RE: Почему 2000?
Написано:
Валерий О Леонтьев
()
Дата: March 15, 2005 06:44PM
<HTML>Выражение ""развитие" Человека" как целое, как "принцип". " мне не очень понятно. Попытаюсь его конкретизировать тремя разными способами.
1. Развитие нервной системы и мозговых структур в биологическом смысле. Если воспользоваться технической аналогией, то речь идет о носителе информации. Одна и та же информация может быть записана на разных носителях: на магнитной ленте, виниловой пластинке, на CD. Но способы организации доступа к этой информации существенно зависят от носителя. На ленте переход от одного участка записи к другому требует длительной перемотки, на CD происходит мгновенно.
В этом смысле уровень развития человека , если довериться археологии и пр., за последние 40000 лет не изменился.
2. На один и тот же носитель могут быть записаны разные программы и разная информация. Программы в случае психики, это инстинкты , врожденные рефлексы и т.п. В том числе, и некоторые эмоции, такие как страх, гнев, горе. Врожденные поведенческие программы должны проявляться уже у новорожденного младенца и должны быть одинаковыми у всех людей, т.е. не зависеть от индивидуальных различий.
В течение какого времени врожденные программы у человека неизменны? На этот вопрос, наверное, не ответит ни археология, ни палеонтология.Но я готов согласиться, что в течение последних 100 лет они не изменились.
Другая сторона вопроса, что новорожденный уже не является "чистой страницей". В одном из последних номеров ПЖ есть обзор о пренатальном развитии. Оказывается ,многому младенец обучается в утробе.
3. Программы, т.е. способы поведения, которым человек обучился в течение жизни. Такие программы как "не убий" и "возлюби ближнего своего" появились только с возникновением христианства. Программа "сделаем мир лучше" начинает формироваться только в последние годы, и 100 лет назад ее не было.
Если психику понимать не только как носитель информации и набор врожденных программ, но и как набор программ приобретенных в процессе социализации, то психика за последние 100 лет изменилась.
Кстати, такое понимание психики в философском определении А.Н. Леонтьева, как "формы отражения внешнего мира..."совпадает с приведенным выше.
Даже если выразиться более конкретно, и назвать психикой способ организации поведения человека, то сюда тоже войдут приобретенные программы поведения, которые зависят и от личного опыта, и от уровня развития общества.
Быть может в понимание человека как целого, Вы вкладываете какой-то другой смысл?
P.S. Эмоции Вы считаете атрибутом сознания. В таком случае, придется признать, что животные обладающие эмоциями обладают и сознанием.</HTML>