Кататимное переживание образов.

Автор: Лёйнер Х.
Опубликовано: September 25, 2004, 5:35 pm

Ключевые слова (теги): Символдрама, хрестоматия по психотерапии

Оценка посетителей сайта:  6.00  (проголосовало: 2)
„Кататимное переживание образов“(КПО)…„метод сновидений наяву“ или „символдрама“. <...> Система КПО основывается на двух основных положениях:

1. Человек способен развивать в своем воображении фантастические представления, которые известны не только как ночные сновидения, но и как дневные фантазии. При помощи своей имагинативной способности человек может каждый раз заново создавать свой образ, исходя из самого себя, и познавать себя в ходе тонкого диалектического процесса.

2. В результате эмпирических наблюдений содержащих фантазии образов выработан ряд специфических правил и закономерностей. Они подчинены первичному процессу при помощи неинтерпретирующего воздействия.

<...> Даже самые банальные повседневные сцены Кататимного переживания образов, даже такие, которые происходят реально, одновременно имеют всегда символический характер, т.е. несут в себе символическое значение. Хотя пациент поддерживает хороший контакт со своим психотерапевтом, он постоянно находится в „сноподобном“ состоянии на уровне образного сознания. Господствует первичный процесс

<...>, который следует законам сновидений, а не бодрствующего сознания <...>.
В качестве гипотезы я хотел бы выделить такую взаимосвязь. <...> психотерапевтическое воздействие, будь то непосредственно КПО, некоторая интерпретация, вербализация или разъяснение содержания конфликта, может вызвать подобный феномен. Он, однако, может появиться также и из-за спонтанных переживаний в промежутке между двумя психотерапевтическими сеансами. Таким образом, как следствие появляется упомянутая выше мобильная проекция, которая указывает нам на внутренние психические процессы. Они четко и зачастую довольно точно вырисовываются в трансформации образа или его деталей. Опытный специалист умеет регистрировать изменения уже по нюансам. Как правило, пациенту мы об этом ничего не говорим. Он или сам замечает эти изменения, или они еще слишком маленькие, так что надо подождать, пока они сами не станут ему ясными и отпадет необходимость в таком разговоре. Если эти феномены трансформации образа имеют позитивное направление, то это может выражать небольшой психотерапевтический прогресс. Но они могут обратиться и в противоположном направлении, когда, например, затрагивается конфликт или если в ходе символдрамы выходит на поверхность вызывающая страх проблема. Если такие изменения повторяются, то по ним можно следить за развитием или за линией развития психотерапевтического процесса в КПО.

<...> Нередко ожидания пациента от лечения сильно завышены. Пациенты надеются, что проблемы разрешатся через несколько дней, максимум через неделю. Работая зачастую с нетерпеливыми невротиками, необходимо ясно обговорить с ними временные сроки и составить предварительный план, включающий длительность лечения и частоту сеансов. Многие пациенты верят, что в процессе лечения вдруг произойдет что-то „необыкновенное“, в результате чего гордиев узел невроза будет разрублен — и они почти мгновенно освободятся от симптоматики и характерологических проблем.
Пациенты идеализируют также роль психотерапевта как „великого исцелителя“. Или звучат такие слова: „Доктор, Вы можете делать со мной все, только вылечите меня“. Это указывает на то, что пациент мало готов к требуемому активному сотрудничеству и к зачастую болезненному критическому рассмотрению себя самого. Чем дальше ожидания пациента от реальности, тем проблематичнее будет прогноз лечения.

С этим связано понятие цели лечения, которую следует выработать вместе с пациентом. Предпосылкой для этого служит то, что пациент информируется об ожидаемых терапевтических шагах, о применяемом методе и его результатах. Это опять же предполагает, что психотерапевт развил уже представления о прогнозе лечения. Понятие цели лечения сводится к тому, могут ли и с какой вероятностью быть излечены все или некоторые симптомы и нарушения поведения, которые пациент очень хотел бы устранить.

<...> Мотивация пациента к психотерапии — это <...> исходный момент для прогноза. Мало или совсем немотивированный перед началом психотерапии пациент вряд ли и потом будет более мотивирован. Рано или поздно он прекратит лечение. Или же он будет из-за своей уступчивости безуспешно продолжать его до тех пор, пока не появятся подходящие обстоятельства или психотерапевт даст повод к разрыву.

Каким же образом можно судить о мотивации?

В какой мере решение пациента прийти к нам обусловлено третьей стороной?

В какой мере он действительно внутренне страдает — в смысле гнета страданий („внутренняя мотивация“)? Насколько, в его собственном понятии, ему мешают недуги или проблемы? Как они препятствуют его счастью в жизни и его социальной ситуации? Насколько велико давление косвенных обстоятельств, таких как отношения с работодателем, супругой или другими людьми, поставившими условие о лечении? — Причем если в результате болезни можно уйти на пенсию или поехать в санаторий, то прогнозы лечения ухудшаются.

Мотивация сильно зависит от гипотезы относительно возникновения или причины болезни, которую построил для себя пациент. Уверен ли он сам, что существует исключительно только один психогенез? Кажется ли ему, что психотерапия — это правильное лечение? Или же имеет место обратное, т. е. он в этом сомневается или он, в основном, думает о соматическом происхождении заболевания? Если он соглашается с психологической причиной заболевания (в той или иной степени из-за своей уступчивости), но в глубине души все же сохраняет убеждение об органической причине заболевания, мотивация в конечном счете тоже останется слегка ограниченной.

Пациенты, не имеющие ясных представлений о том, что они ожидают от психотерапии, мотивированы мало.

В пользу большой мотивации говорит то, что пациент готов испытывать ради психотерапии определенные жертвы, как, например: длительные поездки к психотерапевту, проведение психотерапии во время отпуска или каникул, готовность к внутреннему развитию и перестраиванию, готовность временно отказаться от ряда удобств или разорвать приятную зависимость (например, от родительского дома в случае вырастающих детей) и даже уехать из дома.

Далее, в пользу хорошей мотивации говорит желание большей самостоятельности и собственной ответственности: созревание Я, с отказом от иллюзий, с желанием вести приспособленный к реальности образ жизни при мобилизации собственных сил.

Иногда к одной форме психотерапии пациенты мотивированы особенно хорошо, а к другой, которую психотерапевт, возможно, считает более подходящей, — нет. (Наример, групповая психотерапия вместо индивидуальной). В этом случае нужно проанализировать ожидания пациента. В какой мере с этим связаны иллюзорные ожидания, соображения удобства или тенденция не связывать себя? Или же имеет место противоположная ситуация — стремление подвергнуть себя полосе страданий как плате, которую нужно заплатить за психотерапию?
Упомянутые здесь исходные моменты относятся к понятию рабочего альянса психоанализа. Это понятие можно перенять для любой другой, ориентированной на конфликт психотерапии. … “Рабочий альянс — это относительно свободное от невротичности рациональное отношение между пациентом и психоаналитиком, которое дает пациенту возможность целеустремленно работать в аналитической ситуации“ …. Синонимы этого понятия: „действенный перенос“, „зрелый перенос“, „психотерапевтический союз“. Клинические признаки этого союза: добровольная готовность пациента работать по предложенному методу и его способность аналитически разбирать появляющиеся во время лечения неприятные и травмирующие идеи. Союз заключается между разумным (взрослым) Я пациента и анализирующим Я аналитика <...>.

<...> Обсуждая отношение к психотерапевту, не следует забывать отмечаемое З.Фрейдом правило абстиненции. Упрощенно говоря, оно гласит, что в период лечения психотерапевт не имеет права вступать ни в какие личные или интимные отношения с пациентом. Я считаю важным разъяснить выводы из этого правила, ибо сегодня слишком часто не понимают его значения или, наоборот, с легкостью нарушают. Это, однако, может повредить психотерапии и в конце концов привести к неудаче <...>

Не вступать с пациентом ни в какие личные отношения означает избегание любых светских связей, как, например, приглашений, участия в общих мероприятиях и т. п. Психодинамическое обоснование этого заключается в том, что с личным сближением для психотерапевта может быть связана психологическая ситуация искушения и, тем самым, неконтролируемые эмоции контрпереноса. И, безусловно, не может быть сомнений, что на следующем сеансе психотерапевт будет иначе обращаться со своим пациентом, если он встречался с ним на какой-нибудь вечеринке и между ними завязался разговор, если они танцевали и, может быть, оба имели эротические переживания или, наоборот, испытали в отношении друг друга непрязненные чувства. То же самое относится к пациенту. У него появятся ожидания совершенно другого рода по отношению к его психотерапевту, если тот не будет ограничиваться исключительно своими задачами как психотерапевт и нейтральный, неподкупный помощник.

Не заниматься лечением знакомых и близких — это правило требует от психотерапевта и кандидата в психотерапевты не предлагать представлять образы в символдраме ни партнеру, ни братьям и сестрам, ни их родственникам. Не считая отдельные поверхностные эксперименты, такие действия следует считать врачебной ошибкой. Еще на заре развития психотерапии стало ясно, что врачебные действия со знакомыми или родственниками не могут быть свободны от эмоциональных побуждений. От этого страдает способность психотерапевта делать как диагностические выводы, так и принимать важные для психотерапии решения. Под сомнение ставится также техническая надежность в применении психотерапии, в особенности в случае такого крайне чувствительного метода психотерапии, как КПО. Искушение, однако, часто бывает большим, потому что такой психотерапевт верит, что обладает, благодаря КПО, инструментом, при помощи которого он мог бы помочь близкому ему человеку. Но при этом он должен отдавать себе отчет, что как раз направленные против него импульсы его партнера, ребенка и т.д. этим подавляются или вытесняются. И часто это как раз те побуждения, которые могли бы быть особенно важны для психотерапии.

<...> психотерапевтически действенные факторы <...> настолько сублимированные, утонченные, что либо принимаются психотерапевтом как само собой разумеещееся, либо он их может с легкостью не заметить <...>
1. Образное представление, фокусировка воображаемых сцен и их эмоционального тона, чтобы их когнитивно-осознанно понять и сформулировать.
2. Предметизация (наглядное представление, конкретизация) и перемещение содержания образов от полных фантазии до реально обусловленных представлений при спонтанной самоинтерпретации символов.
3. Освобождение чувств и аффектов, вплоть до катарсиса.
4. Эффект обратной связи превратившихся в объект конфликтов и способствование их креативному раскрытию.
5. Контроль терапевтического процесса посредством феноменов преобразования.
_______________________________________________________
Лёйнер Х. Кататимное переживание образов: Основная ступень; Введение в психотерапию с использованием техники сновидений наяву; Семинар. — М.: Эйдос, 1996. — 253 с.



Статьи автора

Количество статей: 1

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Лёйнер Х.
Опубликовано: September 25, 2004, 5:35 pm
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Флогистон / библиотека по психологии / Кататимное переживание образов.
Еще в рубрике:

Э. Самуэлс
Разработка юнгианской типологии (приложение к главе 3)


Роберт Готтсданкер
Основы психологического эксперимента


Лёйнер Х.
Кататимное переживание образов.


А. Адлер
Комплекс неполноценности и комплекс превосходства


А. Адлер
Мотив власти


Х. Хекхаузен
Агрессия


Г. Олпорт
Личность: проблема науки или искусства?


A. Бергсон
Две формы памяти


В. Маунткасл
Организующий принцип функции мозга: Элементарный модуль и распределенная система


В.Кёлер
Некоторые задачи гештальтпсихологии


Н.А.Бернштейн
Физиология движений и активность


А.Р.Лурия
Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций


Р.Солсо
Введение в когнитивную психологию


23Роберт Джонсон
«ОНА» Глубинные аспекты женской психологии


Линднер Р.
Девушка, которая не могла прекратить есть


Якобс Д., Дэвис П., Мейер Д.
Супервизорство


Лейцингер-Болебер М., Кэхеле Х.
Исследование когнитивных изменений в ходе психоанализа.


Сандлер Д., Дэр К., Холдер А.
Пациент и психоаналитик…


Фаррели Ф., Брандсма Дж.
Провокационная терапия.


З.Фрейд
Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе


З.Фрейд
Психопатология обыденной жизни


А.И. Розов
Стремление к превосходству как одно из основных влечений


Э.Ч.Толмен
Бихевиоризм и необихевиоризм


Д.Уотсон
Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм)


Х. Хекхаузен
Мотивация достижения


Л.И. Божович
Потребность в новых впечатлениях


Карен Хорни
Тревожность


А. Маслоу
Пиковые переживания


М.И. Лисина
Потребность в общении


Е.Д. Соколова, Ф.Б. Березин, Т. В. Барлас
Эмоциональный стресс

Поиск