"Профессионалы, неуважительно относящиеся к психологии, как правило, люди разочарованные".
Роберт, мне сейчас очень хочется поинтересоваться мотивом Вашего сообщения... но поскольку сравнительно недавно в число дилетантов и неуважительно относящихся к психологии записывали меня, то лучше выскажу свое мнение по этому вопросу.
"Каковы причины подобного положения?"
"Каковы возможные и реальные пути преодоления этого положения?"
- первое - сейчас наверняка часть читателей решит что я снова провожу неправильное сравнение, но - сравним студента-психолога (1 курс) со студентом другого факультета. Физик, биолог, медик - гуманитарии не в счет, так как ни наукой, ни терапией они не занимаются (оговорюсь что при такой постановке вопроса выпадает социальное направление - рассматриваем клинику вкупе с психофизиологами) - все они придя на факультет имеют какое-то представление о предмете.
Физику читают с 7-ого класса, биологию - с 5-ого (серьезно - 9-11ый, тоже не мало), специфические предметы Медицинского вроде анатомии и физиологии тоже не есть нечто принципиально новое. А психология - что, у нас есть такой предмет в школах? В большинстве нет => большинство представлений о сей области взято из популярной литературы, фильмов, случайно попавших книжек или, того хуже, из разговоров в компаниях.
Кстати, такое поверхностное представление предмета - первая причина появления столь нелюбимых всеми дилетантов (ладно бы тихие теоретики или возмутители спокойствия вроде меня
, хуже когда они начинают с людьми работать!).
Человек поступает, какое-то время учится... и вдруг обнаруживает что все вовсе не так, как хотелось.
- второе - большого количества воинствующих дилетантов не было бы в том случае, если бы психология занималась чем-то незначимым для них лично. Я например ни разу не слышал о дилетантах, лезущих квантовую хромодинамику (теория, занимающаяся взаимодействием кварков) или придумывающих новые методы разделения белковых смесей. Первое слишком непонятно, второе слишком мелко; и то, и другое никак не связаны с насущными проблемами того человека, который начинает этим "дилетанством" заниматься.
Как мне неоднократно говорили знакомые с психологического факультета - "к нам многие приходят решать свои собственные проблемы". А программа первого курса этого сделать не позволяет... отсюда еще один вариант разочарования.
Есть вариант номер три - называется он "пришествие физика", когда на первый курс психологического приходит человек, который склонен ко всему подходить примерно так, как я показал в развязанной мной дискуссии "Взгляд со стороны". Сам знаю человека, которому хочется изучать ЭМ поля человека... здесь он ошибся факультетом, программа подготовки студентов-психологов просто не включает в себя необходимого материала (курс электродинамики на физфаке читается весь третий год и требует весьма солидной математической подготовки; экспериментальная работа - наверное два года только общего практикума тоже введены не случайно)... кстати, последнее приводит к действительно существенным недостаткам (распространенная среди студентов-психологов история про якобы достоверный эксперимент с бросаемой в сосуд с кипятком креветкой и стоящим рядом растением с электродами - всякой околонауке у вас прижится намного легче).
По поводу вариантов разрешения ситуации... если Вам интересно - могу продолжить.
PS: IMHO - психоТЕРАПИЯ и психоЛОГИЯ - на сегодня все-таки разные вещи. Если вспомнить медицину, то там тоже первое время практика была на гораздо более высоком уровне...