"Работа с глиняным полем"(Clay Field®) | Москва, 13-14 июня
Автор: dismaОпубликовано: June 2, 2015, 12:11 pm
Ключевые слова (теги): арт-терапия, работа с глиной
Оценка посетителей сайта: 10.00 (проголосовало: 2)Совместный проект Межрегионального Центра обучения по Арт-терапии,Сэндплей терапии и Высшей школы психологии:
Программа обучения: «Работа с глиняным полем» 20 час.
Автор метода: Профессор Хайнс Дойзер (Германия)
13-14 июня 2015 г. с 10.00 до 17.00
Программа идет с синхронным переводом
Об авторе
Профессор Хайнц Дойзер (Heinz Deuser)
С 1972 года – создание и развитие метода работы с глиняным полем;
С 1984 года – Президент ассоциации Institut für Haptische Gestaltbildung(Институт по работе с чувственным восприятием и формами) и международное обучение методу работы с глиняным полем ;
С 1989 по 2005 гг. – профессор в Академии Арт-терапии при Университете Прикладных Наук в городе Нюртинген, Германия.
Содержание семинара
Основой семинара является тактильное восприятие.
Осязание – это способ взаимодействия, благодаря которому мы с помощью движений и чувств познаем себя и окружающий мир и находим в нем свое место. Органами осязания являются наши руки. Они взаимодействуют с глиной на основе ранее приобретенного личностного опыта.
Движения приобретают форму. В процессе создания форм мы формируемся свою собственную личность.
В терапии мы знакомимся со своими внутренними потребностями и на основе этого раскрываем и развиваем свою личность. Таким образом, тактильное восприятие открывает нам новые возможности познания самого себя. С помощью рук мы выражаем, рассказываем, сообщаем.
Глиняное поле в терапии становится нашим отражением, в котором мы можем увидеть самого себя. Оно дает возможность познакомиться с самим собой, принять себя и раскрыть свою личность.
Ограниченное пространство поля создает некие границы для рук, а его ровная поверхность дает свободу действий, что непременно ведет к трансформации.
Основные вопросы семинара
Возможности и условия работы с материалом;
Возможности и условия работы с тактильным восприятием;
Работа с глиняным полем в педагогике и терапии;
Равновесная ориентация, компенсация и центрирование в переносах (проекциях) и восприятии в них самого себя;
Связь архитектуры тела с формами;
Решения в процессе работы с чувственным восприятием, роль психотерапевта;
Критерии создания форм;
Деятельностная ситуация как ситуация развития.
Материалы для семинара
Наглядным материалом послужат работы самих участников семинара. Движения рук на глиняном поле будут записаны на видео, а затем прокомментированы в рамках программы семинара.
Метод работы с глиняным полем
В основу метода работы с глиняным полем легли исследования профессора Хайнса Дойзера, проведенные в 1971-1972 гг. Испытуемые выполняли упражнения на развитие тактильных ощущений. Они закрывали глаза и получали в руки окаменевшую морскую раковину. Задачей было определить предмет на ощупь.
При этом то, какие «предметы» узнавали в раковине испытуемые, будь то ручное рубило, полезное ископаемое или же драгоценный камень, зависело напрямую от того, каким образом они ощупывали эту раковину. От характера движений зависели образы, которые формировались у каждого испытуемого на основе его собственного приобретенного ранее опыта. Чувственное восприятие открыло совершенно новое измерение, позволив испытуемым вспомнить важнейшие происшествия из их персональной истории.
Решающую роль в становлении данной методики сыграли труды по аналитической психологии Карла Густава Юнга и его последователя Эриха Ноймана. В основе работы с материей и формами лежат архетипы, а также символы трансформации в процессе индивидуации.
Дальнейшему развитию метода работы с глиной послужили наблюдения самого профессора Дойзера. Из этих наблюдений следует, что с помощью рук мы проявляем себя на глиняном поле. Движение приобретает форму. Соприкосновение, движение и чувственное восприятие сливаются в едином процессе создания образа.
Для работы нам понадобится плоский деревянный ящик, заполненный глиной – так называемое глиняное поле, а также чаша с водой.
В данной терапии нет определенного порядка действий, ведь мы руководствуемся исключительно чувственным восприятием поля с помощью рук. Взрослые обычно работают с закрытыми глазами. Это помогает им абстрагироваться и сконцентрироваться лишь на своих тактильных ощущениях. Дети же, напротив, легко создают различные фигуры и образы с открытыми глазами.
И взрослые, и дети, воспринимают и познают глиняное поле через прикосновения. Глина – прекрасный материал, который принимает любое движение рук и дает безграничные возможности для работы с формами. Ограниченное пространство поля создает некие границы для рук, а его ровная поверхность дает свободу действий. Движения рук приобретают форму, оставляя на поле свои следы. Значительную роль играет и психотерапевт, который находится рядом и правильным образом направляет клиента, помогая ему воспринять и понять свои собственные движения.
Таким образом, данный метод предлагает работу с тремя основными элементами личностного развития. Глиняное поле – это мир, который мы воспринимаем и познаем. Руки – это жизненный потенциал, стремление к действию и соприкосновению. И наконец, само взаимодействие и, как следствие, развитие личности.
Глинотерапия уникальна тем, что позволяет работать с опытом, приобретенным как в сознательном возрасте, так и в довербальный период развития. Таким образом, данный метод подходит всем возрастным категориям: малышам, детям школьного возраста, подросткам и взрослым.
Работа с глиняным полем рекомендуется в первую очередь детям и подросткам, которые стремятся найти свое место в этом мире, взаимодействовать с окружающими, понимать и оценивать самого себя. Глинотерапия поможет ребенку развиваться в его собственном темпе, наверстав упущенные этапы его личностного развития. Подросткам данный метод позволит раскрыть и понять свои эмоциональные и социальные потребности.
Взрослым глинотерапия поможет разрешить внутренние конфликты, обусловленные опытом, приобретенным в детстве. Таким образом, у клиента появится новое осознавание самого себя и себя в окружающем мире.
Условия участия
Стоимость обучения: 100 дол. и 7700 руб.
Выдается сертификат об обучении профессора Хайнц Дойзера.
Подробная информация на сайте Высшей школы психологии
+7 (905) 768-76-87 Юлия Новгородова (руководитель проектов Межрегионального центра обучения арт-терапии и Сэндплей-терапии), jsnov@bk.ru
+7-968-843-74-71, vshp1990@yandex.ru
Статьи автора
Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»
Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: disma
Опубликовано: June 2, 2015, 12:11 pm
Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог
Количество статей: 2
Статьи
Добавить в «любимые статьи»
Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: disma
Опубликовано: June 2, 2015, 12:11 pm