О «Плейбек-Театре»

Автор: Вероника Нида
Опубликовано: October 23, 2007, 4:30 pm

Ключевые слова (теги): плейбек-театр

Что такое «Плейбек-Театр»?

«Плейбек-Театр» – это уникальное взаимодействие между исполнителями и аудиторией. Один человек рассказывает историю или случай из своей жизни, выбирает актеров для исполнения ролей, а затем наблюдает, как эта история тут же воспроизводится и приобретает артистическую форму и последовательность.

 Образование сообщества посредством личных историй

«Плейбек-Театр» создает ритуальное пространство, где любая история, - не важно, обычная ли, необычная, недосказанная или развернутая, - немедленно превращается в театр. Здесь почитается и поддерживается уникальность каждой личности, что выстраивает и укрепляет нашу связь друг с другом как членов человеческого сообщества.

Становление

Впервые «Плейбек-Театр» был собран в единую организацию в 1975 году, ее возглавил Джонатан Фокс. Это случилось в Мид-ХадсонВэллей  на севере Нью-Йорка. «Плейбек» стал частью театрального экспериментирования 70-х – поисков путей к зрителю, приближения театра к повседневной реальности и разрушения традиций сценарного театра. С тех пор «Плейбек-Театр» распространился по всему миру, организации и постановки «Плейбек-Театра» проходят более чем в 30 странах. Он процветает в самых разных формах: как в театральных сообществах, так и в сфере профессиональных услуг делового и социального сектора.

Что повлияло на становление «Плейбек-Театра»

Ритуал и театр сообществ: Джонатан Фокс некоторое время жил в Непале, где формы ритуала и театра глубоко внедрены в ритмы повседневной жизни.

Традиция устного рассказа: люди собираются вместе, чтобы поделиться историями из прошлого – из мира мифов, легенд и народных сказаний.

Психодрама: при определенных различиях в формах и практике, существуют определенные важные качества, общие для «Плейбек-Театра» и психодрамы. Например,

- спонтанность и высвобождение творческой энергии;

- включенность – каждый индивидуум обладает своим местом в коллективе.

Основная структура

Будь то в учебном классе, в больнице, на бизнес-конференции или в театре, всегда присутствует одна и та же общая структура «Плейбек-Театра».

- Актеры, сидящие на ящиках или стульях

- «Дерево» цветной ткани

- Место, где происходит действие

- Стул для рассказчика

- Музыканты

- Стул для ведущего

- Артистические дополнения

Каждая труппа может иметь свои дополнительные приспособления, например: «дерево» ткани в правом заднем углу сцены – набор кусков ткани разных цветов, развешенных на перекладине или лестнице. Такой набор может быть использован в театральном действии. Или в задней части сцены может быть повешен простой занавес на перекладине для отделения скрытого от зрителей пространства, которое также может быть использовано актерами во время действия. Все это – возможные дополнения.

Ритм перфоманса

Сценарий отсутствует, однако есть ритм и последовательность перфоманса «Плейбек-Театра». Ведущий руководит процессом и является посредником между актерами и зрителями. После того, как завершились вводная часть перфоманса и разогрев, какой-либо доброволец вызывается рассказать свою историю. Это может быть история о каком-то небольшом эпизоде или о более длинном событии. Эта история может быть взята из прошлого, настоящего или будущего. Она может быть о чем-то особенном или же о том, что случается каждый день. За все время выступления 3, 4 или 5, а может быть и больше, зрителей выйдут на сцену и расскажут свою историю такого рода. В конце перфоманса ведущий может попросить зрителей выразить свое отношение к прошедшему выступлению, и, согласно этим высказываниям, актерская команда сымпровизирует финал перфоманса.

Тематика перфоманса

Иногда Плейбек-перфоманс может изначально задаваться определенной темой, тогда зрителям предлагается рассказывать истории, раскрывающие эту тему. Иногда выступление проходит без заданной тематики, и тогда темы, которые волнуют собравшихся в зале людей, раскрываются через глубинный рисунок, образованный их рассказами. Он не всегда очевиден, но умелый ведущий способен донести его до сознания участников в конце выступления.

Последовательность рассказа

Главное в Плейбек-перфомансе – рассказ истории. Когда кто-либо из зрителей выражает желание поделиться своим рассказом, то этот человек, называемый Рассказчиком, выходит из зрительного зала к стулу Рассказчика. Сидя на этом стуле, он рассказывает историю, ему помогает Ведущий.

*Затем при помощи Ведущего Рассказчик выбирает актеров, которые исполнят роли в его рассказе. Выбранные актеры встают на сцене. Когда история рассказана, Ведущий говорит: «Давайте посмотрим».

*Эта реплика является сигналом начала действия для актеров. Для создания определенной атмосферы и настроения может звучать музыка, актеры могут использовать свои стулья для разграничения пространства.

*Актеры и музыканты спонтанным образом импровизируют, разыгрывая эту историю, и эта импровизация может принимать различные артистические формы, с тем, чтобы ухватить и выявить суть и ядро истории.

*В конце действия актеры смотрят на Рассказчика в знак того, что теперь их инсценировка будет принята Рассказчиком.

*Затем следует заключение Рассказчика: ему предоставляется возможность высказаться, если он чувствует в этом потребность. Иногда нужно сказать всего несколько слов, а может быть, и вовсе ничего, а иногда Рассказчику дается шанс, чтобы скорректировать или трансформировать представленную сцену. И актеры, соответственно, это разыграют. Ведущий благодарит Рассказчика, и тот возвращается на свое место. Затем приглашается следующий зритель, желающий рассказать свою историю, и так далее.

Простые правила такой последовательности формируют определенный ритуал, который является существенным положением в «Плейбек-Театре».

Ритуал

Ритуал в «Плейбек-Театре» является очень важным вместилищем всей практики «Плейбека». Ритуал создает структуру, определяет весь процесс, внутри которого может проявиться нечто непредсказуемое и чудесное. Если Ведущий и актеры правильно соблюдают ритуал действия, то у зрителя возникает подсознательное ощущение безопасности. И в такой атмосфере самое сокровенное и самое будничное в зрительских историях будет принято с достоинством и уважением.

Художественность

Разыгрывается натуралистическая сцена, или же абстрактное движение и звук, разыгрывается в танце, или при помощи кукол, или пением (или совмещением всех этих форм), - если при этом исполнители уловили суть истории на высоком уровне артистизма, то воздействие их исполнения может быть очень сильным и выводить на новый уровень преображения и исцеления. Если мы наблюдаем это в форме спонтанного совместного творчества, то такое творчество предлагает нам более глубокое переживание нашей человечности и совместного потенциала.

Социальное взаимодействие

Помимо фундаментальных принципов Ритуала и Художественности, «Плейбек-Театр» уделяет внимание и социальному взаимодействию. Ритуал и артистический подход имеют смысл только тогда, когда присутствует хорошее понимание целостного группового участия. Эта театральная форма напрямую служит оздоровлению отношений, коммуникации и взаимопонимания среди людей. Такие ценности составляют ее основу, так что Ведущий в непосредственном взаимодействии с аудиторией проявляет уважение и человеческое тепло, а также он ощущает более широкий социальный контекст Плейбек-действия. Слушая личные рассказы, мы чувствуем, как что наши собственные истории вплетаются в паутину сообщества людей, сливаясь таким образом с коллективным и универсальным опытом. Так начинаются социальные изменения и преобразования, когда мы при помощи индивидуальных голосов создаем пространство историй сообщества и поддаемся их воздействию.

Актер «Плейбек-Театра»

Аутентичность спонтанности лежит в основе практики «Плейбек-Театра». Понятие «гражданский актер» имеет большое значение в мире Плейбека – любой человек обладает природной способностью играть в «Плейбек-Театре» достаточно хорошо. «Плейбек-Театр» призывает актеров слушать, высвобождает их интуицию и вдохновение, предполагает доверие и поддержку друг друга, апеллирует к присущей им личной мудрости и жизненному опыту. Поэтому при обучении «Плейбек-Театру», в дополнение к актерскому мастерству, необходимо развивать в актерах глубокое самосознание и самопонимание. Актерами «Плейбек-Театра» становятся люди из самых разных сфер деятельности – социальные работники, администраторы, педагоги. Некоторые из них – профессиональные актеры, многие – талантливые работники творческих профессий, тренеры и терапевты.

Организация «Плейбек-Театра»

Для группы «Плейбек-Театра» нормой является наработка совместной практики «Плейбека» в течение некоторого периода, возможно, один вечер в неделю, прежде чем начать открытые для публики выступления. Многие группы решают устраивать регулярные перфомансы, один раз в месяц или два месяца, для своего сообщества в каком-либо публичном месте. Когда группа достигает определенного мастерства, они могут предложить проведение своихперфомансов по специальным заказам. Интересный феномен заключается в том, что участники организации «Плейбек-Театра» остаются в организации на многие годы, зачастую получая совсем небольшое вознаграждение за свои усилия и потраченное время, а то и вовсе без вознаграждения. В некотором смысле ценности и сама направленность работы «Плейбек-Театра» - ориентация театра на оказание непосредственной помощи обществу – уже предполагает достаточное вознаграждение для участников группы. К тому же применение совместной практики за большой период времени формирует артистическое мастерство, которое может стать экстраординарным.

Разнообразие контекстов и аудиторий

Гибкость форм «Плейбек-Театра» позволяет ему с высокой чувствительностью реагировать на нужды разнообразных специфических групп общества. Вотнесколькопримеров:

*Социальное изменение и воздействие: В Северных Территориях Австралии плейбек-группа выступала для сообществ коренного населения в рамках программы, имеющей целью реабилитацию и повышение достоинства этих сообществ в условиях последствий их угнетения и эксплуатации. «Плейбек-Театр» был задействован, как попытка услышать обе стороны в Палестино-Израильском конфликте. В Аргентине «Плейбек» оказал помощь в реконструкции общественной памяти социально-политических аспектов истории страны.

*Корпоративный контекст: В Швейцарии аудитория, состоящая из инженеров и бухгалтеров, при помощи «Плейбек-Театра» делится своими рассказами об организационном реструктурировании; В Вашингтоне аудитория почтовых служащих таким образом рассматривает проблему сокращения штатов.

*Образование: На Аляске школьники при помощи «Плейбек-Театра» переживают свою скорбь по поводу смерти школьного товарища. В Гонконге подростки выступают в «Плейбек-Театре» в рамках социальных программ.

*В психотерапии: «Плейбек-Театр» также используется психотерапевтами в качестве дополнительного инструмента в групповой работе. В Чикаго группа больных шизофренией, находящихся на амбулаторном лечении при психиатрической больнице, регулярно встречается и устраивает выступления «Плейбек-Театра» друг для друга. Они рассказывают друг другу истории, копирующие повседневную жизнь.

*События различных сообществ: В Сиднее «Плейбек-Театр» является частью свадебных торжеств. В Лондоне он устраивается вечером в День Памяти погибших в первую и вторую мировые войны. В Японии группа «Плейбек-Театра» выступает ежемесячно для умственно-отсталых людей, их друзей и родственников.

*Публичные выступления: «Плейбек-Театр» устраивает свои перфомансы для широкой публики в театрах и Домах Искусства по всему миру. О «Плейбеке» говорят, что это – «театр соседей». Вы можете прийти в этот театр как незнакомец, но почти наверняка к концу вечера вы почувствуете живость и легкость в общении с окружающими вас людьми.

Трансперсональные основания

Можно было бы сказать, что «Плейбек» – это форма исцеляющего, даже сакрального театра, которая дает возможность божественному проникнуть во взаимодействие собравшихся вместе людей. Однако, нельзя не почувствовать, что такой театр основывается на повседневной жизни и ее событиях, когда спонтанное разыгрывание ситуаций из жизненного опыта выстраивает отношения между людьми посредством уважения к достоинству, драматизму и уникальности рассказанных ими историй.

Перевод с английского Маргариты Кривченко
Психологический центр "Акватория"



Статьи автора

Количество статей: 1

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Вероника Нида
Опубликовано: October 23, 2007, 4:30 pm
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

1 Интересующийся (гость) 05.11.2007 12:55

Интересно было бы по-подробнее узнать, чем плейбек-театр отличается от психодрамы?
У меня такое ощущение, что они очень похожи.
;)

2 Ольга (гость) 13.11.2007 00:08

отличается.. хотя бы тем, что актеры взаимодействуют исходя из своих чувсв, эмоций и восприятия истории рассказчика..

3 Aquatoriya (гость) 13.11.2007 13:55

В нашей библиотеке есть статья Джонатана Фокса «Плейбек-Театр по сравнению с..»
http://aquatoriya.org/bibliotek.php?pid=9&id=15

В ней Джонатан Фокс рассказывает об отношении «Плейбек-Театра» к психодраме, Театру Угнетенных и драма-терапии.

4 Alex Medwedev-Dabrowski (гость) 20.11.2009 19:31

У нас в Днепропетровске в декабре стартует обучающая группа по плейбек театру… Надо будет записаться…)


Автор запретил гостям комментировать статью

Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / психотерапия и консультирование / О «Плейбек-Театре»
Еще в рубрике:

1Пучкова Юлиана Олеговна
Возможности игротерапии и юнгианской песочной терапии (sandplay) в работе с психосоматическими состояниями у детей


2nesvitsky
Любить нельзя использовать


В. Ю. Меновщиков
Программа по клиенто-центрированной терапии и человеко-центрированному подходу (под руководством А.Б. Орлова и В.В. Колпачникова) | Москва, октябрь 2013


3Пучкова Юлиана Олеговна
«Свет в сердце тьмы». Группа по преобразованию тяжелых переживаний |Москва, апрель — июнь


7Пучкова Юлиана Олеговна
Аналитическая работа с психической травмой


3Гигуца Бучашвили
Виртуальный семинар (вебинар) Ведущий Валерий Мершавка психолог — аналитик, писатель, переводчика более 100 книг и статей


2Гигуца Бучашвили
Видео материал IV Международной московской конференции «Глубинная психология на пороге перемен»


7Галина Бедненко
Галина Бедненко. Вечный подросток как архетипический комплекс и социальная роль


2Игорь Александрович Фурманов
Интегративная групповая психотерапия агрессивного поведения подростков


6
Три месяца с Евангелионом: опыт групповой аниметерапии


1Павел Корниенко
Путешествие в психодраму. Жанна Лурье, Павел Корниенко


7Галина Бедненко
Галина Бедненко. Современная вампириана: К новой мифологии


3Вадим Ротенберг
Левое полушарие и психотерапия


1asik
XV Семинар Фрейдова Поля в России | Москва, 4 — 5 декабря 2009


Галина Бедненко
Галина Бедненко. Метод Таро-драмы: драматическое путешествие Героя по Старшим арканам


8Федор Коноров
Интимная зона психотерапевта


6Алексей Большанин
Пустота и экзистенциальный вакуум: перспективы экзистенциальной терапии


1
Марина Владимирова-Крюкова, Галина Бедненко. Психотерапевтическая работа с глиной


2Семёнова Анна
Метод сказкотерапии в коррекции супружеских отношений


3Галина Бедненко
Галина Бедненко. Красавица и Чудовище: социально-ролевой и интрапсихический анализ сказки


10Александр Сосланд
Психология восприятия психологии. Ироническое эссе


Карен Сили
Психотерапия травмы и травма психотерапии (терапевты об 11 сентября 2001)


2
«Рике с Хохолком»: юнгианский анализ сказки


2А.Барышева
Выпускать ли джина из бутылки? (психодраматические техники – в работе с персоналом организации)


2Галина Бедненко
Бедненко Г.Б. Образы и сюжеты внутренней реальности как реконструкция личного мира: ловушка подхода


Жорняк Е.С., Савельева Н.В.
Нарративная психотерапия


4Вероника Нида
О «Плейбек-Театре»


30Дмитрий Трунов
И снова о „профессиональной деформации“…


Александр Сосланд
Счастье от безумия


1Кэти А. Малчиоди
Работа с детьми и их рисунками

Поиск