Обучающая программа по работе с генограммой | Москва, октябрь 2008
Автор: Мария ЕгороваОпубликовано: October 22, 2008, 3:31 pm
Ключевые слова (теги): генограмма, 1
Московская обучающая группа по работе с генограммой начнётся в суббота 25 октября в 18.00. Эта программа будет работать в режиме 2 раза в месяц, через неделю по с 18.00 до 22.00. Программа рассчитана на 72 часа, сертифицируется ИИСТ (после супервизии у Марины Бебчук). Подробности можно посмотреть здесь: http://marys-elsy.livejournal.com/114178.html
Информация о клиентских группы по работе с семейной историей есть здесь: >http://marys-elsy.livejournal.com/114634.html
В субботу в перерыве мы обсудим удобные для участников группы дни остальных занятий. Курс рассчитан на 72 часа, в группе не больше 10 человек.
Запись на курс, вопросы по телефону 8 916 522 61 27
Методы работы с генограммой.
Пояснительная записка
Курс предназначен для обучения психологов, психологов-консультантов и других специалистов различного профиля (социальные работники, педагоги, врачи) которые хотели бы научиться практическому применению генограммы в индивидуальной или групповой работе. Представленный подход позволяет оперативно провести диагностику ситуации, сфокусировать запрос и найти эффективное решение. Он адекватен для описания многочисленных взаимодействий в комплексных системах, таких как семья, род или организация и успешно применяется для работы с индивидуальными клиентами, парами, семьями и группами. Представленный подход ориентирован на решение, ресурсы и перспективы. Его цель расширение спектра возможностей для всех членов системы.
Адресат
Курс предназначен, прежде всего, для повышения квалификации специалистов имеющих или получающих психологическое образование, специализирующихся в области психологического консультирования и психотерапии, семейного консультирования. Программа может быть полезна как для специалистов, уже имеющих опыт самостоятельной психотерапевтической работы, так и для слушателей, только начинающих свое обучение в области практической психологии. Социальные работники, педагоги, врачи, тренеры также могут существенно расширить своё видение ситуации клиента, используя системный и трансгенерационный подход в своей работе.
Задачи курса
Курс решает следующие задачи:
1. Знакомство участников с методом генограммы эффективным диагностическим, аналитическим и трансформирующим инструментом. Освоение элементов метода семейных системных расстановок, арт-терапевтических и психодраматических методов работы с генограммой.
2. Отработка на практике техник и методов. Предложенные в курсе техники могут применяться как в комплексе, так и изолировано.
3. Формирование целостного видения консультационной сессии, а также отдельных ее этапов.
4. Формирование эффективной профессиональной позиции специалиста по отношению к семейной системе.
5. Проработка личностного материала и получение базового клиентского опыта, необходимое для успешной консультационной и терапевтической работы.
6. Развитие у слушателей вкуса к использованию инструмента супервизии для анализа и осмысления случаев из собственной практики.
Основные принципы
В основе предлагаемой программы заложены следующие принципы:
1. «Контакт с реальностью» – иметь представление о процессах, происходящих в семейной системе, основных действующих динамиках; знать о существующих мифах, запретных темах и т.д.
2. «Контакт с собственными чувствами» идентифицировать переносные-контрпереносные паттерны, возникающие во время работы. Учитывать силу и специфику аффектов сопутствующих работе с семейной системой.
3. «Границы возможностей» – понимать границы своих возможностей как специалиста при взаимодействии с семейной системой. Осознавать свою реакцию на эти ограничения.
4. «Забота о себе» – осознавать свое право на заботу о себе и уметь сделать это, как в рамках профессиональной деятельности, так и вне ее.
Формат курса
Программа рассчитана на … астрономических часов – … трехдневных или двухдневных семинаров по 20 часов (вечер пятницы, суббота и воскресенье или суббота и воскресенье).
Рекомендуемая частота занятий – один раз в месяц. Значительный интервал дает слушателям возможность самостоятельно применить материал курса на практике, поработать в интервизорских группах и на следующем занятии обсудить полученный опыт.
Оптимальное число участников до 10 человек. Это обеспечивает с одной стороны разнообразие личного опыта, а с другой эффективность и полноту обратной связи от ведущего и группы.
Форма занятий
Основные формы работы:
• Отработка базовых элементов техник в упражнениях.
• Составление и исследование собственной генограммы
• Участие в собственной клиентской работе
• Участие в работе других членов группы.
• Проведение фрагментов и полных сессий под руководством преподавателя.
• Процесс-анализ.
• Супервизия.
В качестве базового метода освоения практического материала выбрано участие в клиентской сессии с последующим процесс-анализом и обсуждением. Материал для работы берется из личного опыта участников, а в некоторых случаях из их консультационной практики. Тренинговая работа, основанная на проживании, обеспечивает участникам личный опыт пребывания в позициях консультанта и консультируемого, необходимый для успешного применения техник метода.
Включенные в курс супервизии позволяют участникам освоить данный метод анализа сложных случаев, а также получить помощь и поддержку. Предполагается, что со второго занятия на супервизии будут выноситься случаи, в которых участники уже пробовали использовать генограмму. Благодаря этому, предметом супервизии является не только содержание случаев, но и техника работы.
Параллельно с обучающими семинарами предполагается проведение регулярных встреч в интервизорских группах, предназначенных для обсуждения изученного, литературы и практической работы.
Предлагаемый тематический план является ориентировочным и может быть скорректирован по усмотрению ведущего, в зависимости от потребностей группы.
Тематический план
Введение
• Системный подход.
• Генограмма и геносоциограмма как графический способ фиксации семейной биографии.
Базовые понятия
• Семейная система.
• Состав семейной системы, право на принадлежность.
• Исключенные. Механизм исключения и его последствия, семейные тайны.
• Сплетения и замещения, перенятые чувства.
• Подсистемы, коалиции и границы систем. Включенность семьи в культурно-исторические контексты.
• Основные динамики в семейной системе.
• Синдром годовщины (юбилейный синдром).
• Генограмма и геносоциограмма.
Основные техники работы
• Базовые умения и навыки, позиция системного терапевта.
• Техника рисования геносоциограммы и биографического интервью.
• Техники анализа геносоциограммы
• Элементы семейной расстановки в работе с генограммой.
• Техники индивидуальной работы с генограммой.
• Психодраматические, трансовые и арт-терапевтические техники в работе с генограммой.
• Элементы стресс-менеджмента для клиента, терапевта и участников группы.
Ход сессии
• Заключение контракта.
• Фокусировка.
• Тело сессии
• Предписания.
• Возможные интервенции. Сила интервенций.
Частные случаи консультационной и терапевтической работы
• Отношения между родителямключи и детьми, принятие родителей. Партенофикация. Использование родительских достижений и поражений.
• Отношения в паре.
• Аборты. Их влияние на взаимоотношения в паре и семье.
• Не рожденные и рано умершие дети, отданные и потерянные.
• Отношения между сиблингами.
• Приемные дети. Усыновление. Опека.
• Работа с перенятыми чувствами и симптомами заболеваний.
• Смерть близких. Работа горя. Незавершенные отношения с умершими.
• Конфликты между поколениями и возможные пути их разрешения.
• Работа с трудными, запутанными отношениями в семьях.
• Алкоголизм, наркомания другие зависимости.
• Нарушения пищевого поведения.
• Инцест.
• Убийцы и жертвы.
• Случаи, требующие введения Больших Фигур.
• Психозы.[[ключключ|]]
• Ограничения метода
Литературак курсу:
1. Флоренс Каслоу Генограмма как проективная техника в диагностике и психотерапии, М.:Московский психолого-социальный институт, 2006
2. Винсент де Гольжак История в наследство, – М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.
3. Франке-Грикш М. Ты с нами. М.: Институт консультирования и системных решений, Высшая школа психологии, 2005
4. Хеллингер Б. Порядки любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. и др. книги этого автора
5. Шутценбергер Анн Анселин Синдром Предков, – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.
Ведущий
Егорова Мария Владимировна – психолог, ф-т психологии МГУ, аспирантура ИП РАН; подготовка по семейной системной психотерапии: семинары и обучающие программы Б.Хеллингер, К.Хонен, М.Каден, Х. Махк-Хампрехт, Х.Броер и др.; тренер и ведущий обучающих программ Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Министерства образования и науки РФ (ведущий программы профилактической работы с семьей, программы развития толерантности к ВИЧ-инфицированным и членам их семей, психологического консультирования и др.), сотрудничаю с ИИСТ; автор и ведущий обучающих программ по работе с генограммой, острой шоковой травмой, по тренингу тренеров. консультированию и т.д.; клиентских групп «Женский путь», расстановки, мифодрама и др.
Информация о клиентских группы по работе с семейной историей есть здесь: >http://marys-elsy.livejournal.com/114634.html
В субботу в перерыве мы обсудим удобные для участников группы дни остальных занятий. Курс рассчитан на 72 часа, в группе не больше 10 человек.
Запись на курс, вопросы по телефону 8 916 522 61 27
Методы работы с генограммой.
Пояснительная записка
Курс предназначен для обучения психологов, психологов-консультантов и других специалистов различного профиля (социальные работники, педагоги, врачи) которые хотели бы научиться практическому применению генограммы в индивидуальной или групповой работе. Представленный подход позволяет оперативно провести диагностику ситуации, сфокусировать запрос и найти эффективное решение. Он адекватен для описания многочисленных взаимодействий в комплексных системах, таких как семья, род или организация и успешно применяется для работы с индивидуальными клиентами, парами, семьями и группами. Представленный подход ориентирован на решение, ресурсы и перспективы. Его цель расширение спектра возможностей для всех членов системы.
Адресат
Курс предназначен, прежде всего, для повышения квалификации специалистов имеющих или получающих психологическое образование, специализирующихся в области психологического консультирования и психотерапии, семейного консультирования. Программа может быть полезна как для специалистов, уже имеющих опыт самостоятельной психотерапевтической работы, так и для слушателей, только начинающих свое обучение в области практической психологии. Социальные работники, педагоги, врачи, тренеры также могут существенно расширить своё видение ситуации клиента, используя системный и трансгенерационный подход в своей работе.
Задачи курса
Курс решает следующие задачи:
1. Знакомство участников с методом генограммы эффективным диагностическим, аналитическим и трансформирующим инструментом. Освоение элементов метода семейных системных расстановок, арт-терапевтических и психодраматических методов работы с генограммой.
2. Отработка на практике техник и методов. Предложенные в курсе техники могут применяться как в комплексе, так и изолировано.
3. Формирование целостного видения консультационной сессии, а также отдельных ее этапов.
4. Формирование эффективной профессиональной позиции специалиста по отношению к семейной системе.
5. Проработка личностного материала и получение базового клиентского опыта, необходимое для успешной консультационной и терапевтической работы.
6. Развитие у слушателей вкуса к использованию инструмента супервизии для анализа и осмысления случаев из собственной практики.
Основные принципы
В основе предлагаемой программы заложены следующие принципы:
1. «Контакт с реальностью» – иметь представление о процессах, происходящих в семейной системе, основных действующих динамиках; знать о существующих мифах, запретных темах и т.д.
2. «Контакт с собственными чувствами» идентифицировать переносные-контрпереносные паттерны, возникающие во время работы. Учитывать силу и специфику аффектов сопутствующих работе с семейной системой.
3. «Границы возможностей» – понимать границы своих возможностей как специалиста при взаимодействии с семейной системой. Осознавать свою реакцию на эти ограничения.
4. «Забота о себе» – осознавать свое право на заботу о себе и уметь сделать это, как в рамках профессиональной деятельности, так и вне ее.
Формат курса
Программа рассчитана на … астрономических часов – … трехдневных или двухдневных семинаров по 20 часов (вечер пятницы, суббота и воскресенье или суббота и воскресенье).
Рекомендуемая частота занятий – один раз в месяц. Значительный интервал дает слушателям возможность самостоятельно применить материал курса на практике, поработать в интервизорских группах и на следующем занятии обсудить полученный опыт.
Оптимальное число участников до 10 человек. Это обеспечивает с одной стороны разнообразие личного опыта, а с другой эффективность и полноту обратной связи от ведущего и группы.
Форма занятий
Основные формы работы:
• Отработка базовых элементов техник в упражнениях.
• Составление и исследование собственной генограммы
• Участие в собственной клиентской работе
• Участие в работе других членов группы.
• Проведение фрагментов и полных сессий под руководством преподавателя.
• Процесс-анализ.
• Супервизия.
В качестве базового метода освоения практического материала выбрано участие в клиентской сессии с последующим процесс-анализом и обсуждением. Материал для работы берется из личного опыта участников, а в некоторых случаях из их консультационной практики. Тренинговая работа, основанная на проживании, обеспечивает участникам личный опыт пребывания в позициях консультанта и консультируемого, необходимый для успешного применения техник метода.
Включенные в курс супервизии позволяют участникам освоить данный метод анализа сложных случаев, а также получить помощь и поддержку. Предполагается, что со второго занятия на супервизии будут выноситься случаи, в которых участники уже пробовали использовать генограмму. Благодаря этому, предметом супервизии является не только содержание случаев, но и техника работы.
Параллельно с обучающими семинарами предполагается проведение регулярных встреч в интервизорских группах, предназначенных для обсуждения изученного, литературы и практической работы.
Предлагаемый тематический план является ориентировочным и может быть скорректирован по усмотрению ведущего, в зависимости от потребностей группы.
Тематический план
Введение
• Системный подход.
• Генограмма и геносоциограмма как графический способ фиксации семейной биографии.
Базовые понятия
• Семейная система.
• Состав семейной системы, право на принадлежность.
• Исключенные. Механизм исключения и его последствия, семейные тайны.
• Сплетения и замещения, перенятые чувства.
• Подсистемы, коалиции и границы систем. Включенность семьи в культурно-исторические контексты.
• Основные динамики в семейной системе.
• Синдром годовщины (юбилейный синдром).
• Генограмма и геносоциограмма.
Основные техники работы
• Базовые умения и навыки, позиция системного терапевта.
• Техника рисования геносоциограммы и биографического интервью.
• Техники анализа геносоциограммы
• Элементы семейной расстановки в работе с генограммой.
• Техники индивидуальной работы с генограммой.
• Психодраматические, трансовые и арт-терапевтические техники в работе с генограммой.
• Элементы стресс-менеджмента для клиента, терапевта и участников группы.
Ход сессии
• Заключение контракта.
• Фокусировка.
• Тело сессии
• Предписания.
• Возможные интервенции. Сила интервенций.
Частные случаи консультационной и терапевтической работы
• Отношения между родителямключи и детьми, принятие родителей. Партенофикация. Использование родительских достижений и поражений.
• Отношения в паре.
• Аборты. Их влияние на взаимоотношения в паре и семье.
• Не рожденные и рано умершие дети, отданные и потерянные.
• Отношения между сиблингами.
• Приемные дети. Усыновление. Опека.
• Работа с перенятыми чувствами и симптомами заболеваний.
• Смерть близких. Работа горя. Незавершенные отношения с умершими.
• Конфликты между поколениями и возможные пути их разрешения.
• Работа с трудными, запутанными отношениями в семьях.
• Алкоголизм, наркомания другие зависимости.
• Нарушения пищевого поведения.
• Инцест.
• Убийцы и жертвы.
• Случаи, требующие введения Больших Фигур.
• Психозы.[[ключключ|]]
• Ограничения метода
Литературак курсу:
1. Флоренс Каслоу Генограмма как проективная техника в диагностике и психотерапии, М.:Московский психолого-социальный институт, 2006
2. Винсент де Гольжак История в наследство, – М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.
3. Франке-Грикш М. Ты с нами. М.: Институт консультирования и системных решений, Высшая школа психологии, 2005
4. Хеллингер Б. Порядки любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. и др. книги этого автора
5. Шутценбергер Анн Анселин Синдром Предков, – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.
Ведущий
Егорова Мария Владимировна – психолог, ф-т психологии МГУ, аспирантура ИП РАН; подготовка по семейной системной психотерапии: семинары и обучающие программы Б.Хеллингер, К.Хонен, М.Каден, Х. Махк-Хампрехт, Х.Броер и др.; тренер и ведущий обучающих программ Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Министерства образования и науки РФ (ведущий программы профилактической работы с семьей, программы развития толерантности к ВИЧ-инфицированным и членам их семей, психологического консультирования и др.), сотрудничаю с ИИСТ; автор и ведущий обучающих программ по работе с генограммой, острой шоковой травмой, по тренингу тренеров. консультированию и т.д.; клиентских групп «Женский путь», расстановки, мифодрама и др.
Статьи автора
Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»
Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Мария Егорова
Опубликовано: October 22, 2008, 3:31 pm
Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог
Количество статей: 1
Статьи
Добавить в «любимые статьи»
Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Мария Егорова
Опубликовано: October 22, 2008, 3:31 pm
Комментарии