Агрессия (Введение)

Автор: Х. Хекхаузен
Опубликовано: November 19, 2000, 11:48 pm
Оценка посетителей сайта:  3.00  (проголосовало: 1)



Х. Хекхаузен Агрессия.

// Мотивация и деятельность.

М., 1986, т. 1, с. 365-405.















В обыденном языке слово "агрессия" означает
множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую
целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный
ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам
или же ведут к его уничтожению. Такого рода антисоциальный оттенок заставляет
относить к одной и той же категории столь различные явления, как детская
ссора и войны, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение. Мотивационно-психологический
анализ деятельности предполагает не только фенотипическую, но и генотипическую
дифференциацию этих явлений. Однако, когда речь идет об агрессивных действиях,
выяснение условий их совершения представляет собой особо сложную задачу.
Как и в случае других социальных мотиваций, человек, совершая агрессивное
действие, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации,
но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет
его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков.
Поскольку многие (хотя и не все) виды агрессивных действий подлежат к тому
же регуляции моральными нормами и социальными санкциями, исследователю
еще приходится принимать в расчет многообразные заторможенные и завуалированные
формы агрессивного действия.


Количество работ, направленных на выяснение
того, какие виды и формы агрессивных действий возможны и при каких условиях,
за последние 15 лет чрезвычайно возросло. За 10 лет, с 1964 по 1973г.,
на эту тему появилось в три раза больше публикаций, чем за три предыдущих
десятилетия; а в период с 1970 по 1976г. было опубликовано более 1200 работ
[D.M. Stonner, 1976]. К настоящему времени лишь о человеческой агрессивности
написано более 350 монографий [В.A. Baron, 1977, р.VII]. Причина этого
не в последнюю очередь заключается в стремлении содействовать посредством
лучшего понимания агрессивных действий предотвращению и сдерживанию явных
актов насилия. Ибо террористические акты (как в странах, где идет гражданская
война, так и там, где она отсутствует), новые формы преступности (такие,
как ограбление банков, угон самолетов, захват заложников, шантаж), влияние
сцен насилия, ежедневно "с доставкой на дом" получаемых населением от средств
массовой информации, вызывают все большую обеспокоенность международной
общественности.








*Приводимые в этом разделе данные в основном относятся
к индивидуальному агрессивному действию, которое принципиально отличается
от групповой агрессии Конечно, в борьбе с такими антисоциальными явлениями,
как терроризм, мафия, захват заложников, знание психологических особенностей
формирования агрессивного действия может помочь, но оно не решит самой
проблемы, поскольку такие явления есть результат социального неблагополучия
совсем иного рода, чем то, которое приводит к свершению индивидуального
агрессивного действия. Социальное неблагополучие первого рода в основном
определяется господствующей в обществе системой ценностей. Если в обществе
явно или неявно поощряется (например, тем, что остается безнаказанным или
всячески рекламируется) стремление любыми средствами подчинить себе людей
(например, психическое состояние или держа их в страхе), то такие явления,
как мафия,- это только доведение до логического конца принятой в обществе
системы ценностей, смена которой возможна лишь в результате радикальных
социальных преобразований, а не вследствие изучения особенностей агрессивного
действия. В случае же индивидуального агрессивного действия дело обстоит
принципиально иначе. Такое действие может свершаться не благодаря, а вопреки
принятой системе ценностей и быть свидетельством социального неблагополучия
не общества в целом, а или самого индивида, или его непосредственного окружения,
как, например, в случае детской агрессивности. И знание психологических
особенностей формирования такого действия- одно из средств борьбы с ним.
(Прим. ред.)





К содержанию главы "Агрессия"





Статьи автора

Количество статей: 5

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Х. Хекхаузен
Опубликовано: November 19, 2000, 11:48 pm
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Флогистон / библиотека по психологии / Агрессия (Введение)
Еще в рубрике:

Э. Самуэлс
Разработка юнгианской типологии (приложение к главе 3)


Роберт Готтсданкер
Основы психологического эксперимента


Лёйнер Х.
Кататимное переживание образов.


А. Адлер
Комплекс неполноценности и комплекс превосходства


А. Адлер
Мотив власти


Х. Хекхаузен
Агрессия


Г. Олпорт
Личность: проблема науки или искусства?


A. Бергсон
Две формы памяти


В. Маунткасл
Организующий принцип функции мозга: Элементарный модуль и распределенная система


В.Кёлер
Некоторые задачи гештальтпсихологии


Н.А.Бернштейн
Физиология движений и активность


А.Р.Лурия
Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций


Р.Солсо
Введение в когнитивную психологию


23Роберт Джонсон
«ОНА» Глубинные аспекты женской психологии


Линднер Р.
Девушка, которая не могла прекратить есть


Якобс Д., Дэвис П., Мейер Д.
Супервизорство


Лейцингер-Болебер М., Кэхеле Х.
Исследование когнитивных изменений в ходе психоанализа.


Сандлер Д., Дэр К., Холдер А.
Пациент и психоаналитик…


Фаррели Ф., Брандсма Дж.
Провокационная терапия.


З.Фрейд
Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе


З.Фрейд
Психопатология обыденной жизни


А.И. Розов
Стремление к превосходству как одно из основных влечений


Э.Ч.Толмен
Бихевиоризм и необихевиоризм


Д.Уотсон
Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм)


Х. Хекхаузен
Мотивация достижения


Л.И. Божович
Потребность в новых впечатлениях


Карен Хорни
Тревожность


А. Маслоу
Пиковые переживания


М.И. Лисина
Потребность в общении


Е.Д. Соколова, Ф.Б. Березин, Т. В. Барлас
Эмоциональный стресс

Поиск