Приложение 3. Картинки, предпочитаемые "некомпьютерными" респондентами
Автор: Константин ЕфимовОпубликовано: July 13, 2000, 12:00 am
Различные выборы перечисляются в порядке убывания числа респондентов, выбравших картинку, а так же по разнице между количеством испытуемых, выбравших картинку в той или иной группе (по контрасту). Как количественный критерий мы считали различие в 3 выбора по каждой картинке между группами (3 выбора это 25% от группы). Из этих картинок исключены те, что мотивировались испытуемыми строго индивидуально
В большинстве своем выбирается, по объяснениям испытуемых, для иллюстрации религиозных чувств, и в этом случае часто выбирается также картинка 23 (собор). Выбор обеих картинок «некомпьютерные» объясняют собственной религиозностью.
Как уже говорилось ранее, эту картинку выбирают только «некомпьютерные» женщины (4), и только «некомпьютерные» мужчины(1).
Скорее всего, это женская некомпьютерная ценность, поскольку выбор специфичен для некомпьютерных женщин выбор картинки единственным «некомпьютерным» мужчиной обоснован следующим образом: «просто красивая картинка». Отсюда можно предположить, что выбор картинки обусловлен религиозностью «некомпьютерных» испытуемых женского пола.
Как правило, выбирается как еда.
Мотивируется тем, что это: «вкусные овощи и фрукты», «люблю готовить», «люблю вкусно поесть», «здоровая пища», и т.п. 1 раз выбрано некомпьютерным испытуемым как «яркая, солнечная картинка». В мотивировке выбора картинки нет различий между двумя группами испытуемых, но в «некомпьютерной» выборке она выбирается значительно чаще. Однако, следует отметить, что в «компьютерной» выборке отсутствует мотивировка «люблю готовить». Скорее всего, ценность «некомпьютерная». Овощи не являются полуфабрикатом, который можно приготовить и съесть сравнительно быстро, а напротив, требуют времени на приготовление, являясь традиционным видом пищи.
Выбирается как символ поп-культуры. Следует отметить, что на 3 положительные идентификации с этим образом пришлась одна отрицательная, т.е. человек прямо указал на то, что он не согласен с тем, какой вред приносит поп-культура. Так же, можно заметить, что данный образ является сравнительно старым (так как фильмы с участием Шварценнегера появились достаточно давно ), и достаточно однозначным (все герои которых он играл в основном однотипны). Можно считать эту картинку традиционным, ориентированным скорее в прошлое, символом поп-культуры.
Как правило, идентификация себя с семьей, близкими людьми, атмосфера принятия и любви. Поскольку семья не полная, многие испытуемые «достраивают» остальных членов. Ценность, как будет показано ниже, скорее женская, чем мужская (ее выбирают и «компьютерные», и «некомпьютерные» женщины) .
Мотивировка выбора в обеих группах любовь к цветам (не обязательно красным), любовь к природе.
В целом, сама картинка достаточно сентиментальна (выражение глаз детеныша тюленя вызывает жалость).
Практически всегда, в обеих группах это любовь к животным:
«красивые глаза», «глаза, которые могут меня растрогать», «лапочка», «он очень красивый», «их беспощадно истребляют, а осталось их очень мало».
Картинка выбиралась практически всеми некомпьютерными мужчинами (3 из 4 против 2 из 9 у «компьютерных») и чаще некомпьютерными женщинами (4 из 8 против 1 из 3 у «компьютерных»), так что эта ценность скорее некомпьютерная.
Следует отметить, что очень часто картинка выбиралась в паре с другими картинками, изображающими животных 6 (жирафы) и 98 (овцы), но картинки 6 и 98 встречаются почти равноценно в выборах обоих групп, и их выбор мотивируется любовью к животным и природе. Так же часто идет в паре с картинкой 2 (цирк с тиграми) у «некомпьютерных» испытуемых, и мотивируется опять же любовью к животным. Вообще, любовь к животным и к природе ярче выражена у «некомпьютерной» выборки, они выбирают больше картинок, объединенных этой темой. У «компьютерной» выборки доминирует любовь к природе, они менее сентиментальны.
У большинства испытуемых (2 из 3х) отмечена ассоциация с процессами, происходящими глубоко внутри них самих, невозможность их контроля и описания.
Мотивировки выбора: комфорт, сидеть удобно, красивая мебель. 1 раз связь с прошлым, предками.
Выбирается чаще из-за личных предпочтений, («просто нравится»), чем из-за личных ассоциаций (1 испытуемый)
Мотивировка любовь к природе. Так же один раз как ассоциация с отдыхом.
В основном выбирается из любви к животным, природе. Реже из любви к цирку (1 раз у «некомпьютерных» мужчин).
Выбирается как символ античности, близкий по духу, а так же как произведение искусства.
Мотивировка выбора любовь к отдыху, любовь к плаванию и активным видам отдыха. Как уже говорилось, скорее всего, в мужской выборке это непредпочитаемая картинка. Данный вид отдыха предпочитают только женщины, и только «некомпьютерные». Это особенности подвыборки «некомпьютерных» женщин.
Примеры мотивировок:
«мне нравится хорошее вино», «нравится вино с фруктами», «я могу себе позволить вино», «я выбираю эту картинку, так как это праздничная атмосфера». Компьютерные специалисты, как правило, выбирают не только картинку с вином, но так же и пиво (картинка 75).
Здесь возможны варианты выбирали из-за положительного отношения к Москве «Москва она и есть Москва», «люблю Москву»; красивый салют, Кремль, любовь к родине, победа (в основном «некомпьютерные»). Или же как просто визуально красивый вечерний пейзаж (3 из 4-х «компьютерных»). Различия в мотивировке между группами есть, но они достаточно слабо выражены. Можно предположить, что восприятие этой картинки у «компьютерных» испытуемых как «красивого вечернего городского пейзажа» отчасти обусловлено мотивом эмиграции (выбор картинки 26).
Можно так же предположить дихотомию эмиграция патриотизм.
|
| ||
55 (церковь) |
Как уже говорилось ранее, эту картинку выбирают только «некомпьютерные» женщины (4), и только «некомпьютерные» мужчины(1).
Скорее всего, это женская некомпьютерная ценность, поскольку выбор специфичен для некомпьютерных женщин выбор картинки единственным «некомпьютерным» мужчиной обоснован следующим образом: «просто красивая картинка». Отсюда можно предположить, что выбор картинки обусловлен религиозностью «некомпьютерных» испытуемых женского пола.
|
| ||
8 (овощи еда) |
Мотивируется тем, что это: «вкусные овощи и фрукты», «люблю готовить», «люблю вкусно поесть», «здоровая пища», и т.п. 1 раз выбрано некомпьютерным испытуемым как «яркая, солнечная картинка». В мотивировке выбора картинки нет различий между двумя группами испытуемых, но в «некомпьютерной» выборке она выбирается значительно чаще. Однако, следует отметить, что в «компьютерной» выборке отсутствует мотивировка «люблю готовить». Скорее всего, ценность «некомпьютерная». Овощи не являются полуфабрикатом, который можно приготовить и съесть сравнительно быстро, а напротив, требуют времени на приготовление, являясь традиционным видом пищи.
|
| ||
63 (Шварценеггер с пистолетом (возможно, кадр из фильма «Терминатор») |
|
| ||
78 (семья из 3-х человек: дочь, мама, бабушка) |
|
| ||
74 (красные цветы) |
|
| ||
22 (детеныш тюленя) |
Практически всегда, в обеих группах это любовь к животным:
«красивые глаза», «глаза, которые могут меня растрогать», «лапочка», «он очень красивый», «их беспощадно истребляют, а осталось их очень мало».
Картинка выбиралась практически всеми некомпьютерными мужчинами (3 из 4 против 2 из 9 у «компьютерных») и чаще некомпьютерными женщинами (4 из 8 против 1 из 3 у «компьютерных»), так что эта ценность скорее некомпьютерная.
Следует отметить, что очень часто картинка выбиралась в паре с другими картинками, изображающими животных 6 (жирафы) и 98 (овцы), но картинки 6 и 98 встречаются почти равноценно в выборах обоих групп, и их выбор мотивируется любовью к животным и природе. Так же часто идет в паре с картинкой 2 (цирк с тиграми) у «некомпьютерных» испытуемых, и мотивируется опять же любовью к животным. Вообще, любовь к животным и к природе ярче выражена у «некомпьютерной» выборки, они выбирают больше картинок, объединенных этой темой. У «компьютерной» выборки доминирует любовь к природе, они менее сентиментальны.
|
| ||
149 (затмение) |
|
| ||
5 (мебель антиквариат) |
|
| ||
73 (Персонаж диснеевского мультфильма) |
|
| ||
19 (пальма) |
|
| ||
2 (цирк с тиграми) |
|
| ||
18 (статуя на фоне гор, Венера) |
|
| ||
76 (бассейн, фонтан, отдыхающие люди) |
|
| ||
32 (вино 2 бутылки, кисть виноград и бокал) |
«мне нравится хорошее вино», «нравится вино с фруктами», «я могу себе позволить вино», «я выбираю эту картинку, так как это праздничная атмосфера». Компьютерные специалисты, как правило, выбирают не только картинку с вином, но так же и пиво (картинка 75).
|
| ||
92 (салют над Кремлем) |
Можно так же предположить дихотомию эмиграция патриотизм.
- На основании этих данных, мы можем предположить, что «некомпьютерные» испытуемые имеют более выраженную любовь к природе и животным, чем «компьютерные» (картинки 22, 6, 98, 2), и любовь эта скорее сентиментальна, в отличие от «компьютерных» респондентов.
- Для «некомпьютерных» женщин характерна более высокая религиозность, чем для «некомпьютерных» (55, церковь), а так же более высокая ценность семьи (74, семья из трех человек), по сравнению с «компьютерными». Кроме этого, «некомпьютерные» женщины чаще выбирают картинку 76 (бассейн, фонтан, отдыхающие люди), чем картинки с экстремальными видами спорта, к которым тяготеет «компьютерная» выборка.
- Выбор картинки 8 (овощи еда) обусловлен ценностями сохранения (напомним, что мотивировка «люблю готовить» отсутствует в «компьютерной» выборке). Сюда же можно отнести выбор вина, так как его потребление скорее всего приурочено к каким-либо событиям (возможно, семейным торжествам, так как эта картинка часто выбирается «некомпьютерными»), и требует подготовки, в отличие от пива, которое можно употребить в любое время (напомним, что «компьютерная» выборка чаще выбирает пиво).
- Выбор картинки 63 (Шварценеггер с пистолетом) обусловлен проявлением «некомпьютерными» испытуемыми своего отношения к поп-культуре, как положительного (3), так и отрицательного (1). В поп-культуру можно было бы так же включить выбор персонажа диснеевского мультфильма. То, что эти персонажи отсутствуют в наборе, выбранном «компьютерными» испытуемыми, можно объяснить тем, что с одной стороны, они меньше смотрят телевизор (Меламуд), а с другой стороны, можно предположить, что они более критично относятся к поп-культуре (маргинальны по отношению к ней), более индивидуалистичны, используют свои каналы получения информации.
Статьи автора
Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»
Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Константин Ефимов
Опубликовано: July 13, 2000, 12:00 am
Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог
Количество статей: 420
Статьи
- Иллюзия движения по спирали
- НЕТ UNDERCONSTRUCTION!
- Эффективная реклама!
- Наше новое метро
- Возможности проективных техник в маркетинговых исследованиях
- Архив новостей. Август 1999.
- Февраль 1999.
- Февраль 2000.
- Февраль 2001.
- Февраль 2002.
Показать остальные статьиСкрыть остальные статьи
Добавить в «любимые статьи»
Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Константин Ефимов
Опубликовано: July 13, 2000, 12:00 am