Этологический подход в терапии детской адаптационной тревожности

Автор: Елена Бахурина, Елена Истомина
Опубликовано: June 7, 2006, 11:33 am
Оценка посетителей сайта:  7.33  (проголосовало: 3)

Арсенал детского психотерапевта при работе с детьми 6-8 лет состоит преимущественно из методов игровой и арт-терапии. (5). Сходство обоих методов заключается в использовании игры или рисования как коммуникативного средства. Кроме того, игровые и рисованные образы представляют собой объективацию субъективных психологических отношений, зачастую неосознаваемых, и реальное символизированное действие, разворачивающееся в безопасном пространстве игры или рисунка, транслируется обратно в субъективное пространство личности ребенка. Аналогичным терапевтическим механизмом обладает получающий все большую популярность метод сказкотерапии (3), который предполагает широкий диапазон активности ребенка-клиента. Все три метода могут плавно переходить друг в друга и использоваться в комплексной психологической коррекции различных негативных эмоциональных состояний детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Однако в ряде случаев вышеперечисленные методы оказываются недоступными или недостаточно эффективными – в силу личностных особенностей ребенка-клиента ( не любит рисовать, неконтактен и т.п.) или объективных условий терапевтической сессии.

Опыт практической работы с детской адаптационной тревогой учащихся –первоклассников общеобразовательной школы позволил разработать еще один метод, который можно назвать этологическим и который показал свою эффективность.

Этология - наука о поведении, занимающаяся анализом генетически обусловленных, врожденных программ поведения, иными словами, поведения инстинктивного, сформировавшегося в процессе естественного отбора, и не всегда нужного в современном мире. Современная этология человека является тесным переплетением психологии развития, социальной психологии, психолингвистики, семиотики, этнографии, антропологии и эволюционного учения (7)

Этология тесно связана с эволюционной психологией. Так, Д. и Л. Палмер определяют этологию как «Отрасль науки, занимающаяся поведением человека как биологического вида, его формированием и эволюцией.», а эволюционную психологию – как теорию, основанную на понимании того, что человеческий мозг состоит из большого набора функционально специализированных механизмов расчета, возникших в ходе эволюции для адаптивного решения проблем, с которыми регулярно сталкивались наши предки - собиратели и охотники. (6 )

Этологический и эволюционнно-психологический взгляд полагают, что врожденные программы поведения запускаются специальными сигнальными стимулами, но поскольку современный окружающий мир отличается от того, в котором программа формировалась, зачастую имеет место ложное срабатывание программы, которое порождает проблемы у современного человека. При решении проблем, вызванных срабатыванием инстинктивных программ поведения, психолог может использовать воспроизведение других инстинктивных программ, корректирующих сбой (7)

Известно, что зачастую в детских коллективах (да и не только в детских), отношения и связи развиваются по схемам, принятым в диких племенах или в животном мире. Так, Д. И Л. Палмер (6) ссылаются на исследования на основе этологических наблюдений за детьми дошкольного возраста, подростками и за взрослыми заключенными, в которых доказывается, что люди (подобно другим приматам) формируют стабильные иерархии (Austin & Bates, 1974; Savin-Williams, 1976; Strayer, 1975). Эти иерархии возникали с учетом исходов столкновений между членами группы. Было установлено, что не просто происходило формирование такой структуры, но доминирующая личность получала приоритетный доступ к любым доступным благам. Очевидно, что исследование концепции доминирования содержит подсказки для понимания социального поведения и мышления человека.

Представленные ниже случаи хорошо укладываются в объяснительную модель этологии и эволюционной психологии.

Итак, суть метода, названного нами этологическим, заключается в следующем.

Основная цель – помощь в освоении ребенком его нового жизненного пространства.

Основные этапы:

1.      Диагностическое интервью с родителями ребенка ( лучше в отсутствии ребенка).

2.      Контактный ( в следующую сессию): формирование отношений доверия между терапевтом и маленьким клиентом. Весьма эффективно, по опыту, мягкое и осторожное «материнское» поведение психолога: взять ребенка за руку ( при этом чутко прислушиваться к его реакции: при наличии сопротивления не стоит настаивать!), присоединиться, расспросить о том, как его зовут, спросить, хорошо ли он знает свою школу ( был ли здесь, на 4 этаже и т.п.), любит ли играть (рисовать), во что именно? Мать непременно должна быть рядом, с нею также поддерживается фоновый контакт. В кабинете ребенку (особенно «зажатому») предлагают освоиться: забраться в кресло и устроиться там так, будто он дома. Попрыгать с кресла ( с помощью или одному); попрыгать со стола, походить по стульям ( будто это кочки на болоте); рассмотреть совместно с ребенком содержимое шкафа, поиграть в «ладушки» и т.п.

1.      Стадия первично-диагностическая: используются прежде всего беседа и проективные методы (тематическое – или даже свободное - рисование, Люшер-тест, модификация методики Заззо ( «Если бы у тебя была волшебная палочка, ты бы хотел превратиться?..) и т.п.

2.      Подготовительная (3 встреча): после релаксирующих упражнений, описанных выше, и экспресс-диагностики актуального состояния (например, с помощью Люшер-теста) ребенка просят показать, какое у него настроение (объективация состояния) и предлагают найти место в кабинете психолога, которое:

-         Больше всего не нравится;

-         Больше всего нравится.

Случай 1.

Вова Б., 7 лет. По результатам диагностики на «школьную зрелость» -интеллектуальное развитие выше среднего, преобладание вербального интеллекта. Лидерские тенденции. Первоклассник центра «школа–детский сад». Большинство детей попали в класс из группы детского сада, Володя же оказался новичком. Мать мальчика обратилась с жалобами: мальчик устраивает истерики, приходя в класс, не отпускает мать и она вынуждена, оставив работу, ходить по двору центра так, чтобы сын мог видеть ее в окно. В классе мальчик отказывается обедать, ведет себя крайне беспокойно и непослушно.

Диагностико-коррекционная работа с помощью рисования оказалась малоуспешной: Вова постоянно отвлекался, рисовал неряшливо и неохотно, постоянно оглядывался на мать. Однако, когда он уселся к матери на колени, стал рисовать значительно более качественно и с интересом. Такая разница в поведении привела психолога к мысли попытаться совместно с мальчиком проанализировать свое настроение в зависимости от того, насколько далеко он находится от матери. В качестве наглядной «шкалы» Вове было предложено показывать свое настроение: совсем плохое – возле пола, среднее – на уровне его глаз и отличное – « до потолка». Мальчик с готовностью включился в игру.

П: - Скажи, какое у тебя сейчас настроение, когда ты сидишь на коленках у мамы?

В: Такое! - показывает «выше среднего»

П: А если ты сядешь отдельно?

В: показывает среднее настроение.

П: А если твоя мама выйдет из кабинета, но будет здесь, рядом, за дверью?

Мать выходит, Вова показывает «настроение» немного ниже среднего.

Установив критерий – настроение не должно быть значительно ниже среднего – психолог предлагает Вове прогуляться по Детскому Центру, убедив его, что мама «останется ждать его здесь, в кабинете». Мальчик соглашается. Позитивный якорь, которым была мама, спонтанно переносится на психолога. Психолог и мальчик начинают гулять с ним по Детскому центру, вначале держась за руки. Психолог постоянно спрашивает:

-         А сейчас у тебя какое настроение?

Мальчик «держит» удовлетворительный уровень.

Психолог и мальчик последовательно обходят все незнакомые и «страшные» места: кабинет заведующей, медицинский кабинет, кухню. Психолог везде, по возможности, предлагает рассматривать и даже трогать различные интересные предметы, садится в кресло заведующей и т.д. и т.п. После того, как Вова осваивается, психолог принимает решение отправиться в комнату, где занимается класс мальчика. В классе никого нет и психолог спрашивает:

-         Покажи, пожалуйста, здесь, в классе, место, которое тебе меньше всего нравится?

Мальчик указывает место рядом со столом учителя, а потом – место возле «раздачи супа».

Психолог: А где тебе больше всего нравится?

Вова показывает ковер рядом со шкафом с игрушками.
После этого психолог с мальчиком идут в другой класс, где нет детей (они ушли на музыкальное занятие), зато сидят две учительницы, одна из которых – учительница мальчика.

Психолог: А сейчас у тебя какое настроение?

Вова показывает «среднее».

Психолог: Ты хочешь измерить свое настроение рядом с учительницей?

Вова: ( с видимым волнением и воодушевлением):Да!

Психолог и мальчик медленно подходят к учителям сбоку и останавливаются рядом с учителями.

Психолог: А сейчас у тебя какое настроение?

Вова: до потолка!

Психолог: Ты хочешь дотронуться до своей учительницы?

Вова: Да!

Психолог: дотронься!

Вова покрывается испариной, однако глаза его полны решимости. Он дотрагивается до руки учительницы так, как если бы это был раскаленный утюг.

П: А сейчас у тебя какое настроение?

В: до неба!!!

П: Может быть, мы пойдем дальше?

В: Нет!

П: Что ты хочешь делать?

В: Я хочу ее (учительницу – Е.Б.) съесть!

П: Дотронься еще раз!

Вова опять дотрагивается до руки учительницы, но уже с меньшей опаской и меньшим эмоциональным накалом.

П: А сейчас какое настроение?

В: До неба!

Позитивный якорь переходит на учительницу.

Психолог просит учительницу, взявшись за руки, погулять еще в другом классе и исследовать там имеющиеся игрушки и прочие предметы, которые вызывают интерес.

Сразу после этого учительница ведет Вову в класс, и он присоединяется к вернувшимся с урока физкультуры одноклассникам. Про маму мальчик не вспоминает – он полностью увлечен новыми впечатлениями близких контактов с еще недавно пугающей его учительницы.

В этот же день у мальчика налаживается аппетит и настроение. Через неделю мама сообщает, что сын больше не требует ее присутствия во дворе Центра, с каждым днем все спокойнее утром расстается с мамой. Учительница отмечает, что Вова чрезвычайно ревнует ее к другим детям и никого к ней старается не подпускать. Примерно через 3 недели Вова заболевает ОРЗ, после болезни истерики на короткое время возобновились, однако, по словам психолога Центра, «Вова ревет как-то «неубедительно». В течение недели восстанавливается достигнутый терапией поведенческий статус: мальчик упорядочен, спокоен, нормально работает и общается в классе. Через 3 месяца: Вова полностью адаптирован, с удовольствием ходит в Центр даже на время зимних каникул, особых претензий к нему учитель и воспитатели не имеют, учится мальчик хорошо.

В описанном далее случае подход, названный нами этологическим, использовался наряду с другими техниками, в т.ч. игротерапией и нарративным рисованием (2 ). В силу этого общий позитивный результат психокоррекционной работы невозможно однозначно приписать воздействию одной из техник. Тем не менее, по ряду косвенных признаков, например, выражению позитивного настроя и особого удовольствия ребенка при работе в рамках этологического подхода, более быстрых позитивных изменений эмоционального статуса ребенка-клиента можно сделать вывод об эффективности описываемого подхода.

Случай 2.

Дима Б., 8 лет, второклассник общеобразовательной школы. Ранее развитие без особенностей. Растет в неполной семье, мама много работает, ребенок или остается со старенькой бабушкой, или в группе продленного дня. Учительница отмечает у Димы сложности в установлении контактов с одноклассниками: Дима драчлив, замкнут, часто испытывает страх и плачет. Рассеян, домашние и классные задания выполняет не до конца и очень неряшливо. При первой встрече с психологом Дима насторожен, относительно неконтактен. В диагностическом рисунке персонажей называет неодушевленными предметами: червячок по имени Стул; муравей по имени Лампочка и т.п. Сюжет рисунка стереотипный, на примитивное сюжетное рисование ребенка удается вытянуть только на второй встрече. Дима с трудом называет имена двух-трех своих одноклассников - имена остальных ему неизвестны, несмотря на то, что он учится в классе уже второй год. Мама говорит: « Меня пугает, что у него нет друзей».

После довольно неэффективной серии диагностико-коррекционных сессий в технике нарративного рисования (2) использовалась этологическая техника, после чего психологом было принято решение провести несколько сеансов игротерапии с целью создания образцов поведения в ситуации знакомства с другим ребенком. Кроме того, применялась техника, предложенная С. Джонсоном при работе с шизоидными клиентами - « Упражнение ясного зрения». Согласно этой технике клиента просят просто осмотреть комнату и заметить все, что есть в ней зеленого. Через 30 секунд попросите клиента осмотреть все вокруг и найти все круглое, затем – деревянное, затем все прямоугольное и т.д. (1). Техника применялась в модификации, с учетом возрастных особенностей ребенка.

После примерно 4 месяцев еженедельных сессий учителя отметили изменение поведения Димы: он стал более эмоционально уравновешенным, более контактным, вплоть до проявления инициативы в общении; улучшилась его успеваемость. Мама мальчика сообщила, что «у Димы появился друг». После чего работу было решено завершить.

Опишем, однако, фрагмент работы психолога с Димой, осуществляемой в рамках этологического подхода. Основной целью этологической техники явилось освоение ребенком пространства школы, которая вызывала у Димы страх. Работа проходила во второй половине дня, когда уроки в школе уже не проводились.

Прежде всего, ставилась задача освоения кабинета психолога. Психолог просила Диму сесть в кресло так, как он сидит дома у телевизора – как можно удобнее. С сидения в таком «гнездышке» с тех пор начиналась каждая сессия. Затем ребенку было предложено поиграть: попрыгать с кресла, со стола, полазить под столом и т.п. Всякий раз, при изменении диспозиции, Диму просили «показать» температуру своего настроения.

После освоения кабинета психолога началось путешествие по классам, учительской, кабинету директора. Везде ребенок побуждался рассматривать и трогать различные предметы, которые вызывали у Димы робкий интерес: Дима лежал на диване в учительской; сидел в кресле завуча, директора, звонил по телефону из кабинета директора и т.д. Для освоения актового зала Диме было предложено спрятать там маленькую игрушку-талисман, «секретик», о котором будет знать только он, и который всегда поможет ему в трудную минуту. Аналогичный «секретик» был спрятан Димой в классе. (4). Таким образом, освоение пространства школы было связано не только с расширением ощущения домашнего комфорта, но и с «метками» территории, которая осваивалась мальчиком. Снятие иррационального страха, который испытывал мальчик в школе через освоение ее пространства, явилось, на наш взгляд, своеобразной основой для дальнейшего построения моделей поведения в ситуации социального взаимодействия со сверстниками.

Использование в терапии детской адаптационной тревожности этологического подхода ( около 15 случаев в течение последних 4-5 лет ) не выявило каких бы то ни было негативных последствий; напротив, эмоциональное состояние всех детей-клиентов неизменно улучшалось и способствовало большей эффективности других техник.

В представленных выше случаях психологом проводилась коррекция включившейся программы территориально-иерархических отношений, когда особь попадает не только на чужую территорию, но и ощущает себя низкоранговой особью
С точки зрения этологического и эволюционно-психологического подхода ребенок оказался в чужом «племени», на обжитой «племенем» территории, с устоявшейся иерархической структурой. Все территория была освоена чужим «племенем», и спокойно ребенок чувствовал себя только в сопровождении старшего. Статус ребенка воспринимался им самим как достаточно низкий и поднимался лишь в присутствии матери, как старшей, покровительствующей, особи. На верхней ступени иерархии школьного «племени», находятся другие взрослые - учитель и психолог. В рамках работы ребенку было предложено оценивать, по сути, внутреннюю оценку своего статуса ("Какое у тебя настроение здесь?"). Поначалу, пока нет привязки к психологу, как к покровительствующей особи, ребенок сопоставляет свое состояние с присутствием матери. Включившись в игру, перейдя в распоряжение (или под защиту) психолога, получив более высокий статус у высокорангового обитателя чужой территории, ребенок начинает чувствовать себя уверенно, и, кроме того, получает возможность обойти и "пометить" территорию племени уровнем своего ресурса, в присутствии особи, способной поддержать и защитить от рядовых членов «племени». Посещение наиболее опасных территорий и разрешение на прикосновение к предметам, и, более того - ему можно временно занять место особей с максимально высоким статусом (врач, заведующая) придают ребенку уверенности, повышая внутренний ресурс. На территории обитания его «племени», в которое он сразу не вписался, обнаруживается два опасных места - место "возле вождя" (учителя), и место выдачи еды (две точки, наиболее опасных с точки зрения возникновения конкурентной борьбы с другими особями). Следующий этап работы - контакт с «вождем племени». В присутствии психолога, видимо, ребенок чувствовал себя под защитой (вполне вероятно, что статус психолога в глазах ученика должен быть выше статуса классного руководителя - отдельный кабинет, независимое поведение и прочие атрибуты более высокого ранга), и легко согласился на измерение уровня статуса. В первом случае с Вовой разрешение быть рядом с «вождем» и дотронуться до него, вызывает у мальчика мгновенный рост статуса в собственных глазах. Далее следует желание "съесть" - как наивысшее проявление заявки на "пометку собственности": поймать, поиметь или съесть - три главных проявления прав на объект, одно из которых для ребенка школьного возраста не возможно, второе выразилось в прикосновении, третье - было заявлено. Далее – в случае с Вовой Б. - покровительство над ребенком передается "вождю", и уже с «вождем» совершается повторный обход территории, принадлежащей непосредственно ему. Получив столь серьезную подпитку ресурса со стороны высокоранговых особей, мальчик получает высокий статус в собственных глазах и уже не имеет внутреннего барьера в общении с "соплеменниками". Более того, видимо, статус его вырос настолько, что он считает себя вправе претендовать на приоритетное внимание со стороны вождя, и уже точно считать себя способным вступать во взаимодействие на равных, полностью раскрывая свой потенциал.


Литература:

  1. Johnson, Stephen M. (Ph. D).Characterological Transformation. The Hard Work Miracle/ New York, NY: W.W. Norton& Company,1985
  2. Бахурина Е.С. Техника коррекции негативных эмоциональных комплексов у детей 5-9 лет через рисование. – Психолог в детском саду, № 4, 2004
  3. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. «Речь», СПб, 2002.

  4. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – «Питер» , М-СПб, 2000

  5. Психотерапия детей и подростков. Пер. с нем.. Под ред. Х. Ремшмидта. – М. Мир, 2000.
  6. Палмер, Д, Палмер, Л. Эволюционная психология. Секреты поведения HomoSapiens . – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003
  7. Панов В. Этология человека: история и перспективы. - Сб. Поведение животных и человека: сходства и различия. – Пущино, 1989. – с. 28-62. ( «Скепсис», интернет-журнал - http://www.scepsis.ru/library/id_504.html)

Резюме:

В статье рассматривается опыт работы с адаптационной тревожностью детей младшего школьного возраста на основе теоретических моделей относительно новых направлений науки – этологии человека и эволюционной психологии.



Статьи автора

Количество статей: 1

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Елена Бахурина, Елена Истомина
Опубликовано: June 7, 2006, 11:33 am
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

1 Michael (гость) 03.07.2006 13:55

Итак, суть метода, названного нами этологическим, заключается в следующем.

Елена, мне кажется, что от ложной скромности Вы вряд ли пострадаете, это я к тому, а как же тогда Виктор Павлович Самохвалов?

http://www.ethology.ru/persons/?id=111

С уважением, М.В.Биккель

2 cisy1 (гость) 25.07.2006 21:46

Вам за уважаемого профессора Самохвалова обидно? :) Так мы и Лоренца преступно не упомянули :)
А если серьезно — статья — результат обобщения многолетней практики и попытки осмыслить ее с позиции этологии, предложенной соавтором. Хотя мне многие коллеги предлагали взять за теоретическую основу что-нибудь более признанное в психологических кругах. Но, согласитесь — именно этологический подход представляется очень перспективным! :)

С уважением, Бахурина Елена

3 Michael (гость) 29.07.2006 09:20

Перспективность этологического подхода я никогда не отрицал, обиды и желания кары за перступление не испытываю, просто немного ошалел от Ваших слов, — «метода, названного нами этологическим».
Первое, не очень понятно, метод чего назван этологическим?

Если метод «практической работы с детской адаптационной тревогой учащихся», то такой метод имеет лишь не очень корректную этологическую интерпретацию и, как Вы пишете, его теоретическую основу полне могло бы составить и что-нибудь более признанное в психологических кругах.
По тексту встречаются психодинамическая, бихевиоральная и даже НЛПистская терминология
«Позитивный якорь переходит на учительницу.»
К слову сказать, якоря М.Эриксона и НЛП имеют бихевиоральный механизм (см.: Романин А.Н., 2005 ) и психодинамическую интерпретацию.

Структура статьи мне видится такой. Вступление на основе изложения тезисов Johnson, Stephen M. (Ph. D), затем краткий пересказ общих представлений об этологии Палмеров и Панова, после Бахурина-Гнездилов-Осорина, затем вполне традиционное для педагогической психологии описание двух случаев (к чему здесь многолетняя практика?) и в завершении блок интерпретаций, напоминающих этологические.

«Д. и Л. Палмер определяют этологию как «Отрасль науки, занимающаяся поведением человека как биологического вида, его формированием и эволюцией.», а эволюционную психологию – как теорию, основанную на понимании того, что человеческий мозг состоит из большого набора функционально специализированных механизмов расчета, возникших в ходе эволюции для адаптивного решения проблем, с которыми регулярно сталкивались наши предки — собиратели и охотники. (6 )»

Нужно очень четко различать этологию, как одну из отраслей биологической науки и этологию человека, а опредление Палмеров относится как раз к последней. Более подробно о методлогическом своеобразии этологии человека А.А.Белик.
Относительно Е.Н. Панова могу сказать, что именно из-за таких, как у Вас с соавтором интерпретаций он и критикует В.Р.Дольника.
Не знаю, насколько всё это для Вас важно и кто такой В.Панов?

Как Вы смешиваете психодинамические «ресурсы» и территориально-иерархические отношения остаётся только восхищаться.
Вожди, если они не плод этнографических интерпретаций М.Мид, как правило, являются мужчинами, какого пола завуч, директор и врач в Вашем случае выяснить невозможно.
Напомню, что с этологических позиций, иерархические отношения доминирования возникают среди особей мужского пола, а матрилинейные в семье (см.: Х.Хекхаузен, 1986, 2003 ). Отсюда, на мой взгляд, и цена всех Ваших этологических интерпретаций с соавтором.
И Вы уж определитесь в терминах в приложении к человеку — «ранг» или «статус».

«… поймать, поиметь или съесть — три главных проявления прав на объект».
Термин «поиметь», в данном случае, подразумевает сексуальное вожделение или собственно акт копуляции?

С уважением, Michael

P/S/ Область этологических интерпретаций поведения человека очень скользкая, для этого необходимо знать не только собственно этологию, но и её методологию (см.: Гороховскую)

4 Елена Бахурина Модератор Участник базы психологов  02.08.2006 11:35

просто немного ошалел от Ваших слов, — «метода, названного нами этологическим».
Первое, не очень понятно, метод чего назван этологическим?
Если метод «практической работы с детской адаптационной тревогой учащихся»,
Да, именно: Вы сами и ответили на свой вопрос. Вы правы: здесь действительно имеет место упущение :)

По тексту встречаются психодинамическая, бихевиоральная и даже НЛПистская терминология…«Позитивный якорь переходит на учительницу. К слову сказать, якоря М.Эриксона и НЛП имеют бихевиоральный механизм (см.: Романин А.Н., 2005 ) и психодинамическую интерпретацию.
Ну, И сами Бэндлер с Гриндером с этим не спорили. Кстати, как Вы относитесь к идеям психоаналитика Плутчика о том, что первичные базовые эмоции представляют собой адаптивные поведенческие комплексы?

Более подробно о методологическом своеобразии этологии человека А.А.Белик.
Вообще-то данная статья задумывалась не как методологическая, а как научно-практическая. Тем не менее, я думаю, что методологические проблемы этологии человека в нашей стране еще ждут своего теоретического осмысления. Мне было бы лестно, к примеру, если бы Вы взялись сынтерпретировать изложенные практические примеры с позиций ученого, который давно и серьезно занимается проблемами этологии человека :)
Относительно Е.Н. Панова могу сказать, что именно из-за таких, как у Вас с соавтором интерпретаций он и критикует В.Р.Дольника.
А из-за нас-то почему?!

Не знаю, насколько всё это для Вас важно
Ну.. У меня несколько иная специализация, чем у Вас J. Я придерживаюсь позиции Ф. Бэкона: и Аристотель мог ошибаться; а наука должна прежде всего приносить пользу людям, и новые знания в науке получают прежде всего опытным путем, а не через анализ теорий.
Поэтому для меня гораздо убедительнее эмпирический результат, а не вторичное толкование чужих теорий, и важнее реальная помощь детям- клиентам, а также понимание необходимости расширить арсенал практического психолога простыми и эффективными техниками.
Как Вы смешиваете психодинамические «ресурсы» и территориально-иерархические отношения остаётся только восхищаться
Знали бы Вы, как чудно смешивает С. Джонсон НЛП с характероанализом и теорией объектных отношений! J Да и психоаналитик Плутчик, похоже, тоже вторгается в область этологии со своими интерпретациями
Вожди, если они не плод этнографических интерпретаций М.Мид, как правило, являются мужчинами, какого пола завуч, директор и врач в Вашем случае выяснить невозможно.
А как же матриархат, бытовавший во многих примитивных племенах? Нет, Вы определенно не доверяете женщинам

Напомню, что с этологических позиций, иерархические отношения доминирования возникают среди особей мужского пола,
а между особями женского пола, по-Вашему, отношения соперничества и доминирования начисто отсутствуют?J
а матрилинейные в семье (см.: Х.Хекхаузен, 1986, 2003 ). Отсюда, на мой взгляд, и цена всех Ваших этологических интерпретаций с соавтором
Я бы не стала интерпретировать Хекхаузена столь однозначно относительно младших школьников. У них явно первоначально преобладают семейные модели отношений, и только к началу подросткового возраста обостряются, прежде всего среди мальчиков, отношения соперничества .

И Вы уж определитесь в терминах в приложении к человеку — «ранг» или «статус».
Не думаю, что разведение этих терминов существенно поможет практической работе с детьми :)

«… поймать, поиметь или съесть — три главных проявления прав на объект».
Термин «поиметь», в данном случае, подразумевает сексуальное вожделение или собственно акт копуляции?

В описанном примере из предложенных вариантов ребенок выбрал именно «поедание», а остальные действия — просто упомянуты как теоретически возможные варианты.

С уважением, Бахурина Елена :)




5 Michael (гость) 04.08.2006 04:51

Ну, насмешили, Елены Для начала предлагаю совместить два этих высказывания

Я придерживаюсь позиции Ф. Бэкона: и Аристотель мог ошибаться; а наука должна прежде всего приносить пользу людям, и новые знания в науке получают прежде всего опытным путем, а не через анализ теорий.
… статья — результат обобщения многолетней практики и попытки осмыслить ее с позиции этологии, предложенной соавтором. Хотя мне многие коллеги предлагали взять за теоретическую основу что-нибудь более признанное в психологических кругах. .

… и что ж Вы всё детьми то прикрываетесь , просто феноменально, почти ни одного ответа по существу, оффтопные вопросы вместо ответов и … замах на следующий новый метод, который уже мы назовем так. — Манипулирование взрослыми по-детски.
Елены, я шучу, чтобы несколько снизить психотравмирующий результат оценки Вашего творчества, а вы, вероятно, для иллюстрации афоризма «Юмор — это социально приемлемая форма агрессии».

Повторю основной аргумент против этологических интерпретаций в конце статьи.
Существует два вида доминирования
1. линеарная иерархия самцов
2. матрилинейная иерархия в семье и родительской паре приматов.
Об этом пишет целый ряд авторов, которых я упоминаю ссылаясь на книгу Х.Хекхаузена, творчество последнего нас в данном случае прямо не интересует, также как и другие упомянутые Вами авторы.

Так вот, если завуч, директор и врач в описанных Вами наблюдениях являются женщинами, то сопоставлять их поведение с «вождями племени» и т.д. совершенно бессмысленно, это фантазии на тему «наблюдения в естественных условиях».
Для краткости и ясности выражаюсь предельно просто.

Интересно, а что вы думаете о моей специализации? «Сыинтерпретировать» я могу, только вот таким ученым, как Вы меня обозначили, не являюсь.

«расширить арсенал практического психолога простыми и эффективными техниками» это всегда здорово, но пока речь идёт лишь о праве на наименование такой техники и методологической обоснованности выводов.

У них явно первоначально преобладают семейные модели отношений, и только к началу подросткового возраста обостряются, прежде всего среди мальчиков, отношения соперничества .
Согласен, но Вы же пишете статью на другой возрастной группе.

И Вы уж определитесь в терминах в приложении к человеку — «ранг» или «статус».
Не думаю, что разведение этих терминов существенно поможет практической работе с детьми
Ой, всё шутите, практическую работу с детьми можно интерпретировать в рамках различных подходов, а раз вы прибегаете к этологическим, то и вопрос этот становится существенным.

Вы бы вместо оффтопов на Плутчика и Джонсона посмотрели М.А.Бутовскую или А.Айбл-Айбесфельдта С Плучиком уж больно далеко уезжаем.

6 Michael (гость) 04.08.2006 04:53

Ну, насмешили, Елена Для начала предлагаю совместить два этих высказывания

Я придерживаюсь позиции Ф. Бэкона: и Аристотель мог ошибаться; а наука должна прежде всего приносить пользу людям, и новые знания в науке получают прежде всего опытным путем, а не через анализ теорий.
… статья — результат обобщения многолетней практики и попытки осмыслить ее с позиции этологии, предложенной соавтором. Хотя мне многие коллеги предлагали взять за теоретическую основу что-нибудь более признанное в психологических кругах. .

… и что ж Вы всё детьми то прикрываетесь , просто феноменально, почти ни одного ответа по существу, оффтопные вопросы вместо ответов и … замах на следующий новый метод, который уже мы назовем так. — Манипулирование взрослыми по-детски.
Елены, я шучу, чтобы несколько снизить психотравмирующий результат оценки Вашего творчества, а вы, вероятно, для иллюстрации афоризма «Юмор — это социально приемлемая форма агрессии».

Повторю основной аргумент против этологических интерпретаций в конце статьи.
Существует два вида доминирования
1. линеарная иерархия самцов
2. матрилинейная иерархия в семье и родительской паре приматов.
Об этом пишет целый ряд авторов, которых я упоминаю ссылаясь на книгу Х.Хекхаузена, творчество последнего нас в данном случае прямо не интересует, также как и другие упомянутые Вами авторы.

Так вот, если завуч, директор и врач в описанных Вами наблюдениях являются женщинами, то сопоставлять их поведение с «вождями племени» и т.д. совершенно бессмысленно, это фантазии на тему «наблюдения в естественных условиях».
Для краткости и ясности выражаюсь предельно просто.

Интересно, а что вы думаете о моей специализации? «Сыинтерпретировать» я могу, только вот таким ученым, как Вы меня обозначили, не являюсь.

«расширить арсенал практического психолога простыми и эффективными техниками» это всегда здорово, но пока речь идёт лишь о праве на наименование такой техники и методологической обоснованности выводов.

У них явно первоначально преобладают семейные модели отношений, и только к началу подросткового возраста обостряются, прежде всего среди мальчиков, отношения соперничества .
Согласен, но Вы же пишете статью на другой возрастной группе.

И Вы уж определитесь в терминах в приложении к человеку — «ранг» или «статус».
Не думаю, что разведение этих терминов существенно поможет практической работе с детьми
Ой, всё шутите, практическую работу с детьми можно интерпретировать в рамках различных подходов, а раз вы прибегаете к этологическим, то и вопрос этот становится существенным.

Вы бы вместо оффтопов на Плутчика и Джонсона посмотрели М.А.Бутовскую или А.Айбл-Айбесфельдта С Плучиком уж больно далеко уезжаем.

7 Елена Бахурина Модератор Участник базы психологов  04.08.2006 15:08

… и что ж Вы всё детьми то прикрываетесь ,
Здрасти-приехали! Эта статья – именно и прежде всего о технике работы с детьми , я уж и не знаю, как Вам это еще можно донести.

просто феноменально, почти ни одного ответа по существу,
Например?

Елены, я шучу, чтобы несколько снизить психотравмирующий результат оценки Вашего творчества, а вы, вероятно, для иллюстрации афоризма «Юмор — это социально приемлемая форма агрессии».
Это проекция, уважаемый оппонент! :) Я тоже стараюсь Вас не травмировать.
Повторю основной аргумент против этологических интерпретаций в конце статьи.
Существует два вида доминирования
1. линеарная иерархия самцов
2. матрилинейная иерархия в семье и родительской паре приматов.
Об этом пишет целый ряд авторов, которых я упоминаю ссылаясь на книгу Х.Хекхаузена,

Так Вы ж сами выше говорили, что этология животных и этология человека – две большие разницы! А здесь незаметно так на этологию приматов соскальзываете :)
творчество последнего нас в данном случае прямо не интересует, также как и другие упомянутые Вами авторы.
А почему Вас в нашей статье не интересуют источники, на которые мы опираемся? Надеюсь, моя соавтор, как биолог, непременно более предметно с Вами пообщается через некоторое время.

Интересно, а что вы думаете о моей специализации? «Сыинтерпретировать» я могу, только вот таким ученым, как Вы меня обозначили, не являюсь.
Да я уж познакомилась: «психиатр, юрист, «немного психолог»; сильная психотравма после работы директором в женском ПНД в Тьмутаракани,$на различных профессиональных форумах Вас регулярно банят.
«расширить арсенал практического психолога простыми и эффективными техниками» это всегда здорово, но пока речь идёт лишь о праве на наименование такой техники и методологической обоснованности выводов
Интересно, а куда бы Вы отнесли данную технику? И что к чему должно относиться: теория вытекать из практики или практику следует за уши притягивать к теории? Или, м.б, мы все же имеем дело со взаимным влиянием?
Методология разная бывает, единственно верного учения уже больше не существует.

У них явно первоначально преобладают семейные модели отношений, и только к началу подросткового возраста обостряются, прежде всего среди мальчиков, отношения соперничества .
Согласен, но Вы же пишете статью на другой возрастной группе.

нет, по той самой: я пишу про детей 7-8 лет, т.е. про учащихся начальной школы.
И Вы уж определитесь в терминах в приложении к человеку — «ранг» или «статус».
Не думаю, что разведение этих терминов существенно поможет практической работе с детьми
Ой, всё шутите, практическую работу с детьми можно интерпретировать в рамках различных подходов, а раз вы прибегаете к этологическим, то и вопрос этот становится существенным.

Ну, так покажите, как надо! Обоснуйте с позиций этологии человека! После этого я с удовольствием продолжу нашу дискуссию.

Вы бы вместо оффтопов на Плутчика и Джонсона посмотрели М.А.Бутовскую или А.Айбл-Айбесфельдта С Плучиком уж больно далеко уезжаем.
Я тесно общаюсь с антропологом, ближайшим коллегой Бутовской. Он поддержал нашу статью. Плутчик и Джонсон – не офф-топ, а классика, просто Вы их не читали, как я не читала Айбл-Айсбесфельдта.
Короче, жду конструктива – Вашей версии методологического обоснования техники, после чего будем общаться дальше. Успехов!

Е. Бахурина

8 Michael (гость) 05.08.2006 11:40

Елена, если Вы желаете поспорить от души, то я под это дело открыл топик, здесь это делать очень неудобно.
http://psychology.net.ru/talk/viewtopic.php?t=17985
Существует два вида доминирования
1. линеарная иерархия самцов
2. матрилинейная иерархия в семье и родительской паре приматов.
Об этом пишет целый ряд авторов, которых я упоминаю ссылаясь на книгу Х.Хекхаузена,

Так Вы ж сами выше говорили, что этология животных и этология человека – две большие разницы! А здесь незаметно так на этологию приматов соскальзываете

А если это ваш единственный аргумент, то не вижу смысла продолжать этот разговор в принципе, т. к. я высказываюсь в пределах текста вашей статьи, а Вы используете недопустимые приёмы и нечто новое для практики обсуждения статей.

Ну, так покажите, как надо! Обоснуйте с позиций этологии человека! После этого я с удовольствием продолжу нашу дискуссию.

Т.е. Вы считаете, что именно я должен сформулировать выводы Вашей статьи?
Может Вам ещё, как говориться, дома полы помыть?
Повторяю, у Вас описаны всего два случая, причём, за много лет и всё это приправлено неоднократно осмеянным способом этологических интерпретирований.
При этом, Вы с соавтором уже основоположники
этологической психотерапии или, как пишет в соседней статье, А.Сосланд идеобаллического сообщества, а мне кажется, Вам нужно вести себя поскромнее.

Ядром нового метода психотерапии всегда является теория личности, чего у Вас нет и в помине.

И вообще, слишком много я Вам уже и без того сказал, чтобы ещё интерпретировать с позиций этологии человека. Приходите на форум «Мира психологии», могу поставить эту тему на форуме этологии, меня там не забанили.

9 Елена Бахурина Модератор Участник базы психологов  05.08.2006 14:07

Т.е. Вы считаете, что именно я должен сформулировать выводы Вашей статьи?
Так Я ж предлагаю Вам свои выводы написать, а не наши. Интересно было бы посмотреть Ваше конструктивное творчество :)

Может Вам ещё, как говориться, дома полы помыть?
Вот такое типа высказывания начисто отбивают желание общаться с Вами. Так что я как-нибудь обойдусь без продолжения.

Повторяю, у Вас описаны всего два случая, причём, за много лет
А Вам надо, чтобы я непременно описала все 30? Размеры статьи этого не позволяют.

, а мне кажется, Вам нужно вести себя поскромнее.
А Вам? :) Если реальной целью научной дискуссии является желание «поставить на место», то это уже совсем не научная дискуссия. За сим прощайте.

Бахурина Е.


10 Michael (гость) 06.08.2006 02:26

Желание «поставить на место» у меня возникло лишь после вот этой фразы: « … сильная психотравма после работы директором в женском ПНД в Тьмутаракани».
Я горжусь своим прошлым, горжусь тем, занимался социальным обслуживанием в домах интернатах, в том числе и детей-инвалидов, к слову сказать это не ПНД, а ПНИ. И совершенно не имею склонности к различного рода стрессовым расстройствам.
А.Протопопов меня, действительно, банил, но сейчас мы вполне по-товарищески общаемся.

По существу. Прежде чем предлагать писать свои выводы, Вы мне поясните, пожалуйста, как врач, зам. директора и директор, будучи женщинами, оказались в этологической проекции «вождями», … «доминантными бабуинами» и т.д., если особи женского пола прямо в линейную (линеарную) иерархию, иерархию «по порядку клевания» не включаются.
Если у Вас на два случая всего одна интерпретация, то что меняет, если их 30 или даже 100 и более?
Речь пока идёт только об интерпретации, я не знаю, кто тут виноват, Вы, много лет наблюдавшая или Ваша студентка и соавтор Е.Истомина, однажды проинтерпретировавшая.
Кстати, Ваши фрагменты и статье и здесь в ответах резко различаются по стилю. Например, об Аристотеле и Ф.Беконе, это явно Е.Истомина.
А вот навешивать «проекции» там, где их не было, это излюбленный полемический прием психологов, ещё неискушенных в форумных спорах.

Возражать, упоминая «единственно верное» и тут же ожидать научности … Я не знаю, конечно, точно, к чему это было сказано, но эклектика и в сфере идеологий -вещь неприемлемая.
Короче, будем считать, что познакомились. :D

11 Посторонний (гость) 11.08.2006 22:10

«И было что-то в нем от тети Даши,
так и не заведшей собственных детей»

12 Michael (гость) 31.08.2006 08:05

Этологический подход к исследованию и развитию ребенка
Боулби Джон «Создание и разрушение эмоциональных связей» Лекция 2
http://www.terpsy.ru/page/113.shtml

Извините, кажется, это также один из Ваших предшественников.


13 Michael (гость) 31.08.2006 08:07

Этологический подход к исследованию и развитию ребенка
Боулби Джон «Создание и разрушение эмоциональных связей» Лекция 2
http://www.terpsy.ru/page/113.shtml

14 Дария (гость) 24.01.2008 16:33

простите у меня небольшая просьба! кто может найти эту тему-или что-то связанное близкое с ней! буду лчень признательна скиньте на мой маил .Тема: Использование арт терапии для коррекции проблем младшего школьного возраста.

15 Yuryshev14 (гость) 26.10.2015 12:14

Ваши предложения в отношении предстоящем мероприятии, темам последующих мероприятий, пишите, росьба, в комментариях иначе а нашей группе Вконтакте.
подразумевает под собой покупку или бесплатное получение входящих ссылок на свой сайт. Поисковые системы используют ссылки в качестве одного из важных факторов ранжирования уже на протяжении десятилетия и, думаю, еще десяток лет ссылки будут оказывать влияние на Сео продвижение. Другое дело, что роль ссылочного продвижения постепенно снижается. При прочих равных условиях лучше выбирать доноров из вашей же тематики. В этом случае вместе с позициями и посещаемостью расти будет иТиц.

Мне понравился кейс по современной перелинковке. Подчёркнута взаимосвязь перелинковки и оптимизации текстов. Своевременно упомянуто определение самой релевантной страницы запросу на сайте. Доказана опасность накрутки поисковых факторов. На некоторые моменты даже не обращал внимания, а другим наоборот придавал слишком большое значение (например, внешним ссылкам).
Принято считать, что первым вебсайтом был и появился он в 1990 году. Создателем страницы именуется Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) и первое, что было опубликовано на той странице — это описание принципа работы World Broad Web, протокола HTTP и языка HTML. Впоследствии этот сайт был превращен в каталог и на сегодняшний день он используется, как музейная страница.

Все сео книги чем-то выделяются. Данная книга чем-то похожа на серию книг для чайников, только с несколько иным уклоном. Вся книга разбита на несколько блоков: отдельно рассматриваются ключевые слова, контент, вопросы оптимизации, процесс анализа сайтов. Весь материал в search engine marketing книге представлен в виде хронологической последовательности. Выработаны схемы сотрудничества, которые максимально учитывают интересы, а также задачи каждого клиента.
продвижение сайта с оплатой за результат: прямо из источника на www.promote-my.website/besplatnaya-raskrutka-sayta/page-content.html

В книге 173 страницы. Кстати, когда я ее открыл, то подумал, что это много для очередного руководства по продвижению сайтов. Это мало! С момента выхода прошлой версии книги в WEB OPTIMIZATION многое изменилось, и давайте в следующий раз больше кейсов! Я сам первый год не занимался Сео вообще и думал, что так и надо. Website positioning что это такое, Сео оптимизация.
Продолжу для тех, кто все же остался послушать, о чем у нас тут поют. Так… Давайте начнем с сути понятия, что же такое Web optimization, откуда у него растут ноги и как его использовать в мирных целях продвижения своего сайта. В начале, наверное, будет много воды, особенно для тех, кто уже в теме Сео продвижения, но для начинающих, думаю, это поможет убрать некоторый сумбур из головы.

16 Shivov46 (гость) 31.10.2015 21:24

Приветствую всех своих читателей!!! Сегодня я хотел бы упомянуть о том, что такое Web optimization. Для тех кто не в курсе, для тех кто желает узнать об этом моменте побольше или для людей, использующих этот вид продвижения, но имеющих весьма расплывчатые знания о том, что это.
Первым делом следует помнить, что если аптайм хостинга ниже чем 98%, то размещать свой сайт в таком месте, категорически недопустимо по одной простой причине — вы не сможете ничего достичь в плане поисковой оптимизации. Но не все так плохо! В любой сфере бизнеса существует независимый аудит и в деле контроля аптайма хостеров сей аудит осуществляют специальные сервисы. Особо отметим, что таких сервисов немало и, в принципе, если вам интересно найти альтернативы нижепредставленным ресурсам, то можете воспользоваться Гуглом.

Мне понравился кейс по современной перелинковке. Подчёркнута взаимосвязь перелинковки и оптимизации текстов. Своевременно упомянуто определение самой релевантной страницы запросу на сайте. Доказана опасность накрутки поисковых факторов. На некоторые моменты даже не обращал внимания, а другим наоборот придавал слишком большое значение (например, внешним ссылкам).
Ранжирование — многоуровневый процесс, который происходит в недрах механизма любой поисковой машины. Основная цель ранжирования — построение адекватной (релевантной) поисковому запросу выдачи. Ратио (от лат. ratio) — фактическое соотношение числа посетителей ресурса и количества произведенных ими кликов по определенным объектам на сайте. Чаще всего используется в интернет-торговле (соотношения посетителей и продаж). Статистика запросов — количество обращений пользователей к поисковой системе по одному и тому же ключевому слову.

Индекс поисковой машины — это база данных сетевых ресурсов, которая постоянно обновляется и модифицируется с учетом того, насколько часто поисковые боты обнаруживают новые страницы или перемены в уже существующих сайтах. Помним, что фильтры против спам-ссылок постоянно совершенствуются и нет никаких оснований предполагать, что тот баланс в оптимизации, который имеет место быть на сегодняшний день будет длиться постоянно.
рейтинг компаний по продвижению сайтов: эта статья на www.promote-my.website/poiskovaya-optimizaciya-raskrutka-sayta/belaya-chernaya-raskrutka/4-internet-vmesto-televizora.html

Но было так не всегда. Начинала я с полного нуля. В марте 2012 года сделала блог на бесплатном курсе школы Старт Ап, поставила движок Вордпресс, написала пару-тройку статей. И стала ждать посетителей. Начала регистрироваться, но сервис при анализе сайта писал: «В тексте страницы слишком мало слов из title». Тогда я впервые прочитала волшебные слова: Web optimization оптимизация, ключевики.
Продолжу для тех, кто все же остался послушать, о чем у нас тут поют. Так… Давайте начнем с сути понятия, что же такое Search engine marketing, откуда у него растут ноги и как его использовать в мирных целях продвижения своего сайта. В начале, наверное, будет много воды, особенно для тех, кто уже в теме Сео продвижения, но для начинающих, думаю, это поможет убрать некоторый сумбур из головы.

Имя:
E-mail:
Open-ID:
введите код с картинки:


Правила:
Разрешены тэги: <b>, <i>, <u>. Если хотите дать ссылку - пишите ее просто: http://... Все поля обязательны. Ваш email на странице отображаться не будет.


Смайлики:
:) :( ;) :D :lol: :eek: :mad: :weep:
Текст сообщения:


Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / психотерапия и консультирование / Этологический подход в терапии детской адаптационной тревожности
Еще в рубрике:

3Пучкова Юлиана Олеговна
Возможности игротерапии и юнгианской песочной терапии (sandplay) в работе с психосоматическими состояниями у детей


3nesvitsky
Любить нельзя использовать


В. Ю. Меновщиков
Программа по клиенто-центрированной терапии и человеко-центрированному подходу (под руководством А.Б. Орлова и В.В. Колпачникова) | Москва, октябрь 2013


5Пучкова Юлиана Олеговна
«Свет в сердце тьмы». Группа по преобразованию тяжелых переживаний |Москва, апрель — июнь


8Пучкова Юлиана Олеговна
Аналитическая работа с психической травмой


3Гигуца Бучашвили
Виртуальный семинар (вебинар) Ведущий Валерий Мершавка психолог — аналитик, писатель, переводчика более 100 книг и статей


2Гигуца Бучашвили
Видео материал IV Международной московской конференции «Глубинная психология на пороге перемен»


7Галина Бедненко
Галина Бедненко. Вечный подросток как архетипический комплекс и социальная роль


2Игорь Александрович Фурманов
Интегративная групповая психотерапия агрессивного поведения подростков


6
Три месяца с Евангелионом: опыт групповой аниметерапии


1Павел Корниенко
Путешествие в психодраму. Жанна Лурье, Павел Корниенко


8Галина Бедненко
Галина Бедненко. Современная вампириана: К новой мифологии


3Вадим Ротенберг
Левое полушарие и психотерапия


3asik
XV Семинар Фрейдова Поля в России | Москва, 4 — 5 декабря 2009


2Галина Бедненко
Галина Бедненко. Метод Таро-драмы: драматическое путешествие Героя по Старшим арканам


9Федор Коноров
Интимная зона психотерапевта


6Алексей Большанин
Пустота и экзистенциальный вакуум: перспективы экзистенциальной терапии


1
Марина Владимирова-Крюкова, Галина Бедненко. Психотерапевтическая работа с глиной


2Семёнова Анна
Метод сказкотерапии в коррекции супружеских отношений


3Галина Бедненко
Галина Бедненко. Красавица и Чудовище: социально-ролевой и интрапсихический анализ сказки


10Александр Сосланд
Психология восприятия психологии. Ироническое эссе


Карен Сили
Психотерапия травмы и травма психотерапии (терапевты об 11 сентября 2001)


3
«Рике с Хохолком»: юнгианский анализ сказки


2А.Барышева
Выпускать ли джина из бутылки? (психодраматические техники – в работе с персоналом организации)


2Галина Бедненко
Бедненко Г.Б. Образы и сюжеты внутренней реальности как реконструкция личного мира: ловушка подхода


Жорняк Е.С., Савельева Н.В.
Нарративная психотерапия


4Вероника Нида
О «Плейбек-Театре»


30Дмитрий Трунов
И снова о „профессиональной деформации“…


Александр Сосланд
Счастье от безумия


1Кэти А. Малчиоди
Работа с детьми и их рисунками

Поиск