Что дальше?

Автор: В. Ю. Меновщиков
Опубликовано: April 12, 2009, 11:59 pm

Психологические приложения Интернета увеличиваются. Они различны по своей природе и начаты различными людьми и организациями, имеют дело с разнообразными проблемами и потребностями. Поскольку эта область относительно молода, преждевременно делать обобщения относительно воздействия, полезности, важности, эффектов, затрат, применимости и т.п.. Проблемы, которые были высказаны десятилетие назад (например, Cutter, 1996b) все еще остаются очень спорными. Например, возможность предлагать e-mail-based терапию. Хотя отдельные эмпирические исследования за рубежом проводились, фактически научные исследования – построенные по строгой методологии - только что начинаются.

Кажется, что психология как научная дисциплина находится по отношению к психологическому консультированию и психотерапии в киберпространстве в стадии наблюдения событий в этой области и некоторых общих сообщений, главным образом имеющих отношение к предосторожностям и рекомендациям. Очевидно, защита потенциальных пользователей, так же как и профессионалов, от опасных действий необходима, но недостаточна. Деятельность Международного Общества Психического Здоровья Онлайн (ISMHO) (см. http://www.ismho.org) посвящена непосредственно продвижению этих целей и занята интенсивными обсуждениями и принятием конструктивных решений в этой области. Однако, дальнейшим инвестициям в обширные исследования, с одной стороны, и в обучение интернет-пользователей и поставщиков услуг, с другой стороны, все еще нужно отдавать высокий приоритет. По выражению Азу Барака психология, вошедшая в новое тысячелетие, «рулит по супершоссе, везя мир к неизвестному предназначению. Избегание выбоин на этой дороге, осторожным рассмотрением, международным мозговым штурмом, и интенсивным вниманием к этому новому, беспрецедентному развитию, может максимизировать социальные выгоды и минимизировать затраты этой поездки».[1]

Поскольку мы двигаемся далее, открывая новые возможности для терапевтической работы онлайн, профессиональное обучение в дальнейшем станет не только более необходимым, но также и более сложным. Клиницисты и психологи будут обучаться, чтобы специализироваться в различных типах работы на основе текста, мультимедийных, и других вмешательствах виртуального мира. Даже относительно опытные клиницисты онлайн не могут положиться исключительно на наши собственные усилия в проектировании этих новых установленных компьютером подходов. Мы должны консультироваться с экспертами в когнитивной психологии, коммуникациях, разработке человеческих факторов (социальном инжиниринге), и интернет-технологии. Фактически, где-нибудь в не слишком отдаленном будущем, самая эффективная модель программы кибертерапии могла бы вовлечь междисциплинарную команду, которая помогает решать, какая теория психотерапии в окружающей среде коммуникации, работала бы лучше всего для специфических нужд клиента. Могла бы терапия для этого клиента включать пакет нескольких типов вмешательств онлайн и событий, разработанным и проводимым междисциплинарной командой? Члены таких междисциплинарных команд собираются работать друг с другом через Интернет, электронную почту, доски для сообщений (форумы), чат, и другие наиболее вероятные системы типа «человек-человеку». Терапевтические окружающие среды, которые они строят для их клиентов, будут частью этой сети.

Все эти возможности, многие из которых уже - действительность, означают, что терапевт работающий «лицом к лицу» не может просто вступить в киберпространство и немедленно открыть практику - по крайней мере, если этот клиницист (консультант) хочет быть настолько эффективным насколько это возможно. Вновь прибывшие будут должны обучиться сложным методам терапевтической работы онлайн, так же как узнать о культуре и ресурсах профессии психического (умственного, психологического) здоровья онлайн.[2]

В заключение хочется вспомнить частичку истории: когда появился кинематограф, все говорили, что театр уйдет в прошлое. Этого не произошло. Когда появился Интернет, все говорили, что библиотеки уйдут в прошлое. Не произошло и этого. Вряд ли консультирование и психотерапия в киберпространстве когда-либо заменят эти методы осуществляемые «лицом к лицу». Никогда не произойдет так, чтобы какое-то новое явление полностью заменило предыдущее. В то же время в современном мире уже невозможно изолироваться и отказаться от киберреальности, а также от возможностей психологического консультирования и психотерапии, которые она предлагает.




[1]Applied & Preventive Psychology 8:231-245 (1999). Cambridge University Press. Printed in the USA. Copyright © 1999 Psychological applications on the Internet: A discipline on the threshold of a new millennium AZY BARAK University of Haifa, Israel

[2]Myths and Realities of Online Clinical Work Observations on the phenomena of online behavior, experience and therapeutic relationships.  
A 3rd-Year Report from ISMHO's Clinical Case Study Group. Michael Fenichel PhD, John Suler PhD, Azy Barak PhD, Elizabeth Zelvin CSW, Gill Jones MA,
Kali Munro MEd, Vagdevi Meunier PsyD, Willadene Walker-Schmucker ARNP



к оглавлению книги

В.Ю. Меновщиков «Психологическая помощь в интернет»



загрузить PDF-версию




Статьи автора

Количество статей: 2

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: В. Ю. Меновщиков
Опубликовано: April 12, 2009, 11:59 pm
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

Имя:
E-mail:
Open-ID:
введите код с картинки:


Правила:
Разрешены тэги: <b>, <i>, <u>. Если хотите дать ссылку - пишите ее просто: http://... Все поля обязательны. Ваш email на странице отображаться не будет.


Смайлики:
:) :( ;) :D :lol: :eek: :mad: :weep:
Текст сообщения:


Я ознакомлен(а) и принимаю условия использования сайта и политику конфиденциальности

Комментирование статей отключено

Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / психология и интернет / Что дальше?
Еще в рубрике:

9И. Васюков
Общение — золото и главное полезное ископаемое Интернет


35О. Смыслова
Психологические последствия применения информационных технологий.


47М.С. Иванов
Психология компьютерной игры как проблема интегральной психологии личности


6Максим Юрин
Видеозаписи лекций и конференций по психологии теперь можно бесплатно посмотреть в Интернете!


14В. Ю. Меновщиков
Психологическая помощь в сети интернет


7Анатолий Харитонов
Основные направления изменения личности современного человека в условиях информационного общества


19Юлия Кленова
Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с Интернет — зависимостью


7О. Смыслова
Эмпирическое исследование психологических последствий применения информационных технологий.


26И. Шевченко
Некоторые психологические особенности общения посредством Internet


12Анастасия Жичкина
О возможностях психологических исследований в сети Интернет


13Мясников Илья Николаевич
Возможность применения компьютерных игр в качестве проективного метода исследования личности.


8Эллина Губенко
Опросник установок по отношению к Интернету


12Смирнов Ф. О.
Естественный язык и компьютер: деструктивное влияние или очередной этап эволюции?


57В. Нестеров
К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете


18Анастасия Жичкина
Шкала Интернет-зависимости А. Жичкиной


6Львова А. И., Рязанцева И.А.
Интернет-тренинг как новая возможность групповой психологической работы


63Смирнов Ф. О.
Навигация веб-сайта: лингвокультурные особенности


28А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская
Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью


40Мария Сокольская (Сутула)
Игровая деятельность в Интернете


4А.А. Сакбаев
Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированности


16Смирнов Ф. О.
Язык общения компьютерщиков: потребность в аффилиации или нечто большее?


35Анастасия Жичкина
Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста


5Роман Золотовицкий
Интернет и социометрия


168М.С. Иванов
Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр


62М.С. Иванов
Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека


15Евгения Раевская
Черты личности Интернет-зависимых и Интернет-независимых пользователей


23В. Голованевская
Особенности Я -концепции как фактор формирования аддиктивного поведения


9Софья Кремлева
Чат «Сибирские Партизаны» как сетевое сообщество


5В. Фриндте, Т. Келер
Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении


27В. Нестеров
К вопросу о динамике сетевых сообществ

Поиск