Личностно ориентированное образование как основа проектирования учебно-пространственной среды с применением информационных технологий

Автор: Юрий Тукачёв
Опубликовано: July 10, 2005, 12:00 pm
На правах рукописи

УДК 377:159.923

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Тукачев Ю.А.
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия

В последние годы центр научных исследований смещается в сторону использования психолого-педагогических возможностей компьютера, локальных сетей, а также глобальной сети Internet (1) в системе образования (на всех ее уровнях). Это обусловлено одновременным ростом надежд и опасений по поводу буквально неограниченных возможностей информационных технологий (ИТ). Рассматривая психолого-педагогические возможности современных ИТ именно с этих позиций, можно выработать эффективные варианты их включения в процесс обучения.

В настоящее время происходит смена образовательной парадигмы (с когнитивной на личностно ориентированную), что, в свою очередь, означает поиск новых форм, средств и методов обучения, адекватных обновленному содержанию образования. Появляются новые психолого-педагогические понятия и термины: личностно ориентированное обучение, инновационные, педагогические и психологические технологии, мониторинг профессионального развития, организация учебно-пространственной среды и др. Под личностно ориентированным образованием понимается особый тип образования, основывающийся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, при этом должны быть созданы оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и реализации себя. При этом личностно ориентированные технологии профессионального обучения стали актуальной областью инноваций в образовании на фоне ведения активных разработок в направлении психологического сопровождения профессионального образования.

В личностно ориентированном образовании большое значение придается организации учебно-пространственной среды. Одним из факторов, влияющих на совершенствование профессиональной подготовки, является характеристика той учебно-пространственной среды, в которой осуществляется профессионально-образовательный процесс. Проникновение в этот процесс ИТ, основанных на использовании компьютеров, создает предпосылки для разработки компьютерных учебно-пространственных сред. Учебно-пространственную среду, основанную на современных ИТ, можно определить как специфическую среду, включающая компьютерную, телекоммуникационную, методическую и организационную составляющие единого профессионально-образовательного процесса, который может происходить в нескольких географически разнесенных учебных группах с участием нескольких преподавателей, возможно из разных университетов. Максимальный эффект от организации учебно-пространственной среды на основе ИТ может быть достигнут лишь при согласованном развитии психологической, технической, технологической, информационной, нормативной, методической и других составляющих этого процесса. Именно ИТ во многом могут непосредственно влиять на развитие обучения в современных условиях. При этом важным становится обращение к психологическим аспектам организации учебно-пространственной среды на основе ИТ.

Адекватной основой проектирования учебно-пространственной среды с применением ИТ, на наш взгляд, является личностно ориентированная парадигма в образовании. Однако существует мнение, что включение компьютера в обучение ставит его на один уровень с преподавателем, с неизбежными последствиями для этого: попытками вытеснить его из образовательного процесса, заменить автоматическими системами обучения, что не совместимо с идеями личностно ориентированного образования, поскольку в таком режиме можно обучать каким-то производственным навыкам, а не развивать человека как личность. Описанная ситуация больше подходит к внедрению ИТ в традиционные модели обучения (когнитивно ориентированные), что имеет свои негативные стороны: еще большая формализация учебного процесса; уменьшение степени общения в учебных коллективах, как следствие, усиление социальной изоляции; усложнение деятельности преподавателя, который разрывается между обучаемыми и компьютерами. Все это обусловлено тем, что компьютер реализует не свои специфические функции, а функции преподавателя (контроль и репетиторство). Личность – активное, деятельное существо, а не пассивный объект влияния среды. При этом внешние воздействия определяют становление личности не прямо, а через процесс активного взаимодействия человека со средой, через его деятельность в этой среде, то включение ИТ в учебно-пространственную среду существенно изменяют деятельность обучаемых, их взаимодействие друг с другом и с преподавателем.

Важным условием при проектировании учебно-пространственной среды в рамках личностно ориентированного образования является ее открытость и постоянное расширение. Применение ИТ как раз и позволяет выполнить это условие, а также:

  • повысить эффективность профессионально-образовательного процесса за счет усиления самоопределяющего начала обучаемых;
  • развивать личность обучаемых (повышается обучаемость, способность к самообразованию и саморазвитию, развиваются творческие способности, навыки получения субъективно нового знания путем самостоятельного поиска и оценки информации, применения полученных знаний на практике);
  • развивать коммуникативную компетентность обучаемых (общение через локальные сети и Internet) и способность к самопрезентации;
  • учесть личностный (субъективный) опыт обучаемых;
  • создать условия для нравственного развития обучаемых (за счет возможности в компьютерной среде моделировать ситуации нравственного выбора);
  • обеспечить вариативность (создание возможности выбора наиболее эффективного механизма реализации педагогических задач);
  • создать условия для полноценной самостоятельной работы обучаемых (сделать их активными участниками процесса познания, саморазвития, самообразования);
  • развивать личную ответственность (за счет самостоятельности в интерпретации получаемой им информации в зависимости от личностного и профессионального опыта);
  • повысить мобильность и адаптивность обучаемых в быстро меняющихся условиях и т.д.

Организованная на основе современных ИТ учебно-пространственная среда позволит эффективнее достичь цели личностно ориентированного образования – содействие развитию личности обучаемого, формирование у него потребности в самообразовании и самоопределении в учебных, учебно-профессиональных и жизненных ситуациях с осознанием личной ответственности за свои действия.

Актуальным становится решение проблемы формирования готовности преподавателя к организации личностно ориентированного обучения в компьютерной учебно-пространственной среде. Для этого необходимо создавать теоретические модели организации деятельности субъектов профессионально-образовательного процесса в компьютерной учебно-пространственной среде.

Подчеркнем, что одной из главных целей образования является обеспечение становления профессионала, создание среды для максимальной реализации профессионально-психологического потенциала, определяющего мобильность и конкурентоспособность работника на рынке труда. Применение ИТ в личностно ориентированном образовании является перспективным направлением. Достаточно полное и подчиненное интересам практики раскрытие этой темы еще потребует настойчивой работы исследовательской мысли.

---------------------
(1) Internet представляет собой наиболее динамично развивающуюся среду вещания в истории челове-чества. Зародившись еще в 60-х годах, Internet стал дружественен обычному пользователю лишь в 1992 году, когда была разработана концепция World Wide Web (WWW — всемирная паутина, один из сервисов (услуг) Internet, дающий возможность передачи и получения графики, гипертекстовой ин-формации и т.п. К другим сервисам Internet относятся электронная почта (E-mail), группы новостей, конференции и т.д.). Именно с этого времени начался стремительный приток в сеть все более широ-кого круга пользователей, а Internet из развлечения постепенно переходит в практическую плоскость как источник практически неограниченных информационных ресурсов.


Статьи автора

Количество статей: 108

 Статьи

Показать остальные статьиСкрыть остальные статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Юрий Тукачёв
Опубликовано: July 10, 2005, 12:00 pm
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

1 Yokla 18.11.2005 06:44

Незаменимая статья на начальной стадии написания реферата, когда тема известна, а куда копать — еще нет. Спасибо :)

2 Женя (гость) 20.05.2009 15:23

СПАСИБО за эту статью,она очень поможет мне в сдаче экзамена!

3 Виталий (гость) 06.03.2010 19:07

Актуальным становится решение проблемы формирования готовности преподавателя к организации личностно ориентированного обучения в компьютерной учебно-пространственной среде.
Вот! Именно неготовность учителей и неприятие ими ИТ — основная проблема.
Действительно, обучение учителей работе в среде информационных технологий является «нулевым» этапом, первым шагом на пути информатизации.
Нельзя делать новое, не обучив участников процесса новым правилам.
distancionnoeobuchenie.com

Имя:
E-mail:
Open-ID:
введите код с картинки:


Правила:
Разрешены тэги: <b>, <i>, <u>. Если хотите дать ссылку - пишите ее просто: http://... Все поля обязательны. Ваш email на странице отображаться не будет.


Смайлики:
:) :( ;) :D :lol: :eek: :mad: :weep:
Текст сообщения:


Я ознакомлен(а) и принимаю условия использования сайта и политику конфиденциальности

Комментирование статей отключено

Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / психологический блог / Личностно ориентированное образование как основа проектирования учебно-пространственной среды с применением информационных технологий
Еще в рубрике:

4Константин Ефимов
Иллюзия движения


6Константин Ефимов
Иллюзия изменения фигуры при движении


3Константин Ефимов
Иллюзия движения: синяя фигура — неподвижна


6Константин Ефимов
Активность Вундта: 1 слово каждые две минуты


4Константин Ефимов
Серый или зеленый?


2Константин Ефимов
Иллюзия неравномерности движения


2Константин Ефимов
Иллюзия равномерности движения


3Константин Ефимов
Плавающая звезда


3Константин Ефимов
Интервью Эриха Фромма телеканалу ABC (1958 год)


2Юрий Тукачёв
Тест ’ВНИМАНИЕ’


1Константин Ефимов
Иллюзия прерывистого движения


Константин Ефимов
Летающий ковер


Константин Ефимов
Квадрат или нет?


Константин Ефимов
Иллюзия движения


Юрий Тукачёв
Руководства пользователя на русском языке по IBM SPSS Statistics 20


2Константин Ефимов
Иллюзия ковра


1Константин Ефимов
Иллюзия контраста


5Константин Ефимов
Фотография деревянных брусков


1Юрий Тукачёв
Система онлайн-тестирования «Метрикус»: тесты для самопознания


Константин Ефимов
3-D проекция на здание создает иллюзии


1Константин Ефимов
Иллюзия движения: волшебные шарики


4Константин Ефимов
Микляева А. В. Возрастная дискриминация как социально-психологический феномен


4Юрий Тукачёв
Вышла книга «Молодежные уличные группировки»


4Константин Ефимов
Видео, объясняющее то, как устроена «Комната Эймса»


Константин Ефимов
«Окно Эймса» (видео)


1Константин Ефимов
Сбор подписей под открытым письмом руководителю Первого канала


Константин Ефимов
Каталог психологических сайтов Калужской области


2Константин Ефимов
Спираль: иллюзия вращения


Константин Ефимов
Фотография офисных зданий: иллюзия, созданная отражениями


Константин Ефимов
Иллюзия движения (видео)

Поиск