Самовыражение личности в общении

Автор: И.П. Шкуратова
Опубликовано: July 28, 2008, 4:55 pm

Ключевые слова (теги): самовыражение, самораскрытие, самопредъявление, межличностное взаимодействие

Оценка посетителей сайта:  10.00  (проголосовало: 3)






Шкуратова И.П. Самовыражение личностив общении // Психология личности. Учебн. пособие под ред. П.Н.Ермакова ИВ.А.Лабунской. М.: ЭКСМО, 2007, с.241-265.

Глава 3.2.      Самовыражение личности в общении

1. Функции и индивидуальныеособенности самовыражения личности в общении

         Двадцатьпервый век начался как век коммуникации. Расширение сети Интернета, развитиемобильной телефонной связи привел к коммуникативному буму. Никогда ещечеловечество не общалось так интенсивно, и так экстенсивно, оно напоминает потревоженныйулей, который гудит миллиардами голосов.

Фактически каждый человекпредставляет собой транслятор информации, небольшую станцию, которая посылаетмного разнообразной информации. Эти новации ставят перед психологией новыепроблемы, связанные с общением. Психология должна помочь каждому человеку непотеряться в этом шуме и адекватно вписаться в процесс межличностнойкоммуникации.

         Проблемасамовыражения личности в общении становится темой все большего числаисследований в отечественной психологии. Этому, на наш взгляд, способствуют два фактора. Во-первых,приверженность отечественных психологов гуманистической психологии, главнойидеей которой является представление о человеке как субъекте собственногоразвития и воплощения себя в разных формах жизнедеятельности. Во-вторых, сменапарадигмы в социальной психологии с изучения Человека Воспринимающего наизучение Человека Транслирующего, что обусловлено, в свою очередь, возрастаниемличной инициативы и активности современного человека.

Под самовыражением  личности в общении нами понимается широкийкруг вербальных и невербальных поведенческих актов, которые человек используетдля передачи информации о себе другим лицам и создания определенногообраза  себя.

В зарубежной психологии проблемасамовыражения личности в общении изучается через два феномена: самораскрытия,под которым понимается сообщение информации о себе другим людям, исамопрезентации, состоящей в целенаправленном создании определенноговпечатления о себе в глазах окружающих. Большинство работ по даннойпроблематике посвящено общим закономерностям протекания этих процессов, а такжефакторам, их детерминирующим.

Человек является  сложным объектом восприятия, поскольку онявляется носителем большого числа свойств, которые можно воспринимать в основномпо визуальному и аудиальному каналам. Можно выделить несколько уровнейсамовыражения личности по критерию осознанности, целенаправленности исоответствия экспрессивного поведения личности и ее внутреннего содержания.

1.     Непроизвольное невербальное самовыражение.

2.     Произвольное самовыражение с помощьюневербальных средств.

3.     Произвольное речевое и/илиневербальное самовыражение, соответствующее внутреннему состоянию личности;

4.     Произвольное речевое и/илиневербальное самовыражение, направленное на формирование искаженногопредставления о своей личности.

По мере перехода отпервого уровня к  четвертому усиливаетсяосознанность, целенаправленность, а также степень искусственности, совершаемыхличностью действий. В конкретном коммуникативном акте могут быть совмещены этиуровни самовыражения. Например, речевое поведение может протекать четвертомуровне, т.е. нести искаженную информацию о человеке, а невербальное поведение вэто же время может разворачиваться на третьем уровне, т.е. выдавать истинныечувства.

         Намипредлагается выделять следующие функции самовыражения.

1.     Экзистенциальная функция состоит втом, что, посылая информацию о своей личности, человек утверждает факт своегосуществования и претендует на то, чтобы окружающие включали его в социальноевзаимодействие.

2.     Адаптивная функция проявляетсяв том, что самовыражение, в первую очередь, направлено на включение конкретногочеловека в сложную социальную систему, поскольку человек действует какисполнитель большого числа социальных ролей, которые ему предоставляетобщество.

3.     Коммуникативная функция являетсягенетически исходной, поскольку вся информация, посылаемая личностью,адресована другим людям, без аудитории она лишена всякого смысла.

4.     Идентификационная функция состоит втом, что самовыражение личности направлено на отражение ее принадлежности копределенным социальным группам или к психологическим типам. Это позволяетаудитории сразу опознавать личность как представителя некоторой социальнойобщности.

5.     Функция регуляции межличностныхотношений основана на том, что количество посылаемой информации, ее содержание,периодичность, взаимность, приводит к определенному характеру межличностных отношений. Люди выстраивают своиотношения, пользуясь самовыражением для достижения определенной дистанции,позиции и знака отношений.

6.     Преобразовательная функция состоит втом, что самовыражение одной личности вызывает определенные изменения в техлюдях, которые стали адресатами полученной информации. В них могут произойтиизменения с разным знаком (социально желательные или негативные), разные по величине(чужой пример может даже стать толчком к смене стиля жизни),  самовыражение может затронуть разное числолюдей (поклонников или противников такого стиля презентации себя). Все этобудет зависеть от масштаба личности и степени новизны ее вклада в разработкутрадиции самовыражения.

7.     Функция саморегуляции обусловленатем, что самовыражение служит средством согласования Я-концепции личности и ееповедения. Самовыражение способствует также сбросу эмоционального напряжения иразрядки.

8.     Функция самовоплощения связана с тем,что, выражая себя в общении с другими людьми, человек создает в ихсознании  образ себя, который существуетнезависимо от его земного существования. Пользуясь опосредованными формамисамовыражения (письменные тексты, портреты, фотографии, аудио и видеоматериалы) человек увековечивает себя, как представителя определенной эпохи игеографической среды.

         Людисущественно различаются по тем средствам, которые они используют длясамовыражения в общении, и по тем задачам, которые они перед собой ставят вэтой связи. Анализ литературы позволяет выделить семь основных характеристик,которые важны для описания индивидуальной стратегии самовыражения личности вобщении.

1.Степень осознанности ицеленаправленности посылаемой информации осебе. Люди очень существенноразличаются по способности к управлению процессом формирования впечатления осебе у окружающих. В западной психологии процесс контроля над собственнымпроизводимым впечатлением получил название самомониторинга. М.Снайдер выявил,что люди, склонные к самомониторингу, больше следуют социальным нормам, лучшеконтролируют свое самовыражение, больше подражают окружающим, болеедемонстративны и конформны (4).

2. Естественность или искусственностьсоздаваемого образа. Это один из ключевых моментов в проблеме самовыраженияличности в общении. Часто он решается упрощенно путем отнесения естественностии искренности к феномену самораскрытия, а искусственности и искажений образа кфеномену самопрезентации. На самом деле, самораскрытие имеет очень много видов,и далеко не во всех из них человек остается полностью искренним. Кроме того, самораскрытие никогда небывает абсолютно полным и фактологичным. Всякий рассказ о себе содержит«литературную» составляющую, в которую входит интерпретация случившегося,жанровые моменты, ориентация на ожидания аудитории и многое другое, что уводитрассказчика от истинного события. Самопрезентация также имеет очень много форм,начиная от презентации черт, действительно присущих субъекту,  до предъявления абсолютно неверной информации о себе. Каждый человекпользуется всей палитрой возможностей самораскрытия и самопредъявления взависимости от требований ситуации и собственных мотивов, однако, соотношениеправдивой и искаженной информации, а также границы допустимой лжи у каждойличности свои.

3. Активность самовыражения личностив общении. Применительно к самораскрытию она может быть определена через такиехарактеристики как его объем, длительность и частота. В самопредъявленииактивность проявляется в стремлении личности быть в центре внимания окружающих,в демонстративности поведения, в использовании стратегий инграциации исамопродвижения. Как правило, активность самовыражения более характерна длялиц, стремящихся к лидерству, общественному признанию, развитию своейпрофессиональной карьеры.

4. Широта самовыражения личности. Онаможет быть определена по количеству сфер общения, на которые распространяетсятрансляция личностью своих характеристик. Прежде всего, этосемейно-родственная, деловая и дружеская сферы общения. Через сферы контактногообщения человек выходит на более широкие социальные общности, в которых онтакже может себя презентировать. К ним относятся профессиональные,национальные, религиозные, партийные, клубные и прочие социальные группы.Следующий уровень презентации связан с государственным уровнем, а еще болеевысокий уровень – с международным влиянием. Широта самовыражения связана с масштабом личности, с ее возможностьюоказывать влияние на события разного социального уровня.

5. Вариативность презентируемыхобразов.   Эта характеристика проявляетсяв способности менять образы в разных ситуациях межличностного взаимодействия.Необходимость выглядеть и действовать по-разному связана, во-первых, с большимколичеством ролей, которые исполняет человек, во-вторых, с изменчивостьюситуаций, в которых протекает его общение. В соответствии с этими двумяфакторами можно условно выделить кросс-партнерскую вариативностьсамопрезентации, которая означает, что человек меняет стратегию своего поведенияв зависимости от партнера, с которым он общается, и кросс-ситуативнуювариативность, которая связана с изменением поведения в зависимости от требованийситуации. Психологи по-разному оценивают склонность личности к вариативностисвоего поведения. М.Снайдер расценивает ее как свидетельство стремленияуправлять впечатлением, производимым на окружающих, другие рассматривают ее какпроявление социальной компетентности. Существуют большие различия между людьмив способности менять свой имидж и манеру поведения (4).

6. Нормативность или окультуренностьсамовыражения личности. Выше уже говорилось о том, что человек в своемсамовыражении должен находиться в определенной ролевой позиции. Каждаясоциальная роль содержит предписания относительно ее исполнения, которыесуществуют в виде традиции в культуре, к которой сам человек себя относит. Впрошлом эти предписания были очень жесткими, и человек, отходивший оттрадиционного поведения в рамках социальной роли, жестоко наказывался, вплотьдо изгнания из общества. Современный мир предоставляет человеку широкиевозможности для выбора, как самих ролей, так и вариантов их исполнения с опоройна разные культурные традиции. Большое влияние на выбор способа презентациисебя в общении с окружающими людьми оказывают механизмы идентификации личности,поскольку человек стремится к тому, чтобы его воспринимали не только как частноелицо, но и как представителя определенной социальной общности.

7. Креативность самовыражения личности. Каждый человекимеет возможность  взять готовый образ дляисполнения социальной роли или привнести в ее исполнение новые аспекты,основанные на личном опыте. Креативные люди создают новые возможности выражениясебя через одежду, речь, используемые стратегии самопрезентации, которые затемстановятся достоянием масс.

         Выделенныеиндивидуальные особенности самовыражения личности имеют устойчивый характер имогут служить основанием для прогноза поведения личности в конкретном актеобщения.

2. Самораскрытие в межличностномобщении: виды, характеристики и функции

Исследованиесамораскрытия началось в рамках гуманистической психологии в 50-х годах 20века. Это было неслучайно, поскольку именно это направление стало рассматриватьчеловека как субъекта собственной жизни. Это проявилось и в терминах, введенныхее представителями: самоактуализация, самовыражение, самораскрытие исаморазвитие. Основополагающими для становления гуманистической психологиистали работы А.Маслоу, в которых самосозидание впервые рассматривалось какнеотъемлемое свойство человеческой природы.

С.Джурардопределил самораскрытие как процесс сообщения информации о себе другим людям;сознательное и добровольное открытие другому своего Я (1). Содержаниемсамораскрытия могут служить мысли, чувства человека, факты его биографии,текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми, впечатления отпроизведений искусства,  жизненныепринципы и многое другое.

Потребностьв самораскрытии присуща каждому человеку, и она должна быть обязательно удовлетворена,поскольку ее подавление может стать причиной возникновения не толькопсихологических проблем, но и различных психических и соматических заболеваний.У каждого человека существует потребность открыть себя хотя бы одному значимомудругому.  Самораскрытие играетцентральную роль в развитии и существовании межличностных взаимоотношений. Оноявляется показателем глубины и степени позитивности отношений (симпатии, любви,дружбы). По мере прогрессирования отношений к более интимным люди рассказываюто себе более полно и глубоко. По сути, самораскрытие означает посвящениедругого человека в свой внутренний мир, отодвигание занавеса, отделяющего «Я»от «Другого». Это самый прямой способ трансляции другим своей индивидуальности.Самораскрытие представляет собой сложный и многоплановый процесс выраженияличности в общении, чувствительный ко многим факторам индивидуально-личностным,социально-демографическим и ситуативным (3). Он может протекать внепосредственной или опосредованной форме, с различной степенью осознания, сиспользованием вербального и невербального каналов передачи информации, бытьориентированным на разное число реципиентов. Рассмотрим основные виды самораскрытия.

         Покритерию источника инициативы самораскрытие может быть добровольным илипринудительным. Степень добровольности бывает разной: от горячего желаниясамого человека рассказать другому лицу о своих чувствах или мыслях до«вытягивания» этой информации партнером. Рассказ о себе в условиях допросаможет быть примером принудительного самораскрытия.

         Повиду контакта субъекта общения и реципиента, можно выделить непосредственноеи опосредованное самораскрытие. Непосредственное самораскрытие наблюдаетсяв ситуации физического контакта субъекта самораскрытия с реципиентом, впроцессе которого они могут видеть и слышать друг друга. Опосредованноесамораскрытие может осуществляться с помощью телефона, письменного текста,электронного текста в Интернете. Непосредственное самораскрытие даетвозможность субъекту получать аудио-визуальную обратную связь от реципиента и всоответствии с этим контролировать процесс самораскрытия (расширять илисворачивать, углублять и т.п.). В то же время присутствие человека сковываетговорящего, особенно при сообщении негативной информации. Не случайно З.Фрейдпридумал во время психоаналитического сеанса садиться за головой клиента,лежащего на кушетке, чтобы между ними не было контакта глаз. В повседневнойжизни люди предпочитают сообщать о негативных действиях  (например, о разрыве отношений) по телефонуили в письменном виде. Письменная форма дистанциирует партнеров и лишает ихбольшого количества информации, передающегося по невербальному каналу(интонации голоса, выражения лица и пр.). Кроме того, она связана с большойотсрочкой во времени обменом информации, хотя в Интернете это преодолено: вфоруме можно общаться в режиме реального времени.

         Особойформой опосредованного самораскрытия являются дневниковые записи. Они, какправило, ведутся человеком для самого себя с целью фиксации в памяти событийсвоей жизни и упорядочивания жизненных впечатлений. Они различаются по степениинтимности затрагиваемых в них тем и подробности описаний. Авторы дневниковпо-разному относятся к возможности их прочтения другими людьми. В Интернетесуществуют блоги – это личные дневники, которые открыты для всеобщегообозрения. Читатели могут комментировать записи, обсуждать личность их автора.Газетные или интернетные объявления о желании вступить в любовные или дружескиеотношения также могут рассматриваться как примеры самораскрытия, хотя здесьпреобладает самопредъявление личности.

         Большоевлияние на самораскрытие оказывает количество людей, на которых оно рассчитано.В западной психологии лицо или группа лиц, которым адресована информация,называется мишенью самораскрытия. Чаще всего, мишенью является одинчеловек, причем его характеристики (социально-демографические и личностныеособенности, характер отношений с говорящим) в большой степени определяютсодержание и формальные характеристики самораскрытия. Иногда мишеньюсамораскрытия становится малая группа (например, члены семьи, коллеги поработе, попутчики в купе поезда). В этом случае, как правило, снижается степеньинтимности сообщаемой информации,  еедетальность. Особой формой  являетсясамораскрытие в группах психологического тренинга или в психотерапевтическихгруппах. В них предварительно создается атмосфера взаимного доверия ираскованности, что позволяет ее участникам безбоязненно сообщать о себеинформацию, которая может компрометировать их в глазах присутствующих.

         Мишеньюсамораскрытия могут выступать большие группы людей, вплоть до всегочеловечества. Это можно назвать публичным самораскрытием. Его примерамимогут служить интервью знаменитых людей в средствах массовой информации,автобиографии, изданные в виде книг. Цели такого самораскрытия отличаются отпредыдущих форм. Публичное самораскрытие всегда имеет целью привлечь внимание ксвоей персоне создать определенное впечатление о себе. Оно включает большойэлемент самопредъявления, поскольку не всегда бывает искренним.

         Покритерию дистантности и формализованности общения самораскрытие бывает  личностным  и ролевым. Ролевое самораскрытиеразворачивается в рамках той роли, в которой человек находится в данный моментвремени. Например, находясь в роли пациента на  приеме у врача,  человек рассказывает о себе главным образомто, что связано с его болезнью. При этом человек может касаться интимныхподробностей и не ощущать стеснения, поскольку общение протекает на ролевомуровне. Личностное самораскрытие предполагает наличие отношений симпатии,дружбы,  любви, которые и являютсяосновой для самораскрытия. Характер этих отношений регулирует направленность исодержание самораскрытия.

         Постепени подготовленности субъектом процесса самораскрытия можно выделить непреднамеренноеи подготовленное. Когда человек в процессе общения спонтанно раскрываетинформацию о своей личности, это пример непреднамеренного самораскрытия. Иногдаэто бывает в ответ на чужую откровенность, или из желания развлечь собеседника.Когда человек заранее планирует сообщение какой-то информации о себе другомулицу или группе лиц, то мы имеем дело с подготовленным самораскрытием.Например, молодой человек может тщательно продумать формулировку признания влюбви своей девушке. Более того, он может позаботиться об обстановке, в которойэто будет сделано.

         Ещеодин важный показатель самораскрытия это степень искренности субъектасамораскрытия, которая проявляется в достоверности информации, сообщаемой осебе. Всякая сообщаемая человеком информация о себе не является полной иабсолютно достоверной. Когда человек вносит умышленные изменения в этосообщение, тогда мы имеем дело с псевдосамораскрытием.

         Помимовышеназванных особенностей, самораскрытие обладает целым рядом характеристик,которые могут быть определены с помощью психологических методов.

Под глубинойсамораскрытия понимается детальность, полнота и искренность освещениякакой-либо определенной темы.  В противоположностьэтому поверхностное самораскрытие предполагает неполное и частичное освещениекаких-то аспектов своей личности. Некоторые авторы связывают с глубиной интимностьраскрываемой информации. На наш взгляд, это неправильно, так как интимностьсвязана с тематикой самораскрытия.

Исследованиязарубежных и отечественных психологов показали, что существуют открытые изакрытые темы. Открытые темы характеризуются высоким самораскрытием и содержат,как правило, нейтральную информацию об интересах и вкусах, отношениях и мненияхчеловека. К закрытым темам относят информацию о сексуальной сфере, о телечеловека, его личностных качествах и финансах. Самораскрытие по этим темамявляется интимным, так как оно касается того, что человек больше всегоскрывает. В США тема источников и объема доходов является более закрытой, чемтема здоровья.

Широтасамораскрытияопределяется количеством информации и  разнообразиемтем, по которым раскрывается человек. Рассказывая другому о себе, субъект можетзатронуть только одну тему или же несколько тем.  Глубина и широта самораскрытия составляютобщий его объем (или интенсивность). Люди очень различаются по степенисамораскрытия, что отражает введенное С. Джурардом понятие «норма открытости».

Избирательность самораскрытия отражает способностьличности варьировать содержание и объем самораскрытия в общении с разнымилюдьми. Психологами были обнаружены большие различия в характеристикахсамораскрытия одного и того же человека в общении с разными партнерами. Однилюди при описании какого-нибудь события своей жизни повторяют один и тот жерассказ, другие люди его видоизменяют в зависимости от партнера.

Дифференцированность самораскрытия можно определить, какспособность личности изменять объем и глубину самораскрытия в зависимости от темы.Индивидуальные различия состоят в том, насколько человек может изменять объем иглубину самораскрытия в зависимости от темы. Сочетание избирательности идифференцированности позволяет судить о гибкости самораскрытия, котораяотражает способность перестраивать сообщение о себе в зависимости отсобственных целей, характеристик ситуации и партнера.

         Эмоциональность самораскрытия характеризуется общейэмоциональной насыщенностью сообщения, а также соотношением позитивной и негативнойинформации, сообщаемой о себе. Для передачи своих чувств в момент самораскрытиячеловек использует вербальные средства (употребление метафор, эпитетов и т.п.),паралингвистические (скорость речи, громкость и т.п.) и экстралингвистические(паузы, смех, плач)  средства.Самораскрытие может быть хвастливое, развлекающее, жалобное, поучающее. 

Продолжительность самораскрытия измеряется по времени,затраченному на него человеком в процессе эксперимента или естественногоповедения. К временным характеристикам самораскрытия относят также пропорцию междуслушанием и повествованием, а также между повествованием о себе и на отвлеченныетемы.

         Итак, основнымихарактеристиками самораскрытия являются: глубина, полнота и широта (которыевместе составляют объем самораскрытия), продолжительность, соотношениепозитивной и негативной информации о себе (аффективные характеристики),гибкость (которая складывается из дифференцированности и избирательности). Еслисоставить таблицу видов самораскрытия на основе рассмотренных выше критериев,то она будет иметь следующий вид.

                                                                                              Таблица

                                               Видысамораскрытия

      Критерий 

Виды самораскрытия

1. источник инициативы

добровольное и вынужденное

2. вид контакта

непосредственное и опосредованное

З. мишень самораскрытия

одному лицу или группе

4. дистантность

личностное и ролевое

5. преднамеренность

непреднамеренное и подготовленное

6. степень искренности

истинное или псевдосамораскрытие

7. глубина

глубокое и поверхностное

8. широта

тематическое или разноплановое

9. эмоциональность

аффективное и нейтральное

10. эмоциональный тон

позитивное или негативное

         Самораскрытие пронизываетткань межличностного общения людей, выполняя целый ряд важных психологическихфункций.

1.Оно способствует психическому здоровью личности коммуникатора.

2. Самораскрытиеразвивает личность, потому что оно содействует  самопознанию и  самоопределению.

3. Оно является средствомсаморегуляции личности благодаря  механизму эмоциональной разрядки, уяснениюпроблемной ситуации через ее вербальный анализ, получению эмоциональнойподдержки от собеседника. Последнее существенно снижает психическое напряжениечеловека и является главной целью исповедальных форм самораскрытия.

Самораскрытиеважно и для реципиента. Оно помогает ему лучше узнать субъекта самораскрытия, атакже даёт ему ощущение того, что в нём нуждаются, что ему доверяют. В целом,самораскрытие способствует развитию и поддержанию межличностных отношений.

3. Влияние личности реципиента и отношений с ним напроцесс

 самораскрытия

         Вотечественной психологии влияние фактора времени знакомства на процесссамораскрытия рассматривается в работе А.К.Болотовой (2). Она опирается напредставления С.Альтмана и Д.Тейлора, которые анализируют взаимноесамораскрытие в процессе развития отношений с позиции теории социальногообмена. С их точки зрения, самораскрытие должно быть взаимным и постепенным.Если кто-то из партнеров начинает форсировать события и давать слишком многоинтимной информации о себе, то внезапность и несвоевременность такогосамораскрытия может даже привести к разрыву отношений. Данные авторы считают,что если люди ориентированы на долгосрочные отношения, то они самораскрываютсямедленно и пошагово, если же отношения заведомо непродолжительны, тосамораскрытие может быть сразу глубоким и легким (как, например, с попутчиком вкупе поезда).

Взаимная открытостьявляется необходимым условием развития отношений на начальных этапах. Когдаотношения укрепились, ответная откровенность не обязательно должна следоватьнемедленно за самораскрытием партнера. Но если оно не наступает на длительномотрезке времени, то отношения ухудшаются.

В исследовании К.Левина иМ.Кнаппа было показано, что если люди длительное время не ощущают взаимности в самораскрытии со стороны другдруга по мере углубления эмоциональных отношений, то их отношения никогда недостигнут стадии интеграции (2).  Люди,находящиеся в длительных  интимных отношениях(например, супруги), более избирательны в темах ответного самораскрытия в адрессвоего партнера, чем по отношению к малознакомым людям. Видимо, это связано сбольшими последствиями для близких людей взаимного самораскрытия.

Л.Б.Филоновпроанализировал стадии развития межличностных отношений, выделил функциональноеназначение каждой стадии и изменение личностных состояний  партнеров по общению (6).

1 стадия. Накопление согласия.У партнеров складывается представление о желательности и возможности выстраиванияотношений. Обе стороны стремятся к согласию в оценках.

2 стадия. Поиск общих интересов.Партнеры ищут поле общих интересов. Темы общения нейтральны: хобби, спорт,политика.

3 стадия. Принятие личностныхкачеств партнера и принципов общения, которые он предлагает. Самораскрытиена уровне личностных особенностей, привычек, принципов.

4 стадия. Выяснение качеств,опасных для общения. Более глубокое зондирование партнера. Вызов наоткровенность в сфере недостатков. Попытки самораскрытия в области негативныхсобственных качеств, иногда в завуалированной форме.

5 стадия. Адаптация партнеров другк другу. Принятие личностных особенностей друг друга. Углубление взаимнойоткровенности на основе большего взаимного доверия.

6 стадия. Достижение совместимостив паре.  Распределение ролей, формированиесистемы отношений. Формирование чувства «мы». Выявление образа мыслей и образажизни партнера. Самораскрытие на уровне смыслов и жизненных планов.

         Каквидно из краткой характеристики стадий развития отношений, самораскрытиевыступает, с одной стороны, средством развития отношений, а с другой стороны,их результатом. Оно движется от нейтрального и поверхностного к интимному иуглубленному.

         Существуетмного доказательств того, что от поведения реципиента в очень большой степени зависит процесссамораскрытия и удовлетворенность результатом самораскрытия.

         Всовременной психолингвистике признается активная роль слушателя. Адресат(мишень самораскрытия) является полноправным участником коммуникативного актана всем его протяжении.  Если же иметь ввиду диалоговую модель общения, которая наиболее характерна для ситуациисамораскрытия между близкими людьми, то в ней происходит постоянная сменапозиций коммуникатора и реципиента.

         Однойиз важных проблем психологии личности и социальной психологии является изучениеособенностей личности реципиента, способствующих более полному и легкомусамораскрытию коммуникатора. Есть целый ряд профессий (журналисты, врачи,юристы, психологи), для которых способность вызывать других людей наоткровенность является профессионально важным качеством. Эффективность любоговида психотерапии строится на доверии клиента психотерапевту и готовностидавать о себе интимную информацию.

         Зарубежныеисследователи называют людей, умеющих вызывать собеседника на откровенность, «opener», что дословно переводится  с английского языка как «открыватель». Л.Миллер,Дж.Берг и Р.Арчер в 1983 году разработали опросник, состоящий из 10 пунктов,направленный на диагностику этой способности (8). В нем испытуемому предлагаютоценить, насколько он склонен выслушивать чужие признания, и может ли онусилить чужую откровенность. Большинство зарубежных исследований, связанных спроблемой вызывания на откровенность, основывается на применении этой методики.

 С.Р.Колвин и Д.Лонгуэйл исследовали личностныеи поведенческие особенности людей, способных вызывать самораскрытие партнера пообщению (8). Ими было выявлено, что женщины оценивают свою способность вызыватьчужое самораскрытие выше, чем мужчины. Дополнительный опрос испытуемых позволилобнаружить, что при заполнении этой методики они придерживаются разныхстратегий. Женщины, отвечая на вопросы, представляли себе, как правило, свойпрошлый опыт общения с  незнакомыми  людьми, а мужчины – свой прошлый опыт общенияс друзьями и родственниками. Кроме того, оказалось, что и мотивация вызыванияна откровенность партнера у них различалась: женщины это делали для того, чтобыинициировать новое знакомство, а мужчины – для того, чтобы определитьвозможности партнера в оказании помощи им самим. Это подтверждает данные обольшем эгоцентризме и прагматической ориентации  в общении мужчин по сравнению с женщинами.

     В исследовании Д.Шаффер и Л.Пегалис изучалось,  как влияет на успешность интервьюера способность опрашиваемого вызывать партнера на откровенность(12). С этой целью  было образовано 72пары из незнакомых между собой девушек-студенток с крайними значениями поспособности вызывать партнера на откровенность. Обнаружилось, что интервьюеры свысокой способностью были более умелыми только в том случае, когда бралиинтервью у девушек с низкими способностями. Наоборот, девушки с низкимизначениями по опроснику Миллера лучше проявляли себя, когда интервьюироваливысоко способных  девушек. Авторы считают,что в последнем случае опрашиваемые с высокими социальными умениями оказывалиположительное влияние на неумелых интервьюеров. Они  снимали у них напряжение, что приводило к лучшейситуации общения, что в конечном итоге способствовало большему самораскрытиюопрашиваемых.

         Такимобразом, можно сделать вывод о том, что самораскрытие зависит от многихфакторов, связанных с личностями субъектов коммуникации и отношениями, вкоторых они находятся в данный момент.

4.  Стратегии и  тактики  самопредъявления

В зарубежной психологии одной из центральных проблем изучения самопредъявленияявляется вопрос о стратегиях и тактиках самопредъявления. Интерес к этойпроблеме обусловлен его большой практической значимостью, поскольку каждыйчеловек, с одной стороны, хочет умело владеть этими стратегиями, а с другойстороны, стремится видеть и опознавать их в поведении своих партнеров пообщению. К настоящему времени накоплен большой эмпирический материал,свидетельствующий о влиянии многих социально-психологических и  личностных характеристик субъекта самопредъявленияи его партнера, а также обстоятельств их взаимодействия на реализацию разныхстратегий и тактик презентации своего образа (1, 5, 7).

Стратегия самопредъявления является совокупностью поведенческих актовличности, разделённых во времени и пространстве, направленных на созданиеопределённого образа в глазах окружающих. Тактика самопредъявления – этоопределённый приём, с помощью которого реализуется выбранная стратегия. Стратегиясамопрезентации может включать в себя множество отдельных тактик. Тактика  самопрезентации является кратковременнымявлением и направлена на создание желаемого впечатления в конкретной жизненнойситуации.

 Э.Джонс и Т.Питтман в 1982 годусоздали одну из первых классификаций стратегий самопредъявления, основанную нацелях и  тактиках, которые используютлюди в общении с окружающими (9). По их мнению, самопрезентация позволяетчеловеку использовать различные источники власти, расширяя и поддерживаявлияние в межличностных отношениях.

1.     Стремление понравиться – инграциация.Эта стратегия рассчитана на  властьобаяния. Основная тактика состоит в том, чтобы угождать другим людям, льстить исоглашаться, предъявлять социально-одобряемые качества. Цель – казатьсяпривлекательным.

2.     Самопродвижение – демонстрациякомпетентности, которая предоставляет власть эксперта. Основная тактика состоитв доказательстве своего превосходства и хвастовстве. Цель – казатьсякомпетентным.

3.     Примерность – стремление служитьпримером для других людей, что дает власть наставника. Основная тактика состоитв демонстрации духовного превосходства, сочетается с  хвастовством и стремлением обсуждать и осуждатьдругих людей. Цель  - казаться моральнобезупречным. 

4.     Запугивание – демонстрация силы,которая заставляет окружающих подчиняться и дает власть страха. Основнаятактика состоит в угрозе. Цель - казаться опасным.

5.     Демонстрация слабости или мольба.Обязывает окружающих оказывать помощь, что дает власть сострадания. Основнаятактика – просить о помощи, умолять. Цель - казаться слабым.

По зарубежным данным наиболеераспространенными являются первые три стратегии самопредъявления, поскольку онисоответствуют социально-одобряемому поведению.

Р.Баумайстер выделяет две стратегии самопрезентации, различающихся поспособам, которыми они достигаются, и по наградам, которых они достигают: «ублажающаястратегия» – направлена на то, чтобы выставить себя в выгодном свете,управляется внешними критериями (подстройка под аудиторию) и достигает внешнейнаграды – одобрения; «самоконструирующая» – критерии и награды внутри самого человека,человек поддерживает и укрепляет свое «идеальное Я», которое и производитвпечатление на окружающих (10).

Д.Тедески и Линдсколд  выделяютутверждающий и оборонительный  видстратегий:

·       утверждающаястратегия предполагает  поведение,направленное на создание позитивной идентичности в глазах окружающих;

·       оборонительнаястратегия направлена на восстановление позитивной  идентичности и устранение негативного образа(11).

Первая стратегия состоит из активных, но не агрессивных усилий создатьпозитивное впечатление. Оборонительные стратегии включают в себя оправдание,запугивание, мольбу и другие формы социально неодобряемого поведения.

Наиболее детальная классификация стратегий самопредъявления осуществленаА.Шутц, которая на основе обобщения большого количества литературы, посвященной данной проблеме, выделиласобственные критерии для категоризации тактик и стратегий самопрезентации (11).

В качестве таких критериев она предложила рассматривать установку насоздание позитивного образа или избегание плохого образа, степень активностисубъекта в создании образа и  степеньпроявления агрессивности субъекта в процессе самопрезентации. На основесочетания этих критериев она выделяет четыре группы стратегий самопредъявления.

1.     Позитивное самопредъявление. Девиз «Я хороший».  Этот вид самопредъявления содержит активныено не агрессивные действия по созданию позитивного впечатления о себе. К этойгруппе относятся стратегии стремление нравиться, самопродвижение, служениепримером. Основные тактики следующие:

·       Гретьсяв лучах чужой славы. Она была впервые описана Р.Чалдини, который занималсяизучением психологии влияния. Она основана на ассоциировании себя с известнымии уважаемыми людьми.

·       Ассоциированиесебя с важными и позитивными событиями (например, человек характеризует себякак участника сражения или стройки).

·       Усилениезначимости и важности тех событий, в которых человек участвовал, и тех людей, скоторыми ему довелось общаться.

·       Демонстрациявлиятельности. Человек внушает окружающим возможность больших позитивных последствийот своих действий. Эта тактика особенно характерна для политиков.

·       Демонстрация  идентификации с аудиторией. Человекдемонстрирует близость своих взглядов, установок тем людям, на  которых направлено самопредъявление.

2.          Наступательное самопредъявление. Основано на стремлении выглядеть хорошо, очерняя других людей. Это агрессивный способ созданияжелаемого образа, все тактики которого направлены на критику конкурента. Здесьприменяются следующие тактики:

·       Подрывоппозиции.  Сообщается негативная информацияо конкуренте для того, чтобы на его фоне лучше выглядеть.

·       Критическаяустановка в оценке любых явлений действительности. Она создает иллюзиюкомпетентности говорящего в отношении обсуждаемой темы.

·       Критикав адрес тех, кто критикует его. Это создает иллюзию предвзятости состороны  критикующих. Например, политикичасто обвиняют журналистов в том, что их подкупили.

·       Изменениетемы дискуссии в выйгрышную для себя сторону.

3.    Предохранительноесамопредъявление.  Ставит перед собой цель не выглядетьплохо. Человек избегает возможности дать о себе негативное впечатление путемухода от взаимодействия с другими людьми.

Тактики, применяемые в этом случаеследующие:

·       Избеганиепубличного внимания;

·       Минимальноесамораскрытие.

·       Осмотрительноесамоописание. Человек не рассказывает не только о своих недостатках, но и освоих достоинствах, чтобы не оказаться в ситуации, когда он не сможетподтвердить свое мастерство.

·       Минимизациясоциального взаимодействия.

4.Оборонительное самопредъявление. Субъект ведет себя активно в создании образа, но имеетустановку на избегание негативного образа. Эта стратегия, как правило,разворачивается тогда, когда человека обвиняют в причастности к какому-тонежелательному событию. Чем более велика роль человека в этом событии, и чемоно тяжелее, тем труднее человеку изменить свой негативный образ в сторонупозитивного.

Для этойстратегии характерны следующие тактики самооправдания.

·       Отрицаниесобытия. Человек отрицает сам факт негативного события, в связи с которым егообвиняют.

·       Изменениеинтерпретации события с целью снижения негативности его оценки. Человекпризнает сам факт события, но подает его в более позитивном ключе.

·       Диссоциация.Человек занижает степень своего негативного участия в этом событии, стремитсяотмежеваться от него.

·       Оправдание.Человек может настаивать на законности своих поступков, или приводить аргументыв свою пользу.

·       Извинения.Человек   утверждает, что не могпоступить иначе, так как не мог контролировать ход событий.

·       Признаниевины и раскаивание, обещание впредь не повторять ошибок.

         Этитактики могут разворачиваться последовательно по мере того, как обвиняющаясторона получает дополнительную информацию о негативном событии, но могутиспользоваться и отдельно.

Этаклассификация тоже не охватывает весь спектр стратегий и тактик самопредъявления.В работах М.Селигмана была описана тактика выученной беспомощности, котораясостоит в том, что человек умышленно изображает неспособность к требующимся отнего действиям или поступкам в расчете на то, что окружающие люди ему помогут(4). Эта тактика реализуется в рамках стратегии демонстрации слабости, потомучто другие стратегии, выделенные Э.Джонсом и Т.Питманом, основаны надемонстрации превосходства над партнером. Если человек на самом деле былспособен самостоятельно справиться с проблемой, то это поведение можно отнестик разряду манипулятивных тактик.

Психологическиблизкой к ней является тактика создания искусственных препятствий самимчеловеком на пути к достижению цели, которая изучалась С.Стивеном и Э.Джонсоном(4). Человек защищает свою самооценку и свой общественный имидж, объясняя неудачи внешними обстоятельствами или ситуативнымифакторами (недомоганием, дефицитом времени на подготовку, преимуществамиконкурента и пр.). Тактика восхваления соперника является беспроигрышной,поскольку в случае его победы человек доказывает окружающим, что у него былсильный и достойный противник. Если же побеждает сам человек, то его победавдвойне почетна. Тактика ложной скромности тоже значительно повышаетпозитивность образа человека, особенно в тех культурах, в которых ценитсясамоограничение (например, в Японии, Китае, России). Но эта же тактика в СШАпринесет человеку противоположный эффект, поскольку там принято, открытозаявлять о своих успехах и способностях.

М.Лири ссоавторами выделяют такую тактику, как красование (11). В английском языке онаполучила название «адонизация» по имени мифологического героя Адониса, которыйбыл влюблен в самого себя. Цель этой тактики выглядеть внешне привлекательным. Реализации этой тактики достаточносложна, поскольку критерии привлекательности у разных людей различны, поэтомусубъект самопрезентации должен хорошо знать вкусы аудитории, на которуюрассчитано оформление его внешности.

В заключениенеобходимо отметить, что человек применяет множество тактик самопредъявления взависимости от ситуации, в которой он оказался, но при этом у него существуютнаиболее предпочитаемые приемы, которые наиболее адекватно соответствуют егоимиджу. Каждый человек выстраивает свой образ, исходя из своего пола, возраста,принадлежности к определенной культуре, слою общества, профессии и своихличностных особенностей.

Литература

1.     Амяга Н.В. Самораскрытие исамопредъявление  личности в общении //Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991.- С. 37-74.

2.     Болотова А.К. Психология времени вмежличностных отношениях. М.: изд-во МПСИ, 1997. 120 с.

3.     Зинченко Е.В. Самораскрытие личностикак социально-психологическое явление // Прикладная психология, 1998, №5,с.59-69.

4.      Майерс Д. Социальная психология. - СПб.:Питер, 1998. 688с.

5.     Соколова-Бауш Е.А. Самопрезентациякак фактор формирования впечатления о коммуникаторе и рецепиенте // Мирпсихологии, 1999, № 3, с.132-139.

6.     Филонов Л.Б. Психологические аспектыустановления контактов между людьми. Методика контактного взаимодействия. Пущино,1982. 40 с.

7.    ШкуратоваИ.П., Гоцева Ю.А. Самопредъявление подростков в межличностном общении //Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов-на-Дону, изд-воФолиант, 2004, с.267-283.

8.     Colvin C.R., Longueuil D. ElicitihgSelf-Disclosure: The Personality and Behavioral Correlates of the Opener Scale //Journal of Research in Personality, 2001, 35, pp. 238-246.

9.    Jones E.E., Pittman T.S. Toward ageneral theory of strategic self-presentation // Psychological perspectives ofthe self. Hillsdale, NJ:Erlbaum, 1982, pp. 231-263.

10.LearyM.R., Kovalsky R.M. Impression management: a literature review andtwo-component model // Psychological bulletin, 1990, vol.107, No.1, pp.34-47.

11.Sсhutz A.Assertive, Offensive, Protective and Defencive Styles of Self-presentation: aTaxonomy // Journal of psychology interdisciplinary and applied. 1997, vol.132,pp.611-619.

12.ShafferD. R., Pegalis L. The “opener”: Highly skilled as interviewee // Personalityand Social Psychology Bulletin, 1990, vol. 16(3), pp.511-520.



Статьи автора

Количество статей: 4

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: И.П. Шкуратова
Опубликовано: July 28, 2008, 4:55 pm
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

Имя:
E-mail:
Open-ID:
введите код с картинки:


Правила:
Разрешены тэги: <b>, <i>, <u>. Если хотите дать ссылку - пишите ее просто: http://... Все поля обязательны. Ваш email на странице отображаться не будет.


Смайлики:
:) :( ;) :D :lol: :eek: :mad: :weep:
Текст сообщения:


Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / социальная психология / Самовыражение личности в общении
Еще в рубрике:

3Андрей Ловаков
Новый взгляд на повинуемость и эксперимент Стэнли Милгрэма


2Тамара Кулинкович
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ПОДЧИНЕНИЯ


1Тамара Кулинкович
ТРАКТОВКА ПОНЯТИЯ «ПОДЧИНЕНИЕ» В ПСИХОЛОГИИ


3Галина Бедненко
Бедненко Г.Б. Вызовы и Ответы подросткового и юношеского периодов


2И.П. Шкуратова
Самопредъявление личности в общении (монография)


4Галина Бедненко
Галина Бедненко. Танцующие туфельки: исследование одного мотива в волшебных сказках


15Надежда Майсак
Суицидальные тенденции подростков субкультуры «эмо»


1Галина Бедненко
Галина Бедненко. Байкеры выходного дня или философия личностного выживания


20Галина Бедненко
Галина Бедненко. История и киномифы субкультуры байкеров (мотоциклистов): к анализу психосоциального развития


Наталья Коган
Ошибки восприятия риска


4Галина Бедненко
Галина Бедненко. Пространство мифа


6 Александр Александрович Вихман
Восприятие различных способов введения в заблуждение в контексте делового общения.


3И.П. Шкуратова
Когнитивный стиль и общение (монография)


И.П. Шкуратова
Самовыражение личности в общении


49Е. Н. Волков, М. В. Вершинин
«Источники жизни» или паразиты иллюзий? | Что тренируют на (псевдо)тренингах типа Lifespring (МГТО)


7А.Н. Онучин
Схемы причинности в межличностном познании старшеклассников


3Роман Золотовицкий
Социометрия Я.Л.Морено: мера общения.


9И.П. Шкуратова
Мотивация самораскрытия в межличностном общении


47Т. Г. Стефаненко
Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности


4Магун Владимир Самуилович
Потребности и психология социальной деятельности личности (полный текст книги)


36Т. А. Шкурко
Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе


И.Б. Бовина
Может ли молчание защитить от СПИДа: представления о СПИДе и больных СПИДом/ВИЧ- инфицированных у молодежи


12Ю.М.Жуков
Психотехники расширения сознания: социопсихологические технологии


1Алена Прихидько
Когнитивные факторы копинг-поведения безработных


14Ю. Е. Алешина, А. С. Волович, П. Б. Снежневский
Зеркала и отражения: двойной захват


14Е. П. Белинская
Временные аспекты Я-концепции и идентичности


24Наталья Шавшукова
Особенности восприятия политического поля людьми разных политических ориентаций


13Алена Прихидько
Образ науки и стратегии совладающего поведения у современных ученых


10Виктория Голованевская
Взаимосвязь особенностей «Я» -концепции и совладающего поведения


9А.В. Панченко
Анализ поведенческой активности безработных

Поиск