<HTML>Согласно наблюдению автора, современная наука представляет собой весьма
неоднородную структуру. С одной стороны мы имеем физику и прочие
естественные науки со строгим математическим аппаратом, далее идут
гуманитарные дисциплины описательного характера, и, наконец, мы имеем
психологию как некую глобальную попытку понять психику человека.
При этом все эти области никак не связаны между собой, более того – многие
считают такое положение естественным. Даже принимая то, что все эти
направления в своей сути есть одно целое, очень сложно установить какой-то
общий подход к физике магнетиков и трансперсональной психологии.
Действительно, второе направление не имеет ничего общего с первым – но
разве это означает то, что весь наш мир разбит на не связанные между собой
части? Многие естественники не признают психологию за науку – и тем самым
они допускают тот дуализм, то признание духовного и материального, от
которого стремятся всячески избавиться.
История науки знает попытку (бихевиоризм, абсолютизация учения Павлова об
условных рефлексах) свести всю психическую деятельность человека к
физиологическим реакциям – но, как показала практика, это предположение
оказалось несостоятельным.
Психофизическая проблема, задача о сопряжении психики и ее материальных
основ, до сих пор не решена. Известно, как работает отдельный нейрон,
собрана информация о морфологии головного мозга, есть даже связь между
психическими функциями и определенными структурами… но цельной картины пока
нет.
Банальный вопрос: из-за чего мы видим сны? – до сих пор остается без
ответа, точно также как и ряд подобных вопросов о других психических
явлениях.
Но мало обозначить саму проблему. То, что написано выше, представляет собой
достаточно известный факт, углублять постановку вопроса – значит уходить в
пустой перебор уже перебранного материала. Гораздо интереснее взять
какой-то конкретный материал, иллюстрирующий положение, и на его основе
показать то, как можно связать вместе разные–области. Здесь, конечно, важно
ставить четкие методологические условия, дабы избежать превращения работы в
склеивание несовместимых идей.
(найти подвернувшийся под руку текст можно по адресу: [
bodywork.chat.ru])
“ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
В книге С.Грофа и Дж.Галифакс "Человек перед лицом смерти" (М.,1995)
содержатся интересные практические замечания по работе с проблемами
бессознательного в человеке. Указывается, например, что изжить
бессознательное побуждение, навязчивость, "одержимость" можно лишь в
состоянии глубочайшего эмоционального подъема, "полноты чувств".
Уже сам характер этой формулировки говорит о том, что в данной области
крайне сложно оперировать точными категориями. При постановке физической
задачи все условия всегда четко оговорены, здесь же допускается множество
различных трактовок.
Бессознательное всегда рядом с нами, как и небо, которое начинается у нашей
кожи, но мыслится в вышине, космос, на звездной планете которого мы живем,
но представляем его вне земной атмосферы. И все, что мы можем - это быть в
естественном контакте, соприкосновении с ним.
Здесь всплывает другой интереснейший феномен: воспитанный на языке четких
формулировок разум естественника сразу настораживается при подобных фразах:
уж больно они отдают художественной, ненаучной, литературой. Это затрудняет
понимание: есть некая ненулевая вероятность того, что на этом месте в
сознании читателя прозвучит голос “Эзотерика! Лженаучные домыслы!” – только
потому, что в похожем стиле пишется всякая ненаучная литература. Кстати,
самое интересное состоит в том, что мало кто отдает себе отчет в причинах,
по которым он именно так реагирует на подобные места – обычно все сводится
к пресловутой ассоциации с лженаучной литературой.
Бессознательное беспредельно, оно является "матерью мира" (Лао Цзы),
истоком всего: не только индивидуальных психических фантомов, первообразов
человеческого рода, но и содержит межчеловеческий, трансперсональный опыт.
К этому месту добавить особо нечего – кроме сказанного выше.
На этом основании можно говорить об археологии человеческой души, сотканной
из материала мифов, ритуалов, символов. Человека можно представить как
сопротивление свободному течению реки бессознательного, как узелок на его
бесконечной веревочке. Путешествуя в глубины, где личность видится не более
( и не менее) чем миф, а все события либо случайно закономерны, либо
закономерно иррациональны, мистичны, реальны, человек достигает неописуемых
степеней свободы. Эти состояния требуют однако больших энергозатрат,
большой концентрации внимания, умения видеть невидимое и слышать неслышиое,
"отправляться навстречу неизвестному, и потому не встречать препятствий".
Здесь же возникает другая проблема: в тексте утверждается существование
бессознательного, и, более того, говорится о его главенствующей роли. Сразу
возникает вопрос: а как это можно доказать, не прибегая к привлечению
личного опыта?
Это еще один подводный камень на пути психологии: физика допускает изучение
чего-то, что человек никогда не видел и не чувствовал: так, например, можно
успешно изучать ядерную физику, электродинамику, молекулярную физику… наши
обыденные представления об электричестве не играют существенной роли в
понимании уравнений электромагнетизма. Представить же роль
бессознательного, и, более того – изучить это самое бессознательное – можно
только с привлечением субъективного опыта.
Обычное существование по установленным взаимосогласованным общественным,
семейным и другим законам оставляет выполнение
главных задач жизни отнюдь не на первое место.
Фундаментальный для понимания вопрос: а откуда это следует? Интуитивно,
используя какие-то не подвластные моему сознанию методы, я в состоянии
обосновать для себя прочитанное. Но с точки зрения скептицизма данное
положение требует доказательства.
Нет проблемы, не связанной с необходимостью осознавания. Мало того, важный
вывод К.Г.Юнга о взаимосвязи индивидуального и коллективного
бессознательного приводит нас к необходимости учитывать и оба пласта
психики.
Доступы в глубины психики многообразны. Современная медицина ищет то же, но
с точки зрения своего медицинского научного мифа. Используются различные
химические средства, имеющие целью прицельную коррекцию
структурно-функциональных ~ соматопсихических элементов.
Несколько непонятно, какие же именно средства используются в данном случае.
В литературе можно встретить весьма противоречивую информацию о
эффективности химиотерапии, и если от окончательного решения пока следует
воздержаться, ясно одно – данное направление пока не развито в достаточной
степени. Подтверждением сказанного может служить то, что многие психические
заболевания до сих пор считаются трудно поддающимися лечению.
Современная трансперсональная психология на основе тысячелетнего опыта
решения подобных проблем в сочетании с актуальными для нашего времени и
места общественными и индивидуальными задачами предлагает очень мощные
средства личностного роста, лечения как экзистенциальных проблем, так и
"банальных" широко распространенных заболеваний.
См. выше – о эффективности лечения психических заболеваний. Возникает
вопрос: сколько больных с МДП или шизофренией были вылечены, а сколько так
и осталось с этим диагнозом?
Так, для работы с "миражами" психических переживааний вполне подходят
средства абстрактного или эстетического воздействия, поскольку они несут
пережитый другими опыт. Здесь важно отметить приоритет исправления
ментальности. Е.К.Рерих однажды спросили: "Агни-йога содержит так много
указаний, с чего же нам начать?", на что она ответила: "Прежде всего с
улучшения качества мышления". (Агни-йога основана на первичном развитии
осознания. Развитие сознания открывает психические центры, что является
самым безопасным путем, по отношению к обратному).
И опять возникает – в который раз – вопрос общих методологических подходов.
Что понимать под улучшением качества мышления? Его приспособленность к
внешней социальной среде? Способность решать какие-то повседневные или же
специальные задачи? Творческие способности – тут важно вспомнить о том, что
многие одаренные люди имели психические аномалии, вспомнить хотя бы
Маяковского, Есенина, Сальвадора Дали…
Безусловно, в практике такие вопросы могут не играть существенной роли. Но
если не иметь на них четкого ответа, то тогда и дальше развитие науки будет
идти по двум никак не пересекающимся направлениям. Это не означает, что
требуется менять что-то в практике, это говорит о необходимости создания
теории. В данном, рассматриваемом, случае – нужна теория трансперсональной
психологии, причем такая теория, которая не сводится к интуитивной
интерпретации накопленных фактов.
Далее, проблемы психодинамической сферы, "биографического опыта" могут
стать доступны при работе со сновидениями, "перепросмотром жизни" и ее
синтезом (эмоциональное отрешение и оценка жизни), регрессией в детство,
изживание комплекса Эдипа и Электры. Хорошая проработка этой сферы может
проявляться выходом внутреннего напряжения, воспоминаний об угрозе жизни и
целостности тела, снижением тревожности, устранением депрессии, ухода в
себя, суицидальных мыслей, бессонницы, физической боли.
По сути дела, тут сформулированы методы работы. Но опять-таки, все сводится
к субъективным операциям, отсутствует какая-то иная база. Это, повторюсь,
не принципиально для результата, более того – раз метод работает, пусть
работает дальше. Хотелось бы получить какое-то теоретическое объяснение,
это имеет принципиальное значение для теории.
Перинатальный опыт, полученный от момента зачатия до окончания родов, может
служить своеобразной "генетической" матрицей повторяющихся жизненных
ситуаций, определять характер человека, его "границы". Рождение
типологически близко смерти. Натос представлен как зеркало Танатоса. Мощный
пласт в этой области накоплен и наиболее полно сохранен в тибетских
духовных практиках, где посмертное существование является преджизненным,
предродовым процессом.
Вопрос: как доказать то, что опыт приобретается если не с момента зачатия,
то хотя бы во время перинатального периода? Это фундаментальный вопрос
развития психики: на каком этапе появляется сознание как таковое?
Трансперсональный опыт и взаимодействие с ним хорошо описаны в религиозных
и метафизических системах. Изучаемые в последнее время С.Грофом Системы
Конденсированного Опыта (СКО) являются матрицами опыта, объединенного по
принципу действия сходных факторов или сходного эмоционального содержания.
Психоделические сеансы часто сопровождаются пиковыми перескоками от
позитивных СКО к негативным и наоборот. Подробнее об СКО:
[
www.astrologos.ru]
В конце концов опять наблюдается тот же эффект отторжения метафизического
основания: сложно связать религию, метафизику, и науку. Скорее, требуется
подход с позиций методолога – не критика (раскритиковать можно все что
угодно), которая не дает принципиально новой информации, а изучение, подход
к чужой концепции как к объекту исследования. Этот принцип сформулирован
еще Выготским в его работе “Исторический смысл психологического кризиса” –
и до сих пор остается в силе.</HTML>