Краткое содержание глав книги "Основы психологического эксперимента"

Автор: Роберт Готтсданкер
Опубликовано: January 1, 2005, 11:07 pm

Эксперименты, которые дублируют реальный мир.
ГЛАВА 1.

Мы обсудили три эксперимента: использование наушников на ткацком производстве, сравнение двух методов заучивания фортепьянных пьес, и оценка двух сортов томатного сока.


Основы планирования эксперимента.
ГЛАВА 2.

Безупречный эксперимент провести невозможно.
Существует три вида безупречного эксперимента: идеальный, бесконечный и эксперимент полного соответствия.
В идеальном эксперименте допускается только изменение НП (и ЗП). Кроме того, одному и тому же испытуемому в одно и то же время предъявляются разные условия НП. Главное в нем-обеспечение неизменности всех побочных факторов.
Бесконечный эксперимент невозможен и бессмысленен т. к. смысл эксперимента заключается в том, чтобы на базе ограниченного количества данных делать выводы, имеющие более широкое приложение. Центральное значение здесь имеет достаточно большое количество данных.
Полностью безупречным не являются ни идеальный, ни бесконечный эксперименты.
Эксперимент полного соответствия, все обстоятельства проведения которого суть те же самые обстоятельства, на которые будут распространяться его выводы. Дополнительные факторы нужно сохранять не просто на неизменном, но и на адекватном уровне.

ВАЛИДНОСТЬ.

Существует два типа валидности: внутренняя и внешняя. Внутренней валидностью обладает эксперимент, в котором можно получить то же отношение между НП и ЗП, что и в идеальном или бесконечном экспериментах, т. е. устранить побочные влияния. Если эксперимент по своему проекту позволяет получить те же результаты, что и эксперимент полного соответствия, то он обладает внешней валидностью.
Источники нарушения внутренней валидности: факторы времени, факторы задачи, эффекты последовательности, предубеждение экспериментатора. Существует два следствия нарушений внутренней валидности. Это ненадежность эксперимента, если при большом разбросе данных проведено мало проб, и систематическое смешение, когда каждое из условий НП связано с уровнем одной из других переменных, и это нарушает внутреннюю валидность.


Эксперименты, которые улучшают реальный мир.
ГЛАВА 3.

Проведено три эксперимента, улучшающих реальный мир: посадка самолета на наклонную территорию, наблюдение с биноклем и без него при поисковых операциях на море и проверка качества работы с двумя высотомерами.
В искусственных экспериментах можно повысить внутреннюю валидность. Описаны три способа улучшения реального мира, позволяющие сделать это возможным. Первый из них-устранение систематического смешения. Второй-возможность получить необходимое количество данных за более короткий срок и тем самым повысить надежность эксперимента. И третий --сократить несистематическую изменчивость данных и их разброс.
Искусственные эксперименты ставятся в тех случаях, когда эксперименты с простым дублированием реального мира страдают недостатком внутренней валидности.


Эксперименты на предварительных выборках.
ГЛАВА 4.

Мы обсудили три эксперимента. Первый посвящен способам информирования о ценах на продукты, второй-улучшению навыка пилотов по выполнению посадочных операций при выполнении специальной тренировки, и третий-изучению испанского языка.
Первое преимущество экспериментов данного типа по сравнению с индивидуальным экспериментом заключается в том, что его результаты, полученные на выборке испытуемых, распространяются на более обширную популяцию.
Второе преимущество связано с наличием большого числа испытуемых. Становится возможным исследование схемы эксперимента с межгрупповым сравнением. Схема группы индивидуальных экспериментов просто неосуществима. В межгрупповой схеме устраняются такие источники нарушения внутренней валидности эксперимента, как эффекты последовательности и факторы задачи.
Эксперимент с межгрупповым сравнением порождает еще один источник нарушения внутренней валидности-индивидуальные различия испытуемых. Описаны два вида таких различий: такие очевидные различия как пол, возраст, образование, и несистематические различия, которые включают изменчивость поведения каждого человека и различия в выполнении задания разными людьми.
Надежность эксперимента повышается за счет привлечения большого числа испытуемых и сокращения несистематических вариаций. Последнее обеспечивается тем, что условия работы каждого испытуемого в группе одинаковы, а также путем сокращения разброса данных каждого испытуемого.
Существуют три стратегии составления групп испытуемых: случайная стратегия, подбор пар и случайная с выделением слоев. Их иллюстрациями служат три схемы экспериментов с межгрупповым сравнением, в которых все имеющиеся в наличии испытуемые распределяются по группам для каждого из экспериментальных условий. Все три метода устраняют систематическое смешение НП с индивидуальными различиями испытуемых. Надежность повышается за счет повышения числа испытуемых. Выборка испытуемых должна быть репрезентативна.
Случайная стратегия применяется не только для распределения по группам, но и для отбора испытуемых. Такой способ называется схемой случайно отобранных групп.
Если способ отбора испытуемых обеспечивает высокую внешнюю валидность (в отношении индивидуальных различий), то тем самым обеспечивается достаточное подобие групп, т. е. повышается внутренняя валидность. Группы, хорошо уравненные между собой по индивидуальным характеристикам, могут не быть достаточно представительными для исследуемой популяции. Т. е. высокая внутренняя валидность эксперимента не гарантирует его высокой внешней валидности. При использовании схемы индивидуального эксперимента связь между внешней и внутренней валидностью отсутствуют, поскольку та и другая зависят от разных факторов.
Вместе со случайным отбором можно использовать выделение слоев. Это дает пятую эффективную схему эксперимента с межгрупповым сравнением — послойный случайный отбор. Сначала популяцию разделяют на слои, а затем внутри каждого слоя применяют случайный отбор.


Выделение НП.
ГЛАВА 5.

Эталоном для оценки внутренней валидности эксперимента, в котором выделяется истинная НП, является чистый эксперимент. Это идеальный эксперимент. В котором испытуемому одновременно предъявляются два разных условия НП. НП должна быть единичной. Другие переменные должны сохраняться строго постоянными.
Внутренняя валидность нарушается из-за новых типов систематического смешения. Они возникают оттого, что активное условие НП сопровождается активным уровнем ПП. В итоге НП смешивается с ПП.
Схемой контроля такого сопутствующего смешения была схема, в которой неактивный уровень НП включал в себя активный уровень СП. Это называется контрольным условием. Активный уровень НП в этом случае называется экспериментальным условием, а соответствующая группа-экспериментальной группой.
Первый тип сопутствующего смешения -смешение с артефактной переменной. Он рассматривался на примерах по психофизиологии: в эксперимент вводилась прооперированная контрольная группа для сравнения с прооперированной экспериментальной группой.
Для иллюстрации других типов сопутствующего смешения использовался эксперимент, проверяющий гипотезу о плаче детей из-за ухода человека. К этим типам относятся: смешение с расширенной переменной (когда вообще кто-нибудь уходит), смешение с вторичной переменной (ребенок находится с кем-то или совсем один), смешение с другой вторичной переменной (с кем ребенок остается).
Связь уровней НП и ПП заложена в «природе вещей», а не вызывается исключительно действиями экспериментатора.
Способ контроля: создание контрольного условия, которое включает в себя активный уровень сопутствующей переменной.
Операциональная валидность означает, что конкретные экспериментальные операции репрезентируют НП и ЗП в недостижимом эксперименте полного соответствия. Для иллюстрации проводилось исследование влияния социальной атмосферы на поведение людей.
В межгрупповых схемах применяются две различные стратегии: предварительные решения и распределение испытуемых по группам. Если число испытуемых в группе невелико, то они распределяются по группам в последовательности регулярного чередования. При большом числе испытуемых лучше случайная последовательность распределения, так как она устраняет возможность нежелательных систематических влияний.


Значимые результаты.
ГЛАВА 6.

Нуль-гипотеза состоит в том, что условия не различаются. Она отвергается, если вероятность получения различия, при котором нуль-гипотеза верна, меньше 0,05.
Величина различия между условиями, необходимая для отвержения нуль-гипотезы, определяется двумя факторами. Первое-это надежность. Чем больше надежность, тем меньше различие, допускающее отвержение. Второй фактор-вероятность того, что экспериментатор рискнет ошибочно отвергнуть нуль-гипотезу, когда она верна. Он называется альфа-уровнем правила его решения. Ошибка, которая будет увеличиваться с возрастанием этого риска, называется ошибкой I типа.
Однако при уменьшении альфа-уровня увеличивается риск противоположной ошибки. Это риск не отвергнуть нуль-гипотезу, когда верна некоторая другая гипотеза. Это называется ошибкой II типа.
Остаются три проблемы. Первая состоит в том, что только одного значимого различия недостаточно, если ожидается сильное влияние НП. Вторая проблема заключается в том, что использование слишком большого числа испытуемых обнаруживает действие определенных дополнительных факторов. Третья проблема касается универсальности результатов.


Многоуровневые эксперименты.
ГЛАВА 7.

Преимущества многоуровневого эксперимента: он обеспечивает большую внутреннюю валидность. В этом эксперименте используется неограниченное число уровней. Чем больше уровней НП мы используем, тем больше становится внутренняя валидность и лучше сказывается контроль над сопутствующим смешением. Ступенчатое изменение НП, приводящее к ступенчатому изменению ЗП, делает маловероятным такое смешение. Для межгрупповой схемы существует практическая трудность: она состоит в необходимости привлекать слишком большое количество испытуемых. Это можно преодолеть путем использования кросс-индивидуального реверсивного уравнивания. Но эта схема не обеспечивает контроль эффектов неоднородного переноса от предыдущей пробы к следующей. Такой контроль обеспечивает схема полного позиционного уравнивания, но она требует слишком большого числа различных последовательностей. Типичным методом внутрииндивидуального уравнивания является латинский квадрат. В этой схеме каждый уровень НП появляется однажды в каждой позиции последовательности. Не обеспечен контроль эффектов ряда.
Две угрозы внутренней валидности: обобщенные данные могут не соответствовать ни одному испытуемому в отдельности, и приборы и шкалы могут искажать измерения.


Факторные эксперименты.
ГЛАВА 8.

Факторный эксперимент — это эксперимент с использованием по крайней мере двух НП. В итоге факторного эксперимента определяется основной результат действия каждой из НП и взаимодействия между ними. На примере эксперимента с рассеченным сводом раскрыто конкретное содержание основных результатов и взаимодействия и показаны способы их измерения. Основной результат действия НП — разность между средними общими значениями ЗП по каждому из уровней. Взаимодействие — разность между двумя разностями по каждому из уровней второй НП. Одна из НП помещается на горизонтальной оси, и затем по соответствующим значениям ЗП строятся соответствующие графики для каждого из уровней другой НП. Если отрезки, полученные таким образом для второй НП, параллельны, взаимодействие отсутствует. Если отрезки расходятся вправо или влево, взаимодействие называют расходящимся, а если они пересекают друг друга, то это пересекающееся взаимодействие.
При использовании схем позиционного уравнивания эксперимент автоматически становится факторным. Главное преимущество факторных экспериментов — возможность проверять настоящие комбинированные гипотезы.

ЗАКОН ЙЕРКСА-ДОДСОНА

Оптимальная сила напряжения, способствующая хорошему обучению, должна понижаться с увеличением трудности задач.
В факторных экспериментах: взаимодействие между двумя переменными называется взаимодействием первого порядка, между тремя — взаимодействием второго порядка и т.д.
Все экспериментальные схемы можно классифицировать по трем основным параметрам:
1)способ сравнения условий или уровней НП: сравнение по каждому испытуемому, межгрупповое сравнение, или сравнение по всем испытуемым;
2)по характеру изменения НП: качественный или количественный;
3)число НП: либо эксперимент с одной переменной, либо факторный эксперимент.


Корреляционные исследования.
ГЛАВА 9.

Корреляционные исследования используются в тех случаях, когда для проверки некоторых гипотез нельзя применить активный эксперимент. Методы контроля в КИ могут быть двух видов: подбор индивидуальный пар испытуемых и выделение однородных подгрупп. Первый метод связан с двумя трудностями. Чем больше переменных, по которым уравниваются испытуемые, тем меньше испытуемых оказывается в распоряжении исследователя. Следовательно, невозможно проконтролировать побочные переменные. Оставшиеся испытуемые не совсем типичны для сравниваемых групп, и полученные отношения оказываются непредставительными. Было рассмотрено два эксперимента: выяснена зависимость психологической приспособленности от методов воспитания и зависимость интеллекта от порядка рождения.



к оглавлению книги
Роберт Готтсданкер «Основы Психологического Эксперимента»


Статьи автора

Количество статей: 1

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Роберт Готтсданкер
Опубликовано: January 1, 2005, 11:07 pm
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Флогистон / библиотека по психологии / Краткое содержание глав книги "Основы психологического эксперимента"
Еще в рубрике:

Э. Самуэлс
Разработка юнгианской типологии (приложение к главе 3)


Роберт Готтсданкер
Основы психологического эксперимента


Лёйнер Х.
Кататимное переживание образов.


А. Адлер
Комплекс неполноценности и комплекс превосходства


А. Адлер
Мотив власти


Х. Хекхаузен
Агрессия


Г. Олпорт
Личность: проблема науки или искусства?


A. Бергсон
Две формы памяти


В. Маунткасл
Организующий принцип функции мозга: Элементарный модуль и распределенная система


В.Кёлер
Некоторые задачи гештальтпсихологии


Н.А.Бернштейн
Физиология движений и активность


А.Р.Лурия
Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций


Р.Солсо
Введение в когнитивную психологию


23Роберт Джонсон
«ОНА» Глубинные аспекты женской психологии


Линднер Р.
Девушка, которая не могла прекратить есть


Якобс Д., Дэвис П., Мейер Д.
Супервизорство


Лейцингер-Болебер М., Кэхеле Х.
Исследование когнитивных изменений в ходе психоанализа.


Сандлер Д., Дэр К., Холдер А.
Пациент и психоаналитик…


Фаррели Ф., Брандсма Дж.
Провокационная терапия.


З.Фрейд
Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе


З.Фрейд
Психопатология обыденной жизни


А.И. Розов
Стремление к превосходству как одно из основных влечений


Э.Ч.Толмен
Бихевиоризм и необихевиоризм


Д.Уотсон
Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм)


Х. Хекхаузен
Мотивация достижения


Л.И. Божович
Потребность в новых впечатлениях


Карен Хорни
Тревожность


А. Маслоу
Пиковые переживания


М.И. Лисина
Потребность в общении


Е.Д. Соколова, Ф.Б. Березин, Т. В. Барлас
Эмоциональный стресс

Поиск