Киберпространство и перспективы психологического консультирования в сети

Автор: В. Ю. Меновщиков
Опубликовано: April 12, 2009, 11:44 pm

Интернет ‑ сравнительно новое, динамично развивающееся средство массовой коммуникации. Стандарт WWW (WorldWideWeb), включающий в себя возможность просматривать сайты и обмениваться сообщениями электронной почты, был утвержден консорциумом разработчиков 17 мая 1991 года. Именно эту дату можно считать днем рождения Интернета в нашем привычном понимании. До этого момента существовала только возможность обмениваться сообщениями электронной почты.

В Советском Союзе создание глобальной компьютерной сети датируется 1 августа 1990 года, когда компания «Редком» объединила несколь­ко своих сетей на территории СССР в одну.В том же месяце состоялись первые сеансы связи компьютерной со­ветской сети с международной по телефонному каналу, а 19 сентября 1990 года был зарегистрирован домен SU для советских пользователей операционной системы UNIX. Эту дату можно считать датой рождения советского Интернета. Несмотря на то, что он был только «почтовым», научное сообщество поражала скорость передачи данных ‑ письмо в США доходило всего за час, в отличие от обычной авиационной или морской почты, на которую уходило от нескольких дней до нескольких недель.

Далее последовал распад СССР. Однако Советский Интернет существовал, и поскольку сосредоточен он был, главным образом, на территории России и даже Москвы, то постепенно стал российским. Датой рождения Российского Интернета можно считать 7 апреля 1994 года ‑ в этот день международный информационный центр InterNIC официально зарегистрировал национальный домен RU для Российской Федерации (по материалам сайта: // http: www.10ru.ru).

В наши дни Интернет представляет собой «сеть сетей», в состав которой входит более 100 000 сетей из 100 стран. Мировая статистика такова: число пользователей Интернета составляет около 700 млн. человек; число почтовых ящиков e-mail в мире примерно 1 млрд. единиц; общее число отправленных по e-mail писем превышает 40 млрд. в день.[1]

По прогнозу канадской фирмы AngusReidGroup число пользовате­лей Интернета в мире еще к 2005 году должно было возрасти до 1 млрд.

В России доступ к сети имеют более 14 млн. человек. Ожидалось, что в 2004 году Россия сможет преодолеть 10-процентный барьер в пользовании всемирной сетью, то есть доступ к сети будут иметь не менее 10% населения страны. Количество российских пользователей Интернета ежегодно возрастает на 35–40%. К 2010 году количество пользователей Интернета в России достигнет 50 млн. человек.

Многое отличает Интернет от других средств массовой коммуникации. Это:

  1. Отсутствие централизованной организационной структуры. Интернетом никто не владеет и никто не управляет. В Интернете нет цензуры.
  2. Высокая скорость распространения информации. Появившееся на сайте информационного агентства сообщение может быть мгновенно растиражировано другими интернет-изданиями, а затем электронными (радио, ТВ) и печатными (газеты, журналы).
  3. Информация в Интернете распространяется сетевым образом, подобно тому, как расходятся анекдоты и слухи. «Интернет обладает сходными свойствами с механизмом действия толпы: и в том, и в другом случае имеется реализующийся по-разному технически феномен не управляемой никем структуры и «случайной среды».[2]
  4. Интерактивность коммуникации в Интернете, что означает возможность:

    а) вступления в прямой диалог с аудиторией и получения от нее обратной связи в режиме реального времени;

    б) общение представителей данной аудитории между собой, ‑ например, на новостном сайте появляется сообщение, которое потом обсуждается на форуме[3].

Использование интернета привело к новому распространению и обмену информацией по психотерапии и дало импульс для поиска новых форм психотерапии с учетом возможностей сети[4].

В настоящее время наибольшее распространение получили следующие системы, использующие Интернет в качестве транспортного средства:

WWW (также World Wide Web, W3, "Всемирная паутина") - глобальная гипертекстовая система, дающая доступ к информации, на характер которой пользователь сети (user) может интерактивно влиять с помощью гипертекстовых ссылок, позволяющих переходить от одного документа к другому независимо от их удаленности и по мере необходимости. Документы в WWW могут быть не только текстовыми, графическими, но и программными, в которые пользователь может вводить свои данные, что делает эту систему интересной не только в качестве источника информации, но и перспективной для тестирования, тренингов и пр.

Chat - текстовый или разговорный диалог двух и более пользователей в реальном времени. Позволяет проводить не только индивидуальную, но и групповую психотерапию с сохранением высокого уровня анонимности. Психотерапия с использованием chat в настоящее время проходит экспериментальную разработку, ведутся суппортивные группы (группы поддержки) и группы личностного роста.

E-mail - электронная почта, система быстрой передачи текстовых и звуковых сообщений между компьютерами (по сравнению с обычной почтой), применима в консультировании и психотерапии. В качестве обратной связи используется не только субъективная информация респондента, но и результаты ее семантического анализа. Кроме высокого уровня анонимности дает пациенту время на обдумывание, редактирование, а значит, для дополнительной когнитивной работы над проблемой по сравнению с общением в реальном времени. В настоящее время психотерапия с использованием электронной почты существует на экспериментальной основе.

Usenet - система так называемых "телеконференций", или "группы новостей". Своего рода групповая переписка, растянутая во времени (сообщения задерживаются в каталоге от 5 до 30 дней) с доступом всех пользователей. Каталог представляет собой очень широкий, постоянно пополняемый тематический список. Пользователь, выбравший интересующую его тему (подписавшийся на группу новостей), приобретает доступ к другому списку названий сообщений, упорядоченных по времени и взаимосвязям (иерархии); выбрав название, он получает текст сообщения или может добавить свое. Usenet из-за своего удобства в настоящее время развивается как особое средство распространения и обмена информацией не только между психотерапевтами-практиками и исследователями, но и клиентами (пациентами), потенциально заинтересованными в обращении к психотерапии, а также имеющими опыт лечения.

Наряду с новыми возможностями, такими как исключительная анонимность не только индивидуальной, но и групповой работы, безграничная доступность, в Интернет-психотерапии существуют следующие проблемы:

- этические, так как психотерапевтическая помощь по сети Интернет рождает специфические, еще не достаточно изученные риски, возможность хакерского вмешательства в переписку и т. д.;

- юридические, связанные с тем, что Интернет - всемирная сеть, выходит за рамки государства, национального законодательства, регламентирующего медицинскую помощь;

- методологические - из-за ограниченных возможностей в диагностике в связи с недостаточной обратной связью, ее в основном текстово-ориентированным характером;

Соответственно необходима дальнейшая разработка принципиально новых, адаптированных для применения в Интернете методик психотерапевтической помощи.[5]

Утверждения известных и уважаемых коллег заслуживают внимания, но и вызывают следующие вопросы: Так ли это? Действительно ли интернет-консультирование и психотерапия это принципиально новые консультирование и психотерапия? Или…И что тогда представляет собой компьютерный дискурс? Это принципиально новый дискурс или он строится на уже известных нам закономерностях?



[1] И.Шабшин О психологических особенностях общения в интернете. \ Московский психотерапевтический журнал № 1, 2005. С. 162-164.

[2] Герасимюк Т., Соломович Т. Интернет как среда и инструмент реализации Паблик Рилейшнз \ Маркетинг в России и за рубежом, 2002, №5. 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, МГУ, 12-14 апреля 2000 г.), М., Экопсицентр РОСС. С. 269-270.

[3] И.Шабшин О психологических особенностях общения в интернете. \ Московский психотерапевтический журнал № 1, 2005. С. 162-164.

[4] Подробнее о различных формах (видах) консультирования и психотерапии в сети см. в разделе «Виды е-терапии».



к оглавлению книги

В.Ю. Меновщиков «Психологическая помощь в интернет»



загрузить PDF-версию




Статьи автора

Количество статей: 2

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: В. Ю. Меновщиков
Опубликовано: April 12, 2009, 11:44 pm
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии


Автор запретил гостям комментировать статью

Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / психология и интернет / Киберпространство и перспективы психологического консультирования в сети
Еще в рубрике:

9И. Васюков
Общение — золото и главное полезное ископаемое Интернет


35О. Смыслова
Психологические последствия применения информационных технологий.


47М.С. Иванов
Психология компьютерной игры как проблема интегральной психологии личности


6Максим Юрин
Видеозаписи лекций и конференций по психологии теперь можно бесплатно посмотреть в Интернете!


14В. Ю. Меновщиков
Психологическая помощь в сети интернет


7Анатолий Харитонов
Основные направления изменения личности современного человека в условиях информационного общества


19Юлия Кленова
Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с Интернет — зависимостью


7О. Смыслова
Эмпирическое исследование психологических последствий применения информационных технологий.


26И. Шевченко
Некоторые психологические особенности общения посредством Internet


12Анастасия Жичкина
О возможностях психологических исследований в сети Интернет


13Мясников Илья Николаевич
Возможность применения компьютерных игр в качестве проективного метода исследования личности.


8Эллина Губенко
Опросник установок по отношению к Интернету


12Смирнов Ф. О.
Естественный язык и компьютер: деструктивное влияние или очередной этап эволюции?


57В. Нестеров
К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете


18Анастасия Жичкина
Шкала Интернет-зависимости А. Жичкиной


6Львова А. И., Рязанцева И.А.
Интернет-тренинг как новая возможность групповой психологической работы


63Смирнов Ф. О.
Навигация веб-сайта: лингвокультурные особенности


28А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская
Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью


40Мария Сокольская (Сутула)
Игровая деятельность в Интернете


4А.А. Сакбаев
Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированности


16Смирнов Ф. О.
Язык общения компьютерщиков: потребность в аффилиации или нечто большее?


36Анастасия Жичкина
Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста


5Роман Золотовицкий
Интернет и социометрия


169М.С. Иванов
Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр


62М.С. Иванов
Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека


15Евгения Раевская
Черты личности Интернет-зависимых и Интернет-независимых пользователей


24В. Голованевская
Особенности Я -концепции как фактор формирования аддиктивного поведения


9Софья Кремлева
Чат «Сибирские Партизаны» как сетевое сообщество


5В. Фриндте, Т. Келер
Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении


27В. Нестеров
К вопросу о динамике сетевых сообществ

Поиск