Архив психологического форума на "Флогистоне"

Вы просматриваете архив "психологического форума" за 2002-2008 год. Форум закрыт для написания в него новых записей. Новый форум - здесь.

Психологический форум на Флогистоне : 
Что же делать с Келли???
Написано: Соня ()
Дата: October 18, 2006 09:06PM

Уважаемые коллеги! Опять обращаюсь с просьбой (см. от 28.02)! Спасибо Владимиру из СПб, который давал информацию о технике репертуарных решеток Келли. Лихорадочно пытаемся найти эти книги (программу SPSS уже достали), но пока безрезультатно. Но где найти четкий алгоритм проведения самой методики?? Инструкцию, перечень конструктов, порядок обработки?? Мои студенты уже в панике, но я еще не сдаюсь. Подскажите. Буду очень ждать. Хотя инструкцию и алгоритм обработки. Заранее благодарна.

[%sig%]

Настройки: ОтветитьЦитировать
Отвечаю...
Дата: October 22, 2006 02:09PM


Настройки: ОтветитьЦитировать
Посмотрите в этом форуме следующие
Написано: Yuri ()
Дата: October 27, 2006 12:06PM

ссылки.
[www.mmonline.ru]
[www.mmonline.ru]
Если что непонятно, то пишите на мыло.

Настройки: ОтветитьЦитировать
Забродин, Похилько
Написано: Yuri ()
Дата: October 27, 2006 07:28PM

Ю.М. Забродин, В.И. Похилько
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ И НАЗНАЧЕНИЕ РЕПЕРТУАРНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ МЕТОДИК [users.alex-ua.com]

Козлова И.Н. Личность как система конструктов. — В кн.: Системные исследования. Ежегодник. — М.: Наука, 1976, с. 128-146.

Похилько В.И., Федотова Е.О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности. — “Вопросы психологии”, 1984, № 3, с. 151-157.

Настройки: ОтветитьЦитировать
чёткий алгоритм
Написано: Rat ()
Дата: October 27, 2006 08:06PM

Потратив несколько месяцев на поиски чёткого алгоритма проведения опроса по СД, могу с глубоким прискорбием заявить, что чёткого алгоритма ни по СД, ни по Келли нет.
Во-первых, не существует универсального критерия, не говоря уж о количественной оценке, адекватности шкалы объекту, что вполне понятно по причине многообразия и того, и другого. С Келли тут дело обстоит проще, чем с СД, но всё равно глюков, вызванных биполярностью и "насыщением" шкал, разной интерпретацией испытуемыми слов, описывающих полюса шкал, и пр., избежать не удаётся.
Я лично выловила на своих шкалах многие глюки, прекрасно описанные в работе Владимира Волохонского, а также ряд других smiling smiley
Во-вторых, не существует чёткой методики обсчёта результатов. Напр. при построении модели факторного анализа мне встречалась масса работ, где использовались различные методы (центроидный, главных компонент, даже кластер-анализ, который вообще даёт просто группировку в ортогональной системе), тогда как общеизвестно, что эти методы дают разные результаты. Также мне встречались работы, в которых факторный анализ не проводился вовсе, зато проводился корреляционный, дисперсионный и даже регрессионный!
Так что кол-во вариантов анализа в данном случае ограничено только возможностями матстата, что отрадно, а в неданном - лишь фантазией экспериментатора, что печально smiling smiley

По поводу литературы. Вот пара ссылок:
[mnemotexnika.narod.ru]
(в основном словоблудие, но кое-что вытряхнуть можно)
[www.brint.com]
(куча ссылок на статьи и программы обработки, но по-английски)

Настройки: ОтветитьЦитировать
Про словоблудие и четкий алгоритм
Написано: Yuri ()
Дата: October 27, 2006 08:08PM

То, что Вы написали - впечатляет, но, я так думаю, проблема у Вас либо в чрезмерном чтении /нехватке smiling smiley.
Алогритмы четкие есть, посмотрите вот эту ссылку
[www.nuis.ac.jp]

А по поводу
> [mnemotexnika.narod.ru]
> (в основном словоблудие, но кое-что вытряхнуть можно)

На этом сайте и правда книга представлена в урезанном виде, что несколько снижает уровень доверия к ней со стороны тех, кто видит ее впервые. Но это лучшая из переводных книг!
Вообще по СД рекомендую посмотреть книгу Шмелева А.Г. Психодиагностика личностных черт

Настройки: ОтветитьЦитировать
программа на бейсике
Написано: Yuri ()
Дата: October 27, 2006 09:06PM

[ksi.cpsc.ucalgary.ca]

"Here is a short BASIC program for undertaking Kelly's
nonparametric factor analysis of a binary repertory grid. It should run on
most machines with only minimal modification. The program was written by
Coshall and Potter (1986) and made available for general use. It's very
straightforward to use and doesn't require any prior explanation."

Настройки: ОтветитьЦитировать
алгоритмы
Написано: Rat ()
Дата: October 28, 2006 01:07AM

%Алогритмы четкие есть, посмотрите вот эту ссылку
[www.nuis.ac.jp]%

Спасибо за ссылку. Прочитала с удовольствием. Но это описание постановки опроса.
Я же имела в виду обработку результатов и степень их точности (я не считаю себя достаточно компетентной в психологии, но по части математики кое-что вызывает у меня серьёзные сомнения).
К сожалению, ни у одного из авторов (ни у Шмелёва, ни у Петренко, ни у прочих) я не встретила однозначного указания на математические методы обработки результатов. При факторном анализе чаще всего используется метод главных компонент (по моим наблюдениям smiling smiley, но даже сам по себе метод главных компонент имеет варианты.
Конечно, это замечание - чистое занудство, но есть вещи и посерьёзнее.
Напр. биполярность шкал. Когда испытуемый выбирает ноль, он может руководствоваться разными мотивами: (нейтральной оценкой объекта, несоответствием шкалы объекту, оценкой объекта как по однополярной шкале, "не замечая" одного из полюсов). Я лично опросила десяток испытуемых после опроса по СД и услышала все три варианта. Не считая совсем уж экзотической версии о том, что слова, обозначющие полюса шкалы, вообще не антонимы, а объект обладает свойствами обоих полюсов.
Таким образом, ноль может свидетельствовать как о нейтральности объекта, так и о неинформативности шкалы (согласитесь, разница существенная). Но это только предельные случаи. А чаще имеют место несколько факторов разной степени выраженности, и тогда появляются довольно интересные эффекты. Напр. неадекватная шкала не "уходит ноль" и не образует рвномерного распределения, как это должно быть по иидее, а образует бимодальное распределение, которое вполне способно разделиться по случайному признаку. И точно такое же бимодальное распределение вполне нормально образуется на адекватныхх шкалах с нулевой оценкой объекта (моды как правило оказываются на ближйших оценках справа и слева от нуля), потому что по какой-то загадочной причине большинство испытуемых не любит выбирать ноль. И оно же бывает при разнице в мнениях испытуемых об объекте, когда признак разделения уже не случаен.
Это не праздное занудство. Тут есть реальная проблема, потому что при некоторых видах анализа параметры распределений весьма важны, а такие погрешности эксперимента должны быть описаны математически.
Мало того, проблемы с нулём сильно затрудняют сравнение оценок разных объектов по одной и той же шкале. Самым неоднозначным является случай, когда средние оценки объектов оказываются по одну сторону от нуля, но при этом шкала не входит в насыщение (кстати, насыщение - это отдельная тема smiling smiley Чем в этом случае будет ноль? Максимальной оценкой? Нейтральной оценкой? Я понимаю, что такие случаи довольно редки и чаще свидетельствуют о неправильной постановке эксперимента. Но тем не менее они возможны, а значит, должны быть описаны математически.
Но и это ещё не всё smiling smiley Хотя это уже касается в основном СД. Каким образом я могу определить, НАСКОЛЬКО информативна моя шкала и насколько она соответствует объекту? Я вижу тут только два варианта: либо выставлять возле каждой шкалы дополнительную оценку "соответствует - не соответствует", либо проводить опрос в две серии со сменой полярности всех шкал и с изменением их порядка, при этом подбирая новый порядок так, чтобы изменить расположение закоррелированных шкал относительно друг друга. Последним я как раз сейчас и занята, но в результате не уверена, поскольку нигде не нашла описания всех побочных факторов, влияющих на оценки испытуемых. Чо тоже вполне понятно по причине оных факторов многообразия smiling smiley
И это тоже ещё не всё. Но не рискну больше злоупотреблять терпением модератора.

ЗЫ. В каждой науке ровно столько науки, сколько в ней математики (с) И.Кант smiling smiley

Настройки: ОтветитьЦитировать
Буду дерзать
Написано: Соня ()
Дата: October 28, 2006 05:23PM

Спасибо всем, кто откликнулся. Буду внимательно читать эти ссыслки. Но еще планирую поездку в Москву и надеюсь там найти ее (методику)в "материальном" виде: на CD или в книге (дали какие-то адреса). А вообще я поняла две вещи - 1.студенты стали до безобразия пассивны (ведь это они должны были интересоваться), 2. нельзя искать методику, не зная точно ее цель, интерпритацию, область применения и способ обработки. Особенно если не силен в матстатистике (спасибо Ratu - просвятили). Я сама сторонник контент-анализа, простых диагностических приемов - это дает большую почву для интерпритации результатов. А психосемантику, психосемантический анализ и факторный анализ что-то не полюбился...

[%sig%]

Настройки: ОтветитьЦитировать
Удачи!
Написано: Rat ()
Дата: October 28, 2006 05:36PM

На самом деле не всё так мрачно. Студентам ведь не обязательно знать все эти мелкие нюансы, о которых я говорила. А в целом методика работает, раз ею пользуются столько лет winking smiley
И матстат тут знать тоже не обязательно. Достаточно и программы, которая всё считает сама. Факторный анализ чаще всего проводится методом главных компонент (сырой варимакс). Критерии следует выбирать в соответствии с распределениями. Самая распространённая ошибка, по моим наблюдениям, как раз в выборе неподходящих критериев. Особенно t-критерия Стьюдента, так полюбившегося народу, который вообще существует ТОЛЬКО для нормального (гауссовского) распределения, а при применении к другим распределениям даёт такую погрешность, что хоть святых выноси. В таких случаях чаще всего приходится пользоваться непараметрическими критериями, которые малоинформативны, но математически корректны. Поэтому стоит ещё помнить, что данным непараметрических критериев слепо доверять не стоит (если в таблице есть значение критерия Вилкоксона для n=6, то это вовсе не значит, что опрос на шести испытуемых способен дать достоверный результат).
Короче, главное - набрать нормальную выборку и обзавестись нормальной программой. И, конечно, чётко видеть цель smiling smiley

Удачи!

Настройки: ОтветитьЦитировать
кстати...
Написано: Rat ()
Дата: October 28, 2006 07:17PM

... вот линк на очень простой и доступный вводный курс по статистике (разработанный для пользователей программы Statistica, но пригодный для всего остального):
[soc-gw.univ.kiev.ua]

А вот краткое, но тоже вполне доступное описание факторного анализа:
[redyar.samara.ru]

Ещё раз удачи!

Настройки: ОтветитьЦитировать
Реплика по поводу Вашего ЗЫ (PS)
Написано: egory ()
Дата: January 15, 2006 09:44PM

Уважаемая Rat!
Позволю себе не разделить Вашего оптимизма по поводу математики как критерия "научности" науки (даже если на Вашей "стороне" такие авторитеты, как И.Кант).
Для меня математика - это формальный язык для указания на наличие (или отсутствие) различий между сравниваемыми по тому или иному признаку объектами; задаваемый эмпирически критерий весьма произволен: согласитесь, что в одном случае критерий может быть жестче, в другом - мягче. Важно для понимания роли математических методов (так будет точнее!), что они применимы в случае, когда сравниваемые объекты образуют континуум, т.е. сравнимы по тому или иному признаку (или даже признакам). К таким объектам проще всего отнести какие- нибудь болванки, сопрягая при сравнении даже несколько признаков - вес, размер и пр.
Но как быть, скажем, в случае одаренности? Как мы можем математическими методами сравнить дарования Моцарта и Баха, Спивакова и Плетнева, Гольдвейзера и Светланова, Куинджи и Тициана и т.п.? А как быть, если сравнивать дарования различных "модальностей" - Гюго и да Винчи?
Остается только "континуумизировать" подрастающие поколения: этот - "побаховее", а тот - "помоцартее", полагая, что существуют "чистые линии" (континуумы) среди одаренностей? У кого-то более выражены детерминанты одного типа дарования, а у кого-то - другие.
Другое дело, когда говоришь, что я вижу эти различия на интутивном уровне, т.е. дискриминанта для меня очевидна, но я не могу ее описать в явной форме, а если я говорю, что различия статистически значимы, то мне верят безоговорочно.
Так что у меня остаются сомнения о всесильности математики по крайней мере в психологических исследованиях.

Настройки: ОтветитьЦитировать
interpretasiya texta
Написано: zarina ()
Дата: February 02, 2006 03:56PM

ok bilo bi xorosho esli bi vi napisali ob etom podrobno...... a to tak vse zaputano

Настройки: ОтветитьЦитировать


© Copyright "Флогистон: Психология из первых рук" 1998-2008. О проекте По вопросам сотрудничества обращайтесь на адрес
Rambler top 100 Яндекс цитирования Обновления сайта в формате rss