Резюмируюший ответ Карфаксу. Часть 1.
Дата: July 03, 2006 10:00AM
Резюмирующий ответ Карфаксу (Артему):
При обсуждении этой темы участники дискуссии, как мне кажется, не пытались поставить гамлетовский вопрос: «быть или не быть?». Ответ однозначен: интернет-консультированию быть. Проблема, на мой взгляд, в другом: каким должно быть интернет-консультирование? Во многом жаркая дискуссия разгорелась отнюдь не на сам факт оказания психологической помощи посредством интернета.
Попробую раскрыть поставленный вопрос через рассмотрение проблем, связанных с профессиональной этикой.
Для начала некоторые пояснения насчет профессиональной этики.
Профессиональная этика возникает в конце 19в – начале 20 в.
Вообще это все связано с теми проблемами, которые поставили в своих работах Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм в оппозицию широко распространявшимся тогда идеям марксизма (классового неравенства) предлагал рассматривать общество не через столкновение классов, а через профессиональные группы. При этом он общество рассматривал по профессиональному признаку. В доиндустриальном обществе люди разделялись по механическому принципу, происходила унификация всех, человек не мог проявить свое «Я», он не мог быть свободен (кстати, проблемы профессионального самоопределения вообще не стояли так остро как сейчас, поскольку если ты родился в семье башмачника, то и тебя ждала судьба башмачника). В индустриальном обществе уже деление происходит по органическому принципу. Здесь уже больше появляется возможностей для проявления своего «Я», свободы выбора, в том числе в профессиональной сфере. Поэтому Дюркгейм предлагает делить людей на сегменты по профессиональному признаку. Каждый сегмент востребован обществом, каждая сегментная группа – самостоятельна, корпоративна, закрыта (!) и консервативна. Считал, что профессиональный сегмент – объединение юридически свободных индивидов. Свобода должна быть сначала юридически закреплена. Исходя из этого и возникает профессиональная мораль. Итак, профессиональная этика – как ведет себя человек (сфера должного и сущего).
Специфика профессиональной этики: 1) работает в сфере профессиональной деятельности человека (объясняет, что такое «добро и зло», хорошо и плохо). 2) кодифицирует профессиональную мораль. Т.е. жестко формулирует и закрепляет нормы (которые по содержанию должны быть универсальны – действовать и описывать как себя вести во все возмжноых проф.ситуациях) – в виде, например, профессионального этического кодекса. Кстати, такого этического кодекса в России пока нет (как в США, но у них и с ним проблем масса, достаточно зайти на www.apa.com и почитать материалы). У нас на 3-м съезде Российского Психологического Общества (РПО) планируется рассмотреть профессионально этический кодекс.
В связи с этим и возвращаясь к теме: когда возникает профессиональная мораль? Замечу, что разделение труда существует с давних времен, при этом существуют ограничения в каждом из видов (но здесь еще о профессиональной морали говорить нельзя). Само понятие профессия возникает в индустриальную эпоху, после ремесла, в котором весь технологический цикл не был разорван (чел-к выполнял все от и до). Профессиональная же мораль регламентирует поведение (и отношение) в рамках профессии. Рассмотрим группы профессий (для тех кто знает, я немного упрощаю климовскую классификацию по предмету труда): 1) человек – природа. Профессии этой группы жестко технологизированы, количество и качество труда легко контролируется, эти профессии не требуют индивидуальности (за категоричность простите, вопрос спорный) Для этих профессий нет профессиональной морали, поскольку все укладывается в рамки общей морали (или через организационно-технологические отношения). Что в развитии, в постиндустриальном обществе: последствия ошибок людей в рамках этой группы стали очень значительны (вспомним Чернобыль). Отсюда возникает потребность в моральной регуляции. Но на этом не буду подробно останавливаться. 2) человек – знак (информация). Тоже не буду полно раскрывать, скажу только что через информационные системы можно влиять на человека [это реплика на слова Карфакаса: «И не забывайте, что здесь речь идет об интернете, где "власть" над человеком вообще маловозможна.»] Далее. 3) человек – человек. На две сферы можно разделить – профессии обслуживающего труда – вся профессиональная мораль может быть сведена к этикетной стороне; и профессии воздействующие. В этой группе профессий количество и качество труда сложно определить. Здесь и возникает потребность в особой моральной регламентации (в профессиональной морали).
Теперь для чего я так много написал: чтобы было более понятна моя позиция. Психолог (в рамках интернет-консультирования) вбирает в себя всю специфику и потребности профессиональной морали из групп 2 (в постиндустриальном обществе) и 3. Вот!.
Завтра опубликую вторую часть ответа. Спасибо за внимание.