Не совсем согласен с определением "случайных" студентов, точнее их соотношения в крупных и мелких ВУЗах.
Случайные не просто те, которые прилагают усилия и сдают экзамены, пусть даже в престижный ВУЗ. Оставим за скобками сам вопрос выбора как специальности, так и высшего учебного заведения, хотя здесь играет роль в первую очередь престиж ВУЗа, а не специализация и условия профподготовки. Самоопределение мы должны уважать и поддерживать.
Другое дело, когда результаты этого самоопределения сталкиваются с суровой реальностью не только образовательного процесса, но и будущей профессиональной деятельности (а абитуриент в подавляющем большинстве случаев априори имеет "слабое" представление о содержании той профессиональной деятельности, которую он выбрал. P.S. В отношении психологии и психологов см. Мифы о психологии и психологах).
В результате получаем студента, который НЕВЕРНО выбрал специальность, либо разочаровался в професси на этапе профессиональной подготовки, НО продолжает образование (чтобы получить диплом). Он случайный.
В психологии этот кризис обозначен как деструкция экспектаций (разрушения ожиданий). Если учесть основной контингент студентов, можно говорить, что этот кризис связан также с возрастными процессами формирования идентичности (Э.Эриксон). Вот такие случайные и учатся, не в силах приложить усилие, чтобы изменить первоначальный выбор, либо переосмыслить свое отношение. Штатовская система в этом отношении прогрессивнее.
Для примера. Опрос на 3 курсе психологов (Проводил Ю.А. Тукачев). Простой вопрос. Более 50% считают, что выбрали не ту профессию, которую бы следовало.
Если же еще посчитать, сколько выпускников работает по специальности (ессно с небольшой поправкой на возможности поиска и трудоустройства), то картина, я думаю, прояснится еще больше. Печально, когда дотянувшие до диплома по какой-то им одним ведомой причине начинают считать, что они настоящие психологи и работать по специальности.
Во многом я согласен с Максимом Соколовским (в основном насчет штатовской системы и курсов по выбору. Однако это та вещь, которая у нас нескоро приживется, хотя мы и вступили, сами знаете куда
. Да и предлагаемая реформа, на мой взгляд, внесет больше хаоса, чем порядка. Что произойдет с качеством образования - посмотрим)
Причины, на мой взгляд (имею ввиду случайности):
Нет системы профориентации на этапе выбора профессии. Самоопределение есть, а помощи - нет.
Нет системы психологического сопровождения профессионального развития на этапе профессиональной подготовки. В частности работы с кризисом разрушения ожиданий. Смыслы учебной и профессиональной деятельности должен найти естественно сам человек, однако психологическая помощь многим бы помогла.
Развитие платных образовательных услуг, зачастую с сомнителього качества (не обеспеченных ни квалифицированным профессорско-преподавательским составом, ни материально).