы вернулись с массой впечатлений, новых идей и в целом с абсолютно новым пониманием и видением мира психотерапии. Кроме того, к числу наших трофеев относится и внушительных размеров сборник материалов конференции, в котором наша скромная статья соседствует с работами известных психологов и психотерапевтов, в том числе и со статьей Ирвина Ялома.

В общем, как оказалось даже для простых студентов такие психологические приключения абсолютно реальны и очень полезны. Так что дерзайте, интересуйтесь, пишите, работайте и побеждайте. Все в ваших руках!

| Комментировать
22 октября 2007
17:13
Фотография посмертной маски Л.С. Выготского | Юрий Тукачёв
Выготский Лев Семенович (1896 — 1934) — выдающийся отечественный психолог, «гениальный человек, создавший советскую психологию» (Б.В. Зейгарник). Он разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Внес существенный вклад в различные области психологического знания — психологию искусства, общую психологию, детскую и педагогическую психологию, психологию аномальных детей, пато- и нейропсихологию. Идеи Выготского оплодотворили не только психологию и ее различные отрасли, но также другие науки о человеке (дефектологию, языкознание, психиатрию, искусствознание, этнографию и др.). И все это почти за десять последних лет своей жизни. С 1924 по 1934 год, постоянно болея туберкулезом, проведя много месяцев в больницах, Выготский написал в общей сложности 12 — 15 томов работ. Он не дожил до 38 лет …

А потом был 1936 год, когда вышло «знаменитое» постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпроса». Слово «педолог» стало ругательным. Педологию ликвидировали. Труды Выготского забыли на десятки лет.

Фотография посмертной маски Льва Семеновича Выготского
(Источник: LJ-сообщество «Психологоисторики»)

Ч/б фотография посмертной маски

Фотография рабочего стола Л.С. Выготского —
(Источник: LJ-сообщество «Психологоисторики»)

Lev Vygotsky Image Gallery

Посмертная маска — слепок из гипса или другого пластичного материала, снятый с лица умершего. Первоначальный слепок служил как форма для отливки посмертной маски из золота, бронзы и т.д. В древности, когда техника бальзомирования не позволяла сохранить лицо, при погребениях на лицо умершего накладывали погребальные маски из золота, дерева и т.п. Этот обычай существовал у многих народов и часто эти маски имели мало сходства с лицом умершего. С развитием скульптуры посмертные маски стали снимать как подготовительный материал при изваянии статуй, бюстов и надгробий. Посмертные маски сделанные профессиональными скульпторами считаются предметом искусства[Цитата из Википедии]

Комментариев: 3 | Комментировать
8 октября 2007
14:47
Лазерная чашка | Константин Ефимов
Это не оптическая иллюзия, а специальная техника фотосъемки.
Автор фото — Michael Ciuffo. Снято на цифровую камеру по следующей технологии:
Цифровая камера фокусируется на чашке, после чего свет в комнате полностью выключается, и выставляется большая выдержка.
Затем берется лазерная указка, и ею быстро проводится пара штрихов по чашке. Далее чашка убирается, а человек ставит руку так, как если бы она держала чашку. После чего дается вспышка.

Лазерная чашка

Комментариев: 5 | Комментировать
4 сентября 2007
12:20
Бесплатная электронная библиотека по психологии | Юрий Тукачёв
На информационно-аналитическом портале «Российская психология» размещена бесплатная электронная библиотека по психологии, в которой можно найти:
  • периодические печатные издания по психологии (Журнал «Вестник практической психологии образования» и «Национальный психологический журнал» в формате PDF);
  • сборники материалов психологических конференций;
  • алфавитный каталог ссылок на книги и статьи.

Комментариев: 62 | Комментировать
30 августа 2007
15:18
Оптическая иллюзия: окружности | Константин Ефимов
Это не пересекающие друг друга окружности, а вложенные:


Комментариев: 3 | Комментировать
27 июля 2007
14:49
Оптическая иллюзия: невозможные фигуры | Константин Ефимов
Невозможный треугольник:


А вот разгадка феномена:


| Комментировать
14:15
Иллюзия цветового восприятия — 3 | Константин Ефимов
В продолжение вот этой и вот этой иллюзий.

Смотрите в центр, и через некоторое время картинка изменится:


Комментариев: 2 | Комментировать
12:30
Говард Рейнгольд «Умная толпа» | Константин Ефимов
Мобильная связь и повсеместная компьютеризация уже начинают менять способы общения, трудовой и творческой деятельности, торговли, управления. Информационные технологии и их многообразное воздействие на различные сферы жизни общества — такова тема книги, предлагаемой вниманию читателей. Через десять лет, утверждает автор на основании многочисленных исследований, наблюдений и интервью, основные места средоточия населения Земли будут наводнены микросхемами, способными общаться друг с другом. Люди, оснащенные такими устройствами, составят «умные толпы», и их общение обретет невиданные прежде формы и возможности.

Собственно, в этой книге рассказывается про феномен так называемой «умной толпы» (smart mob).
http://lib.aldebaran.ru/author/reingold_govard/reingold_govard_umnaya_tolpa

Комментариев: 2 | Комментировать
21 мая 2007
21:16
Полный доступ к номерам журнала «Психология» (издается при Высшей школе экономики) | Константин Ефимов
Журнал «Психология» (издаваемый при ВШЭ) проводит акцию: в течение 3 дней начиная с 20 мая на сайте журнала бесплатно доступны полнотекстовые версии всех номеров за 2004-2006 г.
http://new.hse.ru/sites/psychology_magazine/rus/index.html
Все материалы в формате PDF.
Комментариев: 4 | Комментировать
16 мая 2007
20:27
Еще один неофициальный сайт психфака | Константин Ефимов
На этот раз — студентов первого курса
Форум I курса психологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
http://ncuxoff.net/

Я очень надеюсь, что этот сайт не пропадет, в отличие от psih.ru

| Комментировать
11 мая 2007
14:47
Приглашение принять участие в пилотажном исследовании | Юрий Тукачёв
Что за исследование? Приглашаю желающих принять участие в небольшом пилотажном исследовании, целью которого является апробация опросника. Для нас значимо собрать как можно больше данных, необходимых для проверки психометрических свойств опросника. К сожалению, я не смогу предоставить всем участникам обратную связь, опросник только апробируется (такая возможность появится после апробации и подготовки итогового опросника, который мы разместим на одном из тестовых серверов — http://virtualexs.ru c возможностью количественного представления результатов и вербальной интерпретации). Как скоро итоговый опросник появится на тестовом сервере напрямую зависит от количества участников, заполнивших пилотный вариант.
Как стать участником? Загрузите по ссылке форму в формате DOC, прочитайте инструкцию и заполните форму. Сохраните Ваши результаты — инструкция по сохранению в конце документа (формы).
Время заполнения: от 10 до 15 мин.
Заранее спасибо!
Комментариев: 1 | Комментировать
10 мая 2007
12:36
Символы и сущность теории флогистона | Константин Ефимов

Символы эпохи флогистона,(перешедшие от алхимиков: огонь, воздух, вода, земля, сера флогистон, печать Соломона.)

Символы эпохи флогистона, перешедшие от алхимиков: огонь, воздух, вода, земля, сера, флогистон, печать Соломона.

сущность теории флогистона

Сущность теории флогистона (схема).

источник


Как мы уже писали, с точки зрения профессора Иванникова, в психологии все устроено примерно так же.
Комментариев: 4 | Комментировать
9 мая 2007
0:48
Фрейд все еще жив? Вообще говоря, нет | Юрий Тукачёв

Фрейд все еще жив? Вообще говоря, нет [1]
Джон Ф. Килстром [2]



Эта статья была подготовлена для Hilgard’s Introduction to Psychology, 13th Ed., by R. Atkinson, R.C. Atkinson, E.E. Smith, D.J. Bem, & S. Nolen-Hoeksema. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 2000. Версия, представленная на сайте была обновлена с момента первоначальной публикации.

Если 20 век был «веком Америки», он также был веком Зигмунда Фрейда (Roth, 1998)[3]. Такими своими работами как «Толкование сновидений» (1900) [4], «Психопатология обыденной жизни» (1901) [5], «Введение в психоанализ. Лекции» (1915 – 1916)[6], книгами, которые достигли феноменального успеха, Фрейд изменил наши представления о себе. Подобно тому, как Коперник показал, что Земля не находится в центре Вселенной, как Дарвин показал, что люди произошли от «низших» животных, Фрейд продемонстрировал, что человеческий опыт, мысли и действия детерминируются не только нашим рациональным сознанием, но и иррациональными силами, лежащими вне нашего сознания и контроля – силами, которые могут быть поняты и взяты под контроль только в длительном терапевтическом процессе, который он назвал психоанализом.

Фрейд также изменил лексикон, с помощью которого мы понимаем себя и других. Прежде чем вы открыли данную книгу, вы уже знали что-то об ид (id) и суперэго (superego), зависти к пенису (penis envy) и фаллических символах (phallic symbols), страхе кастрации (castration anxiety) и эдиповом комплексе (Oedipus complex). В массовой культуре психотерапия фактически отождествляется с психоанализом. Теория Фрейда, сконцентрированная на толковании неоднозначных событий, лежит в основе «постмодернистских» подходов к научной критике, таких как вскрытие противоречий. Влияние Фрейда на современную культуру является более глубоким и продолжительным, чем влияние Эйнштейна или Уотсона и Крика, Гитлера или Ленина, Рузвельта или Кеннеди, влияние Пикассо, Элиотта или Стравински, больше чем влияние «Битлз» или Боба Дилана.

Культурное влияние Фрейда основывается — по крайне мере, имплицитно, — на допущении, что его теория научно обоснована. Однако с точки зрения науки, классический психоанализ Фрейда не пригоден ни как теория разума, ни как терапевтический подход (Crews, 1998; Macmillan, 1996). Не существует эмпирических свидетельств ни одного из положений психоаналитической теории, таких как идея, что развитие проходит через оральную, анальную, фаллическую и генитальную стадию, или что маленькие мальчики испытывают страсть к матери, ненавидят и боятся своих отцов. Нет эмпирических свидетельств того, что психоанализ более эффективен, чем другие формы психотерапии, такие как постепенная десенсибилизация или тренинги уверенности в себе. Нет эмпирических свидетельств того, что механизмы, которыми психоанализ достигает своих целей, — такие, как перенос и катарсис — действительно опираются на теорию.

Конечно, Фрейд жил в конкретный период времени, и можно утверждать, что его теория была верна, применительно к европейской культуре конца прошлого века, даже если она не подтверждается сегодня. Тем не менее, исторический анализ показывает, что представленный Фрейдом материал систематически искажался и основывался на его теории неосознаваемых конфликтов и детской сексуальности, что он неправильно понимал и искажал доступные ему научные данные. Теории Фрейда не были продуктом своего времени: они вводили в заблуждение и были ошибочны даже тогда, когда он их издавал.

Дрю Вестен (Drew Westen, 1988), психолог медицинской школы Гарварда согласен, что теории Фрейда архаичны и устарели, но доказывает, что наследство Фрейда живет во множестве теоретических предположений и широко принимается учеными: существование неосознаваемых психических процессов; важность конфликтов и амбивалентности в поведении; становление детей как взрослой личности; ментальные репрезентации как посредник социального поведения; стадии психического развития. Тем не менее, некоторые из этих положений спорны. Например, нет свидетельств, что методы воспитания детей оказывают прочное влияние на их личность. Более того, аргументы Вестена обходят вопрос о безошибочности воззрений Фрейда на эти вещи. Одно дело сказать, что неосознаваемые мотивы играют роль в поведении. И совсем другое дело сказать, что все наши мысли и действия направляются подавленными сексуальными и агрессивными побуждениями; что дети испытывают эротические чувства к родителю противоположного пола; и что маленькие мальчики враждебны по отношению к отцу, которого они считают соперником в борьбе за привязанность матери. Это то, во что верил Фрейд, и насколько мы можем судить, он был неправ по всем пунктам. Например, неосознаваемые воспоминания, обнаруженные в лабораторных исследованиях автоматизма и имплицитной памяти, совершенно не похожи на неосознаваемые воспоминания в психоаналитической теории (Kihlstrom, 1999).

Вестен также доказывает, что сама психоаналитическая теория эволюционировала со времен Фрейда и соответственно, несправедливо столь тесно связывать психоанализ с воззрениями Фрейда на подавленные, инфантильные, сексуальные и агрессивные импульсы. Но опять же данные понятия используются, независимо от того верны ли теории Фрейда. Более того, остается открытым вопрос, насколько верны эти «неофрейдистские» теории по сравнению с классическими воззрениями Фрейда. Например, не совсем ясно, насколько теория психического развития Эриксона вернее теории Фрейда.

В то время как влияние Фрейда на культуру ХХ века было огромным, его влияние на психологию является как бы «мертвым грузом». Обширные темы, о которых пишет Вестен, существовали в психологии и до Фрейда или возникли относительно недавно независимо от его влияния. В лучшем случае, Фрейд представляет интерес для психологов как историческая фигура. Его лучше изучать как писателя на филологическом факультете, чем как ученого на факультете психологии. Психологи вполне могут обойтись без него.

Ссылки



Crews, F.C. (Ed.). (1998). Unauthorized Freud: Doubters confront a legend. New York: Viking.

Kihlstrom, J.F. (1999). Conscious and unconscious cognition. In R.J. Sternberg (Ed.), The nature of cognition (pp. 173-203). Cambridge, Ma.: MIT Press.

Macmillan, M.B. (1996). Freud evaluated: The completed arc. Cambridge, Ma.: MIT Press.

Roth, M. (1998). Freud: Conflict and culture. New York: Knopf.

Westen, D. (1998). The scientific legacy of Sigmund Freud: Toward a psychodynamically informed psychological science. Psychological Bulletin, 124, 333-371

Примечания:



[1] Оригинал очерка: Kihlstrom, J. F. (2000) Is Freud Still Alive? No, Not Really. In Hilgard’s Introduction to Psychology, 13th Ed., by R. Atkinson, R.C. Atkinson, E.E. Smith, D.J. Bem, & S. Nolen-Hoeksema. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 2000. WWW: http://ist-socrates.berkeley.edu/~kihlstrm/freuddead.htm)

[2] John F. Kihlstrom, профессор; редактор журнала «Psychological Science»; Факультет психологии Йельского университета (mailto:john.kihlstrom@yale.edu) – здесь и далее примеч. переводчика.

[3] Через 40 лет после его смерти журнал «Newsweek» отмечал, что идеи Фрейда настолько глубоко проникли в наше сознание, что «уже трудно представить себе двадцатый век без него» (30 ноября 1981 г.)

[4] «Die Traumdeutung» , 1900. Данная книга по праву считается одной из главных работ Фрейда, в которой он раскрывает природу эдипова комплекса, основываясь преимущественно на собственном опыте детских переживаний. Успех «Толкования сновидений» был настолько велик, что книга выдержала девять прижизненных изданий.

[5] «Zur Psychopathologie des Alltagslebens» , 1901. Также не менее знаменитая работа Фрейда, в которой впервые прозвучала популярная ныне идея о значении ошибок, обмолвок и других непроизвольных действий – то, что в последствии получило название «фрейдовской оговорки». Фрейд высказал предположение, что в нашем повседневном поведении бессознательные идеи, которые конкурируют между собой за то, чтобы выйти на уровень сознания, могут оказывать существенное воздействие на наши мысли и поступки, изменяя их. То, что на поверхности явлений выглядит как случайность, оговорка или простая забывчивость, на самом деле отражает реальные, но еще не осознанные мотивы.

[6] «Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse», 1915 – 1916.

Перевод Ю. Тукачёв

Цитата к теме:



Многие десятилетия психоанализ Фрейда упрекали в научной несостоятельности. Сейчас эти упреки можно признать справедливыми лишь в части архаической версии психоанализа. Современная психодинамическая теория построена на положениях, получивших многочисленные эмпирические подтверждения. В частности, подтверждены (а) существование бессознательных когнитивных, аффективных и мотивационных процессов, (б) амбивалентность аффективной и мотивационной динамики и их функционирование в параллельном режиме, (в) происхождение многих личностных и социальных диспозиций в детстве, (г) ментальные репрезентации «Я» и «Других» и их взаимоотношений, (д) динамика развития (Westen, 1998). Для эмпирической психологии подтверждение указанных выше положений является сенсацией. Скажем, в когнитивной психологии феномен бессознательного стал получать признание лишь около 15 лет назад (см., например, Kihlstrom, 1987, 2000).
[Дорфман Л.Я. Эмпирическая психология: исторические и философские предпосылки. М.: Смысл, 2003. с. 55]
Комментариев: 5 | Комментировать
3 мая 2007
23:41
С.С. Степанов «Мифы и тупики поп-психологии» | Предисловие | Константин Ефимов
Мифы и тупики поп-психологииПредисловие

Испокон века существует несколько областей человеческого знания и практической деятельности, в которых любой обыватель считает себя достаточно сведущим. Разумеется, к ним не относятся точные науки и тонкие ремесла: тут каждому хватает здравомыслия осознать ограниченность своих знаний и умений. Иное дело — политика и медицина, в них каждый мнит себя экспертом. В любом магазине или электричке можно услышать разговоры едва знакомых людей, каждый из которых легко берется судить о политической стратегии и тактике мэра, губернатора, даже президента, взыскательно подмечает любые их просчеты, которых, разумеется, удалось бы избежать, если бы политики обладали хоть толикой его рассудительности, прозорливости и интуиции. В области медицины можно наблюдать похожую картину: научившись отличать аспирин от пургена, мы не только самозабвенно занимаемся самолечением, но и охотно даем медицинские советы ближним и дальним и даже беремся безапелляционно оценивать компетентность медиков-профессионалов.

В последние годы сомнительную привилегию всеобщей компетентности и сопричастности приобретает и психология. Массовый интерес к тайнам душевной жизни и закономерностям человеческого поведения сегодня удовлетворяется обильным предложением разнообразной психологической литературы, от популярных «развлекалочек» до энциклопедий, а также публичными выступлениями психологов по широкому кругу вопросов общественной и частной жизни. «Просвещенного» обывателя уже смутишь мудреными терминами вроде интроверсии или толерантности, он наслышан о трансактном анализе и НЛП, готов признать у себя наличие Эдипова комплекса и «основного инстинкта». Чаще всего этим психологическая эрудиция и исчерпывается, что, однако, не мешает многим предаваться психологизированию всего и вся. Внешне это производит столь же забавное впечатление, как политическая дискуссия в электричке. Хотя в данном случае ситуация совсем не так безобидна. Политический дилетантизм обывателя никому не вредит и на реальную политику никак не влияет, А вот поверхностное психологизирование, основанное на обрывках научного знания, серьезно искажает мироощущение многих людей, подчиняет их поведение небезопасным иллюзиям и фикциям. Если в любой оговорке усматривать скрытый подтекст, отведенный взгляд считать признаком неискренности, а пренебрежение приличиями — ценным признаком самораскрытия, то так не только не научишься разбираться в людях, а скорее вконец запутаешься.

Недавно мне довелось посмотреть фрагмент популярного телевизионного ток-шоу. Не берусь точно сказать, какая обсуждалась проблема, — все эти кухонные посиделки, вынесенные на телеэкран, меня мало интересуют. Но одно высказанное суждение невольно привлекло мое внимание. Похоже, речь шла о том, может ли человек с избыточным весом оставаться привлекательным и, соответственно, следует ли стремиться к идеальной фигуре. Некий участник ток-шоу, обращаясь к героине передачи, задал такой вопрос «Вы утверждаете, что стремитесь похудеть не для кого-то, а ради самой себя. Но ведь еще Зигмунд Фрейд говорил, что все мы в оформлении своей внешности безотчетно стремимся к тому, чтобы привлечь представителей противоположного пола. Неужели вы с этим не согласны?» Отвлекаясь от предмета этой малопродуктивной дискуссии, хочу заметить, что упоминание о Фрейде ни у кого из присутствующих недоумения не вызвало: аудитория собралась начитанная. Но и оспорить приведенное суждение никто не решился. Большинство вряд ли были уверены, говорил ли Фрейд нечто подобное, однако, опираясь на свои представления об этом ученом и его идеях, не сомневались, что вполне мог сказать. Сам я все работы Фрейда, переведенные на русский язык, прочитал еще много лет назад, но, признаюсь, столь категоричного суждения нигде не встретил. Может быть, просто не очень внимательно читал. Но готов поручиться, что идея Фрейда не столь прямолинейна и примитивна. Вообще, представление о том, будто вся человеческая жизнедеятельность посвящена коитусу, — это крайне поверхностная и неадекватная трактовка фрейдизма. Такое представление возникает после знакомства с трудами иных «популяризаторов» вроде Ричарда Осборна — на обложке его книги «Фрейд для начинающих» основатель психоанализа карикатурно изображен с журналом «Плэйбой» под мышкой. Вероятно, упомянутый участник ток-шоу черпал свою эрудицию из подобных источников. Ему это, впрочем, простительно. Хуже, когда из таких представлений формируется профессиональное мировоззрение психологов. А это, увы, в наши дни не редкость.

Недавно журнал «Здоровье» опубликовал фрагмент одной из моих научно-популярных книжек. Хотя и фрагмент был выбран не самый удачный, и стиль его в процессе редактирования изменился не в лучшую сторону, сам факт публикации не мог автора не порадовать. Особенно приятно, что наблюдениям психолога нашлось место в таком, казалось бы, «телесно-ориентированном» журнале. За это я не преминул при встрече редакторов поблагодарить. В ответ услышал: «Мы в последнее время уделяем психологии особое внимание. Посмотрите — в том же номере на первых страницах публикуется интервью с известным психологом. Очень интересное и полезное интервью. Уверены, что читателям оно понравится».

Заинтересовавшись, я открыл журнал на названной странице и принялся внимательно читать. Оказалось, что это интервью с одной действительно весьма известной особой, чье лицо до недавнего времени еженедельно появлялось на телеэкране. (Ныне амбиции увлекли ее в политику, поэтому имени не называю, дабы не лить воду на мельницу политической рекламы или антирекламы). В психологической значимости этой фигуры я никогда не сомневался, ибо на телеэкране она являла собой поистине блестящий пример всех видов психологической защиты вместе взятых, проекции и агрессии в особенности. Интервью она раздает направо и налево, и в одном из них я однажды прочитал что сама она затрудняется определить свой статус — то ли драматург (ее заслуги в этой сфере признаны), толи телезвезда (факт бесспорный), то ли общественный деятель (теперьуже несомненно), толи психолог… Последнее отмечалось с долей неуверенности, ибо дама сама признавала, что ее интерес к психологии так никогда и не был подкреплен соответствующим образованием. И вот новое интервью, теперь уже в качестве психолога (сомнения, похоже, отброшены). Основанием служит личный опыт работы в области, ни много ни мало, психологического консультирования. Очень интересно! Что же почерпнет читатель, не искушенный в психологии, из этого интервью? Нетрудно догадаться, что в данном журнале акцент делается именно на проблемах здоровья. И вот из уст специалиста (с этим пока спорить не станем, ведь печатному слову мы привыкли верить, особенно в журнале с полувековой традицией), мы узнаем, что, оказывается, все болезни определяются состоянием души. Телесный недуг — это реакция организма на душевное неблагополучие. Для психолога, наслышанного о психосоматике, такое наблюдение не станет откровением. Вот только обобщение настораживает. Неужели психологически здоровые, уравновешенные люди никогда ничем не болеют? Неужели психотерапевту по силам предотвратить приступ апцендицита или заражение корью? Разумеется, состояние духа проецируется на состояние тела (как, впрочем, и наоборот). Но нельзя же всю медицинскую симптоматику трактовать только так! Иначе всю медицину — от урологии до стоматологии — можно свести к психотерапии. Знахари этим и занимаются испокон века, например, заговаривая зубы (в буквальном и переносном смысле). Вот только журнал вроде медицинский…

Читаем дальше. И узнаем, что головная боль, оказывается, возникает вследствие дурных, тягостных мыслей. Можно разобраться и точнее. Если болит затылок — значит, вас беспокоят мысли о прошлом, если лоб — о будущем, а если боль давит со всех сторон — значит, весь окружающий мир воспринимается вами как неуютный и враждебный, и только изменив свое отношение к миру можно избавиться от головной боли. Элементарно и доходчиво. Но далеко не бесспорно.
В самом деле, головная боль может быть симптомом острого или хронического стресса, но было бы неоправданным преувеличением сводить объяснение только к этому. Любой третьекурсник медицинского института вам объяснит, что головная боль может быть вызвана сотней разных причин, начиная, как это ни покажется странным, с банального плоскостопия и кончая склеротическим перерождением сосудов головного мозга. Голова может болеть вследствие нарушений кровообращения и обмена веществ, интоксикации организма, воздействия неблагоприятных факторов среды, и тщетно пытаться на это влиять посредством переосмысления жизненного опыта. В большинстве случаев нужна не рефлексия, а квалифицированная медицинская помощь. Иногда достаточно просто отдохнуть и подышать свежим воздухом, иной раз не обойтись без нейрохирургической операции. Порою и психолог может помочь, но он далеко не всесилен.

Что же касается локализации мыслей и чувств в отдельных участках мозга, то от рассуждений автора просто оторопь берет. Фактически перед нами пропаганда псевдонаучных предрассудков двухсотлетней давности в духе галлевой френологии. Словно и не было Пенфилда и Дельгадо, Кеннона и Лурии… Или именитый психолог о них просто не слышал?

Чуть ниже — еще одно откровение. Оказывается, всем средствам саморегуляции наш известный психолог предпочитает теплую ванну. Знаете почему? «Такую терапию обычно назначают психологи — воссоздается ощущение комфорта младенца в околоплодных водах» {цитата дословная).

Насчет «психологи назначают» — снова явный перебор. И правда, существует такая концепция, которая принадлежит одному не очень известному фрейдисту Отто Ранку (кстати, сам Фрейд к этой идее относился скептически). Сегодня ее исповедуют лишь несколько последователей Ранка. Большинство психологов, как и все нормальные люди, расценивают ванну как тривиальную гигиеническую и расслабляющую процедуру и не склонны усматривать в ней никакой глубинной подоплеки.

Итак, перед нами очередной набор псевдонаучных предрассудков, неоправданных обобщений и преувеличений, которые от лица «эксперта» (справедливости ради кавычки все-таки уже стоит поставить) выдаются за психологическое откровение. Настоящий психолог прочтет и только усмехнется. А десятки тысяч неискушенных читателей, поддавшись обаянию звезды, сделают вывод: «Вот каково, оказывается, психологическое объяснение наших проблем! Вот она, подлинная психология, в устах специалиста и знатока!»

Наверное, не стоило бы так расписывать этот частный факт, не будь он глубоко симптоматичен. По сути дела, перед нами еще один из множества примеров профанации психологического знания. Ведь сегодня называться психологом считает себя вправе каждый, кто берется рассуждать на психологические темы, предварительно прочитав пару запоздалых переводов зарубежных книг полувековой, а то и вековой давности. Разумеется, человек с «хорошо подвешенным языком», прочитавший несколько работ Фрейда, может произвести впечатление на того, кто Фрейда не читал. Ну и пускай потешится. Вот только называть себя психологом, а тем более психоаналитиком на этом основании просто несолидно. Не считаем же мы эндокринологом человека, прочитавшего на досуге пору книжек по лечебному голоданию и пролиставшего популярную медицинскую энциклопедию. А если такой энтузиаст вообразит себя хирургом, то ни один здравомыслящий человек не согласится лечь под его скальпель. А «психологам» такого уровня люди почему-то доверяют, ждут от них помощи. И получают… то, что получают.

Стараниями доморощенных душеведов психология сегодня превратилась в своего рода эстрадный жанр с набором классических реприз и произвольных импровизаций. То, что преподносится аудитории под маркой психологии, имеет весьма отдаленное отношение к нашей науке и зачастую просто дискредитирует ее. В результате обыватель считает психологами Дейла Карнеги и Рона Хаббарда, Чумака и Кашпировского, Арбатову и Козлова. Про Бине и Левина, Вертгеймера и Выготского в глянцевых журналах не пишут, их имена и идеи публике неизвестны.

Полбеды, если бы речь шла только об ограниченных потребителях кроссвордов и гороскопов, готовых проглотить в этом наборе еще и какой-нибудь «психотест». Хуже то, что сложившаяся ситуация разлагает самих психологов, заставляя равняться на образцы эстрадного жанра и развлекательного чтива. Вместо того, чтобы просвещать людей и развеивать их предрассудки, иные психологи, не говоря уже об армии самозванцев, настойчиво насаждают новые предрассудки под маркой психологического знания. В самом деле, если так добываются слава и деньги, то почему бы не сыграть на обывательском любопытстве? Тем более, что широкой эрудиции и глубокой научной подготовки это не требует, достаточно прочитать парочку позавчерашних бестселлеров и немножко пофантазировать.

Вот только психологами так не становятся. А бывает, что и перестают ими быть именно таким способом.
В этой книге собраны разнообразные примеры того, как предвзятые, некомпетентные или даже просто душевно нездоровые «специалисты» вводят в заблуждение миллионы несведущих обывателей. Эта книга не столько о том, что представляет собой научная психология, скорее она о том, что психологией не является или, мягко скажем, имеет к ней весьма косвенное отношение. Ведь психологическая эрудиция состоит не только в знании научных фактов и закономерностей, но и в трезвой оценке всего того вздора, который безответственно выдается за науку. И если читателю с помощью этой книги удастся по-настоящему расширить свою психологическую эрудицию, автор сочтет свою задачу выполненной.

[Источник]
______________________________________

Когда у меня будет время, обязательно куплю.

Комментариев: 3 | Комментировать
страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9   
Флогистон / психологический блог /
рубрики сайта:

Поиск