Я потому и включилась в разговор, потому что в свое время начинала идти тем же путем, что и kzv. Базовое высшее у меня техническое. Долгое время работала в области прикладного и системного программирования, затем занималась консалтингом в автоматизации фирм.Но это не женская тяжелая работа, парк техники меняется мгновенно. А когда появляется ребенок и с ним проблемы, то их надо решать. Я решила сменить профессию. Закончила МПГУ, переквалификацию. Начатки базы дали. Но этого было катастрофически мало для работы.
Мне повезло в смысле учителей сразу. Нас учили Сосновский, Обухова, Акимова, Бурлакова. Думаю, что Вам знакомы эти имена. Сейчас они уже не ведут к сожалению занятия в МПГУ. И мне не к кому посылать своих студентов изучать эту самую базу. Потому что сейчас занятия ведут люди (со слов студентки, попробовавшей там учиться) , которые не носители , а трансляторы информации (прочитал книжку-пересказал). У таких не переймешь тот айсберг подводный, который передается невербально, в частности.
Я не возражаю, а более того полностью согласна, что при наличии времени и денег необходимо проучиться очно в серьезном ВУЗе, но есть пласт людей, которые в свое время ошиблись с профессией и хотели бы наверстать упущенное. Вот для такого контингента и справедливо мое сообщение.
Итак, я получила диплом и уже могла "консультировать". Но в свое время , слава богу, имела опыт целительства, с которым получила радости контрпереноса. Но это я поняла потом. И я нашла психологов-практиков, которые работали непосредственно в клинических условиях. Стала у них учиться и уже пробовать работать под руководством. Такая своеобразная ординатура. Попутно осваивала смежные области - нейропсихологию, кинезиологию, отучилась на кафедре детской и подростковой психиатрии. И тоже считаю, что без этих знаний психолог может быть и может консультировать, но недостаточно профессионально. То есть , собственно, это то же базовое образование, но сочетающееся с практической работой. Для людей, обремененных семьей, зарабатыванием на жизнь и не имеющих возможности посвятить все время полностью учебе.
И самое главное в обучении у практиков- это знания безопасной работы. Сколько психологов учатся эмпатийному слушанию, раппорту и т д. А потом у них рушатся семьи, здоровье. Скажите, кто в Вузах уделяет этому внимание? Явление контрпереноса рассматривается чисто как теоретическое, а начинает психолог работать и постепенно срабатывается , не понимая причин нервного истощения. Можно много еще рассказать, но я думаю. что это вряд ли для форума.
Про Ваше замечание насчет мышления. В том -то и дело, что эта тема занимает меня последнее время. Поскольку я решаю и свои жизненные проблемы попутно ( мой ребенок учится в школе), то поиску материалов, отработке их и накоплению данных посвятила много времени. Есть такая питерская психолог Ясюкова Л.А. (тоже имеет физ-мат образование базовое). Она провела огромную работу по исследованию причин школьной неуспеваемости. готовности к школе. Она собрала и структурировала информацию по всем видам мышления. привязала методики развития каждого вида мышления к возрастному развитию. Прокомментировала виды школьных программ, что они развивают, а что нет.
То есть психолог, обладая этой информацией по структурам мышления конкретного человека, может помочь преодолеть ребенку трудности в обучении, подростку выбрать профессию правильно в зависимости от особенностей его развития мозга, а взрослому выбрать оптимальный вид деятельности. Зачем я это говорю - в университете мы проходили профориентацию, возрастную психологию. Все база. Но практически эта база оказалась слабо применимой. И пришлось найти на самом деле действующие методики по развитию мышления и профотбору.
Я придерживаюсь мнения, что взрослый человек, мотивированный на знания и профессионализм, не может тратить время на всеядность. Согласитесь, что многие предметы Вы не стали бы проходить для качественной работы. Времени жалко.Оно невосполнимо. Да и преподавателей желательно тоже выбирать. А не что бог пошлет.
Сейчас я- декан факультета повышения квалификации и своих студентов будущих я сначала приглашаю на разовые семинары отдельных преподавателей, чтобы человек представлял. у кого будет учиться и стоит ли ему отдавать год жизни этому учебному заведению.
Кот в мешке не для взрослых людей
Вам судить насколько мой опыт серьезен, но для меня он был оптимален по времени и затратам.
[%sig%]