Консенсуальный садомазохизм как форма реализации отношений власти-подчинения

Автор: Тамара Кулинкович
Опубликовано: January 25, 2009, 5:32 pm

Т.О. КУЛИНКОВИЧ, преподаватель кафедры психологии БГУ, аспирантка
кафедры психологии БГУ



//
Психологический журнал, 2008. – № 3. – С. 48 – 56.



Статья посвящена изучению отношений в рамках
садомазохизма, осуществляемого по взаимному согласию партнеров. Прелагается
рассмотрение понятия «консенсуальный садомазохизм» и аббревиатуры BDSM,
принятых для обозначения таких отношений. Отмечено отличие научных
представлений о патологических формах садомазохизма от результатов эмпирических
исследований консенсуального садомазохизма. Показано,
что, как среди мужчин, так и среди женщин, преобладает стремление занимать
подчиненную позицию в BDSM отношениях.
Кроме того, существуют группы предпочитающих “доминирующую” роль и группы
участников, склонных менять позицию. Обсуждается отсутствие отчетливой связи
между сексуальным удовлетворением, причинением боли и практиками демонстрации
власти-подчинения с преобладанием последних в консенсуальном садомазохизме.



Ключевые слова:
садизм, мазохизм, садомазохизм, консенсуальный садомазохизм, BDSM,
RACK, доминирование, власть, подчинение.





Разногласия специалистов,
существующие в определении понятия «садомазохизм», а также его научной и
социально-нравственной оценки [1] в последнее время задали разнообразные направления
в изучении этого феномена.



Выделяется несколько
линий в исследовании садомазохизма, часть которых ориентирована на изучение
патологических и общественно-опасных форм его проявления, другие – на
исследование садомазохистских тенденций в поведении психически нормальных и
социально-адаптированных людей. В рамках первого направления делаются попытки
определения этиологии патологических влечений и действий, определения их
положения в системе других расстройств, а также предложения терапии, в том
числе, с применением фармакологических средств. Вторая группа исследований
концентрируется на описании феноменологии взаимоотношений партнеров в рамках садомазохистских
практик с акцентом на признании таких отношений вариантом нормальных отношений
полов. В последние десятилетия в изучении садомазохизма наблюдается
параллельное существование этих направлений и недостаток обмена информацией
между ними [2].



На постсоветском
пространстве феномен садомазохизма рассматривается преимущественно в его
патологических проявлениях с позиции сексологического и психолого-психиатрического
изучения. В то же время, проявления садомазохистских элементов в играх и
продолжительных отношениях психически здоровых людей зачастую выходит за рамки
интереса отечественных специалистов.



Знания об этиологии и
феноменологии садомазохизма в поведении здоровых людей могут в значительной мере
дополнить принятые научные представления об этом феномене. При обсуждении
проявления элементов садомазохизма в поведении здоровых людей необходимо
остановиться на рассмотрении таких относительно новых понятий, как
«консенсуальный садомазохизм» и «BDSM».



Феномен
консенсуального садомазохизма



Понятие “консенсуального
садомазохизма” (от англ. “consensual sado-masochism” – “садомазохизм по взаимному
согласию”) используется американскими и западноевропейскими учеными для
определения таких взаимоотношений людей, в которых проявления власти, унижения
или боль используются для получения удовлетворения при взаимном согласии и
желании обоих партнеров.



При исследовании
особенностей консенсуальных садомазохистских отношений, многими авторами
подчеркивается психологическое и социальное благополучие включенных в них людей
[3]. Р. Столлер, проводивший исследования приверженцев
консенсуального садомазохизма, отмечал: “Большинство информантов имеют
стабильный заработок, высшее или последипломное образование, приятны в общении,
обладают хорошим чувством юмора, находятся в курсе политических и мировых
событий; подвержены депрессии не более и не менее чем все, знакомые мне люди.
Как и все люди, они являются невротиками” [4]. Подчеркивается также, что
возможность использовать в отношениях атрибутику и сценарии практик обмена
властью подразумевает достаточное количество свободного времени, а также
творческий подход к реализации своих фантазий при их позитивной оценке и
принятии [5].



В пользу признания
консенсуальных садомазохистских отношений допустимыми вариациями в рамках
нормального сексуального поведения говорит также факт широкой
распространенности данных практик среди обычных, психически здоровых людей [1].



В случаях, когда
предпочтение садомазохистских действий побуждает индивида к поиску
соответствующих партнеров и единомышленников, а также определяет предпочтение
соответствующей атрибутики и специфической организации общения, дело касается
особого явления в сфере нетрадиционных сексуальных практик - отдельной
субкультуры, объединяющей людей, чуть более других заинтересованных в особом
оформлении и содержании сексуального общения. Далее мы остановимся на рассмотрении
этого явления.



BDSM – новая интерпретация садомазохизма



Аббревиатура BDSM(bondage/discipline – связывание (бондаж)/дисциплина; dominance/ submission – доминирование/подчинение; sadism/masochism – садизм/ мазохизм) стала
своеобразной заменой широко распространенного обозначения SM (или sadomasochism, sado-masochism, S/M, S+M). Синонимом аббревиатуры BDSM является понятие “Тема” (англ. – theTheme). Противоположностью определения “тематический”
является термин “ванильный”, которым обозначаются отношения, действия, фантазии
и т.д., не имеющие отношения к “Теме” и представляющие собой классические и
нормальные в понимании большинства людей аспекты сексуальности [11].



Принятие расширенной и
усложненной замены оказалась обоснованным по ряду причин.



Важнейшим основанием для
такой замены является специфика отношений в рамках консенсуального
садомазохизма, где садистские действия как таковые встречаются довольно редко.
Обычно причинение боли и страданий в садомазохистских “играх” производится с
целью придания дополнительного акцента роли доминирующего партнера, и именно
доминирование и подчинение, а не причинение боли, превалируют в отношениях
такого типа [6; 7]. При этом зачастую реальное или символическое причинение
боли или психологического унижения четко оговаривается партнерами в сценарии
«игры» и скрепляется контрактом. Любые отступления от оговоренных в соглашении
практик обычно ведут к снижению сексуального удовольствия [8].



Ввиду того, что в
практике сексуальных взаимоотношений и предпочтений людей отдельные практики,
включающие проявления власти и подчинения, причинения болевых ощущений и
обездвиживания, несмотря на тесную связь, иногда проявляются обособленно и
самостоятельно [9], возникла необходимость в их дифференцировке и отдельном
обозначении во избежание неправомерного смешения определений.



Ввиду такой необходимости
участниками садомазохистского сообщества была разработана аббревиатура BDSM. Она включает в себя следующие
практики:



B&D – (англ: bondage/discipline) – связывание (бондаж)/дисциплина;



D&S – (англ: dominance/ submission) – доминирование/подчинение;



S&M – (англ: sadism/masochism) – садизм/мазохизм.



Таким образом, разбиение
близких по оформлению и содержанию практик на три основных звена показывает,
что практикующими BDSM отношения
проводится четкое разграничение между причинением боли, эстетикой связывания и
обездвиживания и проявлениями власти / подчинения.



Важно отметить, что в BDSM сообществах садомазохизмом принято
называть лишь те действия и фантазии, которые включают непосредственно
причинение боли. При этом они являются достаточно редкими действиями среди
практикующих BDSM. Согласно Н. Бреслоу и др. [3],
наиболее распространенными практиками являются порка (флагелляция), оральный
секс, бондаж и физическое ограничение. В свою очередь, результаты исследований
П. Сантилла и др. [12] показали, что предпочтения действий в рамках BDSM отношений имеют тенденцию развития
от менее интенсивных к более интенсивным.



В среде поклонников BDSM отношений встречается немало людей,
не имеющих четко фиксированных предпочтений в отношении какой-либо одной
ролевой позиции. Иногда бывает, что один человек может выступать одновременно
доминирующим в одной группе практик и подчиненным в другой. Нередко случается
также, что в рамках одной практики участник испытывает одинаково насыщенные
ощущения в различных ролевых позициях и не отдает четкого предпочтения
какой-либо из них. В таких ситуациях употребляется термин “свитч” (от англ. switch – переключающийся), обозначающий,
что носитель этого названия готов проявить себя как в роли “ведущего”, так и в
роли “ведомого” в зависимости от ситуации или пожеланий партнера.



Таким образом, явления,
которые в психологической теории объединялись с самого начала существования
терминов садизм и мазохизм, на практике оказываются разделенными и нередко
выступающими отдельно и независимо друг от друга.



Одним из существенных
признаков принадлежности отношений к культуре BDSM является соблюдение принципа БРД (“безопасность,
разумность, добровольность”) между партнерами [10]. Принцип БРД был введен
впервые в 1987 г. во время парада сексуальных меньшинств, практиковавших в
отношениях элементы садомазохизма. Принцип был широко принят для
регламентирования отношений партнеров в рамках BDSM, однако, со временем неоднозначность в определении
границ “разумности” и “безопасности” привела к корректировке существующего
принципа. В результате была предложена более гибкая и более всеобъемлющая
альтернатива – принцип RACK (от англ. “Risk-Aware,
ConsensualKink”, что дословно означает “странные, необычные
практики, применяемые с осознанием возможных рисков”). Таким образом, в
предлагаемом принципе подчеркивается, в первую очередь, ответственность и осознание
риска обеими партнерами, что позволяет избегать разночтения в определениях
“безопасности” и “разумности” садомазохистских отношений.



Некоторые
особенности русскоязычного BDSM -сообщества



Основной базой общения
для участников сообществ является Интернет, хотя довольно частыми являются
случаи, когда, воспользовавшись Интернетом для поиска партнера или
единомышленников, участники продолжают общение в реальной жизни [13], организуя
встречи для общения или обмена опытом.Таким образом, с целью
более подробного рассмотрения специфики русскоязычного BDSM-сообщества, мы обратились к изучению его проявлений в
Интернет-среде.



В белорусском
пространстве Интернета активно действует специализированный сайт,
представляющий собой форум BDSM-тематики
(www.bdsmby.org). По данным администрации сайта, на нем
зарегистрировано около 400 пользователей (пользователями форума считаются люди,
которые как минимум 1 раз в месяц заходят на форум под своим Интернет-именем). Среди
активных участников форума, нередко поддерживающих общение в реальных условиях,
насчитывается от 50 до 70 человек. Ресурс служит, в основном, для обсуждения
вопросов, связанных с BDSM-тематикой,
а также для организации дружеских встреч и семинаров по обмену опытом
(например, опытом плетения веревочных узлов для практики «шибари»).



Несмотря на доступность
белорусского ресурса, для проведения исследования был выбран российский сайт
(
href="http://www.bdsm.org.ru/">www.bdsm.org.ru)
в первую очередь, благодаря функционирующей системе рассылки информации о вновь
зарегистрированных пользователях, необходимой для проведения исследования.



Исследование включало анализ
статистики сайта, объявлений и самоописаний посетителей сайта, а также
ознакомление с новостными материалами ресурса.



На момент проведения
исследования всего зарегистрировавшихся на сайте участников было: 4734 человек,
из них 24% женщин и 76% мужчин.



Администрацией сайта
среди членов сообщества периодически проводятся опросы общественного мнения. Мы
включили в исследование анализ статистики ответов на следующие вопросы:



1.     Как Ваши друзья и знакомые относятся
к Вашему увлечению BDSM?



2.     Считаете ли Вы, что BDSM неразрывно связан с сексуальным
поведением?



3.     Какую часть в Вашей жизни занимает BDSM?



4.     Сколько Вам лет?



5.     Считаете ли Вы, что людей, имеющих
пристрастие к BDSM отношениям, следует априори отнести
к распущенным?



Ответы на вопросы опроса
общественного мнения, проводимого администрацией сайта, указаны в Табл. 1.





Таблица 1. Ответы на вопросы, поставленные на
голосование администрацией сайта


































































































Вопрос



Варианты ответов



Количество ответивших



1. Как Ваши друзья и знакомые
относятся к Вашему увлечению BDSM?


Кол-во респондентов: 164



Нейтрально



17,7%



С удивлением, но без осуждения



25,00%



С жалостью (считают больным
человеком)



1,22%



Откровенно негативно



0,61%



Не распространяюсь о своих наклонностях



48,78%



Положительно



7,32%



2. Считаете ли Вы, что BDSM неразрывно связан с сексуальным поведением?


Кол-во респондентов: 85



Да, не представляю BDSM в отрыве от сексуального контекста



64,71%



Нет, я считаю, что секс здесь
не играет первостепенной роли



32,94%



Секс и BDSM
абсолютно между собой не связаны



2,35%



3. Какую часть в Вашей жизни
занимает BDSM?


Кол-во респондентов: 96



7 дней в неделю, 24 часа в
сутки (стиль жизни)



11,46%



По настроению



52,08%



Только символически (в имидже)



5,21%



Превратил(а) бы в стиль жизни
при возможности



31,25%



4. Сколько Вам лет?


Кол-во респондентов: 61



18-21



6,56%



22-28



52,46%



29-35



34,43%



36-50



6,56%



51-60



0%



Больше 60



0%



5. Считаете ли Вы, что людей,
имеющих отношение к BDSM, следует априори отнести к
распущенным или аморальным?


Кол-во респондентов: 47



Нет



91,49%



Да



8,51%








Исследование предпочтений
участников сайта производилось посредством анализа характеристик, которые они о
себе сообщали при регистрации на сайте. Во время проведения исследования в
период с 18.04.2004 по 30.05.2005 на сайте зарегистрировалось более 2930 новых
участников. Были проанализированы регистрационные анкеты, в которых они
указывали свой пол и причину регистрации на сайте, зачастую в объявлениях
указывались также сексуальные предпочтения. Известно, что сексуальные
предпочтения нередко носят полиморфный характер, поэтому при анализе обладатели
анкет условно были разделены на несколько групп в зависимости от того, какие
предпочтения у них преобладали. Среди групп были выделены: доминирующая
направленность (доминирование, садизм), подчиняющаяся направленность (подчинение,
мазохизм), “переключающаяся” направленность (садомазохизм, обмен ролями), а
также группа людей, зарегистрировавшихся на сайте с целью узнать больше о феномене
BDSM или найти новых знакомых для
переписки. Последняя группа была названа «информационной». Ввиду встречающейся
нечеткости в выражениях посетителями своих предпочтений, возникла необходимость
в выделении пятой группы, в которую были отнесены участники, выражавшие свой
интерес к BDSM, но не указывавшие определенно
направленность своих интересов.



Предпочтения
посетителей сайта



В результате анализа
содержания объявлений новых участников сайта была выявлена следующая
статистика. Из зарегистрировавшихся на период проведения исследования 2930
человек 2278 (77%) составляли мужчины и 652 (22%) женщины.



В зависимости от пола,
предпочтения посетителей сайта распределились следующим образом. Среди мужчин
доминирующую позицию предпочитают 616 человек (27%), подчиненную позицию – 987
человек (43%), “переключающимися” являются 155 человек (7%), с целью узнать
информацию о BDSM зарегистрировалось 25 человек (1%) и
нечетко определили свои предпочтения 495 человек (22%)  (рис.1).







Рис. 1. Предпочтения
мужчин-посетителей сайта.




 



Среди женщин доминирующую
позицию предпочитают 156 человек (24%), подчиненную позицию – 307 человек
(47%), “переключающимися” являются 50 человек (8%), с целью узнать информацию о
BDSM зарегистрировалось – 19 человек (5%)
и, наконец, нечетко определили свои предпочтения 120 человек (18%) (рис.2.3).






Рис. 2. Предпочтения женщин-посетительниц сайта.





Обсуждение
результатов исследования



Данные
опроса, проведенного администрацией сайта, показывают, что основную часть
принявших участие в опросе посетителей сайта составляют люди в возрасте от 22
до 35 лет, причем основная доля приходится на возраст от 22 до 28 лет.
Остальные участники распределились поровну в группах с возрастом 18-21 и 36-50.
Нижняя граница возрастного диапазона обусловлена тем, что в правилах сайта
необходимым условием вступления в клуб является достижение совершеннолетия. В
то же время, если допустить справедливость результатов опроса в отношении всех
участников сайта, преобладание среди них людей в возрасте моложе 50 лет может
быть связано также с возрастными характеристиками пользователей Интернета в
целом.



Для
большинства из участников опроса BDSM не является “образом жизни”, а выступает скорее
увлечением. Тем не менее, велика доля лиц, которые превратили бы BDSM в образ жизни при
существовании благоприятствующих для этого условий. Больше половины принявших
участие в опросе считают, что BDSM является неотделимым от сексуального контекста,
однако, примерно треть опрошенных не придают сексу важного значения в BDSM отношениях.
Примечательным также является тот факт, что, несмотря на то, что большинство
посетителей сайта не считают свои склонности аморальными, около половины из них
не распространяются о своих пристрастиях друзьям и знакомым, боясь быть
непонятыми в обществе. В то же время, практически у такого же количества
опрошенных друзья и знакомые знают об их пристрастиях и относятся к ним
нейтрально или с удивлением, но без осуждения. Существуют также участники,
знакомые которых относятся к их пристрастиям либо негативно, либо, наоборот,
положительно.



Анализ предпочтений новых
посетителей сайта, основанный на информации, которую они сообщали о себе в
регистрационных анкетах, показал, что как у мужчин, так и у женщин,
зарегистрировавшихся на сайте, преобладает подчиняющаяся направленность по
сравнению с доминирующей.



В то же время, среди
мужчин доля предпочитающих подчиненную позицию несколько меньше, чем
соответствующая доля у женщин. Среди мужчин значительно чаще встречаются
предпочитающие доминирующую и “переключающуюся” позиции. С другой стороны,
среди женщин также встречаются те, кто выбирает доминирующую позицию в
сексуальных контактах, или же склонен к смене ролей. Таким образом, хотя и
существует некоторое смещение приоритетов в мужской выборке в сторону доминирования,
а в женской выборке в сторону подчинения, тем не менее, основную часть
посетителей сайта как среди мужчин, так и среди женщин составляют люди, предпочитающие
подчиненную позицию. Эти данные подтверждаются исследованиями американских
ученых [8].



Результаты эмпирических
исследований в некоторой степени опровергают распространенное мнение о том, что
мужчины зачастую предпочитают доминирующую (или садистическую) позицию, а
женщины – наоборот, подчиняющуюся (или мазохистскую) позицию.



Выделяемая
многими учеными связь и взаимообратимость садизма и мазохизма, проявляющая себя
в феномене садомазохизма, нашла отражение в предпочтении большим количеством
мужчин и женщин “переключающейся” позиции в BDSM-взаимодействии.



Преобладание интереса к BDSM у мужчин наряду с женщинами,
выявленное в исследовании, подтверждается данными американских исследователей
[5; 8]. Тем не менее, следует отметить, что преобладание среди участников сайта
людей мужского пола может быть обусловлено также специфической демографией
пользователей Интернет. Так, среди активных пользователей Интернет до сих пор
количественно преобладают лица мужского пола, хотя и наблюдается постепенное
выравнивание численности мужчин и женщин [14].



Важно также обратить
внимание на значительную долю людей, регистрирующихся на сайте с целью узнать
больше информации о феномене BDSM,
при этом, однако, открыто не относящих себя к указанному сообществу. Доля таких
посетителей в общем составила 1,5%, из них среди мужчин 1%, а среди женщин 5%.
Эти данные свидетельствуют о существовании особого интереса к вопросам,
связанным с проявлениями доминирования и подчинения, а также садизма и
мазохизма как среди мужчин, так и среди женщин, открыто не причисляющих себя к
указанным выше категориям.



Веским
аргументом в пользу точки зрения о теснейшей взаимосвязи садизма и мазохизма
является выявленный нами в процессе виртуального общения с членами сообщества
феномен кардинальной смены предпочтений у некоторых людей, практикующих BDSM-отношения. Нередко такая
смена происходит на основе значительного опыта действия в одном амплуа и в
результате попытки “попробовать что-то новое”. Такие экспериментальные смены
ролей встречаются достаточно часто и, как показывает практика, нередко ведут к
более четкому самоопределению участников.



Садомазохизм
и власть



Вопреки
традиции толкования садомазохизма в качестве нарушения сексуального поведения,
в исследованиях все чаще отмечается его необязательная связь с сексуальным
компонентом [6].Так, согласно К. Мозеру, BDSM зачастую не только не служит целям сексуального возбуждения
или добавочной стимуляции, но нередко является вполне самодостаточной
практикой, от которой участники получают удовлетворение, сопоставимое с сексуальным
[15].



Существующие
теории и исследования не дают однозначного ответа на вопрос, в чем заключается отмечаемая
в эмпирических исследованиях самостоятельная ценность BDSM-общения, в частности,
практик демонстрации власти / подчинения между партнерами. Со времен первого
научного описания садомазохизма учеными делались попытки определить его природу
и очертить круг действий и влечений, которые могли бы быть отнесены к
садомазохистским.



Основоположник
исследований садомазохизма, Р. Крафт-Эббинг, считал, что жестокость присуща
человеку с первобытных времен, когда  влечение к борьбе и унижению было
преобладающим свойством человека, а также необходимостью его выживания.
Наблюдаемое при этом стремление не только умертвить жертву, но и причинить
побежденному муки, Р. Крафт-Эббинг объяснял чувством господства, чувством
власти и отчасти «беспредельным чувством отмщения» [16, с. 127 –137].



Э.Фромм,
расширявший границы определения садомазохизма до форм его проявления вне
сексуального контекста, подчеркивал, что “желание причинить другому боль не является существенным в
садизме”. Все различные формы садизма, согласно Э. Фромму, обладают одной целью
– полностью подчинить другого человека своей власти. Таким образом, сутью
садистского побуждения является «радость полного господства над другим
человеком» [17, с. 26].



Подобного мнения
придерживаются современные исследователи Т. Кратцер и Дж.М.В.Брэдфорд, которые
объясняют факты отсутствия стремления к сексуальному удовлетворению тем, что
“садист стремится к удовлетворению не сексуальным актом как таковым, который
лишь используется как средство унижения и контроля над жертвами” [18, с. 45].



В свете научных
представлений о природе садомазохизма и его взаимосвязи с влечением к власти и
доминированию, остается открытым вопрос о преобладании у участников BDSM-взаимодействия стремления занимать
подчиненную позицию. Объяснения этих данных могут ориентироваться на различные
теории мазохизма, в которых делаются попытки объяснить мазохизм как первичное
(не выводимое из садизма) или вторичное (как садизм, обращенный против себя)
образование.



С другой стороны,
исследователями BDSM
подчеркивается, что в «тематическом» взаимодействии человек, занимающий
подчиненное положение, как правило, обладает большими полномочиями, поскольку в
его власти определять содержание и сценарий «игры», а также регулировать
интенсивность взаимной активности [5; 8]. Возможно, подчиненная позиция в таких
условиях выбирается как более удобная, не исключающая действие механизмов
идентификации с доминирующим субъектом.



Таким образом, эмпирические
исследования взаимоотношений в рамках консенсуального садомазохизма показывают
некоторые несоответствия с теоретическими представлениями о садомазохизме,
разрабатываемыми в патопсихологических подходах. В частности, опровергаются
представления о гендерных предпочтениях ролей, а также их реализации в
отношениях партнеров.



Распространение в
современном обществе консенсуального садомазохизма сделало возможным экспериментирование
с проявлениями власти и подчинения в условиях согласия и взаимопонимания
участников и стало не столько формой реализации патологических
сексуальных влечений, сколько своеобразной игрой, особым способом
удовлетворения ряда потребностей путем разыгрывания сцен с ярко очерченным
репертуаром ролей, позволяющим участникам ощутить себя в специфических по
интенсивности переживания ситуациях, редко достигаемых в обычной жизни.





ЛИТЕРАТУРА



1.      Фурманов, И.А. Феномены садизма и
мазохизма: историческая эволюция представлений / И.А. Фурманов, Т.О. Кулинкович
// Психологический журнал. – 2006. – № 4. – С.22–28.



2.      Skogerbo, A. Human sexuality
and its diagnosis / A. Skogerbo // Scandinavian Journal of Sexology. – Vol. 2, №.
4. – 1999. – P. 203–206.



3.      Breslow, N. On the
prevalence and roles of females in the sadomasochistic subculture: Report of an
empirical study / N. Breslow, L. Evans, J. Langley // Archives of Sexual
Behavior. – 1985. – Vol.14, № 4. – P. 303-317.



4.      Stoller, R. Pain and
Passion – A Psychoanalyst Explores the World of S&M / R. Stoller. – Plenum
Press, N.Y. – 1991.



5.      Weinberg, T.S. Research in
sadomasochism: A rewiew of sociologycal and social psychologycal literature / T.S.
Weinberg // Annual Rewiew of Sex Research. – 1995. – № 5. – P. 257–279.



6.      Masters, W. Human
sexuality / W. Masters, V. Johnson, R. Kolodny. – Boston: Little, Brown &
Co. – 1985. – 446 p.



7.      Moser, C. Sadomasochism / C. Moser// Journal of Social Work and Human
Sexuality. – 1988. – № 7. – P. 43–56.



8.      Reinisch, J.M. The Kinsey
Institute New Report on Sex / J.M. Reinisch, R. Beasley. - St. Martin's Press, New York. – 1990.



9.      Weinberg, M. S. The Social
Constituents of Sadomasochism / M. S. Weinberg, C. J. Williams, C. Moser //
Social Problems. – Vol. 31, №. 4. – 1984. – P. 379–389.



10.  Brame, G. Different Loving. The World
of Sexual Dominance & Submission / Brame, G., Brame, W.J. – Villard Books,
NY. – 1993. –  358 p.



11.  Scott, G. G. Erotic Power. An
Exploration of Dominance and Submission / G. G. Scott. – Carol Publishing
Group. – 1997.



12.  Santtila, P. Investigating the
underlying structure in sadomasochistically oriented behavior / P. Santtila,
N.K. Sandnabba, L. Alison, N. Nordling // Archives of Sexual Behavor. – 2002. –
Vol. 31, № 2. – P.185.



13.  Martins, M. C. American Women and
Internet Infidelity / M. C. Martins, M. V. Grassi // Abstracts Book. 15th World
Congress of Sexology, June 24-28, 2001, Paris. – 2001. – P. 149.



14.  Уданович, Е. Женская аудитория Интернета:
особенности восприятия и поведения в сети / Е. Уданович // Журнал по электронному
бизнесу. –  2005. – №13. – С.30.



15.  Moser, C. S/M (sadomasochistic)
interactions in semi-public settings / C. Moser // J. Homosex. – 1998. – Vol.
36, № 2. – P.19–29.



16.  Капустин, Д. Молодёжный секс / Д. Капустин.
– Минск. – 1997. – 454 с.



17.  Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. –
Перевод. – М.: Республика, 1992.



18.  Ткаченко, А.А. Сексуальные извращения
– парафилии / А.А.Ткаченко. – М.: “Триада - Х”. – 1999 – 461с.






Статьи автора

Количество статей: 6

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Тамара Кулинкович
Опубликовано: January 25, 2009, 5:32 pm
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

Имя:
E-mail:
Open-ID:
введите код с картинки:


Правила:
Разрешены тэги: <b>, <i>, <u>. Если хотите дать ссылку - пишите ее просто: http://... Все поля обязательны. Ваш email на странице отображаться не будет.


Смайлики:
:) :( ;) :D :lol: :eek: :mad: :weep:
Текст сообщения:


Я ознакомлен(а) и принимаю условия использования сайта и политику конфиденциальности

Комментирование статей отключено

Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / психотерапия и консультирование / Консенсуальный садомазохизм как форма реализации отношений власти-подчинения
Еще в рубрике:

7Пучкова Юлиана Олеговна
Возможности игротерапии и юнгианской песочной терапии (sandplay) в работе с психосоматическими состояниями у детей


6nesvitsky
Любить нельзя использовать


В. Ю. Меновщиков
Программа по клиенто-центрированной терапии и человеко-центрированному подходу (под руководством А.Б. Орлова и В.В. Колпачникова) | Москва, октябрь 2013


9Пучкова Юлиана Олеговна
«Свет в сердце тьмы». Группа по преобразованию тяжелых переживаний |Москва, апрель — июнь


15Пучкова Юлиана Олеговна
Аналитическая работа с психической травмой


3Гигуца Бучашвили
Виртуальный семинар (вебинар) Ведущий Валерий Мершавка психолог — аналитик, писатель, переводчика более 100 книг и статей


2Гигуца Бучашвили
Видео материал IV Международной московской конференции «Глубинная психология на пороге перемен»


8Галина Бедненко
Галина Бедненко. Вечный подросток как архетипический комплекс и социальная роль


7Игорь Александрович Фурманов
Интегративная групповая психотерапия агрессивного поведения подростков


6
Три месяца с Евангелионом: опыт групповой аниметерапии


1Павел Корниенко
Путешествие в психодраму. Жанна Лурье, Павел Корниенко


10Галина Бедненко
Галина Бедненко. Современная вампириана: К новой мифологии


6Вадим Ротенберг
Левое полушарие и психотерапия


5asik
XV Семинар Фрейдова Поля в России | Москва, 4 — 5 декабря 2009


3Галина Бедненко
Галина Бедненко. Метод Таро-драмы: драматическое путешествие Героя по Старшим арканам


11Федор Коноров
Интимная зона психотерапевта


11Алексей Большанин
Пустота и экзистенциальный вакуум: перспективы экзистенциальной терапии


1
Марина Владимирова-Крюкова, Галина Бедненко. Психотерапевтическая работа с глиной


2Семёнова Анна
Метод сказкотерапии в коррекции супружеских отношений


4Галина Бедненко
Галина Бедненко. Красавица и Чудовище: социально-ролевой и интрапсихический анализ сказки


10Александр Сосланд
Психология восприятия психологии. Ироническое эссе


Карен Сили
Психотерапия травмы и травма психотерапии (терапевты об 11 сентября 2001)


3
«Рике с Хохолком»: юнгианский анализ сказки


2А.Барышева
Выпускать ли джина из бутылки? (психодраматические техники – в работе с персоналом организации)


2Галина Бедненко
Бедненко Г.Б. Образы и сюжеты внутренней реальности как реконструкция личного мира: ловушка подхода


Жорняк Е.С., Савельева Н.В.
Нарративная психотерапия


4Вероника Нида
О «Плейбек-Театре»


30Дмитрий Трунов
И снова о „профессиональной деформации“…


Александр Сосланд
Счастье от безумия


1Кэти А. Малчиоди
Работа с детьми и их рисунками

Поиск