Предыстория: психотерапевтические письма

Автор: В. Ю. Меновщиков
Опубликовано: April 12, 2009, 11:47 pm

У интернет-консультирования и психотерапии, на самом деле, имеется немалая предыстория. Марк Евгеньевич Бурно замечает, что пациенты с давних пор своими письмами подсказывали врачам этот психотерапевтический способ. После выхода в свет знаменитых психотерапевтических писем Оппенгейма (H.Oppenheim, 1908) появилось много изданий в таком духе и научных работ о терапии письмами, особенно в последние годы (Lereboullet, 1978; M.Rosenbaum, 1977; М.Е.Бурно, 1978; В.Л.Леви, 1982) [1].

В 1993 году ведение этой новой для центра социально-психологической помощи и терапии, в котором я работал, формы работы с клиентами было обусловлено тем, что часто телефонное консультирование (основная деятельность центра) затруднялось из-за большой загрузки Телефона Доверия или отсутствия телефона у клиента. Решиться же на прямой контакт с психологом, психотерапевтом он не отваживался. К тому же часть наших клиентов, нуждающихся в психологической помощи, находилась в условиях изоляции от общества. Это были заключенные, отбывающие наказание в ИТК Пермской области. Еще одной причиной послужило то, что города Пермской области почти не имели и не имеют собственных служб психологической помощи, и переписка с психологами, психотерапевтами центра является почти единственной возможностью получения психологической помощи жителями области (края). Тоже самое, уверен, касается и любых других регионов России.

В ходе работы я пришел к мысли, что различные термины—«психотерапевтическое письмо», «психотерапевти­ческая переписка», «письменная психологическая помощь», «терапия домашней перепиской с врачом» (М.Е.Бурно, 1985), «терапия письмом»—вносят значительный разнобой, порой разночтения и разные толкования, не охватывающие всей широты и глубины методики. Исходя из этого, мною было предложено ввести новое наименование, устраняющее пестроту, а порой иизлишнее многословие прежних названий. Я назвал данный подход термином скриботерапия (от латинских слов: scribio—«писать» и therapia—«лечение»), имея в виду то, что в переписке отражаются как воздействие консультанта (психотерапевта) на клиента, так и вербальное и невербальное самовыражение клиента.

В дальнейшем были сделаны выводы о том, что в наиболее общем виде работу консультанта-психолога (психотерапевта), занимающегося скриботерапией, работающего с письмом, можно разделить на два этапа: (1) психодиагностика (2) консультирование или психотерапия. Коротко остановимся на каждом из них.

Опыт, накопленный на сегодняшний день практической психологией и психотерапией, в том числе опыт нашей работы, позволяет говорить о следующих диагностических возможностях скриботерапии.

Во-первых, письмо дает достаточно большую психодиагностическую информацию:

а) подробнейшее изложение истории психологического страдания, многих побудительных причин, мотивов, действий разных лиц и т.д. на нескольких листах, а порой и не в одном письмераскрывают проблемы клиента, его личность больше, чем единичный телефонный контакт или очная консультация. Например, от одной нашей клиентки мы получили в течение месяца 4 объемных письма, подборку стихотворений и несколько рисунков;

б) стиль изложения, характер построения фраз, само содержание письма позволяют не только разобраться в проблеме клиента, но и уловить явную психопатологическую симптоматику. Например, один из наших корреспондентов, мужчина преклонного возраста, инвалид II группы, живущий в доме инвалидов, жалуется на преследование бывшей сожительницы, которая якобы, занимаясь проституцией, зарабатывает у турков и немцев по 200 долларов и подкупает пьяниц избивать его («дабы все смеялись надо мной»); подкуплена у нее и милиция, которая его «убе­рет», а если это произойдет, «то у ней эти гробовщики и труп мой не увезут на кладбище, а выбросят дорогой». Нет сомнений, что в данном случае можно говорить о паранойяльном синдроме;

в) зачастую в письмах имеются и прямые указания на предшествующую госпитализацию в психиатрические учреждения.

Во-вторых, скриботерапия позволяет использовать традиционные психодиагностические приемы, такие как проективные техники, исследование продуктов творчества: рисунков, стихотворений, прозаических произведений клиентов.

Могут быть использованы и некоторые графические показатели: характер почерка, в том численеровность, разные размеры букв и т.п., дающие, на наш взгляд, вспомогательную информацию об эмоциональном состоянии клиента, о некоторых его психических свойствах.

Контент-анализ, более приемлемый для исследования писем от группы людей со сходными психологическими проблемами, может быть использован и как вспомогательное средство диагностики в работе с единичным клиентом, если с таковым ведется продолжительная переписка. Например, уменьшение в тексте таких категорий анализа, как слова, описывающие негативные эмоции, проблемы личности, и замена их на единицы положительного плана может косвенно свидетельствовать об эффективности скриботерапии. Ниже приводятся примеры из писем клиентки И., датируемые разными числами [2]. Письмо от 09.04.93: «Я их достала своим присутствием», «тоска», «очень больно», «потенциальный суицид». Письмо от 20.05.93: «Все-таки ты для меня довольно часто—врач... Скорей даже не врач, а лекарство. А наше общение своеобразный наркотик». Письмо от 04.06.93: «Я уже почти справилась с собой..., по Глобе я получилась очень плохая «дочь Луны»... Чуть не расплакалась. А потом подумала: а, по фиг! А зато я “добрая колдунья” и “драгоценная собеседница”. Письмо от 12.11.93: «Хорошо, что хорошо..., радуюсь..., видимо, я научаюсь любить людей. Кто любит, мудр».

Перспективным для скриботерапии представляется и фоносемантический анализ текстов (А.Журавлев, И.Ю.Че­репанова) и другие методы, которые будут описаны нами в соответствующем разделе.

Как мы уже упоминали выше, второй частью обсуждаемой методики является консультативное (психотерапевтическое) действие, которое, в свою очередь, включает следующие два момента.

Во-первых, предоставление клиенту обратной связи—подтверждение того, что он обратился именно в ту службу, в которой нуждается, что здесь его поймут, разделят постигшие его неприятности, обсудят его проблемы и т.п.

Приемы консультативной переписки мало отличаются от тех, что используется в социально-психологическом тренинге (С.И.Макшанов, Н.Ю.Хрящева), в очном и телефонном консультировании (АюНю Моховиков)[3]. Но их применение в скриботерапии имеет свою специфику. Например, при пересказе выбираются лишь главные, ключевые слова, фразы для выражения отношения консультанта к отдельным частям текста. Широко используется подчеркивание, выделение большими буквами, восклицательные знаки и т.п.

Принцип психологической поддержки клиента, обязательного предоставления ему обратной связи, мы использовали и в письмах с запросами на юридическую, врачебную и другую помощь, для снятия негативного эмоционального фона, обязательно присутствующего в такого типа посланиях. После этого часто следовала дача конкретной рекомендации обратиться к соответствующему специалисту (юрис­ту, терапевту и т.п.) с указанием нескольких конкретных адресов и телефонов.

Если же мы приходили к мысли о необходимости более глубокой психотерапевтической работы с данным клиентом, то следующим моментом являлся выбор и применение конкретной психотерапевтической тактики, берущей начало от одного из традиционных психотерапевтических направлений: психоаналитического, бихевиористского или экзистенциально-гуманистического. Впрочем, в дальнейшем мы все больше склонялись к терапевтическому эклектизму, к синтетическому подходу в консультировании и психотерапии. Спектр конкретных техник достаточно широк: от косвенной суггестии до парадоксальной интенции. Все они известны и поэтому пока не являются предметом нашего обсуждения.

Стоит обратить внимание и на некоторые специфические особенности, отличающие консультативно-психотерапевтическое пись­мо от письма обычного или делового. Мы считаем, что письмо в обязательном порядке должно писаться от руки, а не печататься, например, на машинке—это делает контакт между клиентом и консультантом более доверительным и близким. Важным является черновой вариант письма, который консультант (психотерапевт) может прочитать и внести необходимые коррективы. Черновик также дает возможность вспомнить уже написанное, при получении повторного письма.

Подводя итоги своей работы в 1994-м году я сделал вывод, что использование скриботерапии (консультативно-психотерапевти­ческой переписки) в работе социально-психологических центров чрезвычайно перспективно так как, расширяет круг оказываемой помощи, дает ряд новых диагностических и консультативных возможностей. Тем не менее скриботерапия как консультативно-психотерапевтическая методика имеет и ряд ограничений:

1. Дистантность помощи во многих случаях затрудняет диагностику, не позволяет опереться на невербальные проявления клиента, увидеть неконгруэнтность поведения и вербальных сообщений.

2. При осуществлении переписки затрудняется рефлексия консультантом (психотерапевтом) своих собственных действий; часто он остается вообще без какой-либо обратной связи со стороны клиента.

3. Известно, что многие невротические проявления требуют прямого психотерапевтичес­кого действия врача или психолога.

Переписка в этом случае служит лишь начальным, передаточным, звеном к помощи непосредственной—к работе лицом к лицу.

Вот такие были выводы из переписки по обычной почте…До обращения к интернет-консультированию мне оставалось еще десятилетие! А тем временем за рубежом уже шла не известная мне и моим коллегам консультативно-психотерапевтическая работа.




[1]Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1987.

[2] Здесь и далее стиль авторов писем сохранен.

[3]Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб, 1993. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М., 2002.



к оглавлению книги

В.Ю. Меновщиков «Психологическая помощь в интернет»



загрузить PDF-версию




Статьи автора

Количество статей: 2

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: В. Ю. Меновщиков
Опубликовано: April 12, 2009, 11:47 pm
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии


Автор запретил гостям комментировать статью

Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / психология и интернет / Предыстория: психотерапевтические письма
Еще в рубрике:

9И. Васюков
Общение — золото и главное полезное ископаемое Интернет


35О. Смыслова
Психологические последствия применения информационных технологий.


47М.С. Иванов
Психология компьютерной игры как проблема интегральной психологии личности


6Максим Юрин
Видеозаписи лекций и конференций по психологии теперь можно бесплатно посмотреть в Интернете!


14В. Ю. Меновщиков
Психологическая помощь в сети интернет


7Анатолий Харитонов
Основные направления изменения личности современного человека в условиях информационного общества


19Юлия Кленова
Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с Интернет — зависимостью


7О. Смыслова
Эмпирическое исследование психологических последствий применения информационных технологий.


26И. Шевченко
Некоторые психологические особенности общения посредством Internet


12Анастасия Жичкина
О возможностях психологических исследований в сети Интернет


13Мясников Илья Николаевич
Возможность применения компьютерных игр в качестве проективного метода исследования личности.


8Эллина Губенко
Опросник установок по отношению к Интернету


12Смирнов Ф. О.
Естественный язык и компьютер: деструктивное влияние или очередной этап эволюции?


57В. Нестеров
К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете


18Анастасия Жичкина
Шкала Интернет-зависимости А. Жичкиной


6Львова А. И., Рязанцева И.А.
Интернет-тренинг как новая возможность групповой психологической работы


63Смирнов Ф. О.
Навигация веб-сайта: лингвокультурные особенности


28А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская
Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью


19Мария Сокольская (Сутула)
Игровая деятельность в Интернете


4А.А. Сакбаев
Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированности


16Смирнов Ф. О.
Язык общения компьютерщиков: потребность в аффилиации или нечто большее?


35Анастасия Жичкина
Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста


5Роман Золотовицкий
Интернет и социометрия


168М.С. Иванов
Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр


62М.С. Иванов
Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека


15Евгения Раевская
Черты личности Интернет-зависимых и Интернет-независимых пользователей


23В. Голованевская
Особенности Я -концепции как фактор формирования аддиктивного поведения


9Софья Кремлева
Чат «Сибирские Партизаны» как сетевое сообщество


5В. Фриндте, Т. Келер
Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении


26В. Нестеров
К вопросу о динамике сетевых сообществ

Поиск