Юрий Владимирович Микадзе: "Нейропсихология: возможности и границы"

Автор: Валентина Шевяхова, Анастасия Монамс
Опубликовано: September 29, 2007, 6:06 pm
Оценка посетителей сайта:  6.25  (проголосовало: 4)
Микадзе Юрий Владимирович - доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, член Международной ассоциации клинических психологов. Мы взяли у Юрия Владимировича обзорное интервью, в котором обсуждали различия между западной и отечественной нейропсихологией, границы и возможности, а также перспективы развития нейропсихологии.


Юрий Владимирович, давайте начнем с самого общего вопроса: что такое нейропсихология?

Наиболее популярное и общее определение нейропсихологии - это наука о связи работы мозга и психики, мозга и поведения человека. В западной нейропсихологии главенствующей является формула, согласно которой поведение в целом обеспечивается работой мозга. В отечественной нейропсихологии речь идет не о поведении, а о конкретных психических функциях. А.Р. Лурия сумел показать на клиническом материале, что каждая психическая функция может быть связана с работой разных участков мозга, которые организуются в систему; эта система и обеспечивает работу той или иной психической функции. Так что луриевская нейропсихология занимается не просто изучением соотношения работы мозга с поведением в целом, а тем, какую роль каждый отдельный участок мозга играет в обеспечении той или иной психической функции. Подразумевается, что каждый участок мозга отвечает за что-то свое, и это "свое" Лурия определил как "нейропсихологический фактор". Цель отечественной нейропсихологии найти все эти факторы, описать все функции разных участков мозга, понять, как мозг обеспечивает психические функции.

В чем конкретно выражается разница между луриевской и западной нейропсихологией?

Западная нейропсихология, как и психология в целом, выросла и сформировались на тестологии. Для постановки того или иного диагноза проводится обследование по ряду тестов. Количественные показатели выполнения тестовых заданий сравниваются со статистическими нормами, и на основании этого сопоставления ставится диагноз. В любой западной клинике, где проводится нейропсихологическое обследование, используется жесткий набор тестовых методик, обследование по которым проводится от А до Я. После обследования все количественные данные по набору методик выписываются и сопоставляются с локализацией поражения. На основании такого количественного сопоставления и делается вывод о том, как связана конкретная структура мозга с нарушением той или иной психической функции.
Отечественная нейропсихология исходит из другого принципа: принципа качественного анализа наблюдаемого дефекта, симптома. Сначала выясняется, что, как, и почему оказалось нарушенным. А когда это выяснено, уже можно давать количественную оценку. Количественная оценка в данном случае характеризует степень выраженности дефекта. Например, один больной сделал в данном тесте, скажем, две ошибки, а другой - пять, но и тот, и другой одинаково не справились с тестом. Тот факт, что первый делает мало ошибок, а второй - много, - говорит о степени выраженности конкретного нарушения. Поэтому нейропсихологическое обследование в отечественной нейропсихологии - это не строгое следование набору методик, а творческая, индивидуальная работа с каждым больным. Так что луриевские методы обследования, - Лурия называют в этом смысле "романтиком нейропсихологии", - особняком стоят среди остальных нейропсихологических методов.

Что Вас привело в нейропсихологию, и как Вы при поступлении определяли для себя цель Вашего обучения?

Это так давно было!..:) Я уже не помню, какие конкретно мной двигали тогда мотивы, но могу сказать, что наиболее распространенный ответ абитуриентов на собеседовании - "Я хочу хорошо разбираться в людях". Тогда у меня, видимо, был интерес к психике, к человеку, к психике как феномену, поэтому я и выбрал нейропсихологию. А нейропсихология, как Вы знаете, и есть та самая естественнонаучная часть психологии в целом, (потому что психология - гуманитарная дисциплина с одной стороны и естественнонаучная - с другой), где основным является исследование фундаментальной проблемы: как работает мозг, если его рассматривать в качестве аппарата, продуцирующего психику.

Возникали ли у Вас уже в процессе учебы сомнения в выборе будущей профессии?

Эти сомнения у всех возникают. В школе аналогов психологии нет. Представление о психологии у многих ребят складывается по различным публикациям, передачам, которые носят очень размытый, часто рекламный характер. В них акцентируются явления, природа которых еще неизвестна, так что гипотеза становится фактом.
В течение некоторого времени у ребят происходит переосмысление того, что за наука психология. Кризис может наступить оттого, что исходное представление о характере и степени возможностей психолога не оправдывается.
Если говорить о научной психологии, то это не парапсихология, не магия, а ведь в общественном сознании эти понятия сцепляются. Поэтому многие за словом "психология" видят налет романтизма и загадочности, а если взять психологию как науку - это такая же наука, как и другие, которая изучает различные явления и механизмы.

Какие факторы повлияли на Ваше профессиональное развитие?

Я могу сказать, что главным фактором, который влияет на профессиональное развитие каждого человека, - это лидер. Я имею в виду, научный лидер. Это тот человек, который привлек ваше внимание, работы которого интересны вам, увлекают вас. Когда я пришел в психологию, такие лидеры были. Это были Леонтьев, Гальперин, Лурия, естественно, а также ряд лиц, которые читали лекции в Институте Психологии: Мераб Мамардашвили и другие. Выбор осуществлялся из множества привлекательных альтернатив, т. к. в то время разрабатывалось много пионерских направлений.Если студенты находят такого научного лидера, можно считать, что проблема направления развития для них решена. Дальше все уже будет зависеть от них самих.

Что можно на сегодняшний день сказать состоянии нейропсихологии у нас на факультете?

Логика развития науки в целом такова: сначала происходит процесс синтезирования частей в одно целое, потом дифференциация целого на разные направления, потом опять синтез и так далее. Связано это с тем, что материал накапливается, осмысляется и требует дальнейшей дифференциации. Создание школы - это и есть объединение в целое. А работа школы заключается в дифференциации того, что было объединено лидером школы, и на мой взгляд, это как раз то, что происходит сейчас с нейропсихологией у нас на факультете.

Как специалист-нейропсихолог взаимодействует со специалистами смежных областей?
Нейропсихология находится на стыке медицины, а именно, нейрохирургии, неврологии, и психологии. Практика взаимодействия следующая: для того, чтобы получать фактологический материал, необходимо работать с больными.
Нейропсихолог может работать в любой клинике - и психиатрической, и соматической, и неврологической, и, конечно, нейрохирургической. Разные болезни вызывают изменение работы всего организма, в том числе, и мозга. В зависимости от того, какая болезнь, по-разному изменяется работа мозга.
Нейропсихолог может работать с нормой - со здоровыми детьми в школе, например. Индивидуальные различия в темпе созревания, развития психических функций и факторы, обусловливающие эти различия, - тоже предмет нейропсихологии. В принципе, нейропсихология нормы - это нейропсихология индивидуальных различий (имеются в виду индивидуальные различия в контексте нейропсихологии). Кроме диагностики, нейропсихологи занимаются и реабилитацией. Можно компенсировать нарушения памяти, движений, речи, для этого необходима специальная работа. Комплекс разрабатываемых мер опирается на теорию нейропсихологии.

Где начинаются границы нейропсихологии?

Человек - это организм, в то же время, человек - это личность. Изучая человека на уровне организма, можно выделить ряд подуровней. Так, на нейрофизиологическом уровне анализа исследуется биоэлектрическая активность различных участков мозга. Это уровень отдельных клеток и их функций. На этом уровне мы никогда не объясним причин нашего восприятия, того, "почему человек что-то видит или слышит". Для того, чтобы объяснить процессы восприятия, надо сделать предметом анализа популяции клеток, нейронные ансамбли, и это уже психофизиологический уровень.
На следующем, нейропсихологическом, уровне, мы изучаем целые мозговые структуры, сопоставляем поражение определенной структуры с характером нарушения, возникающим в этом случае.
Если же мы говорим о человеке как личности, а не совокупности неких психических проявлений, мы переходим к рассмотрению надындивидуальных категорий. С точки зрения изменений личности человека рассматривают патопсихология, психопатология, психиатрия. И, наконец, человек сам по себе, один, не может быть личностью. Личностью он становится только в общении, когда другие люди говорят о нем: он личность (или не личность). Это уже социальный уровень, на котором человек рассматривается как звено большой социальной структуры. Патология на этом уровне проявляется в отклоняющемся поведении.
Что касается границ нейропсихологии, то нейропсихология, естественно, не может изучать личность, потому что личность человека не сводится к психическим процессам. Оперируя в нейропсихологической диагностике такой категорией, как эмоционально-личностные нарушения, мы затрагиваем части сферы бытия человека: сознание, эмоции. Это попытка научного анализа: научный анализ может быть направлен на исследование частей целого; на основе исследования частей делаются попытки построения модели целого.

Так как мы очертили границы нейропсихологии, стоит задать и обратный вопрос: каковы возможности нейропсихологии?

Нейропсихология, как естественнонаучное направление психологии, способна проникать в любую сферу. Вся сфера медицины может быть объектом исследования. В этом смысле нейропсихология универсальна.
Любой здоровый и любой больной человек может быть объектом нейропсихологического исследования.
Если говорить о практических перспективах нейропсихологов, классический путь развития специалиста - работа в неврологической клинике, где можно проводить и практическую, и исследовательскую работу. В целом же нейропсихологические методы могут быть использованы в самой широкой сфере.
В нашей стране проблема заключается в том, что не развита соответствующая инфраструктура. В целом ряде клиник не предусмотрены должности психолога, или требуются узкоспециализированные психологи. Это наши отличия от западной действительности, где нейропсихологи составляют солидный отряд психологов в клиниках, где они работают бригадным методом, когда несколько специалистов разных направлений проводят работу с одним больным. Это совместная работа по диагностике и реабилитации. Таким образом, востребованность нейропсихологов на Западе больше, чем в нашей стране. Что же касается общепсихологического уровня подготовки нейропсихологов, который позволяет им работать в разных сферах, то нейропсихолог фактически должен знать все то же, что и "общий психолог", плюс к этому он имеет глубокие знания о формах и механизмах патологии. Поэтому у него имеются как бы "удвоенные знания" по отношению к выпускникам других кафедр.

Каковы достижения в области нейропсихологии в последние годы?

В рамках когнитивной нейропсихологии можно говорить о достижениях в области исследования памяти. В психологию памяти введен ряд новых понятий. Хранение в памяти разных типов материала связано с разными мозговыми структурами, и у амнестических больных по-разному нарушаются разные виды памяти - имплицитная, эксплицитная, семантическая, эпизодическая. Исследования памяти претерпели значительные изменения со времен Лурии, где основной акцент делался на то, что главный механизмы забывания - интерференция.
У нас на факультете сейчас идет исследование функций мозжечка. Оказалось, что мозжечок не только обеспечивает координацию движений: при его поражениях страдают и речь, и восприятие. Кроме того, в последние годы активно ведутся исследования в области нейропсихологии детского возраста.

Какими Вы видите перспективы развития нейропсихологии?

Идет экспансия нейропсихологии в самые разные области медицины. Самые последние исследования, которые проводятся западными, американскими нейропсихологами - это нейропсихологические исследования СПИДа и т.д. Изменения, которые происходят в психике человека вследствие самых различных болезней, становятся объектом исследования нейропсихолога.
Другое основное направление - это реабилитация. Любые заболевания, начиная от органических поражений мозга и кончая соматическими, могут повредить работе мозга, а если мозг работает неполноценно, это означает, что у человека наблюдается дефицит поведения. Работу нарушенных (в результате повреждения мозговых структур) психических функций не всегда можно восстановить до прежнего уровня, но можно пытаться это сделать за счет других мозговых структур. Детская нейропсихология - это тоже одно из перспективных направлений. Соответствующие исследования детей на каждом возрастном этапе позволяют строить структуры обучения с учетом нейропсихологических данных.
Наконец, социальная нейропсихология занимается социальной адаптацией людей. Возьмем, к примеру, человека, потерявшего память. Как ему адаптироваться к жизни? Разрабатывается ряд приемов: начиная от медальона, где написаны его имя и адрес, и заканчивая выработкой конкретных навыков запоминания. Сейчас очень активно ведутся исследования в области патологии памяти. Выясняется, что больные с так называемым Корсаковским синдромом могут заучивать, сохранять в памяти определенный материал. А раз так, значит, есть где-то та самая лазейка, через которую амнезиков можно восстанавливать.



Статьи автора

Количество статей: 1

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Валентина Шевяхова, Анастасия Монамс
Опубликовано: September 29, 2007, 6:06 pm
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

1 Татьяна (гость) 06.06.2004 17:46

Спасибо!

2 Полина (гость) 06.06.2004 17:46

Только так и не поняла разницу между отечественной и западной нейропсихологией. Там ведь не только связь мозга с поведением, но и с психикой тоже, а значит с психическими функциями.

3 Ольга (гость) 06.06.2004 17:46

Эта статья, по-моему, написана для студентов психологических факультетов, для того чтобы помочь им в выборе того направления в котором им предстоит работать. Интереснее была бы статья, обращенная к врачам рядом с которыми работают нейропсихологи. Спасибо, за то, что обратили внимание на эту область психологии. Хотелось узнать, где можно найти другие материалы в этой область, а также получить консультацию профессионалов?

4 Мария (гость) 06.06.2004 17:46

Очень важная тема, о которой довольно мало литературы. Спасибо за интервью, хотелось бы побольше узнать о диагностических методах нейропсихологии, о проблемах количественно-качественного анализа. Может быть вы посоветуете, где можно получить дополнительное образование по данной специальности. Хотелось бы, чтобы на них читал Ю.В.Микадзе. У меня есть психологическое образование, я работаю в школе и преподаю в институте. Заранее благодарю. Шантаренкова Мария

5 Надежда Агладзе (гость) 06.06.2004 17:46

Я, нейропсихолог, в данный момент на Западе (Штаты). Не знаю, где себя "приложить", руки чешутся... Горжусь, что знаю российскую школу нейропсихологии.

6 Helen (гость) 06.06.2004 17:46

Очень понравилось об ограничениях нейропсихологии. К сожалению, многие дефектологи и педагоги видят в нейропсихологии детского возраста аргумент в пользу личностной несостоятельности ребенка (например, вследствие плохих навыков чтения). Очень жаль, что в широко распространенных семинарах (обучающих и иных) по нейропсихологии не акцентируют этот момент.

7 Алексей (гость) 06.06.2004 17:46

Здорово!!!

8 Андрей (гость) 06.06.2004 17:46

Жалко, очень жалкое зрелище

9 Костя (гость) 06.06.2004 17:46

Туфта это все! Нужны новые ученые более серьезные и далекие чем этот!

10 Анастасия (гость) 06.06.2004 17:46

Я тоже работаю по неропсихологии, хотя и студентка СурГУ

11 Андрущенко Ольга (гость) 06.06.2004 17:46

Теперь я окончательно утвердилась в своем выборе кафедры в магистратуре

12 Марина (гость) 06.06.2004 17:46

хотелось бы поддерживать связь

13 Щедрова Е.Ю. (гость) 06.06.2004 17:46

Хотела бы подробнее познакомиться с вопросами нейропсихологии зрения

14 ЖЕНЯ (гость) 06.06.2004 17:46

ЭТО ТО, ЧТО МНЕ НАДО!

15 ирина (гость) 06.06.2004 17:46

написано доступно. тема на данный момент для меня очень интересная С удовольствием почитала бы еще статьи автора.

16 Елена (гость) 06.06.2004 17:46

Для выбора профессии

17 Ольга (гость) 06.06.2004 17:46

где можно получить практическую помощь и консультации

18 Игорь (гость) 06.06.2004 17:46

Прошло более двух лет после развода, и, чувствую, пришла пора... Решил обратиться в клубы знакомств. Почему туда? Мне 44 года. Как и многие мои разведенные друзья-ровесники, делаю карьеру и занят с утра до вечера. Поэтому, и некогда, и не знаю (разучился), как и где искать подругу жизни. А тут привлекательная и многообещающая реклама в прессе. Да и люди добрые посоветовали. Я не придира, нормальный мужчина; с образованием, интеллектом и внешностью все в порядке. Когда “хочется”, то, как и с кем "погулять" - знаю. А тут - для жизни, для души и сердца, а не для этого самого. Пришел – убожество, безвкусица, какие-то странные люди работают. А глянул в "картотеку" - не хочу никого обижать, но мне стало за них и, самое главное, за себя – докатился! - стыдно и страшно. Господи, уж лучше с “бывшей”, но только не с этими! По моим понятиям, морально-психически нормальная и порядочная женщина не будет фотографироваться в таком неприличном виде и в таких позах. А про внешность я уж и не говорю (полагаю, что и мужчины там соответствующие). Может, “нормальные” женщины все замужем? Или где-то в других картотеках? Или никуда не обращаются? А, может, это личное одиночество ТАК действует на женщин. Или эти клубы на самом деле – человеческие свалки и бл...е конторы, а не места поиска подруги жизни для приличного человека? Подскажите, кто знает, или это я нарвался на такие клубы знакомств, или туда нормальные и порядочные женщины просто не обращаются, и надо искать спутницу жизни самому, по знакомым и т.п.?

19 лом (гость) 06.06.2004 17:46

без комментариев

20 (гость) 06.06.2004 17:46

находка

21 Anna Brouwer (гость) 06.06.2004 17:46

*

22 Рамиль (гость) 06.06.2004 17:46

Это то что мне надо именно сейчас

23 Оксана (гость) 31.07.2004 15:38

Я живу в Германии, учусь в уни, псих.факультет, специализация нейропсихология,остался год.Была на практике в Бремене, Ольденбурге (ранняя реабилитация) Хотелось бы пройти практику в России, сравнить российский и западный подход. Клиническая нейропсихология, реабилитация когнитивных функций, поврежденных в результател травм, инсультов и пр. — не только интересно, но помогает людям вернуться к нормальной жизни.

24 Макс (гость) 07.01.2005 23:41

Огромная просьба ко всем увидевшим это сообщение:
Если у кого-то есть сл. книги в эл. виде или ссылки на эти книги пришлите мне пож-ста их на lotek@gmx.de
1. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте». Учебное пособие. Семенович А.В.
2."Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения". Сиротюк А.Л.
3."Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста". Цветкова Л.С.
Заранее с благодарностью

25 Балбес (гость) 11.04.2005 21:42

!!!!! :)

26 Си Рожа (гость) 06.08.2005 12:08

я к сожалению «выздоравливающий» человек, сейчас прикован к дому и могу позволить себе иногда сюда заглядывать… внушаить!, как сказал бы один из персонажей с НТВ, интересно, но непонятно! парадокс: заболел по своей будущей профессии! я — студент, окончивший 4 курса МГУ и получивший повреждение мозга! Идёт 3-ий год выздоровления, я начинаю думать… интересно было бы пообщаться с кем-нибудь! в качестве возможного начала общения сообщу свой icq: 297810616, если это когото заинтересует! У меня разные сложности, напр. левосторонний гемипарез, я печатаю одной (правой) рукой, а заглавные буквы делаю клавишей Caps lock! вот, пожаловался!

27 Людмила (гость) 15.10.2005 15:38

Привет всем, кому интересна нейропсихология!!!
Очень бы хотелось общаться с коллегами на форуме!!!
Может кто знает о таком???
Пожалуйста, пришлите ссылку…буду признательна…
Поговорить то в моем городе на эту тему почти не с кем…
Я детский нейропсихолог.
Мой адрес : W_O_L_N_A@mail.ru

28 ольга (гость) 14.04.2006 13:43

Привет всем!Я студентка МПГУ дефектологичю фак-та. очень интересусь нейропсихологией, хотела бы присоединиться к работе практикующего нейропсихолога.Буду благодарна. MYTYPOVAOL.@MAIL.ru

29 Zhekos (гость) 21.04.2006 18:35

Спасибо, тока страшновато


30 Dr.Moo (гость) 26.05.2006 21:41

Микадзе — офигенский мужик, читал у меня лекции… И принимал экзамены…
Но нейропси — весьма специфична, всё же мне, как психологу, ближе (и легче) почесать языком и проч. штуки — короче говоря, психоконсультирование и ПТ.
Но если вы хотите стать нейропсихологом — поступайте в РГМУ на фак-т клин.пси — там вы с Микадзе обязательно встретитесь (а если оч.захотите, то можно его взять в науч. рук-ли). Потому что он зав.кафедрой клин.пси. Есть, кстати, отделение для 2-го высшего (это щас такая небольшая рекламная пауза была)

31 Andr_e_y 03.09.2007 23:51

Актуально. А возможно такое интервью относительно нейропсихологических данных при решении дифференциальной задачи по МКБ-10?

32 катя шипунова (гость) 11.11.2007 12:52

спасибо огромное.

33 Ирина (гость) 21.03.2008 17:01

Интересная статья!Толково написано!
Кому интересно пообщаться по данной тематике пишите на chis87@list.ru

34 Елена Г. (гость) 02.03.2011 23:29

Всем здравствуйте!
Я в прошлом году получила диплом в области когнитивной психологии, точнее нейрокогнитивной деятельности и моделирования. Закончила во Франции, специялизация исследования, то есть я не практический психолог. Здесь отрасль нейропсихологии существует довольно давно, и вот я решила посмотреть как обстоят дела в России, очень интересно. В этом году ищу проект для поступления в аспирантуру, правда здесь система немножко другая…
Я всегда интересовалась психологией и вот я наконец дипломированный специалист! Это мое второе высшее образование, первым был иняз. Я еще мало читала работы отечественных специалистов в этой области, но буду наверстывать.


Автор запретил гостям комментировать статью

Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / интервью / Юрий Владимирович Микадзе: "Нейропсихология: возможности и границы"
Еще в рубрике:

7Гигуца Бучашвили
Толкование сновидений: интервью со Станиславом Раевским на voicelife.org


3Константин Ефимов
«Мы немножко безумны, и это позволяет нам оставаться индивидуальностями». Интервью со Львом Аркадьевичем Хегаем


3Пучкова Юлиана Олеговна
Елена Пуртова: «Вы никогда не будете бездомны внутри вашей души»


34Валентина Шевяхова, Анастасия Монамс
Юрий Владимирович Микадзе: «Нейропсихология: возможности и границы»


14Валентина Шевяхова, Виктория Ерёменко
Светлана Кривцова: «Чтобы жизнь была хорошей, даже в школе»


6Валентина Шевяхова
Ольга Николаевна Арестова: «Тема Интернет-реальности перестала вызывать эйфорию.»


14Анастасия Жичкина
Наталья Титова «Тренер должен быть смелым»


Константин Ефимов
Анастасия Жичкина: «Мифы об Интернет-зависимости»


48Анна Юсупова
Алексей Алексеевич Леонтьев: «Лучше быть умным троечником, чем глупым пятёрочником!»


20Валентина Шевяхова, Виктория Ерёменко
Роберт Стернберг на «Флогистоне»

Поиск