Вышел новый номер №2 2009 Московского психотерапевтического журнала

Опубликовано: July 21, 2009, 3:05 pm Оценка посетителей сайта: 2.00 (проголосовало: 1)
Второй номер 2009 года посвящен феноменологическому подходу в психологии и психотерапии.
Термин «феноменология» употребляется в психологической литературе в самых разных контекстах, и за ним стоят подчас совершенно разные смыслы.
Диапазон этих смыслов весьма широк: от обозначения наблюдаемых особенностей того или иного явления, которое может браться при этом в рамках обычного эмпирического, и отнюдь не феноменологического, подхода (в этом смысле, например, в клинико-психологических исследованиях говорят о «феноменологии» – то есть, по сути, о картине симптомов – какого-либо заболевания), и до указания на особый метод соответствующей философской традиции, берущей начало в работах Э. Гуссерля.
В работах, представленных в данном выпуске журнала, «феноменология» понимается, по преимуществу, во втором, специальном смысле этого слова. Эти работы призваны познакомить читателя со спецификой собственно феноменологического подхода – как в рамках психологических исследований, так и в рамках психотерапевтической практики.
Необходимо заметить, что даже среди специалистов, которые относят свою исследовательскую или психотерапевтическую практику к феноменологическому подходу, нет единого, разделяемого всеми мнения, что такое феноменология и феноменологический метод. И все же, несмотря на это, есть несколько основных особенностей подхода, признаваемых всеми. В центре внимания любого феноменолога стоит переживание человека, данное ему в непосредственном опыте. Именно поэтому материалом для феноменологического анализа может стать как опыт самого исследователя, так и разного рода тексты, в которых переживание так или иначе представлено: речь клиента в психотерапевтической ситуации, самоотчет человека о каком-либо переживании, поэтические тексты, дневники и письма и т.д. Задачей феноменологического анализа является беспредпосылочное, то есть не накладывающее заранее известных мыслительных схем, рассмотрение этого переживания. Внимательное исследование опыта (исследование в широком смысле, проводимое не только внутри собственно научно-исследовательской деятельности, но и внутри терапевтической работы) приводит к открытию новых смыслов, что является центральным интересом феноменологической работы.
Тем не менее, как уже было сказано чуть выше, феноменологи все же во многом по-разному видят пути и методы своей работы. Каждый из авторов, работы которых представлены в номере, по-своему отвечает на ключевые для феноменологического подхода вопросы. Все материалы, вошедшие в номер, связаны между собой многими содержательными линиями, однако в самом общем виде эти вопросы можно объединить в три основные темы. Первая касается сути феноменологии вообще и специфики феноменологического метода в терапевтической работе. Вторая – особенностей феноменологического подхода как способа исследования. И третья – посвящена преподаванию феноменологии. В данном случае все эти три линии тесно связаны между собой, так как оказываются только разными сторонами одной и той же практики феноменологического рассмотрения опыта.
По сути, феноменология опыта уже достаточно давно реально присутствует во многих и подчас очень разных индирективных психотерапевтических практиках: клиентоцентрированной терапии К. Роджерса и процессуально ориентированной терапии А. и Э. Минделлов, логотерапии В. Франкла и экзистенциальной терапия Р. Мэя или Дж. Бьюдженталя, аналитическая психологии К.Г. Юнга и инициальной психотерапии К. Дюркхайма. Однако эта «реальная» феноменология складывалась здесь «стихийно», безотносительно к философской феноменологии с ее методом, и, как правило, не осмыслялась самими практикующими терапевтами в качестве таковой.
С другой стороны, были и такие направления психотерапии, которые с самого начала осознанно соотносили себя с философской феноменологией Э. Гуссерля или М. Хайдеггера и «производили» себя от нее, брали ее ключевые положения в качестве основания для своих онтологических представлений – представлений о человеческой ситуации и о соответствующих задачах терапии. Таковы, например, «дазайн-анализ» М. Босса или «экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера.
В настоящее время существуют и такие, возникшие позднее, психотерапевтические подходы, в которых акцент делается на разработке различных версий феноменологического метода как метода собственно терапии. К ним можно отнести «метод фокусирования» Ю.Т. Джендлина, «экзистенциально-аналитическую терапию» А. Лэнгле, «экзистенциальный анализ» Э. Спинелли и некоторые другие.
Наконец, в последние несколько десятилетий феноменология получила развитие не только как психотерапевтический, но и как самостоятельный и оригинальный исследовательский подход, представляющий сегодня одну из форм методологии качественных исследований в психологии. Однако и здесь нет единства взглядов. Основной водораздел проходит между собственно дескриптивной феноменологией, целью которой является нюансированное описание переживания, не выходящее за рамки изначально данных смыслов, с одной стороны, и герменевтической феноменологией, которая предполагает особого рода интерпретацию как способ развития переживания и способ понимания более глубоких его смыслов, – с другой. Ключевые методологические вопросы такого подхода обстоятельно рассматриваются в представленных в разделе «Теория и методология» статьях А.М. Улановского и Н.П. Бусыгиной.
Чрезвычайно важной для практикования и развития феноменологического подхода в психологии и в психотерапии, однако еще очень мало обсуждаемой проблемой является проблема «обучения» феноменологическому методу, то есть – проблема подготовки феноменологов. Эта проблема проистекает из того, что в буквальном смысле слова феноменологии невозможно «научить» через передачу знаний и «техник». Передавать феноменологию (а тем самым – воспроизводить феноменологию как форму исследования или психотерапевтической практики), как на это указывал еще М. Хайдеггер (это справедливо также и по отношению к любой форме психотерапии), можно только через ее практикование и извлечение опыта этой феноменологической работы.
Некоторые ключевые вопросы подготовки психотерапевтов феноменологического направления рассматриваются в статьях О.В. Лукьянова, А. Лэнгле и Т.М. Буякас.
Редактор спецвыпуска В.В. Архангельская.
СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА:
Полнотекстовая электронная версия Московского психотерапевтического журнала доступна на портале PsyJournals.ru.
Термин «феноменология» употребляется в психологической литературе в самых разных контекстах, и за ним стоят подчас совершенно разные смыслы.
Диапазон этих смыслов весьма широк: от обозначения наблюдаемых особенностей того или иного явления, которое может браться при этом в рамках обычного эмпирического, и отнюдь не феноменологического, подхода (в этом смысле, например, в клинико-психологических исследованиях говорят о «феноменологии» – то есть, по сути, о картине симптомов – какого-либо заболевания), и до указания на особый метод соответствующей философской традиции, берущей начало в работах Э. Гуссерля.
В работах, представленных в данном выпуске журнала, «феноменология» понимается, по преимуществу, во втором, специальном смысле этого слова. Эти работы призваны познакомить читателя со спецификой собственно феноменологического подхода – как в рамках психологических исследований, так и в рамках психотерапевтической практики.
Необходимо заметить, что даже среди специалистов, которые относят свою исследовательскую или психотерапевтическую практику к феноменологическому подходу, нет единого, разделяемого всеми мнения, что такое феноменология и феноменологический метод. И все же, несмотря на это, есть несколько основных особенностей подхода, признаваемых всеми. В центре внимания любого феноменолога стоит переживание человека, данное ему в непосредственном опыте. Именно поэтому материалом для феноменологического анализа может стать как опыт самого исследователя, так и разного рода тексты, в которых переживание так или иначе представлено: речь клиента в психотерапевтической ситуации, самоотчет человека о каком-либо переживании, поэтические тексты, дневники и письма и т.д. Задачей феноменологического анализа является беспредпосылочное, то есть не накладывающее заранее известных мыслительных схем, рассмотрение этого переживания. Внимательное исследование опыта (исследование в широком смысле, проводимое не только внутри собственно научно-исследовательской деятельности, но и внутри терапевтической работы) приводит к открытию новых смыслов, что является центральным интересом феноменологической работы.
Тем не менее, как уже было сказано чуть выше, феноменологи все же во многом по-разному видят пути и методы своей работы. Каждый из авторов, работы которых представлены в номере, по-своему отвечает на ключевые для феноменологического подхода вопросы. Все материалы, вошедшие в номер, связаны между собой многими содержательными линиями, однако в самом общем виде эти вопросы можно объединить в три основные темы. Первая касается сути феноменологии вообще и специфики феноменологического метода в терапевтической работе. Вторая – особенностей феноменологического подхода как способа исследования. И третья – посвящена преподаванию феноменологии. В данном случае все эти три линии тесно связаны между собой, так как оказываются только разными сторонами одной и той же практики феноменологического рассмотрения опыта.
По сути, феноменология опыта уже достаточно давно реально присутствует во многих и подчас очень разных индирективных психотерапевтических практиках: клиентоцентрированной терапии К. Роджерса и процессуально ориентированной терапии А. и Э. Минделлов, логотерапии В. Франкла и экзистенциальной терапия Р. Мэя или Дж. Бьюдженталя, аналитическая психологии К.Г. Юнга и инициальной психотерапии К. Дюркхайма. Однако эта «реальная» феноменология складывалась здесь «стихийно», безотносительно к философской феноменологии с ее методом, и, как правило, не осмыслялась самими практикующими терапевтами в качестве таковой.
С другой стороны, были и такие направления психотерапии, которые с самого начала осознанно соотносили себя с философской феноменологией Э. Гуссерля или М. Хайдеггера и «производили» себя от нее, брали ее ключевые положения в качестве основания для своих онтологических представлений – представлений о человеческой ситуации и о соответствующих задачах терапии. Таковы, например, «дазайн-анализ» М. Босса или «экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера.
В настоящее время существуют и такие, возникшие позднее, психотерапевтические подходы, в которых акцент делается на разработке различных версий феноменологического метода как метода собственно терапии. К ним можно отнести «метод фокусирования» Ю.Т. Джендлина, «экзистенциально-аналитическую терапию» А. Лэнгле, «экзистенциальный анализ» Э. Спинелли и некоторые другие.
Наконец, в последние несколько десятилетий феноменология получила развитие не только как психотерапевтический, но и как самостоятельный и оригинальный исследовательский подход, представляющий сегодня одну из форм методологии качественных исследований в психологии. Однако и здесь нет единства взглядов. Основной водораздел проходит между собственно дескриптивной феноменологией, целью которой является нюансированное описание переживания, не выходящее за рамки изначально данных смыслов, с одной стороны, и герменевтической феноменологией, которая предполагает особого рода интерпретацию как способ развития переживания и способ понимания более глубоких его смыслов, – с другой. Ключевые методологические вопросы такого подхода обстоятельно рассматриваются в представленных в разделе «Теория и методология» статьях А.М. Улановского и Н.П. Бусыгиной.
Чрезвычайно важной для практикования и развития феноменологического подхода в психологии и в психотерапии, однако еще очень мало обсуждаемой проблемой является проблема «обучения» феноменологическому методу, то есть – проблема подготовки феноменологов. Эта проблема проистекает из того, что в буквальном смысле слова феноменологии невозможно «научить» через передачу знаний и «техник». Передавать феноменологию (а тем самым – воспроизводить феноменологию как форму исследования или психотерапевтической практики), как на это указывал еще М. Хайдеггер (это справедливо также и по отношению к любой форме психотерапии), можно только через ее практикование и извлечение опыта этой феноменологической работы.
Некоторые ключевые вопросы подготовки психотерапевтов феноменологического направления рассматриваются в статьях О.В. Лукьянова, А. Лэнгле и Т.М. Буякас.
Редактор спецвыпуска В.В. Архангельская.
СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА:
- Мамардашвили М.К. — Классический и неклассический подходы к анализу сознания
- Улановский А.М. — Феноменология в психологии и психотерапии: прояснение неотчетливых переживаний
- Бусыгина Н.П. — Феноменологическое описание и интерпретация: примеры анализа данных в качественных психологических исследованиях
АНТРОПОЛОГИЯ, ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, КУЛЬТУРА - Дюркхайм К. — Человечность врача
ИССЛЕДОВАНИЯ - Буякас Т.М. — Феноменология смысла: смысл как зов души
МЕТОД - Лэнгле А. — Феноменологический подход в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Джендлин Ю.Т. — Феноменологическая концепция vs феноменолский метод: критический анализ работы Медарда Босса со сновидениями
АРХИВ - Босс М. — Недавние размышления о дазайн-анализе
ОБРАЗОВАНИЕ - Лукьянов О.В. — Феноменологическая психология в университете
МАСТЕРСКАЯ - Летуновский В.В. — Фехтование как метод экзистенциальной терапии
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
Полнотекстовая электронная версия Московского психотерапевтического журнала доступна на портале PsyJournals.ru.
Статьи автора
Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»
Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: mpj
Опубликовано: July 21, 2009, 3:05 pm
Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог
Количество статей: 9
Статьи
- Содержание номеров “Московского психотерапевтического журнала” за 1992-2009 год
- Московский Психотерапевтический Журнал
- Московский Психотерапевтический Журнал приглашает к сотрудничеству
- Московский Психотерапевтический Журнал. Период обновления.
- Вышел новый номер №2 2009 Московского психотерапевтического журнала
- Вышел новый номер №3 2009 Московского психотерапевтического журнала
- Консультативная психология: образовательные стандарты и проблема сертификации
- XI Международный Форум по человекоцентрированному подходу| 4-10 мая 2010 г.
- Вышел новый номер Московского психотерапевтического журнала (2009 №4)



Информация об авторе: mpj
Опубликовано: July 21, 2009, 3:05 pm
Комментарии