Предисловие

Автор: В. Ю. Меновщиков
Опубликовано: April 12, 2009, 11:41 pm

Как следствие социально-экономических реформ в России в последние десятилетия усилилось расслоение общества, выросло количество социально-значимых заболеваний, психических расстройств. Появилась ранее нехарактерная для русского народа индивидуализация и ориентация не на кооперацию и помощь другим людям, а на соперничество и денежный успех. Кроме того, актуальными остались «вечные» проблемы семейных и супружеских отношений, воспитания детей и т.п. В связи с этим, несмотря на то что, психологическое консультирование как профессиональная деятельность в России существует сравнительно недавно, степень его влияния на общество стремительно увеличивается. Растет число людей, которые обращаются к консультантам за помощью, оказавшись не в силах справиться с захватившими их обстоятельствами повседневной жизни или в связи с попаданием в экстремальные кризисные ситуации. Сюда относятся трудности, связанные с социальными проблемами, работой или ее отсутствием, проблемы семьи и брака, неуверенность в себе, неспособность принимать решения, проблемы в учебе, трудности в установлении и поддержании отношений с другими людьми и многое другое, ведущее к тем или иным вариантам дезадаптации личности.

В то же время существуют категории людей, для которых психологическая помощь практически недоступна из-за неспособности самостоятельно передвигаться (инвалиды), проживания в сельских районах, в изоляции (заключенные) или потому что они привязаны к дому из-за болезни или старости и т.п. Кроме того, существуют категории людей, находящихся в кризисном состоянии, которые не готовы обратиться за очной консультации в силу специфики их характера или болезни (ВИЧ-инфицированные, наркоманы), боязни нарушения конфиденциальности/огласки (сексуальные расстройства, семейное насилие и т.п.). Именно поэтому за рубежом стремительно развиваются виды дистантной психологической помощи через различные способы на основе текстовой коммуникации (типа электронной почты), называемые психотерапия онлайн (е-терапия), Интернет консультирование, кибертерапия и telehealth.

Появление Интернета как новой информационной технологии, его широко распространенное использование повсюду в мире, и массовый успех персональных компьютеров, которые позволяют большему количеству людей использовать эту технологию, нашло значительное отражение и в области психологии. Технологические новшества первоначально затрагивали индивидуальные операции в классах, лабораториях, и клиниках (например, учебные пособия, хранение информации, редактирование документов, экспериментирование), но это положение быстро изменилось, включило разные группы и сообщества людей через введение в жизнь компьютерных сетей. Формирование Интернета - глобальной компьютерной сети соединило постоянно растущее число местных сетей и компьютеры действительно создали «глобальную деревню», где люди непринужденно общаются онлайн. Установленная компьютером коммуникация, используя утилиты, типа электронной почты, открытые семинары (например, телеконференции), форумы (которые обычно обращаются к указанному или ограниченному количеству людей), пересылку текста в реальном времени (например, чат), обмен голосовыми сообщениями (телефония), и видео коммуникации (videoconferencing), теперь стали обычным делом и нормальной частью каждодневных операций для бизнеса, образование, и личного времяпровождения. Развитие и успех мультимедиа торговли, telеmedicine, дистантного образования, газет и игр, все это использование быстро развивающихся коммуникационных технологий, которые обращаются ко многим людям, семьям, и сообществам, создавая постоянно растущий, самоукрепляющийся «волшебный круг» (Garton, Haythornthwaite, и Wellman, 1997; Jones, 1995; Моррис и Ogan, 1996).

Психология (и связанные с ней профессии) приcоединилась к этой тенденции в конце 1980-ых (см. Zgodzinski, 1996) как нормальное расширение предыдущего использование компьютеров для отдельных функций (Ishak и Берт, 1998). Кроме пользования электронной почтой среди профессионалов, психологические приложения Интернета, особенно Всемирная Паутина (WWW), появились только относительно недавно. Психология теперь обнаруживает большие возможности, типа использования Сети для того, чтобы начать социальное изменение (Sampson, 1998), для консультирования молодежи и взрослых (Кейси, 1995), для обеспечения рекомендаций школы (Серый, 1997; Hartman, 1998), обучая и продвигая принятие решения в командах (Kruger, Cohen, Marca, и Matthews, 1996), сексуальное образование (Барак и Safir, 1997; Бондарь, 1998), и вообще помощь умственному здоровью посредством консультаций и наблюдения (H. A. Смит, 1998 и др.). Однако остается масса вопросов, связанных с различными психологическими приложениями lnternet, с обсуждением их силы и слабости. В настоящее время, исследования в этой области очень ограничены. Необходима дополнительная научная оценка этих современных психологических усилий.[1]

В России на сегодня имеются только единичные попытки создания психологических служб в интернете, не разработаны научные основания оказания дистантной психологической помощи. В этих условиях особое значение имеет изучение психологии дискурса дезадаптированной личности, методов консультирования и психотерапии в сети интернет, их сравнительной эффективности. В контексте книги дискурс мыслится нам как речь, вписанная в консультативную ситуацию и в силу этого как категория с более отчетливо выраженным социальным содержанием по сравнению с речевой деятельностью индивида; по афористичному выражению Н.Д.Арутюновой, «дискурс – это речь, погруженная в жизнь». В данном случае в жизнь дезадаптированной личности, ищущей помощи через письменное обращение к психологу-консультанту или психотерапевту (посредством Интернет или обычной переписки).

До сих пор от друзей и уважаемых коллег нам приходится слышать: «Не очень-то я верю в психотерапию в сети» или «Никакой психотерапии в сети нет, есть только область общих советов». Гораздо более радикально звучат утверждения о том, что интернет вообще вреден, прежде всего для наших детей...История повторяется - любое новое открытие первоначально встречает сопротивление части общества. Требуются доказательства его полезности…

К сожалению, Россия как обычно отстала в понимании этих предметов, по меньшей мере, на десяток лет. Мы еще остановимся подробно на истории интернет-консультирования и психотерапии в сети, а пока хотелось бы привести лишь несколько фактов.

По данным Международной волонтерской организации «Бифрендерз» в 2001г. только добровольно работающие психологи-консультанты отвечали на письма по e-mail от 64 000 человек. Если осенью 1995 г., существовало всего двенадцать сайтов «e-терапии» в Интернет, то к 2002 году уже насчитывалось свыше 300 сайтов, где предлагались e-терапевтические услуги и предложения от «e-клиник». Совместно с частными сайтами эти предложения насчитывали уже более, чем 500 сайтов. То есть, данный вид психологической помощи за рубежом доказал свою востребованность и эффективность. Однако и за рубежом существуют противники консультирования и психотерапии в киберпространстве. Например, утверждающие, что использование интернета не является этическим для психологов (психотерапевтов). По нашему мнению из их утверждений наиболее верно то, что не все психологи (психотерапевты) имеют способности, чтобы провести консультацию и терапию по Интернет, и что e-терапия подходит не каждому. С другой стороны, есть другие ситуации, где «е-терапия» - это лучшая доступная альтернатива. К сожалению, по мнению членов ISMHOнекоторые профессионалы в области психологического консультирования и терапии ушли в сторону из-за несоответствующих ситуации вопросов, спрашивая: «Эта терапия? Это заменит традиционную терапию? Это лучше, чем терапия при личной встрече с психологом (психотерапевтом)?» Азу Барак считает, что это совсем не те вопросы, которые необходимо было бы задавать. Конечно, е-терапия никогда не заменит традиционную терапию. И даже если e-терапия не вполне состоявшаяся психотерапия - называете ли Вы это эмоциональной поддержкой, обучением, диалогом, помощью или никак не называете – нет сомнений, что е-терапия приносит пользу. И для некоторых людей, это - их единственный доступ к эмоциональной поддержке. В ближайшем будущем исследования обеспечат конкретные доказательства, чтобы показать, эффективна ли консультация он-лайн. А до тех пор будьте осторожны, когда Вы оцениваете мнения, которые Вы слышите: действительно ли комментарии основаны на фактах и исследованиях? Может быть, это результат профессиональной конкуренции? Или СМИ-пропаганда? Увы, «опасность продает больше газет, чем надежда». СМИ пишет то, что продается. Если терапия он-лайн будет помогать, то она будет существовать и развиваться, потому что это - действительно так, а не, потому что кто-то сказал так.[2]

Для того, чтобы в какой-то мере устранить наше вечное отставание от Запада, для того чтобы дать ответы или озвучить уже данные ответы на вопросы, которыми задаются нашими коллеги и написана эта работа.

В книге описаны как предыстория и история консультирования и психотерапии в киберпространстве, так и отдельные методы и подходы. Одним из них уделено значительное внимание и пространство, например, самому процессу консультирования, другие упомянуты лишь конспективно (например, психоанализ) в силу их известности читателю и наличия большого количества литературы подробно описывающей теоретические и практические основы данного метода. Хочу особо подчеркнуть то, что нами были описаны только те психотерапевтические концепции, которые упоминаются зарубежными или отечественными практиками как применимые в консультировании и терапии в киберпространстве.



[1] Азу Барак Psychological applications on the Internet: A discipline on the threshold of a new millennium Applied & Preventive Psychology 8:231-245 (1999). Cambridge University Press. Printed in the USA.


Статьи автора

Количество статей: 2

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: В. Ю. Меновщиков
Опубликовано: April 12, 2009, 11:41 pm
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

Имя:
E-mail:
Open-ID:
введите код с картинки:


Правила:
Разрешены тэги: <b>, <i>, <u>. Если хотите дать ссылку - пишите ее просто: http://... Все поля обязательны. Ваш email на странице отображаться не будет.


Смайлики:
:) :( ;) :D :lol: :eek: :mad: :weep:
Текст сообщения:


Я ознакомлен(а) и принимаю условия использования сайта и политику конфиденциальности

Комментирование статей отключено

Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / психология и интернет / Предисловие
Еще в рубрике:

9И. Васюков
Общение — золото и главное полезное ископаемое Интернет


35О. Смыслова
Психологические последствия применения информационных технологий.


47М.С. Иванов
Психология компьютерной игры как проблема интегральной психологии личности


6Максим Юрин
Видеозаписи лекций и конференций по психологии теперь можно бесплатно посмотреть в Интернете!


14В. Ю. Меновщиков
Психологическая помощь в сети интернет


7Анатолий Харитонов
Основные направления изменения личности современного человека в условиях информационного общества


19Юлия Кленова
Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с Интернет — зависимостью


7О. Смыслова
Эмпирическое исследование психологических последствий применения информационных технологий.


26И. Шевченко
Некоторые психологические особенности общения посредством Internet


12Анастасия Жичкина
О возможностях психологических исследований в сети Интернет


13Мясников Илья Николаевич
Возможность применения компьютерных игр в качестве проективного метода исследования личности.


8Эллина Губенко
Опросник установок по отношению к Интернету


12Смирнов Ф. О.
Естественный язык и компьютер: деструктивное влияние или очередной этап эволюции?


57В. Нестеров
К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете


18Анастасия Жичкина
Шкала Интернет-зависимости А. Жичкиной


6Львова А. И., Рязанцева И.А.
Интернет-тренинг как новая возможность групповой психологической работы


63Смирнов Ф. О.
Навигация веб-сайта: лингвокультурные особенности


28А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская
Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью


19Мария Сокольская (Сутула)
Игровая деятельность в Интернете


4А.А. Сакбаев
Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированности


16Смирнов Ф. О.
Язык общения компьютерщиков: потребность в аффилиации или нечто большее?


35Анастасия Жичкина
Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста


5Роман Золотовицкий
Интернет и социометрия


168М.С. Иванов
Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр


62М.С. Иванов
Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека


15Евгения Раевская
Черты личности Интернет-зависимых и Интернет-независимых пользователей


23В. Голованевская
Особенности Я -концепции как фактор формирования аддиктивного поведения


9Софья Кремлева
Чат «Сибирские Партизаны» как сетевое сообщество


5В. Фриндте, Т. Келер
Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении


26В. Нестеров
К вопросу о динамике сетевых сообществ

Поиск