Зарисовки на тему Эдипова комплекса.
Написано:
Кот Сметанный
()
Дата: November 12, 2002 01:19AM
Прошу прощения за непрофессиональный текст. Делаю это заранее, чтобы участники форума, не желающие читать недостойные их тексты, могли сэкономить свое время. :-)
Первая.
Горбачевские времена, около 87го года, миллионный областной центр в средней России.
Вечер. На углу стоят трое. Вожак местной подворотни, около 17 лет, кажется, уже имеет условную судимость. И два школьника лет 15, явно слабее его, один явно подлизывается, другой просто тусуется рядом. Эдакая мини-стая с четко заданным порядком клевания. :-)
Мимо проходят девицы лет 16 в количестве человек четырех. Один из 15летних - тот, что подлизывается - им вслед - "девочкииии!!!". Вожак - "ты эта. аккуратней. А то там следом мальчики идут." - с угрозой.
Никаких "мальчиков" с девицами нет. Вожак сам явно "мальчиков" не боится, и угроза содержит в себе намек, что 15летний еще и приблизился вплотную к тому рубежу, за которым идет нарушение порядка клевания. Ну да это отдельная тема.
Никому ничего странным не показалось? 15летний-то труслив. А выдуманных "мальчиков" не испугался. А вожак не труслив. Тем не менее мысль о "мальчиках" ему в голову пришла.
Вторая.
Улица Москвы в 90м году, окраинный спальный район, у выхода из универсама. Два друга в возрасте 18 лет. Один пошел в магазин, второй стоит его ждет, и по ходу познакомился с двумя сильно размалеванными девицами лет на 5 старше, похожими на официанток советских времен. Эдакая диковатая сексапильность, но грубая и чуть-чуть недо-ухоженная.
Выходит первый, хватает второго за локоть и угрюмо отводит в сторону. "Ты что, хочешь, чтобы нам тут по морде надавали?".
Никаких мужиков рядом с девицами очевидно не было.
Третья.
Месяц назад. Два друга в ночном баре лет по 30. Один пошел играть в бильярд, второй сидит пиво пьет за стойкой. Подходит длинноволосый мужичок, начинает навязывать "второму" общение, типа "неее.... ты - человек!", говорит, что он художник, в общем, сильно похож на алкоголика.
Появляется администраторша зала. Красивая дамочка чуть за 30. "Второй" ей в лоб без прелюдии и говорит совершенно спокойно и без ужимок - "вы знаете, я хожу только в те заведения, где админша красивая. К вам я обязательно приду еще.". Админша улыбается и говорит "спасибо".
И тут "художник" дергает "второго" за рукав и "ты что??? совсем одурел? это администратор зала! тебе щас охрана морду набьет!".
Охранник стоял не очень далеко, очевидно видел, как админше глазки строят, и очевидно никак на это не отреагировал.
Четвертая.
Уважаемая unita может даже провести эксперимент на эту тему. Я такой эксперимент проводил. На форуме www.lover.ru года два назад.
А именно - поднять среди мужиков тему - простите, это может быть грязновато - секса с чужими женами. Сразу проследятся 2 категории мужиков. У одной это вызовет омерзение и агрессию. У второй же это вызывет желание хвастаться собственными (возможно, мнимыми, но да не суть) подвигами на этом фронте.
Очевидно, что в этой ситуации первая подгруппа проидентифицировала себя с мужем, вторая же - с любовником.
Далее заметим, что часто люди первой подгруппы сильнее в плане агрессивных конфликтов, чем люди второй. Для них и вообще агрессивная иерархия и порядок клевания играют большую роль.
Даже на www.lover.ru, где собирается склонный к промискуитету народ обоих полов, и то нашлась первая группа, которая отреагировала агрессией на разговоры о чужих женах. Одним из их аргументов было - "женщину завоевывают! а не просто так!". Почти дословно.
А вот у известного мне яркого представителя второй группы фраза "завоевывать женщину" вызывает ассоциацию с завоеванием Иерихона. :-)
"Завоевывать". Это ж у нас агрессивный конфликт! А он как раз с женщиной-то и невозможен в силу культурных традиций, и особенно для мужиков "первой" группы. Мужики же "второй" группы часто таки вступают в вербальную агрессию с женщинами, правда, обычно все же по инициативе женщин. Так с кем же идет "война" за "завоевание" женщины? Кто противник, если в отношениях участвуют двое, а женщина противником быть не может? Похоже, третья вымышленная фигура, и притом мужская.
Далее попробуем вспомнить весь фольклор о муже, жене, любовнике и рогах мужа. В большинстве случаев "муж" (фигура мужа из фольклорной истории) явно сильнее "любовника", и их агрессивное противостояние закончилось бы победой "мужа". Любовник же... я тут в одном из писем упомянул про трикстера-Локи. Вот что-то в таком духе. Вспомним момент из Старшей Эдды, где Локи обзывает богинь шлюхами, а богов трусами, и делает это довольно долго, пока боги не решают, пардон, ему вломить. Кажется, Локи таки уворачивается.
А теперь попытка анализа всего "сырого материала", приведенного выше.
Получается вот что: у некоторых - и очень многих - мужиков есть такая заморочка: при виде сцены, как пристают к девице (не сильно соблюдая ее границы, но без хамства и харассмента), им приходит в голову мысль, что сейчас появится еще какой-то мужик, и набьет морду пристающему. Причем речь явно не о защите девицы от хамства, хамства явно нет, по ней явно видно, что происходящее ей нравится, то есть - в защите она не нуждается.
Типа - "ухаживание за женщиной наказуемо мордобоем, и мордобоец не замедлит появиться". Вот так.
У других же мужиков такая заморочка отсутствует. При этом речь не о бесстрашии. "Вторые" мужики часто явно трусливее "первых", о чем говорит зарисовка №1.
Теперь возьмем Эдипов комплекс. Половое влечение к Концептуальной Мамаше, ощущение, что это влечение типа незаконно, и страх перед Концептуальным Папашей, который может вломить за это, и даже - не то что вломить, а кастрировать! Сопоставим с фактическим материалом. Итак, админша у нас получается "Мамаша", а секьюрити в том же баре - "Папаша", по крайней мере так оно в глазах "художника". Все сходится! Заодно еще тут можно приплести фигуру женщины, облеченной властью, но это уже отдельная тема.
Интересно, а как это в глазах "трикстера". Предполагаю, что фигура "Папаши" там куда-то удалена вовсе, и на концептуальном уровне отсутствует, требуя реального мужика рядом с женщиной для проявления. Как один из вариантов, там может быть так "а я соблазню Мамашу так, что Папаша даже не узнает! А потому зачем вообще с Папашей вступать в конфликты, если все можно сделать у него за спиной?". В пользу этого варианта говорит некий отказ соблюдать границы, который имеется у таких мужиков, и далеко не только в отношении женщин. Это человек, который спокойно и молча полезет без очереди. Если же ему сделают замечание, начав таким образом конфликт, он так же спокойно и молча встанет в конец очереди, в конфликт не вступая.
Теперь "Перебранка Локи" и Эдипов комплекс (простите, я тут совсем чушь несу, уже на грани потери логической связности). Ну, что боги трусы - это сомнение в агрессивной - в том числе кастрационной - способности Папаши. В его сексуальной способности. А вот почему богини-то шлюхи? Логично предположить, что оскорбление богинь тоже было сомнением в их сексуальности, но казалось бы, такая женщина напротив, более сексуальна, чем не-шлюха. А что такое вообще "женщина легкого поведения" с точки зрения Эдипова комплекса? А может, это Мамаша без Папаши? Которая, без тормоза в виде страха кастрации отцом, легче поведется на ухаживания собственного сынули? А теперь представим себе, что Мамаша таки повелась. И что это за концептуальная фигура у нас получается? Уж не фигура ли женщины легкого поведения? А что за фигура тот сынуля, который типа поимел опыт инцеста с Мамашей, втайне от Папаши за его спиной, не вступая ни в какие конфликты?
Увы, дальше мне не хватает знаний психологии. Я только знаю, что Эдипов комплекс есть целая стадия развития личности, где закладывается очень много чего. Поэтому могу ожидать, что описанное выше приводит к куче специфических личностных особенностей как у первой группы, так и у второй (трикстеров).
Ну и пока открытые вопросы - почему, скажем, женщинам стыдно, когда их ассоциируют со шлюхами (богиням эддическим, помнится, было неприятно), до такой степени стыдно, что у некоторых женщин обсуждение тематики www.lover.ru рядом с ними вызывает смесь брезгливости с яростью. Не из то ли это оперы, что стыд мужика, обвиненного в трусости?
А почему именно рога, а не, скажем, хвост? Это что за символ? А почему у некоторых народов слово "рогоносец" есть одно из страшнейших оскорблений? Надо выяснить, переводится ли это на другие языки или же только в русском так.
Или - среди подростков мужского пола у некоторых стоит жесткое табу на девиц постарше (скажем, ему 17, ей 21). Внешне проявляется как презрение к "старости" - "пойдем вон к ним пристанем? - да вот еще... старые какие..." А у некоторых этого табу нет. Не из этой ли оперы явление?
Возможно, кто-то из профессионалов сможет продолжить.