Юность Психеи | "ОНА" Глубинные аспекты женской психологии

Автор: Роберт Джонсон
Опубликовано: October 21, 2002, 12:00 am
Оценка посетителей сайта:  2.00  (проголосовало: 1)
Перевод В. Мершавка

Узнав кое-что о природе Афродиты, древнего и потому — более примитивного типа фемининности, давайте взглянем на новые черты женственности, сформированные позже. В отличие от рожденной в морской пене Афродиты, Психея родилась от выпавшей на землю росы. Этот переход от океанической природы Афродиты к земной природе Психеи говорит об определенном прогрессе развития фемининности от древних океанических черт новым человеческим формам. Таким образом, мы переходим. от океанических пропорций к меньшему, более постижимому масштабу.

Психея такое волшебное и неземное существо, она настолько невинна и девственна, что ей можно только поклоняться, но ее никак невозможно судить. Она обречена на постоянное одиночество и не может найти себе мужа.

Психея существует внутри каждой женщины в качестве несравнимого ни с чем опыта жизни в одиночестве. Любая женщина — в какой-то степени достойная любви принцесса, имеющая уникальные, присущие только ей одной совершенства и слишком большую для обычной повседневной жизни душевную глубину. Если женщина в одиночестве оказалась никем не понятой и считает, что люди добры, но далеки от нее — значит, она почувствовала в себе Психею. Как правило, это очень болезненное ощущение, которое часто переживает женщина, не понимая его природы. Попасть в это состояние — значит остаться не затронутой эмоционально в отношениях с окружающими.

Если женщина даст возможность проявиться природе Психеи в повседневных отношениях типа "ты — мне, я — тебе", из этого не получится ничего хорошего. Когда сущность Психеи заполняет большую часть внутреннего мира женщины, это превращается для нее в серьезную и болезненную проблему. Она будет обливается слезами, причитая: "Меня никто не понимает". И это действительно так. Каждая женщина на любом жизненном этапе имеет в себе эту черту. Если вы видите в женщине это качество и сможете к нему прикоснуться, не сравнимая ни с чем красота и божественное очарование Психеи могут достичь сознания, и тогда начнется благотворная эволюция.

Если женщина физически привлекательна, проблема оказывается более сложной. В этом отношении весьма характерный пример — личность Мерилин Монро: несмотря на всеобщее поклонение, ей было невообразимо трудно найти в отношениях с кем-либо подлинную близость. В конце концов жизнь стала для нее невыносимой. Оказалось, что для такой женщины, обладающей божественными чертами и почти недосягаемым совершенством, в мире не бывает простых человеческих отношений. Если вы понимаете эту динамику, можете представить себе эволюцию Психеи.

Однажды я видел фильм, в котором любили друг друга два человека, начисто лишенные всякой внешней привлекательности. Благодаря волшебству фантазии, каждый из них был прекрасен в глазах другого, и оказалось, что любовь существовала между двумя обаятельными, привлекательными людьми. В конце фильма камера вновь показала их лица такими, какими они были на самом деле. Но зрители уже знали иной облик персонажей, ибо видели существовавших у них внутри бога и богиню, которые были несравнимо сильнее и могущественнее внешней непривлекательности героев. Этот пример демонстрирует пропасть, существующую между внутренней божественной природой человека и внешней обыденностью, пропасть, которой посвящено нее наше повествование.

Брак Психеи

Психея приводила своих родителей в отчаяние, ибо обе ее старшие сестры успешно вышли замуж за соседних королей, а руки младшей не просил никто. Мужчины лишь боготворили ее. Король пошел к оракулу, не ведая, что находится под влиянием Афродиты, а та, полная негодования и ненависти к Психее, заставила оракула предсказать Психее ужасное будущее! Девушке предстояло обручение со Смертью, самым злым, отвратительным и могущественным существом. По закону Психею следовало отправить высоко в горы, приковать там к скале и оставить до поры, пока она не достанется зловещей Смерти.

В Древней Греции предсказания оракулов не подвергались сомнению, считаясь неоспоримой истиной. Поэтому родители Психеи, выполняя священную волю, снарядили свадебный кортеж, походивший более на похоронную процессию, усадили туда Психею и привезли ее высоко в горы к одинокой скале. Здесь, в потоке слез, смешались белизна свадебного убранства и мрачность похоронного траура. Затем родители погасили факелы и оставили Психею одну в темноте.

Что мы можем отсюда извлечь? Психея вышла замуж — но за смерть. По сути каждая девушка как бы умирает в день своего бракосочетания, ибо кончился определенный этап ее жизни. В ней умирают многие черты, характеризующие женскую сущность, которые существовали до сих пор. В этом смысле брак для нее — это похороны. Многие характерные детали брачных церемоний привнесены с древнейших времен из погребальных обрядов. Жених приходит со своим лучшим другом и приятелями чтобы похитить невесту, тогда как подружки невесты охраняют ее невинность. Как и положено по ритуалу, между ними возникает борьба, и невеста плачет так, будто отмерла часть ее жизни. Для нее наступает новая жизнь, и свадебное торжество знаменует собой появление новой матриархальной власти.

Мы не в полной мере осознаем двойной аспект бракосочетания и стремимся видеть в нем лишь праздничный белый цвет и наслаждение. Если отмирание части прошлой жизни не находит своего отражения в соответствующих ритуалах, оно все равно позже обязательно проявится в эмоциональном настрое и менее преемлемой форме. Например, некоторые женщины могут испытывать сильную обиду и отвращение к браку спустя несколько месяцев и даже лет.

На фотографиях, снятых на свадебной церемонии в Турции, я увидел мальчиков восьми-девяти лет, каждый из которых прыгал на одной ноге, согнув другую ногу в колене и привязав ее голень к бедру. Этот ритуал должен был напоминать о том, что в браке испытывается не только наслаждение, но и боль.

Африканские свадьбы не считаются полноценными до тех пор, пока новобрачная не станет обладательницей определенного количества шрамов и ран. Брак не считается подлинным, если не было похищения. От брака можно получить наслаждение после того, как будет отдано должное всем священным ритуальным элементам. Афродита не любит, когда девушки умирают в руках мужчин. Она не может допустить, чтобы мужчина свел ее в могилу. Поэтому в момент окончания девичества в каждой женщине рыдает Афродита. Она продолжает играть свою парадоксальную роль, с одной стороны — страстно желая брака, а с другой — сопротивляясь и оплакивая потерю девичества. Это эхо древних ритуалов по-прежнему лежит у нас глубоко внутри и нагляднее всего проявляется в организации обрядов и церемоний.

Здесь мы снова сталкиваемся с парадоксом эволюции. Именно Афродита приговорила Психею к смерти, но и она же выступила в роли свахи, предвестницы брака и одновременно — его противницы. Поступательный эволюционный процесс в сторону брака сопровождается регрессивными рывками страстного желания к обретению автономии и свободы и восстановления статус-кво.

Однажды я увидел очень остроумную карикатуру, отражающую архитипическую власть брака. На ней было изображено отношение каждого из родителей к происходящему во время свадьбы. Отец новобрачной был зол на наглеца , который посмел увести от него родную дочь. Отец мужа испытывал триумф, став обладателем верховной власти в мужском обществе. Мать новобрачной была в ужасен от того, что животное овладело ее ребенком. Мать мужа была в гневе на мегеру, которая соблазнила и увела у нее сына. В этой карикатуре нашли отражение множество древних архетипов, встроенных и вросших в человеческую психику типов поведения и мышления, лежащих в глубинных слоях бессознательного на протяжении несчетного числа лет эволюционного процесса. Если мы в свое время не обратим на них внимание, они дадут знать о себе позже и вызовут много неприятностей.




 Купить на «Озоне»



Статьи автора

Количество статей: 1

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Роберт Джонсон
Опубликовано: October 21, 2002, 12:00 am
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Флогистон / библиотека по психологии / Юность Психеи | "ОНА" Глубинные аспекты женской психологии
Еще в рубрике:

Э. Самуэлс
Разработка юнгианской типологии (приложение к главе 3)


Роберт Готтсданкер
Основы психологического эксперимента


Лёйнер Х.
Кататимное переживание образов.


А. Адлер
Комплекс неполноценности и комплекс превосходства


А. Адлер
Мотив власти


Х. Хекхаузен
Агрессия


Г. Олпорт
Личность: проблема науки или искусства?


A. Бергсон
Две формы памяти


В. Маунткасл
Организующий принцип функции мозга: Элементарный модуль и распределенная система


В.Кёлер
Некоторые задачи гештальтпсихологии


Н.А.Бернштейн
Физиология движений и активность


А.Р.Лурия
Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций


Р.Солсо
Введение в когнитивную психологию


23Роберт Джонсон
«ОНА» Глубинные аспекты женской психологии


Линднер Р.
Девушка, которая не могла прекратить есть


Якобс Д., Дэвис П., Мейер Д.
Супервизорство


Лейцингер-Болебер М., Кэхеле Х.
Исследование когнитивных изменений в ходе психоанализа.


Сандлер Д., Дэр К., Холдер А.
Пациент и психоаналитик…


Фаррели Ф., Брандсма Дж.
Провокационная терапия.


З.Фрейд
Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе


З.Фрейд
Психопатология обыденной жизни


А.И. Розов
Стремление к превосходству как одно из основных влечений


Э.Ч.Толмен
Бихевиоризм и необихевиоризм


Д.Уотсон
Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм)


Х. Хекхаузен
Мотивация достижения


Л.И. Божович
Потребность в новых впечатлениях


Карен Хорни
Тревожность


А. Маслоу
Пиковые переживания


М.И. Лисина
Потребность в общении


Е.Д. Соколова, Ф.Б. Березин, Т. В. Барлас
Эмоциональный стресс

Поиск