Приложение. Словарь экспериментатора

Автор: Роберт Готтсданкер
Опубликовано: January 7, 2005, 12:06 am

Роберт Готтсданкер: Основы Психологического Эксперимента

Настоящая книга - хорошее учебное пособие по экспериментальной психологии. Чтобы успешно использовать ее в учебном процессе (и, прежде всего, самому начинающему психологу), удобно иметь общую сводку определений терминов, применяемых при описании планирования и проведения психологического эксперимента. Автор назвал их “Словарем экспериментатора” - базовым условием полноценного обсуждения и усвоения материала. Перечислить основные термины (а здесь их около ста) и дать им краткую характеристику - главная цель словаря. Описание содержания используемых понятий позволяет также уточнить особенности перевода терминов. В некоторых случаях полезно знать их эквиваленты на языке оригинала. А если перевод термина не буквален, в словаре можно найти соответствующее разъяснение.

Как обычно, термины представлены раздельно, в алфавитном порядке. Однако большинство из них довольно тесно связаны между собой. В первую очередь это относится к таким фундаментальным понятиям книги, как “безупречный эксперимент”, “валидность”, “обобщение”, “контроль”, “экспериментальная схема” и др. Эти связи учтены и отражены в словаре: содержательно близкие термины сгруппированы в единые блоки (иногда довольно крупные), в тексте каждого блоках другие термины, вошедшие в словарь, выделены полужирным шрифтом. Кроме того, не случайно словарь открывается термином “валидность”.

При работе со словарем хорошо пользоваться следующим за ним “Предметным указателем”, где приведены все термины, выделенные курсивом в тексте книги, а также названия экспериментов-иллюстраций.

ВАЛИДНОСТЬ (validity)—достоверность (или степень достоверности) вывода, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента. “В.”—центральное понятие словаря экспериментатора: оно объединяет основные цели исследования с идеальными эталонами их достижения и реальными процедурами проведения экспериментах

Глобальной целью любого экспериментального исследования является обобщение полученных результатов и вывода об экспериментальной гипотезе. Однако полное достижение этой цели возможно лишь в мысленном, безупречном эксперименте, невыполнимом на практике. Реальный эксперимент в той или иной мере репрезентирует (представляет) безупречный, и чем лучше эта репрезентативность, тем выше В. эксперимента. Таким образом, повышение В., т. е. планирование проведения эксперимента в соответствии с его безупречным образцом, является конкретной задачей исследователя, успешность решения которой зависит, во-первых, от характера, реальных условий и, во-вторых, от адекватности выбора средств. Так, источники нарушения В., (прежде всего, ненадежность и смешение) отдаляют реальный эксперимент от безупречного, а способы их контроля, позволяют приблизиться к нему, т. е. обеспечить высокую В. для обобщения экспериментальных результатов. В. полученных данных можно оценить статистически: например, В. теста (в корреляционном исследовании) определяется степенью корреляции результатов его .выполнения с изучаемым видом деятельности испытуемых.

В соответствии с различными типами безупречного эксперимента различают внутреннюю и внешнюю В.:

внутренняя В. — достоверность выводов, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами идеального и бесконечного экспериментов. Повышение внутренней В. связано с устранением результатов действия побочных переменных и с усреднением их изменчивости и нестабильности. Внутренняя В. — первое и необходимое требование к экспериментальным выводам: эксперимент, не обладающий внутренней В., названы автором просто неудачным,

внешняя В. — достоверность выводов, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами эксперимента полного соответствия. Повышение внешней В. обеспечивается достижением соответствия уровней дополнительных переменных в эксперименте уровням этих переменных в изучаемой реальности. Эксперимент, не обладающий внешней В., является неверным, не соответствующим поставленной гипотезе (но, быть может, пригодным для проверки, другой гипотезы).

Следует отметить, что любую переменную (фактор), отличную от независимой, также оказывающую влияние на зависимую переменную, автор называет просто other” - другая. При переводе для обозначения таких переменных используются два разных термина: “побочная” - применительно к переменной, нарушающей внутреннюю В., и “дополнительная” - переменная, уровень которой входит в экспериментальную гипотезу и должен быть адекватно представлен с целью достижения внешней В. Иногда одни и те же факторы могут выступать в эксперименте и как побочные (нарушающие внутреннюю В.), и как дополнительные (влияющие на внешнюю В.). Устранение и унификация побочных факторов, повышающая внутреннюю В., может приводить к несоответствию уровней дополнительных переменных, что снижает внешнюю В. (см. Соответствие).

-операциональная В.—разновидность внешней В. для лабораторного эксперимента; соответствие (или степень соответствия) применяемых методических процедур тем теоретическим понятиям, которые входят в экспериментальную гипотезу.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — количественный результат, обусловленный соотношением между действием двух или нескольких независимых переменных, выделенный в факторном эксперименте. Вычисляется как разность между различиями значений зависимой переменной, полученных при действии равных условий первой, второй и т. д. переменных, и иллюстрируется графически. По графическому изображению В. выделяют три его вида: нулевое (zero), или отсутствие В., расходящееся (spreading) и пересекающееся (crossing) В.;

В. 1-го порядка - В. между двумя независимыми переменными (факторами),

В. 2-го порядка - В. трех независимых переменных и т. д.

ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ (replicating) эксперимента —возможность повторить эксперимент, руководствуясь описанием применяемых методических процедур в экспериментальном отчете (раздел “Методика”).

ВЫБОРКА (sample) — испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в эксперименте. В. разделяют на экспериментальную, и контрольную группы. Эксперименты с привлечением В. являются, как правило, межгрупповыми, но в принципе могут проводиться и по индивидуальным схемам. Основное качество В, необходимое для полноценного эксперимента., - ее репрезентативность (см.), которая определяет внешнюю валидность эксперимента и достигается адекватными методами отбора испытуемых (см.). Внутренняя валидность зависит от степени взаимного соответствия экспериментальной , и контрольной групп в обеспечивается с помощью различных стратегий распределения испытуемых по группам (см.).

ВЫВОД (inference) СТАТИСТИЧЕСКИЙ—нахождение такой величины различия между значениями зависимой переменной, которая в случае подтверждения нуль-гипотезы может быть превышена только с вероятностью, задаваемой правилом статистического решения (decision) (например, р== 0,05). В. С. определяет значимость полученных различий, служит условием для экспериментальных выводов (conclusions), завидит от числа .испытуемых и величины стандартного отклонения.

ВЫДЕЛЕНИЕ (isolation) независимой переменной — отделение независимой переменной, входящей в экспериментальную гипотезу, от сопутствующих ее воздействию побочных влияний, достигаемое с помощью специальных методических процедур, в лабораторном эксперименте. В отличие от практических экспериментов, где независимая переменная фактически всегда представляет собой группу факторов, в лабораторных (или собственно научных) ее стремятся выделить, т. е. сделать единичной, чтобы иметь возможность исследовать только ее воздействие на зависимую переменную. В. независимой переменной вместе с очищением ее условий позволяет ставить и проверять точные экспериментальные гипотезы, касающиеся механизмов изучаемого поведения.

ГИПОТЕЗА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ — конкретизация некоторой догадки, или идеи, с целью ее проверки, в эксперименте. Г. Э. включает .в себя: независимую переменную, зависимую переменную, отношение между ними и уровни дополнительных переменных. Т. о., Г. Э. — это предположение об отношении между независимой и зависимой переменными при определенном уровне дополнительной переменной. В той мере, в какой это отношение не будет зависеть от побочных и дополнительных переменных, Г. Э. может становиться все более обобщенной;

контргипотеза — Г. Э., альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;;

третья конкурирующая Г. Э. — Г. Э. об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую переменную; проверяется только в лабораторном эксперименте (см. Нуль-гипотеза);

точная Г. Э. — предположение об “отношении” между единичной независимой переменной и зависимой переменной в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения независимой переменной и очищения ее условий;

—Г. Э. о максимальной (или минимальной) величине—предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая переменная принимает максимальное (или минимальное) значение. Основанный на представлении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную: при достижении определенного (высокого) уровня независимой переменной “негативный” процесс становится сильнее “позитивного”; проверяется только в многоуровневом эксперименте;

—Г. Э. об абсолютных и пропорциональных отношениях—точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением независимой переменной (см. Отношение); проверяется в многоуровневом эксперименте;

—Г. Э. с одним отношением — предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки Г. Э. с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной;

комбинированная Г. Э. — предположение об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной—с другой (см. также Взаимодействие); проверяется только в факторном эксперименте.

ДАННЫЕ—первоначальные, еще не обработанные результаты эксперимента;, зафиксированные в протоколе(например, время выполнения задачи, субъективный отчет испытуемого и т. п.). Наиболее важная часть Д. служит материалом для определения значений зависимой переменной. См. Протоколирование, Показатели измеряемые, Способ представления результатов.

ЗНАЧЕНИЕ (meaning) —единица измерения зависимой переменной, конечный результат обработки полученных данных. Каждому из условий, или уровней, независимой переменной соответствует определенное 3. Совокупность 3, представлена обычно на таблицах или графиках.

ЗНАЧИМОСТЬ (significance) результатов — статистическая достоверность полученных различий между средними значениями зависимой переменной (при воздействии разных условий независимой переменной), отвечающих экспериментальной гипотезе. Для повышения внутренней валидности эксперимента проводится проверка 3.—проверка отвержения (или неотвержения) нуль-гипотезы. 3. результатов — необходимое (иногда — недостаточное) условие достоверности вывода об исследуемой гипотезе.

ИЗМЕНЧИВОСТЬ (variability) НЕСИСТЕМАТИЧЕСКАЯ - одно из свойств любой переменной, проявляющееся в непостоянстве ее изменений и приводящее к широкому разбросу экспериментальных данных (cр. “variability” и “variable” - переменная). Основной источник ненадежности эксперимента, нарушения внутренней валидности. В практических (естественных) индивидуальных экспериментах - это И. Н. побочных переменных с течением времени (см. Фактор времени), для усреднения которой применяются способы первичного контроля (в частности, увеличение числа проб). В условиях искусственных экспериментов с относительной унификацией побочных факторов И. Н. сокращается, а благодаря возможности предъявить все необходимое число проб за сравнительно короткое время уменьшается и разброс данных. Внутреннюю валидность группового эксперимента может нарушить И. Н. (здесь—изменения, или вариации) индивидуальных различий испытуемых; для контроля следует либо увеличивать количество испытуемых, либо добиваться взаимного соответствия экспериментальной и контрольной групп. Возможность И. Н. необходимо учитывать даже в лабораторных экспериментах, ведь полная стабилизация всех побочных факторов (т. е. проведение идеального эксперимента) неосуществима на практике.

ИСПЫТУЕМЫЙ (subject) — субъект, привлеченный к участию в эксперименте для испытания воздействия независимой переменной. Эксперименты могут быть индивидуальными (здесь—с одним И.) и групповыми. Потенциальными И. являются специально отобранные или имеющиеся в наличии (available) представители изучаемой популяции. Индивидуальные различия И. могут нарушать внутреннюю валидность эксперимента.

ИССЛЕДОВАНИЕ (study) КОРРЕЛЯЦИОННОЕ — исследование соотношения двух (или нескольких) переменных, характеризующих наличные индивидуальные различия людей и их поведения. В отличие от эксперимента, т. е. активного управления состояниями независимой переменной, в И. К. проверяются гипотезы о взаимосвязи уже существующих характеристик. И. К. необходимо также для определения диагностической ценности тестов, намеряющих эти характеристики. И. К. проводятся, как правило, на большом количестве испытуемых, с применением статистических способов контроля (для выделения возможных детерминант изучаемых различий используется, в частности, факторный анализ). И. К. разделяют по следующим параметрам: 1) возможность интерпретации одной из переменных в качестве независимой: либо эта переменная предшествует другой во времени (что позволяет высказывать эмпирические предположения об их причинно-следственной связи), либо нет; 2) возможность вычисления коэффициента корреляции (см. Корреляция) и 3) цель—либо собственно познавательная, теоретическая, либо чисто прикладная.

КВАДРАТ ЛАТИНСКИЙ — наиболее распространенная схема кроссиндивидуального многоуровневого) эксперимента, основанная на позиционном уравнивании предъявления уровней независимой переменной (см. Уравнивание позиционное). “К. Л.” — это набор таких последовательностей уровней независимой переменной, в которых каждый из уровней встречается в каждой позиции только один раз. Схема К. Л.—случайный выбор и использование экспериментатором одного из вариантов этих наборов, когда каждая последовательность уровней предъявляется одному испытуемому (или одной группе). Способ контроля эффектов однородного и, главное, неоднородного переноса при относительно небольшом числе испытуемых. Возможность возникновения эффектов ряда и центрации сохраняется;

—    К. сбалансированный — редуцированный вариант латинского К., в последовательностях которого каждому уровню независимой переменной только один раз непосредственно предшествует каждый из остальных уровней. Позволяет контролировать эффекты неоднородного переноса с несложной статистической обработкой.

КОНТРОЛЬ, СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ (controls) — способы усовершенствования эксперимента, приближающие его к безупречному. При обозначении С. К. учитывается, во-первых, та общая или частная цель, которая достигается с их применением, и, во-вторых, — общий или частный фактор, подлежащий К. (т. е. устранению или усреднению). Так, с одной стороны, любые С. К. являются в итоге К. обобщения полученных результатов и выводов, а также К. внутренней или внешней валидности. С другой стороны, они выступают как С. К. основных источников нарушения валидности—ненадежности и смешения, и порождающих их конкретных факторов (например, фактора времени, фактора задачи, индивидуальных различий испытуемых, эффектов последовательности проб, предубеждений экспериментатора и др.). Конкретные С. К. приводятся в словаре вместе с описанием этих контролируемых факторов. Для общей характеристики С. К. их можно организовать так.

Во-первых, С. К. могут быть непосредственно связаны с самим типом эксперимента. Некоторые источники нарушения валидности устраняются либо в результате “улучшения” реальности (например, К. систематического смешения и ненадежности в искусственном и лабораторном экспериментах), либо благодаря другим преимуществам, которые дает каждый новый тип эксперимента. Не случайно поэтому некоторые виды экспериментов автор рассматривает как С. К.: многоуровневый эксперимент — К. неполноты независимой переменной и др., факторный — К, сопутствующего смешения базисной переменной при проверке гипотез с одним отношением. В корреляционных исследованиях оказывается возможным только статистический К.

Во-вторых, С. К. побочных я дополнительных влиянии, неизбежно возникающих при проведении эксперимента, является любая экспериментальная схема. В соответствии с центральным параметром классификации экспериментальных схем — основанием сравнения условий (.или уровней) независимой переменной, выделяют интраиндивидуальный, межгрупповой и кроссиндивидуальный К. О возможностях применения конкретных экспериментальных схем для К. внутренней валидности см. Последовательность, Стратегия построения групп, Распределение, Отбор, Уравнивание позиционное и др. Нужно добавить, что для К. сопутствующего смешения в лабораторных экспериментах требуются специальные схемы, не входящие в основную классификацию. С. К. внешней валидности, связанные о решением проблем соответствия привлекаемых переменных, приведены в табл. 1.

И наконец, существуют универсальные меры по К. побочных факторов, не зависящие от типа эксперимента и применяемых экспериментальных схем и названные поэтому С. первичного К. Они могут быть общими, например, выбор адекватного количества, проб, испытуемых, уровней независимой переменной,, и частными — подбор задач, предварительные меры по распределению испытуемых и т. п. Сюда же относятся и сами условия проведения любого эксперимента (см. Планирование действий, Протоколирование), а также строгое соблюдение экспериментальных процедур.

КОРРЕЛЯЦИЯ — реально наблюдаемый факт, пример взаимосвязи того или иного состояния независимой переменной с определенным значением зависимой переменной. Без наличия в использования плана эксперимента исследователь может получить только отдельные К., не позволяющие проверить гипотезу. В тех случаях, когда управлять независимой переменной невозможно, привлекается корреляционный подход, т. е. установление статистического соотношения исследуемых переменных на большом числе испытуемых (см. Исследование корреляционное). Если распределение полученных значений каждой из этих переменных имеет куполообразную форму, то можно вычислить коэффициент К. между ними. Коэффициент К. используется также для проверки надежности экспериментальных результатов, валидности тестов.

ЛИНИЯ ПРЕДСКАЗАНИЯ — линия на диаграмме разброса данных, полученных в корреляционном исследовании двух переменных (например, при апробации нового теста: ось абсцисс—тестовые оценки, ось ординат—оценки диагностируемых различий). Л. П. соединяет средние оценки исследуемой переменной и тем самым позволяет в дальнейшем предсказывать ее значения по тестовым оценкам. Достоверность предсказания определяется величиной коэффициента корреляции переменных, которая и задает угол наклона Л. П. (от нуля — горизонтальная линия — до единицы — 45°).

МЕТОДИКА (method) — совокупность конкретных операций, процедур проведения эксперимента. Одним из условий достижения внутренней валидности является точность (precision) соблюдения М. При проведения лабораторных экспериментов особо обсуждается вопрос о соответствии компонентов М. теоретическим понятиям, привлекаемым для определения независимой переменной (например, может ли резкий звук зуммера расцениваться как “наказание” и т. п.) (см. Операциональная валидность). М. подробно излагается в соответствующем разделе экспериментального отчета.

НЕНАДЕЖНОСТЬ (unreliability) — одно из основных нарушений внутренней валидности эксперимента. Источником Н. является, главным образом несистематическая изменчивость побочных переменных, прежде всего фактора временииндивидуальном эксперименте) и индивидуальных различий испытуемых (в групповом), а также нестабильность всех привлекаемых переменных, Н. экспериментальных данных означает, что при .каждом новом повторении эксперимента результаты оказываются иными. Аналогично оценивается надежность (или Н.) тестов в корреляционных исследованиях: при каждом новом испытании одни и те же испытуемые должны получать одни и те же оценки. Способами обеспечения надежности результатов является увеличение числа проб и испытуемых (эталон — бесконечный эксперимент), выбор адекватных измеряемых показателей изучаемого поведения, искусственная стабилизация побочных факторов и др. Одна из форм Н. — неполнота независимой переменной, преодолеваемая с помощью введения большого числа уровней в многоуровневом эксперименте.

НУЛЬ-ГИПОТЕЗА — гипотеза об отсутствии различия между условиями независимой .переменной (по их действию на зависимую переменную). Проверка Н.Г. возможна только в лабораторном эксперименте и необходима' для установления статистической значимости экспериментальных результатов. Вероятности отвержения и неотвержения Н.-Г. задаются альфа- и бета-уровнями (см. также Вывод статистический).

ОБОБЩЕНИЕ (generalization) — главная цель любого эксперимента: на основании ограниченного числа полученных данных сделать выводы, распространяющиеся на более широкую область практики. В практических индивидуальных экспериментах О. совершается так же, как и в жизни,,—это общее заключение на, основании ограниченного числа опытов,, справедливое только для данного конкретного испытуемого. Возможность О. результатах связана с репрезентативностью эксперимента и его валидностью и зависит от контроля побочных факторов (внутренняя валидность) и от соответствия (и полноты представленности) дополнительных переменных в эксперименте. Выделяют О. экспериментальных результатов на; изучаемую реальную ситуацию (искусственный эксперимент), на других представителей популяции (групповой эксперимент), распространение теоретических представлений (лабораторный эксперимент). Для контроля О. привлекают также новые уровни дополнительной переменной в факторном эксперименте. Наиболее широкое О. исследуемой гипотезы требует проведения целого ряда экспериментов при разных уровнях дополнительных переменных.

ОСНОВАНИЕ СРАВНЕНИЯ — первый и определяющий параметр классификации экспериментальных схем. Выделяются три глобальных типа О. С. между условиями независимой переменной, необходимого для проверки экспериментальной гипотезы; интраиндивидуальное (within-subject), межгрупповое (between-groups) и кроссиндивидуальное (across-subject). В, первом случае сравнение данных, полученных при предъявлении исследуемых условий, проводится по каждому испытуемому. Во втором случае условия сравниваются по данным соответствующих (экспериментальной и контрольной) групп испытуемых. А в третьем — для получения средних оценок каждого из сравниваемых условий (здесь — уровней) необходимы данные всех участников эксперимента, т. е. подсчет проходит по всем испытуемым. Интраиндивидуальными, межпрупповыми и кроссиидивидуальными называют экспериментальные схемы, а также сами типы эксперимента и используемые в них способы контроля.

ОТБОР (selection) — способ привлечения испытуемых, позволяющий обеспечить представленность изучаемой популяции и тем самым—высокую внешнюю валидность межгруппового эксперимента. Для О. испытуемых используются две из основных стратегий построения групп, т. е. две эффективные схемы межгруппового сравненияслучайный О. групп и случайный О. групп с предварительным выделением слоев (или случайный послойный О.). Последняя схема (при условии адекватности принципа выделения слоев изучаемой деятельности) позволяет достичь более высокой внешней валидности при одинаковом числе испытуемых. В указанных схемах. О. сочетается с распределением испытуемых по группам, поэтому они обеспечивают не только внешнюю, но — автоматически и высокую внутреннюю валидность (см. Распределение).

ОТНОШЕНИЕ между независимой и зависимой переменными — центральная составная часть экспериментальной гипотезы. С достоверностью полученного О. связана внутренняя валидность эксперимента. В многоуровневом эксперименте становится возможным проверять точные гипотезы об определенном типе количественных О. — абсолютных и пропорциональных, и выражать их в виде математической зависимости. Существуют при типа О. между независимой и зависимой переменными:

абсолютно-абсолютное О.: равные абсолютные изменения независимой переменной связаны с равными абсолютными изменениями зависимой переменной (математически — линейная зависимость);

относительно-абсолютное О.: равные относительные изменения независимой переменной связаны с равными абсолютными изменениями зависимой переменной (логарифмическая зависимость);

относительно-относительное О.: равные относительные изменения независимой переменной связаны с равными относительными изменениями зависимой переменной (степенная зависимость).

Количество входящих в гипотезу О. определяет ее вид: различают гипотезы с одним О. и комбинированные.

ОЧИЩЕНИЕ (purifying) условий — отделение условий независимой переменной от сопутствующих их предъявлению, но не входящих в экспериментальную гипотезу влияний, достигаемое с помощью специальных методических процедур в лабораторном эксперименте. О. условий необходимо для проверки точных экспериментальных гипотез (см. также Выделение независимой переменной).

ПЕРЕМЕННАЯ (variable) - основной термин словаря экспериментатора: любая реальность, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте;

независимая П. (или фактор) — П., изменяемая экспериментатором; включает в себя два или несколько состояний (условий) или уровней;

зависимая П.—П., изменяющаяся при действии независимой П., принимая различные значения;

побочная П. — П. (или фактор), порождающая ненадежность или систематическое смешение; совокупностями побочных П. являются, например, фактор времени (см.), фактор задачи (см.), индивидуальные различия испытуемых (или субъективный фактор) (см.);

дополнительная П. — одна из составных частей экспериментальной гипотезы; для адекватной проверки частной экспериментальной гипотезы необходимо, чтобы уровень дополнительной П. соответствовал ее уровню в изучаемой реальности, а для проверки общей экспериментальной гипотезы — проведение экспериментов при разных уровнях дополнительной П.;

ключевая П.—дополнительная П„ наиболее важная для проверки экспериментальной гипотезы и ее обобщения

единичная (unitary) независимая П. - независимая П. в лабораторном эксперименте (см. Выделение независимой П.);

вторичная П.—любая П., привлекаемая в лабораторном эксперименте дл1Я контроля действия первичной (независимой) П.;

расширенная (wider) П.—результат введения нового условия независимой П. для контроля сопутствующего смешения;

качественная (qualitative, ungraded) П. — независимая П., условия состояния) которой отличаются друг от друга качественным образом;

количественная (quantitative, graded) — независимая П., различия между уровнями которой можно количественно измерить; привлекается “ многоуровневом эксперименте;

базисная (underlying, “лежащая в основе”) П. — П., на которую (и только на нее), согласно теоретическим предположениям, оказывает свое действие независимая П.; точное определение результата этого действия требует проведения факторного эксперимента;

контрольная П. — одна из дополнительных П., ставшая второй независимой П. в факторном эксперименте, проведенном для контроля сопутствующего смешения базисной П. или обобщения результатов.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИИ (planned manipulation — “запланированная манипуляция”) эксперимента — первое необходимое условие его проведения, возможность самостоятельного управления независимой переменной. На практике — заранее составленный план предъявления условий или уровней, независимой переменной, т, е. экспериментальная схема.

ПОКАЗАТЕЛИ ИЗМЕРЯЕМЫЕ (assessment) — количественная характеристика деятельности испытуемого в эксперименте, материал для определения значений зависимой переменной. Адекватный выбор П. И. повышает надежность и тем самым внутреннюю валидность эксперимента: чем больше отдельных реакций или действий испытуемого характеризуется одним П. И., тем меньше несистематическая изменчивость получаемых результатов. От степени соответствия П. И. изучаемой реальной деятельности испытуемого зависит внешняя валидность.

ПОПУЛЯЦИЯ — контингент потенциальных испытуемых, объединенных общей возрастной, профессиональной или другой принадлежностью, изучаемый в экспериментальном исследовании. Распространение экспериментальных результатов на П. (обобщение) — основное преимущество эксперимента с привлечением большого числа испытуемых. Необходимым условием такого эксперимента является представленность П. исследуемой выборкой испытуемых, достигаемая с помощью их правильного отбора.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (order) — порядок предъявления испытуемым условий (или уровней) независимой переменной в экспериментах, проводимых по индивидуальным схемам. С последовательным характером предъявления проб связаны эффекты П. (в частности, эффекты переноса). Выделяют три типа П., которым соответствуют основные схемы интраиндивидуального эксперимента:

схема случайной П. — предъявление испытуемому условий (или уровней) независимой переменной в случайном порядке. Эффективный способ интраиндивидуального контроля факторов времени. Для использования схемы (я повышения надежности) требуется большое количество проб. Систематическое смешение практически устраняется (за счет усреднения эффектов переноса), кроме случаев асимметричного взаимовлияния предъявляемых условий. Случайная П. применяется также для распределения экспериментальных задач по разным условиям независимой переменной;

схема регулярного чередования — поочередное предъявление испытуемому двух условий независимой переменной; способ интраиндивидуального контроля факторов времени. При достаточно большом количестве проб повышается надежность эксперимента, усредняются эффекты однородного, симметричного и неоднородного переноса. Регулярный характер предъявления условий не позволяет устранить ряд источников систематического смешения: предубеждения экспериментатора, асимметричные взаимовлияния условий независимой переменной, а также последствия периодических событий, происходящих (по объективным причинам) во время предъявления одного из этих условий;

схема позиционно уравненной (counterbalanced) П. — П. предъявления условий (или уровней) независимой переменной, в которой позиции (номера) каждого из них составляют в среднем равные числа. Применяется при относительно небольшом количестве проб (или блоков проб). Эффективна как способ контроля факторов времени, если его изменения линейны, а также однородных и асимметричных влияний П. В случаях неоднородного и асимметричного переноса схема не обеспечивает контроля систематического смешения. Возможность усреднения последних видов эффектов П. проб возникает при использовании позиционного уравнивания для сразу нескольких П. уровней в кросс-индивидуальных экспериментах (см. Уравнивание позиционное).

ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА (experimenterbias)— один из источников систематического смешения, оказывающий побочное благоприятное (или неблагоприятное) влияние на действие одного из условий независимой переменной. П. Э. (в отношении этого условия) могут передаваться испытуемым и влиять .на их деятельность в эксперименте, приводить к необъективности учета экспериментальных данных и т. п. Способы контроля П. Э, связаны с повышением точности соблюдения экспериментальных процедур (в частности, с применением автоматических устройств). Если снятие показателей необходимо включает субъективный элемент, то используется схема случайной последовательности предъявления условий, привлекаются методы экспертных оценок и т. п. Эффективным средством устранения П. Э. (и испытуемых) является постепенное и точно фиксируемое изменение независимой переменной в многоуровневом эксперименте. П. Э. и испытуемых—основные (и трудноконтролируемые) побочные переменные в корреляционных исследованиях. В специальной литературе термин “bias” часто переводится буквально — “байес”, причем выделяются его различные виды, каждый из которых представляет собой побочное систематическое влияние.

ПРОТОКОЛИРОВАНИЕ (documentation — “подтверждение документами) — второе необходимое условие проведения эксперимента. П. плана эксперимента и хода его проведения обеспечивает полный учет данных для составления экспериментального отчета.

ПРОЦЕСС БАЗИСНЫЙ — составная часть представления комплексной зависимой переменной, входящей в теоретическую модель, которая позволяет интерпретировать результаты эксперимента. Такие модели служат для постановки точных экспериментальных гипотез о механизмах изучаемого поведения. Например, модели о взаимодействии двух П. Б., на каждый из которых независимая переменная оказывает различное воздействие, являются источником гипотез о максимальной (или минимальной) величине (см.). При проведении эксперимента П. Б. соответствует базисная переменная и от адекватности этого соответствия зависит его внутренняя валидность.

РАЗЛИЧИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ (subjectvariable — “субъективная переменная”, или фактор) испытуемых—основной источник ненадежности (и тем самым—нарушения внутренней валидности) в групповом эксперименте. Испытуемые могут .различаться как по известным признакам (.возраст, пол .и т. д.), так и по трудноконтролируемым. Усреднение Р. И. испытуемых экспериментальной и контрольной групп достигается с помощью различных схем межгруппового сравнения (см. Распределение, Отбор). Как в экспериментальных, так и корреляционных исследованиях построению групп может предшествовать выявление (и точное определение) Р. И., важных для изучаемого поведения, с помощью предварительных проверок, (см. Стратегия построения групп).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (assigning) — способ организации экспериментальных групп .из имеющихся в наличии испытуемых—либо специально привлеченных (“captive”, “заложников”), либо добровольных участников эксперимента. В соответствии со стратегиями, применяемыми для Р. испытуемых по группам выделяют три эффективные схемы межгруппового сравнения: случайное Р. групп, попарное Р. групп и случайное Р. групп с предварительным выделением слоев (или послойное случайное Р.). Если признаки подбора пар и выделения слоев тесно связаны с изучаемой деятельностью, то отвечающие им схемы обеспечивают более высокую внутреннюю валидность по сравнению со случайным Р. при одинаковом числе испытуемых. Достижение же внешней валидности эксперимента зависит не только от Р. выборки испытуемых; но и от их правильного отбора.

РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ОСНОВНОЙ (maineffect) — количественно выраженная сила воздействия независимой переменной на зависимую (базисную) переменную. Вычисляется как разность средних значений зависимой переменной, полученных при воздействии разных уровней второй независимой переменной в факторном эксперименте. Для полноценного анализа полученных данных необходимо учитывать не только основные Р. Д. привлекаемых независимых переменных, но и взаимодействие между этими переменными;

простой Р. Д.—Р, Д. независимой переменной, не связанный с влиянием дополнительных факторов (альтернатива—действие комбинации нескольких независимых переменных). Определение простого Р. Д. требует проведения факторных экспериментов при разных уровнях дополнительных переменных.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ эксперимента — степень приближения реального эксперимента (или конкретной экспериментальной схемы) к одному из видов безупречного эксперимента. Поскольку реальный эксперимент в принципе не может быть безупречным, постольку оценка Р, каждого данного эксперимента, (или схемы) проводится обычно путем сравнения его с другим аналогичным экспериментом (или схемой) по отношению к одному из видов безупречного эксперимента, который служит образцом для сравнения.

Репрезентативность выборки испытуемых—степень адекватности отражения свойств и характеристик изучаемой популяции в выборке испытуемых, привлеченных для эксперимента. Высокая Р. выборки означает высокую представленность популяции, то и другое достигается с помощью правильного отбора испытуемых. Термин “Р.” (здесь — “соответствие”) используется также по отношению к конкретному испытуемому, а иногда — к. условиям проведения эксперимента.

Буквальный перевод термина “representativeness” принят в специальной литературе. Однако при переводе однокоренных слов мы сочли более удобным русский .вариант: "to represent” — “представлять”. непосредственно передающий содержание. При чтении учебного текста это позволит избежать трудностей в понимании таких терминов, как “цредставленность” (ср. “репрезентированность”), “представитель” (ср. “репрезентант”) и т. п.

СМЕШЕНИЕ (confounding) СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ—второй основной источник нарушения внутренней валидности.

С. С. связано с тем фактом, что действие независимой переменной сопровождается целым рядом других переменных, которые могут систематически различаться при предъявлении разных условий независимой переменной, и тем самым оказывать на действие одного из них благоприятное (или неблагоприятное) влияние. Предъявить же эти условия одновременно невозможно, и поэтому иногда С. С. называют “процедурным”.

Факторы, порождающие С. С., можно разделить на три группы. Во-первых, это различия уровней необходимых дополнительных переменных: факторов задачи, индивидуальных различий испытуемых и т. п. Во-вторых, периодические или долговременные изменения побочных факторов, входящих в состав факторов времени (например, изменение погодных условий, периодическая регулировка экспериментальной аппаратуры и т.д.). И наконец, различия взаимных влияний самих условий независимой переменной, приводящие (в индивидуальных экспериментах) к эффектам последовательности.

Совокупность способов контроля С. С. можно описать следующим образом. Во-первых, с усовершенствованием экспериментов Появляется возможность полного устранения некоторых (но не всех) источников С. С. Так, в искусственном эксперименте унифицируется ряд важных дополнительных переменных, в групповом — устраняются факторы задачи и эффекты последовательности, в многоуровневом — предубежденность испытуемых. Во-вторых, для усреднения результатов неустранимых влияний применяются различные экспериментальные схемы. В интраиндивидуальных экспериментах, где таких влияний больше всего, наиболее эффективной является схема случайной последовательности (и это понятно, ведь остальные последовательности — систематичны): только она позволяет усреднить эффекты неоднородного (и отчасти — асимметричного) переноса, снять влияния предубеждений экспериментатора и т. п. Схемы межгруппового сравнения позволяют достичь соответствия групп по индивидуальным различиям испытуемых. Кроме того, привлекаются меры для контроля отдельных факторов: подбор и распределение экспериментальных задач, применение косвенных инструкций и т. д.

В специальной литературе термин confounding иногда переводят как “смешивание”. Предложенный нами вариант выбран не только в силу чуть лучшего звучания по-русски. Ведь постоянное взаимное сопровождение, т. е. смешивание основной и дополнительной переменных происходит в реальности (где, собственно, нет никаких проблем контроля С. С.), а экспериментатop имеет дело с уже совершившимся событием — фактом С., последствия которого ему нужно предусмотреть, устранить или усреднить, т. е. проконтролировать.

СМЕШЕНИЕ СОПУТСТВУЮЩЕЕ (assoative confounding) — источник нарушения внутренней валидности, возникающий с необходимостью оперировать единичными переменными для проверки точных экспериментальных гипотез. Напрямую это оказывается невозможным даже в лабораторном эксперименте, где независимая переменная освобождена от побочных влияний: предъявление активного условия независимой переменной (например, рассечение свода) необходимо (дословно — “ассоциативно”) связано с воздействием, не входящим в экспериментальную гипотезу (оперирование животного). По характеру этой связи различаются два вида С. С.— искусственное и естественное. С. С. неустранимо, его последствия можно только усреднить. Проблема контроля С. С. возникает также в отношения зависимой (точнее, базисной) переменной, когда для проверки теоретической модели требуется точно определить результат действия независимой переменной (а результат, свидетельствующий, например, о нарушении памяти, может быть приписан нарушению восприятия). Кроме того, вопросы С. С. являются важнымидля теоретических корреляционных исследований, где необходимо различать возможные детерминанты полученных результатов (например, порядок рождения детей, величина семьи, социальное происхождение родителей н т. д.);

искусственное (artifactual) С.—сопутствующее С. независимой или базисной переменной в лабораторном эксперименте, вызванное своеобразием условий и процедур его проведения. Для контроля искусственного С. независимой переменной (например, введение лекарства — факт инъекции) контрольной группе испытуемых предъявляется не просто пассивное условие этой переменной (отсутствие инъекции), но специальное контрольное условие (инъекция без лекарства), и, таким образом, при сравнении результатов экспериментальной и контрольной групп воздействия сопутствующего влияния усредняется. Контроль искусственного С. базисной переменной (например, нарушения узнавания у животных, требующего для своего исследования привлечения задач на запоминание по ассоциации) возможен только в факторном эксперименте: используется вторая, контрольная переменная (объекты, не получающие подкрепления либо предъявляются, либо нет), при активном условии которой воздействие испытывает только сопутствующая переменная, а при пассивном — и сопутствующая, и базисная;

естественное (natural) С. — натуральная, не зависящая от методических процедур связь независимой (или базисной) и сопутствующей ей переменных, .не позволяющая проверить точную гипотезу в лабораторном эксперименте (например, плач ребенка может быть вызван тем, что из комнаты вышла мать, или же тем, что он просто остался один). Способ контроля естественного С. независимой переменной аналогичен введению контрольного условия, используется расширенная переменная (уход человека): при одном из ее условий (уход матери) сопутствующая переменная смешивается с основной, а при другом (уход ассистента) — нет; при сравнении этих двух условий .воздействие сопутствующей переменной можно “вынести за, скобки”. Естественное С. базисной переменной (например, связь памяти с восприятием) контролируется так же, как и искусственное — привлекается контрольная переменная (здесь — интервал отсрочки выполнения тестовой задачи): “чистое” воздействие основной независимой переменной (рассечение свода) на базисную (нарушение памяти) определяется как разность ее воздействий при одном из условии контрольной переменной (длинная отсрочка), затрагивающем и базисную, и сопутствующую переменные (память и восприятие), и при другом (короткая отсрочки), затрагивающем только сопутствующую (восприятие).

СООТВЕТСТВИЕ (appropriateness) — степень адекватности отражения изучаемой реальности или теоретического представления о ней в проводимом эксперименте. Проблемы С. связаны с обеспечением внешней валидности (и ее безупречный образец не случайно назван экспериментом полного С.), они возникают в отношении всех составных частей экспериментальной гипотезы: независимой, зависимой и уровней дополнительных переменных. Контроль С. обычно представляет собой анализ (предварительный или констатирующий) всех последствий изменения реальности в наличной экспериментальной ситуации. Так, при интерпретации результатов искусственных экспериментов рассматриваются главным образом вопросы о С. значений зависимой переменной, а также уровней ключевых и других дополнительных переменных (например, анализ действий испытуемого, выполняемых одновременно с задачей, снятия напряженности и сжатия (compression) проб во времени. Проблемы С., возникающие в основных видах эксперимента, а также способы контроля и обобщения результатов приведены в табл. 1.

СОСТОЯНИЕ, или УСЛОВИЕ (treatment)— форма предъявления независимой переменной. Независимая переменная имеет обычно два или несколько С. (например, два метода заучивания фортепьянных пьес—целостный и частичный), причем С. всегда различается качественно. Содержание термина “treatment” в данном контексте, т. е. “форма, или способ, предъявления, действия”, трудно .передать на русский язык одним словом. Выбор термина “С.” связан, прежде всего, с конкретной спецификой первых экспериментов в книге (скажем, использование и неиспользование наушников). Среди возможных его синонимов автор указывает термин “У.” (condition), и именно он оказывается удобным для описания большинства приводимых экспериментов. Поэтому термин “С.” встречается главным образом в первой главе, а далее заменяется более нейтральным— “У.”.

СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, или результатов (combiningtheassessments)—способ количественной обработки измеряемых показателей поведения испытуемого в эксперименте, применение которого окончательно определяет конкретный вид зависимой переменной. Итоги применения С. П. (или обработки) данных — значения зависимой переменной — представляются обычно в таблицах или на графиках.

СТРАТЕГИЯ ПОСТРОЕНИЯ (constructing) ГРУПП—адекватный способ организации испытуемых для участия в групповом эксперименте, позволяющий усреднить их индивидуальные различия в различных группах (внутренняя валидность) и адекватно - представить изучаемую популяцию (внешняя валидность). Выделяют три основных С. П. Г.— случайную (random, или randomization, “рандомизация”), попарную ( matching, “подбор пар”) и случайную с предварительным выделением слоев (stratifiedrandom) (комбинация первых двух). Каждая из них применяется для распределения испытуемых по группам, а первая и третья — для отбора испытуемых из популяции. Это дает пять эффективных схем —схем межгруппового сравнения. Отсутствие специальной С. П. Г.. т. е. использование реально существующих (exsisting) групп, является неудачной схемой, неизбежно порождает систематическое смешение независимой переменной с индивидуальными различиями испытуемых. Для достижения внутренней валидности в лабораторных экспериментах (в том числе — с небольшим количеством испытуемых) применяются следующие С. П. Г.:

1) предварительные меры—случайное распределение или отбор;

2) сериальное решение—достижение соответствия групп по ходу эксперимента (в частности, с помощью предварительной проверки испытуемых по значимым характеристикам) и

3) использование максимально сходных индивидов (например, животных одного помета).

Попарная С. и выделение слоев (stratification, “стратификация”) используются также как способы контроля в корреляционных исследованиях: это С. попарного подбора испытуемых (в разные группы) и построение однородных подгрупп, т. е. подбор пар или групп таких .испытуемых, которые уравнены между собой по .всем переменным, кроме интересующей исследователя.

СХЕМА (design) ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ—определенный план предъявления испытуемым (или их группам) разных условий независимой переменной для адекватной проверки экспериментальной гипотезы. С. Э. классифицируются по трем основным параметрам:

1) основание сравнения условий (или уровней):

2) тип изменения и

3) число независимых переменных.

интраиндивидуальная С. Э. — предъявление одному (или нескольким — группе) испытуемому всех исследуемых условий независимой переменной. Используется главным образом в практических индивидуальных экспериментах (и поэтому иногда называется просто С. индивидуального эксперимента). Различаются по используемым последовательностям предъявления условий:

1) С. случайной последовательности;

2) С. регулярного чередования;

3) С. позиционно уравненной последовательности.

межгрупповая С. Э.—предъявление каждого из исследуемых условий независимой переменной разным группам испытуемых. Сочетание двух типов набора испытуемых (распределение по группам и отбор из популяции) с тремя стратегиями построения групп дает пять возможных С. межгрупповых сравнений:

1) случайное распределение групп;

2) попарное распределение групп;

3) случайное распределение групп с выделением слоев;

4) случайный отбор, групп;

5) случайный отбор групп с выделением слоев (см. табл. 4);

кроссиндивидуальная С. Э. — предъявление каждому из испытуемых — (или их групп) всех исследуемых уровней независимой переменной в определенной последовательности, причем позиции каждого уровня в наборе этих последовательностей — численно уравнены. Применяется как наиболее оптимальная в лабораторных многоуровневых экспериментах. В соответствии с различными вариантами позиционного уравнивания выделяют:

1) реверсивное (обратное) уравнивание,

2) полное уравнивание,

3) латинский и

4) сбалансированный квадрат;

— С. Э., связанные с разными типами независимой переменной легко различить по используемой терминологии: условия—для качественного а уровни—для количественного типа:

факторная С. Э.—С. эксперимента с двумя или несколькими независимыми переменными. Применяется для проварки гипотез с одним отношением, обеспечивая контроль сопутствующего смешения базисной переменной и обобщения результатов, и для проверки комбинированных гипотез;

гомогенная С. Э.—С. факторного эксперимента с одинаковыми основаниями сравнения .и типами изменения все привлекаемых независимых переменных. Примеры гомогенных С. Э. даны в табл. 8.2;

гетерогенная С. Э.—то же при разнородности оснований сравнения и типов изменения независимых переменных.

С. Э. иногда называют также особые способы контроля (например, контроль обоих видов .сопутствующего смешения).

ТИП (gradiation) независимой переменной — характер ее изменения, один из параметров классификации экспериментальных схем. Два Т. независимой переменной — качественный и количественный — характеризуют различия между ее условиями (в первом случае) или уровнями (во втором). Использование переменных количественного Т. позволяет вводить метрические шкалы и проверять точные экспериментальные гипотезы в многоуровневых экспериментах.

УЛУЧШЕНИЕ (improvement) (в узком смысле) —изменение /или имитация) реальности при проведении практического эксперимента с целью повышения его внутренней валидности. Так, “У.” реального мира в искусственных экспериментах позволяет устранить систематическое смешение и повысить надежность результатов за счет увеличения количества проб и сокращения несистематической изменчивости. В более широком смысле термин “improvement ” переводится как преимущество каждого более совершенного типа эксперимента. Такими преимуществами являются, во-первых, возможность проверки новых экспериментальных гипотез и их более широкого обобщения и, во-вторых, контроль (и даже устранение) ряда источников нарушения внутренней валидности (см. табл. 2). Необходимо помнить, что практически каждое У. реальности (т. е. удаление от нее) порождает новые проблемы обеспечения внешней валидности, соответствия реальности (см. Табл.1 )

УРАВНИВАНИЕ ПОЗИЦИОННОЕ (counterbalancing) —достижение численного равенства средних позиций каждого из условий (или уровней) независимой переменной в последовательности (или наборе последовательностей) их предъявления. У. П. применяется в индивидуальных экспериментах для контроля эффектов последовательности проб. Схема позиционно уравненной последовательности— одна из схем интраиндивидуального эксперимента (см. Последовательность). В многоуровневых экспериментах, где (использование этой схемы требует слишком много времени (а межгрупповой — слишком большого числа испытуемых), применяется У. П. по определенному набору последовательностей уровней,, каждая из которых предъявляется одному испытуемому (или одной группе). Таких схем У. П., или кросс-индивидуальных схем — несколько:

реверсивное (обратное) У. (П.) — предъявление двух последовательностей уровней —прямой и обратной — двум разным испытуемым (или их группам); позволяет контролировать эффекты однородного переноса;

полное У. (П.).—использование всех возможных вариантов последовательностей уровней с предъявлением каждой из них одному испытуемому (или одной группе); обеспечивают контроль эффектов неоднородного переноса, поскольку каждый уровень оказывается в каждой позиции одинаковое число раз; используется крайне редко из-за необходимости привлекать большое количество испытуемых;

— латинский квадрат (см. Квадрат латинский);

— сбалансированный квадрат (см. К. сбалансированный).

УРОВЕНЬ (level) — форма предъявления, или способ действия независимой переменной количественного типа. Привлечение большого количества У. в многоуровневом эксперименте позволяет преодолеть неполноту независимой переменной. Термин “У.” используется также применительно к разным способам действия побочных и дополнительных переменных. Определенный У. дополнительной переменной — необходимая составная часть экспериментальной гипотезы.

В данном случае различия между У. являются, как правило, не количественными, а качественными (например, .разные типы музыкальных. пьес). Соответствие У. дополнительных переменных — главное условие достижения внешней валидности, а проведение экспериментов на разных У, этих переменных обеспечивает возможность широкого обобщения результатов. При контроле сопутствующего смешения в факторном эксперименте выделяют активный (т. е. У. действия) и пассивный У., (а также более и менее активные У.).

альфа (и)-У.— вероятность появления случайного события (например, определенного значения зависимой переменной), при которой нуль-гипотеза отвергается. А.-у. иногда называют уровнем значимости статистического критерия, используемого для проверки экспериментальной гипотезы. Так, в гл. 6 приводятся примеры проверки гипотез с помощью -критерия при А.-у., равных 0,05 и 0,01. С уменьшением величины А.-у. повышается строгость проверки исследуемого отношения между независимой и зависимой переменными, т. е. понижается риск ошибочного отвержения нуль-гипотезы (ошибки 1 типа);

бета (Р)-У.—вероятность появления определенных значений зависимой переменной, свидетельствующих о наличии ее связи с воздействием независимой переменной, при которой нуль-гипотеза не отвергается. Величину, равную 1—в, называют мощностью используемого статистического критерия. При обработке результатов следует учитывать связь между альфа- и Б.- у.: уменьшение альфа-у. приводит к снижению мощности критерия, т. е. к увеличению риска ошибочного неотвержения нуль-гипотезы (ошибки 2 типа). Выбор величин альфа- и Б.-у. должен быть адекватным общей задаче эксперимента.

УСЛОВИЕ: a) (treatment) — см. Состояние, или Условие; б) У. (condition) контрольное — способ контроля сопутствующего смешения независимой переменной. Введение У. К. на специальной группе испытуемых позволяет в итоге достичь постоянного уровня сопутствующей переменной и тем самым “очистить” активное У. независимой переменной. В данном случае (к счастью, он — единственный) термины “condition” и “treatment” приходится различать по контексту (контрольное У. и У. независимой переменной). Впрочем, идентичность русского перевода этих терминов не столь опасна: так, при контроле сопутствующего смешения базисной переменной новое, специально введенное У. (condition) становится одним из У. (treatment) второй независимой (контрольной) переменной. Добавим, что как в оригинале, так и при переводе “У.” используется и как просто слово языка, не получая терминологического смысла (например, “погодные У.” или “У. проведения эксперимента”).

ФАКТОР — любая реальность, влияющая на поведение испытуемого в эксперименте. Термин “Ф.” содержательно близок термину “переменная” и использовал как его синоним при описании факторных экспериментов и для обозначения ряда побочных переменных — Ф. времени, Ф. задачи, субъективного Ф.:

— ф. времени (timevariable) — условное обозначение для совокупности Ф., оказывающих побочное влияние на результаты эксперимента (значения зависимой переменной) и связанных с изменениями, которые происходят с течением времени. К изменениям во времени автор относит, во-первых, известные побочные Ф., которые при правильном планировании эксперимента можно произвольно сохранять постоянными по своему уровню (например, время дня, погодные условия), и, во-вторых, различные виды нестабильности во времени побочных, независимых и зависимых переменных (причем сюда относятся изменения я в поведении испытуемого, и в измеряемых показателях). Нестабильность во времени трудно устранить непосредственно, необходимы способы первичного контроля, применение экспериментальных схем (здесь—интраиндивидуальных). Один из основных Ф., порождающих несистематическую изменчивость и ненадежность результатов, особо опасен для естественных и долговременных экспериментов;

— Ф. задачи (taskvariable) — совокупность побочных влияний на результаты эксперимента, связанных с различием экспериментальных задач, которые предъявляются испытуемым при разных условиях независимой переменной. Эти влияния (различия) усредняются с помощью правильного подбора задач. В большинстве индивидуальных практических экспериментов Ф. задачи входит в состав Ф. времени; применение межгрупповых схем позволяет полностью устранить его;

субъективныйФ. (subject variable) (см.Различия индивидуальные).

ЭКСПЕРИМЕНТ—проведение исследования в условиях заранее запланированного (в частности, специально созданного) измерения реальности с целью получить результаты, которые можно обобщить: средство проверки экспериментальной гипотезы. Э. называются как реально выполняемые (actual) исследования, так и их мысленные образцы (standards).

Реальные Э., обсуждаемые в книге, подразделяются, прежде всего, на естественные (дублирующие реальный мир), искусственные (улучшающие реальный мир) и лабораторные. Цели первых двух видов Э., как правило, чисто практические, а в третьем исследуются сами механизмы изучаемого поведения, и поэтому он называется также собственно научным:

— Э., который дублирует реальный мир,—Э., проводящийся в естественных условиях, в которых экспериментатор изменяет только независимую переменную; это индивидуальный Э. В смысле распространения его результатов только на данного конкретного испытуемого.

— Э., который “улучшает” реальный мир, или искусственный Э. — Э. в условиях имитации реальности, позволяющий достичь относительной стабилизации уровней побочных и дополнительных переменных;

лабораторный Э.—Э. в условиях специального выделения независимой переменной и очищения ее условий.

Реальные Э. различаются также по используемым в них экспериментальным схемам, получая от них свои названия:

индивидуальный, или интраиндивидуальный Э. (см. Схема экспериментальная );

— Э. с одним испытуемым (single-subject) частный вариант индивидуального Э.;

групповой, или межгрупповой Э. (см. там же);

кросс-индивидуальный Э. (см. там же);

бивалентный Э, - Э. с двумя условиями независимой переменной;

мультивалентный, многоуровневый Э.—Э. с несколькими (более двух) уровнями независимой переменной;

факторный Э. (см. там же);

многомерный (multivariate) Э.— Э. с несколькими (не менее двух) независимыми и несколькими зависимыми переменными.

Мысленный образец для проведения любых возможных реальных Э. (выполнение которого невозможно или бессмысленно) —

безупречный (perfect) Э., идея которого соотносится с понятием валидности Э. Различные типы безупречного Э. (примеры их содержательных интерпретаций приведена в табл. 3) соответствуют разделению внутренней и внешней валидности. Так, образцами для достижения высокой внутренней валидности являются:

идеальный Э.—Э., при проведении которого изменяется только независимая переменная, а все другие факторы остаются неизменными; таким образом, исследуется только само отношение между независимой и зависимой переменными;

чистый (pristine) Э.- разновидность идеального Э., при проведении которого экспериментатор оперирует единичной независимой переменной и ее полностью очищенными .условиями; мысленный образец для лабораторного Э.;

бесконечный Э. — бесконечно продолжающийся Э. (т. е. Э. с бесконечным количеством проб, испытуемых и т. п.), позволяющий усреднить результаты неизбежных изменений всех побочных факторов, влияющих на зависимую переменную.

Мысленный Э., обладающий безупречной внешней валидностью — Э. полного соответствия — Э. с привлечением таких уровней необходимых дополнительных переменных, которые совпадают с уровнями этих переменных в изучаемой реальности.

ЭФФЕКТЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ (sequenceeffect)—побочные и, как правило, систематические влияния на результаты эксперимента (значения зависимой переменной), связанные с предъявлением испытуемому экспериментальных проб (задач) в определенной последовательности. В специальной литературе иногда пользуются буквальным переводом — “сериальные Э.”. Основной источник систематического смешения в индивидуальных экспериментах. В межгрупповых экспериментах Э. П. отсутствуют. В интра- и кросс-индивидуальных экспериментах выделяют следующие разновидности Э. П.:

— Э. переноса (transfer) — результат взаимных влияний последовательно предъявляемых условий (уровней) независимой переменной, дающий преимущество действию одного из них. По характеру взаимовлияний различают однородный и неоднородный, симметричный и асимметричный Э. Наиболее уязвимы в отношении этих Э. регулярные последовательности предъявления условий — регулярное чередование и позиционно уравненная последовательность (индивидуальный эксперимент), а также реверсивное уравнивание (кросс-индивидуальный). При использовании этих схем устраняются Э. только однородного и симметричного переноса. Э. неоднородного переноса усредняется с применением, случайной последовательности и остальных кросс-индивидуальных схем. Последствия асимметричного взаимовлияния условий зачастую не устраняются даже при случайном предъявлении каждого из них;

— Э. ряда (range) — благоприятный (или неблагоприятный) Э. асимметричного переноса на действие того или иного уровня независимой переменной в многоуровневом эксперименте. Ряд —это последовательность уровней независимой переменной от наименьшего количественного значения к наибольшему. Э. Р. зависит от удаленности позиции предъявления уровня от концов ряда и объясняется тем, что в позиционно уравненных последовательностях, используемых в кросс-индивидуальных схемах, каждому уровню ни разу не предшествуют идентичные уровни: более низким предшествуют более высокие и наоборот;

— Э. центрации (centering) — частный вариант Э. ряда, благоприятный для действия уровней независимой переменной, предъявляемых в середине ряда, связанный с тем, что именно этим уровням предшествовали как более низкие, так и более высокие уровни. Э. ряда и центрации определяются характером взаимовлияний между настоящим и предшествующим уровнями независимой переменной в последовательности их предъявления и могут сохраняться при использовании любых кросс-индивидуальных схем.

В.В.Петухов




к оглавлению книги
Роберт Готтсданкер «Основы Психологического Эксперимента»


Статьи автора

Количество статей: 1

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Роберт Готтсданкер
Опубликовано: January 7, 2005, 12:06 am
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Флогистон / библиотека по психологии / Приложение. Словарь экспериментатора
Еще в рубрике:

Э. Самуэлс
Разработка юнгианской типологии (приложение к главе 3)


Роберт Готтсданкер
Основы психологического эксперимента


Лёйнер Х.
Кататимное переживание образов.


А. Адлер
Комплекс неполноценности и комплекс превосходства


А. Адлер
Мотив власти


Х. Хекхаузен
Агрессия


Г. Олпорт
Личность: проблема науки или искусства?


A. Бергсон
Две формы памяти


В. Маунткасл
Организующий принцип функции мозга: Элементарный модуль и распределенная система


В.Кёлер
Некоторые задачи гештальтпсихологии


Н.А.Бернштейн
Физиология движений и активность


А.Р.Лурия
Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций


Р.Солсо
Введение в когнитивную психологию


23Роберт Джонсон
«ОНА» Глубинные аспекты женской психологии


Линднер Р.
Девушка, которая не могла прекратить есть


Якобс Д., Дэвис П., Мейер Д.
Супервизорство


Лейцингер-Болебер М., Кэхеле Х.
Исследование когнитивных изменений в ходе психоанализа.


Сандлер Д., Дэр К., Холдер А.
Пациент и психоаналитик…


Фаррели Ф., Брандсма Дж.
Провокационная терапия.


З.Фрейд
Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе


З.Фрейд
Психопатология обыденной жизни


А.И. Розов
Стремление к превосходству как одно из основных влечений


Э.Ч.Толмен
Бихевиоризм и необихевиоризм


Д.Уотсон
Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм)


Х. Хекхаузен
Мотивация достижения


Л.И. Божович
Потребность в новых впечатлениях


Карен Хорни
Тревожность


А. Маслоу
Пиковые переживания


М.И. Лисина
Потребность в общении


Е.Д. Соколова, Ф.Б. Березин, Т. В. Барлас
Эмоциональный стресс

Поиск