Аналитическая психология vs элементаризм
Дата: October 06, 2005 01:28PM
Валерий, я не Аспид, и если Вы говорили про терминологию с "примесью античных героев", то это скорее ко мне.
Попробую еще раз прояснить свою точку зрения:
Если в рамках когнитивного (и деятельностного) подхода ценности являются вербальными по определению, то, с точки зрения психоаналитиков, вербализация, напротив, лишает мотив его побудительной силы. На этой особенности основана психоаналитическая терапия неврозов.
Теперь, что касается конструктов высокого уровня.
Личность, по Юнгу, состоит из трех отдельных компонентов, взаимодействующих друг с другом: эго, личное бессознательное, и коллективное бессознательное. Каждому из этих уровней соответствует свои "ценности". На уровне эго это "психические ценности", на уровне личного бессознательного это "комплексы", а на уровне коллективного бессознательного - это "архетипы".
Если анализировать поведение личности, то оно детерминируется опять же на этих трех уровнях. При этом - на первых двух уровнях - эго и личном бессознательном поведение детерминируется психической энергией (либидо). Когда мы рассматриваем эго, т.е. уровень сознания - то психическая энергия в данном случае преломляется через "психические ценности".
Юнг определял "психические ценности" как количество психической энергии, вложенной в тот или иной элемент личности. Когда мы говорим, что какая-то идея или чувство очень ценны, то мы имеем в виду, что эта идея или чувство представляет существенную силу, в плане побуждения и управления поведением. Например, человек, для которого очень ценна истина, будет много времени уделять ее поискам. Напротив, если что-то имеет заурядную ценность, то на это будет потрачено незначительное количество энергии. Понятно, что мы не можем определить абсолютную ценность, но мы можем определить относительную. Самый простой (и не всегда безупречный способ) - беседа, с последующим ранжированием тех ценностей, которые человек выдаст, или же наблюдение за человеком в течение некоторого длительного количества времени. Но, как отмечает Юнг, подобные наблюдения и тесты могут быть полезны только при определении сознательных ценностей, и прольют мало света на ценности бессознательные.
Если рассматривать структуры личного бессознательного, то здесь психическая энергия преломляется через "констеллирующую силу ядра комплекса". Бессознательные ценности можно определить на основе оценки "констеллирующей силы ядра комплекса". Эта сила состоит в том, сколько групп объектов приводятся в ассоциативные отношения ядром комплекса. Например, если у кого-то сильный комплекс патриотизма, это означает, что ядро комплекса - "любовь к своей стране" создает вокруг себя констелляции переживаний. Одна такая констелляция может содержать в себе важные события национальной истории, другая - позитивные чувства по отношению к национальным героям и лидерам.
Существование комплексов Юнг открыл в 1903 г. в экспериментах с использованием теста словесных ассоциаций. Данный тест представляет набор слов, которые по одному зачитываются испытуемому. По инструкции, человек отвечает на каждое из них первым пришедшем ему на ум словом. Если реакция потребовала необычно много времени, или же испытуемый вообще не способен среагировать, а так же, если он просто повторяет стимульное слово, то все это указывает на то, что слово каким-то образом связанно с комплексом.
Коллективное бессознательное тоже может определять поведение человека. На этом уровне поведение детерминируется структурными компонентами коллективного бессознательного. Эти компоненты называются по разному: архетипы, доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны. Юнг, хоть и упоминал все эти компоненты, предпочитал описывать коллективное бессознательное в терминах архетипов. Он определял понятие архетипа следующим образом:
<i>"Понятие архетипа выведено из многократно повторяющихся наблюдений, что, например, мировую литературу определяют те мифы и сказки, которые содержат в себе мотивы, вновь и вновь встречающиеся повсюду. Эти же самые мотивы мы видим в фантазиях, сновидениях, делириях, и безумных идеях современных людей. Эти типичные образы и взаимосвязи характеризуются как архетипические представления. Чем они отчетливее, тем в большей степени им присуще сопровождаться особенно живыми эмоциональными тонами… Они оставляют впечатление, оказывают влияние и завораживают. Они проистекают из неосознаваемого самого по себе архетипа, бессознательной предформы, которая, по видимому относится к унаследованной структуре психики и вследствие этого может манифестироваться повсюду как спонтанное явление</i>.
<b>Иными словами, архетипы - это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать, и реагировать на события определенным образом. </b>
<b>
В действительности, это скорее не воспоминания или образы как таковые, а именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления, и действия в ответ на определенный объект либо событие.</b>
<b>Юнг предостерегал против содержательного определения архетипов</b>. Архетипы - это не имена, и даже не философские понятия. Это частицы самой жизни, образы, которые неразрывно соединены эмоциями с живыми людьми. Вот почему нельзя дать произвольное (или универсальное) толкование любому из них. Только изучив жизнь конкретного человека, можно объяснить архетип, встретившийся ему. Так, символ креста для набожного христианина можно истолковывать только в его христианском контексте, если, конечно, сон не дает серьезных указаний на возможность другого толкования. Но и тогда следует помнить о специфически христианском его значении. В любом случае нельзя сказать, что символ креста везде и во все времена имеет одно и то же значение. А если бы это было так, то он бы лишился своей таинственности и стал бы обычным словом. Архетип воздействует на наши ощущения через неразрывно связанные между собой образ и эмоции. Если один из этих элементов отсутствует, нет и архетипа. Один только образ сам по себе - это лишь слово-изображение, мало что значащее. Будучи же заряжен эмоциями, образ приобретает трепетность (или психическую энергию), динамизм, значимость
Архетипы социальны, но не в обычном понимании этого слова - они разделяются всеми, но не изменяются, они как бы заданы изначально.
Архетип - это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Переживание мира во многом формируется коллективным бессознательным, но не полностью - иначе не были бы возможны ни вариации, ни развитие.
%) что почитать по теме:
Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1999.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории Личности. М., 1999.
Юнг К.Г. "Психологические типы" М., "Университетская книга", 1997а.
Юнг К.Г. "Человек и его символы" М., "АСТ", 1997b.
Юнг К.Г. Совесть с психологической точки зрения // Юнг К.Г. Божественный ребенок. М., "АСТ", 1997с.
Юнг К.Г. "Вспоминания, сновидения, размышления" М., АСТ, 1998a.
Юнг К.Г. "Специфические проблемы психотерапии", Изложение феномена переноса на основе иллюстраций к "Розарию философов". М., АСТ, 1998b.