![]() |
|
ключевые слова (теги) / мотивация
Департамент образования города Москвы ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», Институт психологии, социологии и социальных отношений приглашает принять участие в научно-практической конференции «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ШКОЛЕ» 26-27 ноября 2009 года в Москве. [ читать дальше ]
Исследование самораскрытия личности в общении в последние два десятилетия в зарубежной психологии вылилось в самостоятельное научное направление, находящееся на границе между социальной психологией и психологией личности. База данных Американской Психологической Ассоциации за пять лет с 1989 по 1995 год включает 255 монографий и 583 статьи, в которых затрагиваются разные аспекты этой многоплановой проблемы. Психология как, наверное, никакая другая наука обладает удивительным свойством давать возможность многочисленной реинтерпретации; старого эмпирического материала через призму вновь созданных понятий. [ читать дальше ]
Введенное в начале нашего века А. Адлером (A. Adler) понятие "стремление к превосходству" до сих пор еще не получило адекватной оценки и должного признания в широких психологических кругах, В статье излагается понимание этого мотива как существенного исходного влечения и делается попытка показать его значение для объяснения многих положительных и отрицательных фактов поведения, а также формирования разнообразных черт личности.
Ключевые слова: мотив, влечение, поведение, черты личности. [ читать дальше ]
Проблемы психологии мотивации выводят нас за традиционные рамки, разделяющие такие психические процессы и функции, как восприятие, память, мышление и обучаемость. Эти проблемы предполагают гораздо большую взаимосвязь этих функций, чем может показаться, судя по многочисленным психическим явлениям, которые они представляют. Более того, психология мотивации становится все в большей степени экспериментальной. [ читать дальше ]
Божович Л.И. Проблемы формирования личности.
/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж: 1995. С.157–162.
Рассматривая исследования потребностей и мотивов, проводившиеся нашей лабораторией в последние годы, нам хотелось бы, прежде всего, остановиться на анализе психологического механизма развития, происходящего внутри одной и той же потребности, и превращения ее в качественно новые формы. Вскрытие такого механизма является тем более важным, что он приближает нас к решению основной теоретической проблемы, а именно проблемы возникновения специфически человеческих побудителей поведения, так называемых духовных потребностей. [ читать дальше ]
Маслоу А. Мотивация и личность.
СПб.: Евразия, 1999. С.77–105 (с сокращ.) ВВЕДЕНИЕ В этой главе я попытаюсь сформулировать позитивную теорию мотивации, которая удовлетворяла бы теоретическим требованиям и вместе с тем соответствовала бы уже имеющимся эмпирическим данным, как клиническим, так и экспериментальным. Моя теория во многом опирается на клинический опыт, но в то же самое время, как мне представляется, достойно продолжает функционалистскую традицию Джеймса и Дьюи; кроме того, она вобрала в себя лучшие черты холизма Вертхаймера, Гольдштейна и гештальтпсихологии, а также динамический подход Фрейда, Фромма, Хорни, Райха, Юнга и Адлера. [ читать дальше ]
Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина.
М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С.18—32, 43—51.
По мнению Левина, движущей силой человеческой деятельности является потребность. В его терминологии это звучало: «Потребнос-
ти — мотор (механизм) человеческого поведения». Что же понимал К. Левин под потребностью?
Под потребностью К. Левин понимал динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действия. Так, например, студент слушает лекцию. [ читать дальше ]
В течение 50 лет этот журнал служил в равной степени богатым хранилищем исследований и необыкновенно чувствительным документом психологического духа времени. Сложно переоценить историческое значение обеих функций. А поскольку нет причин сомневаться в том, что Американский Психологический Журнал сохранит свою лидирующую позицию в будущем, было бы интересно узнать, какие интересующие психологию направления его страницы будут отражать в грядущей половине века. [ читать дальше ]
Х. Хекхаузен
Мотивация и деятельность. Т. 1.
М.,"Педагогика", 1986.
Мюррей в 1938 г. описывал мотив (потребность) аффилиации следующим образом:
«Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам» [Н. A. Murray, 1938, р. 83]. Завязывание и поддержание отношений с другими людьми могут преследовать весьма различные цели, такие, как «произвести впечатление», «властвовать над другими», «получить или оказывать помощь». [ читать дальше ]
Экспериментальная психология
Под редакцией П.Фресса и Ж.Пиаже.
Вып. 5, Прогресс, М.,1975, с. 119-125.
§ 6. Мотивация и эмоция Психологи, которые интересовались эмоциями главным образом как аффективными переживаниями, часто также были вынуждены рассматривать их как континуум от чувства к эмоции. Эта позиция, как и позиция физиологов, вполне понятна. Если рассматривать лишь один аспект эмоциональной реакции, то оказывается, что он является общим как для эмоции, так и для менее интенсивных реакций. [ читать дальше ]
Сб.: "Изучение мотивации поведения детей и подростков".
М.,1972.
Характеризуя мотивационно-потребностную сферу правонарушителей, можно сделать следующие выводы:
1. Из наших материалов не вытекает, что всем правонарушителям присущи гипертрофированные примитивные потребности. Однако, как было показано, у них, как правило, слабо выражены высшие потребности. У большинства правонарушителей потребности ограничены стремлением удовлетворить свои примитивные нужды. Следовательно, низкий уровень этического развития подростков-правонарушителей связан с бедностью их духовных запросов. [ читать дальше ]
Я. Рейковский. Экспериментальная психология эмоций. M.,1979.
С. 133-151.
Возникновение эмоционального процесса приводит к формированию новых форм реагирования. Иногда эмоциональные реакции бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента. Такая эмоция принимает форму аффекта.
Но эмоции могут формироваться и постепенно, длительное время оставаясь латентными; в таком случае не наблюдаются ни специфические эмоциональные проявления, ни какие бы то ни было следы в сознании - существует только повышенная готовность к эмоциональной реакции. [ читать дальше ]
Х. Хекхаузен
Мотивация и деятельность. Т. 1.
М.,"Педагогика", 1986.
Власть представляет собой явление многомерное. Феномен власти и неравенство ее распределения между людьми, социальными группами и государственными институтами с давних времен порождали столько объяснений, обоснований и сомнений, сколько едва ли вызывало какое-либо другое явление. Бертран Рассел [В. Russell, 1938] рассматривал власть как фундаментальное, объединяющее все социальные науки объяснительное понятие, аналогичное понятию энергии в физике. [ читать дальше ]
Х. Хекхаузен
Мотивация и деятельность. Т. 1.
М.,"Педагогика" 1986. С. 33-48.
Что же приходится вводить в схему как необъяснимое в субъекте, чтобы облегчить объяснение индивидуальных различий в поведении, его однородности или отсутствия таковой по отношению к ситуациям и стабильности во времени? Для этого привлекались всевозможные понятия, обозначавшие разного рода диспозиции, например: черты характера, установки, убеждения, интересы, способности, особенности темперамента и многое другое. [ читать дальше ]
Леонтьев А. Н.
Потребности, мотивы и эмоции."
М., 1971. С. 1, 13-20, 23-28, 35-39.
I. Потребности Первая предпосылка всякой деятельности есть субъект, обладающий потребностями. Наличие у субъекта потребностей - такое же фундаментальное условие его существования, как и обмен веществ. Собственно, это разные выражения одного и того же.
В своих первичных биологических формах потребность есть состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. [ читать дальше ]
|