Эрос | "ОНА" Глубинные аспекты женской психологии

Автор: Роберт Джонсон
Опубликовано: October 21, 2002, 12:00 am
Перевод В. Мершавка

Афродита намеревалась окончательно избавиться от Психеи и для этого решила воспользоваться помощью своего сына, бога любви Эроса. Эрос, Амур, Купидон — разные имена одного бога — бога любви. Так как Купидон деградировал до уровня шутливых любовных открыток, а Амур в какой-то мере потерял свое величие, будем называть этого благородного бога Эросом. Эрос постоянно имел при себе полный колчан стрел, и встреча с ним сулила неприятность каждому жителю Олимпа. Все боги и богини чувствовали eraсилу. Но Эрос был под пятой у собственной матери, которая заставляла его воспламенить Психею любовью к самому отвратительному зверю, чтобы накрепко связать ее с ним и тем самым прекратить постоянное соперничество. Одна из характерных черт Афродиты — постоянная регрессия. Она хочет, чтобы все вернулось к тому, как было прежде, чтобы эволюция повернула вспять. Афродита — это голос традиции, но по иронии судьбы именно он помогает дальнейшему развитию сюжета нашей истории.

Для определения роли Эроса есть много уровней. Его можно представить как абстрактного мужчину, мужа или мужскую сторону в отношениях между людьми; он может символизировать союз и гармонию, в момент кульминации повествования Эрос — не только сексуальность. Следует помнить, что он пускает свои стрелы не в гениталии, а в сердце. Далее, по мере развития мифологического сюжета об этих особенностях Эроса мы поговорим подробнее.

Брак со смертью

Эрос отправился выполнять приказ матери, но увидев Психею, случайно поранил себе палец одной из своих стрел и тут же влюбился. Он решил объявить Психею своей невестой и попросил своего друга по имени Западный Ветер очень осторожно перенести ее с горной вершины в Райскую Долину. Западный Ветер сделал все, о чем его попросили, и Психея, ожидавшая прихода Смерти, вдруг очутилась в земном раю. Она ни о чем не спрашивала Эроса, а лишь наслаждалась, потрясенная неожиданным поворотом судьбы. Вместо Смерти к Психее пришел Эрос, но несмотря на свою неземную красоту, он, тем не менее, означал для нее смерть. Все мужья несут женам смерть в том смысле, что лишают их жизни в девичестве и толкают к эволюции и женской зрелости. Как ни парадоксально, но вы можете одновременно чувствовать благодарность и обиду по отношению к человеку, который заставляет вас унизиться, чтобы начать путь личностного роста. Оракул был абсолютно прав: в архетипическом смысле мужчина является смертью для женщины. Когда мужчина видит тоскливое выражение лица своей спутницы — это означает, что для него наступило время быть ласковым и предупредительным. Возможно, в этот миг она в какой-то степени ощущает умирание своего девичества. Если мужчина в этот момент будет вежливым и понимающим, он может значительно облегчить женщине этот тяжелый для нее период переживаний.

Не имея точного аналога в собственной жизни, мужчина редко понимает, что брак для женщины — одновременно и смерть, и воскресение. Свадьба для мужчины не является священнодействием, но для женщины она в значительной степени такова. Однажды жена может взглянуть на мужа полными ужаса глазами, обнаружив, что она полностью связана браком, тогда как он — ни в малейшей степени. Эта связь ощущается особенно сильно, если есть дети. Женщина может сколь угодно обижаться на судьбу, но не пойти по этому пути для нее — хуже смерти.

Встречаются пятидесятилетние женщины, которые несмотря на то, что они уже бабушки, ни разу не бывали на скале Смерти. Выпавшая земная роса не заслоняет для них весь мир даже в среднем возрасте. С другой стороны, встречаются юные шестнадцатилетние девушки, познавшие этот опыт, прошедшие и пережившие его. Их можно узнать по таящейся в глубине", взгляда поразительной мудрости.

Такие события не происходят автоматически в каком-то определенном возрасте. Я знал шестнадцатилетнюю девочку, имевшую ребенка. Она скрывала свою беременность и роды, чтобы все было тихо и спокойно, а затем отдала ребенка в приют, и получилось, так, что она его практически не видела. Вернувшись к прежней жизни, как будто ничего не случилось, она ничему не научилась на скале Смерти. Какое-то время спустя она вышла замуж, и если кого-то можно было и назвать девственницей, она стала бы первой претенденткой. Психологически она была абсолютно не затронута, несмотря на то, что перенесла роды.

Столкновение с Эросом неизбежно приводит к прощанию с женской наивностью и детской невинностью, причем оно может происходить в разные моменты жизни женщины, а не только в момент замужества. Многие девочки испытали это столкновение весьма рано, их опыт был очень жестокий; другие могли не с знать его вообще.

Брак несет в себе абсолютно разный опыт для мужчины и женщины. Он как бы делает мужчину выше ростом, придает ему больше силы и власти, его значимость и статуе возрастают. Как правило, муж не осознает, что убивает в своей жене Психею и что он должен это сделать. Если она ведет себя странно, все получается из рук вон плохо или продолжаются бесконечные рыдания и потоки слез, это происходит вследствие того, что мужчина обычно не понимает что он и она брак воспринимают совершенно по-разному. Женщина тоже растет и развивается в браке, но это происходит лишь после ее пребывания на скале Смерти.

Райский сад

Психея очутилась в волшебном раю. Там было все, чтоона только могла пожелать. Ее муж, бог Эрос, был с ней каждую ночь и ограничил ее лишь в одном. Он взял обещание, что она не будет смотреть на него и следить, куда он направился. Она может иметь все, что пожелает, жить в раю, сколько ей угодно, но не должна задавать никаких вопросов и даже пытаться смотреть на него. Психея на это согласилась.

Почти каждый мужчина хочет от жены того же. Если она занята своим делом и не старается слишком много понимать, в доме царит мир и покой. Мужчина хочет старого патриархального брака, где он решает и все наиболее важные вопросы, а женщине остается лишь согласиться с его решениями, и тогда самые благополучно. Большинство мужчин лелеют надежду, что, все будет происходить именно так и когда-нибудь, совсем скоро, жизнь в браке будет именно такой.

Вероятно, такое отношение к браку — эхо примитивного патриархального менталитета, где женщина полностью принадлежала мужчине. В наших современных традициях до сих пор кое в чем сохранились следы патриархальных обычаев: например, когда жена берет себе фамилию мужа. Эрос настаивает, чтобы она не задавала никаких вопросов и никогда не смотрела на него — это и есть условия патриархального брака.

Каждый незрелый Эрос — это творец рая. Подобно подростку, он похищает девушку и обещает ей устроить полную счастья жизнь. В этом основной секрет Эроса: он хочет обрести свой рай, но без малейшей ответственности и серьезного сознательного отношения. В той или иной степени это присуще каждому мужчине. Для эволюции и личностного роста необходима фемининность, и максимальный акцент в мифах де лается на элементы фемининности. Для мужчины -ужасное испытание. Он хочет просто оставаться в раю.

Послушайте любовников, создающих себе рай. И весь разговор, и каждое слово в отдельности как бы взялись из иного, райского мира. Рай, который они создают, может быть предвестником истинного рая который в результате больших усилий может быть обретен много позже. Не следует относиться к этом преждевременному Эдему слишком критично, но каждый опытный человек знает, что первое впечатление от него не может быть длительным и стабильным.

В бессознательном мужчины есть нечто такое, чтопитает его надеждой добиться согласия жены ни о чем его не спрашивать. Часто его установка по отношению к браку состоит в том, что для него брак должен быть к удобным, но не обременительным. Если мужчина на чем-то сосредоточен, он хочет быть свободным и забыть о том, что состоит в браке. Когда женщина внезапно обнаружит в мужчине эту установку, она может оказаться в шоке. Брак — это сплошные обязательства Ь женщины, а для мужчины в нем нет никакой безысходности. Я вспоминаю, как одна женщина рассказывала, что плакала целыми днями, открыв для себя, что брак о для мужа — всего лишь одна из многих сторон жизни, тогда как для нее он играл главную роль. Так она от крыла в своем муже строящего рай Эроса.

Потеря рая

Любой рай имеет недостаток. В каждом живет змея, олицетворяющая полную противоположность миру и спокойствию, царящих в саду Эдема.

И в раю, где жила Психея, вскоре появилась змея в и обличье двух ее старших сестер, оплакивавших, хотя и we очень искренно, потерю младшей. Когда они узнали, что Психея, выйдя замуж за бога, живет в райском саду, их ревности не было границ. Подойдя к подножию утеса, где оставили Психею, они стали звать ее, беспокоясь о ее здоровье и желая ей всяческих благ.

Наивная Психея известила об этом Эроса. Муж неоднократно предупреждал ее о грозящей опасности. Он сказал, что если она послушает преследующих ее сестер, произойдет несчастье. Если Психея и впредь не будет его ни о чем спрашивать, у нее родится ребенок, который будет бессмертным богом, если же она нарушит свою клятву и задаст вопрос, то родится девочка, Которая будет простой смертной. Хуже того — при первом же вопросе Эрос ее покинет. Тогда Психея вновь согласилась ни о чем не спрашивать мужа. Но сестры звали ее снова и снова, и, наконец, Психея вымолила у мужа разрешение позволить им ее навестить. Прошло немного времени, и сестры, принесенные с высокого утеса Западным Ветром, целые и невредимые, очутились в великолепном райском саду. Они восхищались и наслаждались от души как могли. Но их переполняла зависть и ревность к младшей сестре. Они засыпали ее вопросами про мужа, и наивная Психея старалась описать, каким она его себе представляла, ибо ни разу его не видела. Она подарила сестрам груду необычных и редких подарков и отправила их домой.

Эрос постоянно предостерегал Психею, но сестры вскоре появились вновь. На этот раз Психея, забыв все, что она прежде говорила о муже, рассказала им другую фантазию. По возвращении домой сестры долго размышляли и придумали хитрый и коварный план, который состоял вот в чем: придя в гости к сестре в третий раз, они скажут ей, что в действительности ее муж страшный отвратительный змей. Как только у а родится ребенок, муж сожрет его вместе с матерью.

Но они хотят спасти Психею от такого ужасно конца. Чтобы остаться в живых, она должна сделать следующее: взять светильник, поместить его в сосуд, накрыть его покрывалом и поставить в спальню. Кроме того, ей следует наточить нож и спрятать его возлепостели. Глубокой ночью, когда супруг будет крепко спать, она зажжет светильник, увидит, наконец, свое ужасного мужа и отрежет ему голову. Психея не могла долго устоять под напором сестер и, вняв их совету стала готовиться к разоблачению своего ужасного мужа.

Эрос вернулся домой после наступления темноты, лек на ложе рядом с Психеей и уснул. В полночь она сняла со светильника покрывало, схватила нож, приподнялась над мужем и в первый раз посмотрела на него. К величайшему удивлению и смущению, переполненная чувством вины, она увидела перед собой бога любви, самого прекрасного из всех, существующих на Олимпе. Изумленная, и потрясенная увиденным, Психея решила убить себя, расплатившись за свою ужасную ошибку. Она уже, была готова это сделать, но неловко взяв нож, уронила его. При этом она случайно укололась одной из стрел Эроса и без памяти влюбилась в своего мужа, которого увидела впервые в жизни.

Вдруг ее рука, державшая светильник, дрогнула, и на правое плечо Эроса упала капля горячего масла. Проснувшись от сильной боли, он понял, что случилось, тут же расправил крылья и улетел прочь. Бедная Психея уцепилась за него, но ее сил хватило лишь на то, чтобы унестись за пределы райского сада. Покинутая, она упала на землю и лежала, убитая горем, в полном одиночестве. Эрос подлетел к ней с упреком что она не послушала его и, нарушив данное слово,лишилась райского сада. И добавил, что будет так , как он предупреждал: у нее родится ребенок, девочка, простая смертная. А теперь он должен наказать Психею за непослушание и покинуть ее. Сказав это, он улетел прочь, к своей матери Афродите.

Современная драма

В разные времена супруги вновь и вновь разыгрывают эту драму. Какое сообщение несет нам этот архаичный, полный поэзии, мифологический язык о женщинe и ее отношениях с мужчиной и своей внутренней маскулинностыо?

Сестры — это раздраженные голоса, раздающиеся у нас внутри, а часто — извне, которые имеют двойную функцию: разрушение прежнего отношения к жизни и осознание нового. Во время утреннего кофе часто разыгрывается сцена, где две сестры замышляют свой коварный план. Они часто, выполняют свою двойную миссию бросая выбор старому патриархальному миру и подстрекая друг друга к осознанию происходящего, цена которого может быть значительно выше, чем они себе представляют. Вероятно, мы платим прометееву цену за полное осознание того, чего мы так страстно желаем.

Допрашивающие сестры — страшное зрелище. Несмотря на то, что они являются предвестницами осознания, для всякой женщины все же существует опасность задержаться и застыть на этой стадии развития, всю последующую жизнь оставаясь деструктивной. Вы можете видеть в мужчинах источник своих бед, оставаясь на скале Смерти; точно так же можно оказаться в состоянии двух старших сестер и разрушать все, что пытается создать мужчина.

Как правило, женщина проходит со своим партнером через весьма необычную и ставящую ее в тупик последовательность отношений. Мужчина для нее может быть и богом любви, и Смертью на вершине скалы, и кем-то неизвестным в раю, и очень восприимчивым человеком при ее настойчивом желании что-либопонять. И, наконец, когда на вершине Олимпа она приходит к своей собственной божественности, он предстает перед ней в качестве бога любви. Все это сбивает мужчину с толку. Не следует удивляться тому, что каждый день, приходя домой, он робко оглядывается, пытаясь понять, какая именно роль ему отведена сегодня. Теперь добавьте включенность его собственной анимы, и вы получите очень сложный, но занимательный сюжет.

Сестры олицетворяют собой требование эволюции источник которой нам неизвестен. Это может быть теньюПсихеи. Юнг описывал теневые стороны личности как вытесненные элементы или до сих пор не прожитые возможности полного личностного потенциала. Из-за недостатка внимания и препятствий развитию эти не прожитые и вытесненные черты остаются архаичными или, уходя в тень, становятся опасными. Несмотря нa вытеснение, этот скрытый потенциал добра или зла остается в бессознательном, где он накапливает в себеэнергию до тех пор, пока она не найдет выхода в cознание, подобно тому, как в критический моментжизни Психеи появились ее сестры.

Если мы будем вглядываться в себя, осознавая лишь наличие любви и великодушия, как это произошло с Психеей, мы недооценим существующую теневую сторону. Это приведет к тому, что мы будем вынуждены покинуть наивный рай, в котором было так уютно, и отправимся на поиски новых открытий своей истинной сущности.

Юнг говорил, что желание личностного роста часто возникает в сознании из тени. Поэтому те же сестры играя скорее менее, чем более, приятную и совершенно неприглядную роль в жизни Психеи, все-таки добросовестно ей служат3.




 Купить на «Озоне»



Статьи автора

Количество статей: 1

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Роберт Джонсон
Опубликовано: October 21, 2002, 12:00 am
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Флогистон / библиотека по психологии / Эрос | "ОНА" Глубинные аспекты женской психологии
Еще в рубрике:

Э. Самуэлс
Разработка юнгианской типологии (приложение к главе 3)


Роберт Готтсданкер
Основы психологического эксперимента


Лёйнер Х.
Кататимное переживание образов.


А. Адлер
Комплекс неполноценности и комплекс превосходства


А. Адлер
Мотив власти


Х. Хекхаузен
Агрессия


Г. Олпорт
Личность: проблема науки или искусства?


A. Бергсон
Две формы памяти


В. Маунткасл
Организующий принцип функции мозга: Элементарный модуль и распределенная система


В.Кёлер
Некоторые задачи гештальтпсихологии


Н.А.Бернштейн
Физиология движений и активность


А.Р.Лурия
Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций


Р.Солсо
Введение в когнитивную психологию


23Роберт Джонсон
«ОНА» Глубинные аспекты женской психологии


Линднер Р.
Девушка, которая не могла прекратить есть


Якобс Д., Дэвис П., Мейер Д.
Супервизорство


Лейцингер-Болебер М., Кэхеле Х.
Исследование когнитивных изменений в ходе психоанализа.


Сандлер Д., Дэр К., Холдер А.
Пациент и психоаналитик…


Фаррели Ф., Брандсма Дж.
Провокационная терапия.


З.Фрейд
Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе


З.Фрейд
Психопатология обыденной жизни


А.И. Розов
Стремление к превосходству как одно из основных влечений


Э.Ч.Толмен
Бихевиоризм и необихевиоризм


Д.Уотсон
Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм)


Х. Хекхаузен
Мотивация достижения


Л.И. Божович
Потребность в новых впечатлениях


Карен Хорни
Тревожность


А. Маслоу
Пиковые переживания


М.И. Лисина
Потребность в общении


Е.Д. Соколова, Ф.Б. Березин, Т. В. Барлас
Эмоциональный стресс

Поиск