Архив психологического форума на "Флогистоне"

Вы просматриваете архив "психологического форума" за 2002-2008 год. Форум закрыт для написания в него новых записей. Новый форум - здесь.

Психологический форум на Флогистоне : 
ХИТРАЯ МЕТАФОРА.
Написано: Алексей Чалый ()
Дата: March 11, 2006 01:58PM

Существует очень распространенное мнение, что метафора облегчает понимание того, о чем, если сказать иначе – получается громоздко и малопонятно.
Очень хитрое мнение, а точнее, миф. Почему? Попробую объяснить.
Обычно, метафора состоит из двух частей: некоего образа и его интерпретации.
Рассмотрим один пример.

Когда палящее летнее солнце бывает закрыто легким облачком, это очень приятно, но, если туча проливается на вас ливневым дождем в промозглый осенний день, хочешь – не хочешь, а приходится открывать зонтик.

Образ понятен и легко доступен нашему сознанию. А вот далее будут идти интерпретации образа. Их может быть несчетное количество. Выбор той или иной зависит от того, какую идею требуется «завести» в сознание слушателей. Посмотрим примеры.

1. Когда палящее летнее солнце бывает закрыто легким облачком, это очень приятно, но, если туча проливается на вас ливневым дождем в промозглый осенний день, хочешь – не хочешь, а приходится открывать зонтик. Тучи разные нужны, тучи разные важны. После ливней земля полнится урожаем. Так и с любым правительством: сейчас оно кажется неуютным, зато потом…
2. Когда палящее летнее солнце бывает закрыто легким облачком, это очень приятно, но, если туча проливается на вас ливневым дождем в промозглый осенний день, хочешь – не хочешь, а приходится открывать зонтик. Вот и человек человеку – рознь. От многих нужен хороший зонтик.
3. Когда палящее летнее солнце бывает закрыто легким облачком, это очень приятно, но, если туча проливается на вас ливневым дождем в промозглый осенний день, хочешь – не хочешь, а приходится открывать зонтик. Без крыши или хотя бы хорошего зонтика в нашей жизни – никак.
4. Когда палящее летнее солнце бывает закрыто легким облачком, это очень приятно, но, если туча проливается на вас ливневым дождем в промозглый осенний день, хочешь – не хочешь, а приходится открывать зонтик. Что замечательно: дожди, как и неприятности, обычно, заканчиваются. Зато потом…
5. Когда палящее летнее солнце бывает закрыто легким облачком, это очень приятно, но, если туча проливается на вас ливневым дождем в промозглый осенний день, хочешь – не хочешь, а приходится открывать зонтик. Да, жизнь состоит не из одних удовольствий.
6. Когда палящее летнее солнце бывает закрыто легким облачком, это очень приятно, но, если туча проливается на вас ливневым дождем в промозглый осенний день, хочешь – не хочешь, а приходится открывать зонтик. Так и семейная жизнь может иногда доставлять неприятности. Надо всегда быть к ним готовым.
7. Когда палящее летнее солнце бывает закрыто легким облачком, это очень приятно, но, если туча проливается на вас ливневым дождем в промозглый осенний день, хочешь – не хочешь, а приходится открывать зонтик. Так и от друзей можно ждать чего угодно.
8. Когда палящее летнее солнце бывает закрыто легким облачком, это очень приятно, но, если туча проливается на вас ливневым дождем в промозглый осенний день, хочешь – не хочешь, а приходится открывать зонтик. Вот, когда вспоминаешь о друзьях.

Список интерпретаций можно продолжать до бесконечности. В чем же хитрость?
Скажи нам, что, если правительство доставляет народу большие неприятности, то это - к будущему благополучию, к такому заявлению мы отнесемся с большой долей скепсиса, поскольку наше сознание на этот случай располагает критическим мышлением, и мы спросим: с какой стати???
Но стоит перед подобным заявлением нарисовать некий доступный и приемлемый образ, и с нашим критическим мышлением что-то происходит. А происходит только то, что мы очень доверчиво относимся к разного рода аналогиям. И образ, и его интерпретация стоят рядом, значит, раз это – так, то и то – этак. Даже термин такой есть – аналоговое мышление.
А ведь всё это – обычная хитрость, с помощью которой создатели метафор управляют другими людьми, даже, если и не осознают этого.
К метафорам относятся все художественные произведения, особенно поэзия, анекдоты, сказки, мифы, пословицы и поговорки. Мы к ним привыкли и считаем, что они украшают нашу жизнь. Может быть, и украшают, но, в первую очередь, они ею управляют.
Что же делать? – спросите вы. Неужели за каждым нашим поступком стоит какая-то сказка или анекдот?
Да, стоит. Человеческий социум, просто, плавает в океане метафор, пронизан ими и состоит из них. А делать с этим можно только одно – тренироваться! Во-первых, в распознавании метафор, управляющих вами. А во-вторых, в их создании. Каких-то для себя, каких-то для других.
Одно из важных свойств метафоры – это подкупающая красивость внешнего образа. В красивости произведений досточтимого Александра Сергеевича – никто не усомнится. Но вспомним одну его строчку: «теперь я знаю: в вашей воле меня презреньем наказать». Он и сам, видимо, не представлял, как одной только ею он усложнит отношения между мужчинами и женщинами всех последующих поколений.
Так вот, подводя итог, я вновь хочу задать риторический вопрос: всё-таки, метафора - облегчает понимание, или снижает критичность нашего восприятия???

(по материалам сайта [psysoznanie.narod.ru])

Настройки: ОтветитьЦитировать
ответ
Написано: ААА ()
Дата: March 12, 2006 01:13AM

Уважаемый Андрей!
"всё-таки, метафора - облегчает понимание, или снижает критичность нашего восприятия???"
Чтобы ответить на ваш риторический вопрос, надо сначала опредилиться, что Вы понимаете под критичностью нашего восприятия и пониманием. То, что вы описали, демонстрирут два процесса - и "понимание", и "критичность", но эти процессы идут не сразу, а последовательно. Сначала создается целостный образ ситуации (и, соответственно, человек понимает себя в ней в зависимости от ситуации, что Вы и описали), и только потом начинает думать (т.е. критически переваривать информацию). Вот тут-то и начинаются проблемы! Что же понимается под критичностью? И как она может снижаться, если не понятно, что это такое? И какая она должна быть? И еще много-много вопросов...
По проблем метафор и их восприятия написано немало работ, в т.ч. патопсихологических и нейропсихологических (в основном, нейро - это американцы, пато - есть и наши), психиатрических (если не убрали эти статьи, можно залезть на psychiatry.ru) и пр. Но в каждой статье автор, предлагая свою модель восприятия, определяет основные термины. Ваша же информация понимается (мной, по крайней мере) весьма метафорично, через примеры. Определитесь, пожалуйста, т.к. метафоры в науке хороши ТОЛЬКО в качестве примера того, что Вы определяете.
Вы ставите очень красивую и интересную проблему - проблему социального обусловливания нашего поведения (в т.ч. мышления).
Но на Ваш вопрос (пока!!!) можно ответить лишь метафорой: "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью..."

Настройки: ОтветитьЦитировать
сорри
Написано: ААА ()
Дата: March 14, 2006 09:28PM

Извините, пожалуйста. Конечно же, Алексей

Настройки: ОтветитьЦитировать
небольшое уточнение
Написано: psycho ()
Дата: March 15, 2006 04:15PM

То, что Вы назвали метафорой это действительно может ей являться. Ну, собственно, ей и является. А вот далее Вы применили не просто интерпретацию содержательной части, а не менее сильный и действенный механизм - рефрейминг. Причем как содержания, так и контекста.
Пример рефрейминга, который часто распространен в практике московского правительства: "Большое количество пробок на дорогах есть результат бурного экономического роста города и увеличения уровня жизни населения". Причем рефрейминг идет от вполне логичной и последовательной интерпретации проблемы: "Пробки на дорогах - есть результат недальновидной работы чиновников по планированию городской инфраструктуры".
Вот она, сила рефрейминга!

[%sig%]

Настройки: ОтветитьЦитировать
О метафоре
Написано: Маша ()
Дата: March 17, 2006 07:55PM

Метафора как таковая выполяет несколько функций.
Как многое в психологии, она может быть использована и во зло, для манипулирования сознанием, снижая критичность восприятия, и во благо, для целей психотерапии, например.
Метафора, как мне кажется - это некий сгусток сознания. Ее природа, в принципе, мало исследована.
Но практическое ее применение достаточно широко, и даже более чем.
Вопрос в том, в каких целях создается или используется метафора.

Жил-был мудрец. Он был очень знаменит своей мудростью и ученостью. И вот некий человек решил доказать, что этот мудрец может ошибаться, а значит, не умнее его.
Он подумал: "Я возьму в руки бабочку и спрошу мудреца, живая она или мертвая. Если скажет, что живая, я сожму ладони, и покажу всем, что она мертва. Если скажет, что мертвая, я отпущу ее, и все увидят, что он ошибся".
Человек пришел к мудрецу и спросил "Бабочка в моих руках живая или мертвая?"
Мудрец ответил: "Все в твоих руках".

Настройки: ОтветитьЦитировать
Хитрая метафора
Написано: Алексей Чалый ()
Дата: March 18, 2006 04:11PM

Жаль, что мы не знаем, в чьих руках ВСЁ!

Настройки: ОтветитьЦитировать


© Copyright "Флогистон: Психология из первых рук" 1998-2008. О проекте По вопросам сотрудничества обращайтесь на адрес
Rambler top 100 Яндекс цитирования Обновления сайта в формате rss