"Новая парадигма" в социальной психологии. Смена ориентиров: от естествознания к интерпретирующим дисциплинам

Автор: А.Н. Онучин
Опубликовано: March 1, 1999, 12:00 am
Цикл «Психология социального познания»,  
посвященный юбилею Г.М. Андреевой. 
Статья опубликована: 
Мир психологии. № 3. 1999. с. 90-97. 

Становление социальной психологии

    Становление социальной психологии в качестве самостоятельной научной дисциплины, опирающейся на экспериментальные исследования оформилось в США. Практически вся социальная психология первой половины ХХ века отождествляется с ее американским вариантом. Сама природа социально-психологических теорий, логика их конструирования приобретает черты тех логико-методологических нормативов, которые свойственны американской философии первой половины ХХ века. На протяжении длительного времени эти вопросы рассматривались в достаточно жесткой схеме позитивизма. Пафос первых экспериментальных работ состоял в том, чтобы выработать альтернативу спекулятивному, кабинетному подходу, сложившемуся в середине XIX века.

Но в результате из науки стали изживаться не только «спекуляции», но и вообще теория. Начиная с 40-х годов ситуация меняется. Неудовлетворенность огромными объемами собранного но малосодержательного эмпирического материала, неприложимость большинства выводов, полученных на основе лабораторных экспериментов, к решению практических задач и др., приводит к тому, что все более активно начинает обсуждаться вопрос об уровне возможных в социально-психологическом знании теорий. Из социологии заимствуется идея теорий среднего ранга. Критическому осмыслению подвергаются и философские основы социально-психологического знания. Стремительное развитие социально-психологических исследований после второй мировой войны, прежде всего в США, создавало впечатление весьма успешного и результативного развития молодой науки. Как ностальгически заметил один из первых критиков дисциплины, американский психолог У.Мак-Гайр, ’в то время … казалось, что социальная психология переживает «золотой век». Она была престижной и продуктивной областью науки, где огромное число ученых … проводило свои исследования с той верой и энергией, которую можно наблюдать у тех, кто хорошо знает, куда идет’./5/
    К концу 60-х годов ясное представление путей и задач сменилось повсеместным разочарованием в результатах, сомнением в целях и неуверенностью в социальной релевантности социально-психологического знания. Проблема неадекватности методологического арсенала экспериментальной социальной психологии ее предмету — социальному поведению людей, стало отправной точкой переосмысления социальной психологией своей идентичности. С определенной долей условности можно выделить следующие этапы методологической саморефлексии послевоенной социальной психологии :
а) конец 60-х начало 70-х годов: констатация методологического неблагополучия дисциплины, попытки ее косметического ремонта; американская социальная психология сохраняет свои ведущие позиции, но уже становится объектом критики европейской науки, которая утверждает за собой право на создание альтернативных моделей социально- психологического знания;
б) 70-е годы: осознание новой ситуации в социальной психологии как попытки «смены парадигмы», поиск несциентистских концептуальных рамок для описания и объяснения социально-психологических феноменов. Возникающие в западной Европе собственные центры социально-психологических исследований впервые составили серьезную конкуренцию американским образцам. Но все же, ’хотя теоретические идеи были новы, исследования, проводившиеся для проверки этих идей, оставались вполне традиционными; это были, разумеется, не те новые парадигмы, о которых говорили социальные психологи в годы кризиса’/10/; в) 80-е начало 90-х годов — посткризисное развитие; сосуществование нескольких метатеоретических ориентаций, ведущими из которых являются традиционный сциентизм неопозитивизма и герменевтические установки социального конструкционизма.
В метатеоретическом отношении ’кризис разошелся , … но весьма своеобразно — путем деления дисциплины на две социальные психологии, которые существуют бок о бок при минимальном взаимодействии’/10/.

Позитивистская парадигма в социальной психологии

    В основе «старой», позитивистской парадигмы, число сторонников которой еще достаточно велико как в Америке, так и в Европе, лежит убеждение в принципиальной познаваемости внутренних каузальных механизмов, управляющих социальным поведением. Несмотря на кризис, его основополагающие идеи, в частности так называемая «стандартная концепция науки», остаются основной методологической базой неопозитивизма в социальных науках. Основные принципы неопозитивизма в социальных науках заключаются в признании того, что:
  1. социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности — природной и социально-исторической (натурализм);
  2. методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания (сциентизм);
  3. «субъективные аспекты» человеческого поведения можно исследовать только через открытое поведение (бихевиоризм);
  4. истинность научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процедур (верификация);
  5. все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно (квантификация);
  6. социальная наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией (методологический объективизм).
    При подходе с подобных позиций психологию обычно определяют как науку о человеческом поведении, а социальную психологию — как такую ветвь этой науки, которая изучает процесс взаимодействия людей. Считается, что главная цель науки состоит в установлении общих законов посредством систематического наблюдения; социальный психолог разрабатывает общие законы для описания и объяснения социального взаимодействия. Подобная традиционная трактовка научного закона в той или иной форме повторяется во всех фундаментальных трудах по социальной психологии. Например Джонс и Джерард полагают, что ’наука стремится к постижению тех фактов, которые обеспечивают взаимосвязь между явлениями’. Данную точку зрения можно рассматривать как непосредственное продолжение традиции мышления XVIII столетия. В то время существенный прирост знания обеспечивали естественные науки, что позволяло оптимистически оценивать перспективу применения естественнонаучных методов для исследования человеческого поведения.

«Логика моральных наук» Дж.Ст.Милля

    П.Уинч, рассматривания некоторые сложности, которые возникают, когда мы пытаемся основать наше понимание общества на методах естественных наук, предлагает в первую очередь обратить внимание на Джона Стюарта Милля. Во-первых, потому, что Милль открыто защищает позицию, которая лежит в основе заявлений значительной части современных социальных исследователей. Во-вторых, потому, что некоторые сравнительно более сложные интерпретации социальных исследований в качестве науки могут быть лучше поняты как попытки исправить некоторые из наиболее явных недостатков позиции Милля.

Милль, подобно многим нашим современникам, признавал состояние ’моральных наук’ ’пятном на лице науки’. Средством преодоления такого состояния должно было стать обобщение методов, используемых в тех дисциплинах, ’в которых полученные результаты в конце концов были единогласно признаны всеми, кто обратил внимание на доказательство’/12/. По этой причине он рассматривал философию социальных исследований просто как часть философии науки. ’Методы исследования, применимые в моральной и социальной науке должны считаться уже описанными, если мне удастся перечислить и охарактеризовать методы, применимые в науке в целом’/12/. Это подразумевает то, что несмотря на название шестой книги «Системы логики», Милль на самом деле не верит в существование «логики моральных наук». Логика является такой же, как и в любой другой науке, и все, что необходимо сделать, состоит в том, чтобы разъяснить некоторые трудности, связанные с ее применением к особому предмету исследований в моральных науках.
    Общая концепция научного исследования у Милля базируется на юмовских идеях о природе причинности. Говорить, что А является причиной В не означает утверждать существование некоей познаваемой (или таинственной) связи между А и В, но утверждать, что временное следование А и В является примером обобщения до той степени, что события подобные А всегда обнаруживаются в нашем опыте предшествующими событиям, подобным В. Если научное исследование состоит в установлении причинных следствий, то из этого следует, что мы можем совершать научное исследование любого предмета, о котором возможно делать обобщения. На самом деле, Милль идет дальше: ’Любые факты, которые следуют друг за другом, согласно постоянным законам, могут быть — сами по себе — предметом науки, хотя, возможно, эти законы еще не открыты и их невозможно открыть нашими современными средствами’/12/. То есть, наука может быть там, где существует единообразие, а единообразие может быть даже там, где мы еще не обнаружили его и даже не имеем возможности открыть его и обобщить в формулы.
    В качестве примера Милль приводит современное ему состояние метеорологии. Каждый знает, что изменения в атмосферных условиях подчинены определенным закономерностям; они являются, таким образом, подходящим предметом для научного исследования. Но оно не получило еще развития в следствии трудности наблюдения фактов, от которых зависят феномены. Теория приливов (тайдология) находится в немного лучшем положении, при котором ученые уже открыли феномены, от которых зависят движения приливов в целом; но они не способны предсказать точно, что случится в определенных условиях из-за сложности локальных условий, в контексте которых проявляется гравитационное влияние луны.
    Милль предполагает, что «наука о человеческой природе» может во всяком случае быть развита до уровня тайдологии. Возможно, мы не сможем делать более, чем предлагать статистические обобщения о вероятных исходах социальных ситуаций из-за сложности переменных. ’Факторы, представляющие человеческий характер так многочисленны и различны … что в совокупности они никогда в двух различных случаях не являются в точности сходными’. Тем не менее, ’примерное обобщение в социальных исследованиях для большинства практических целей эквивалентно точному; оно только вероятностно в утверждениях о произвольно выбранных индивидуумах, и достаточно точно при обобщении характера и коллективного поведения масс’/12/. Тут уместно вспомнить, что первые работы, выполненные в рамках социальной психологии как самостоятельной науки, таких авторов как Лебон, Тард, Мак-Дугалл, посвящены разработке концепции психологии масс.
    Индивидуальные отклонения, по мнению Милля, необходимо объяснять осуществлением законов в весьма отличных индивидуальных ситуациях. Такие широкие статистические обобщения не являются окончательным результатом: они должны быть дедуктивно связанны с законами природы, из которых они происходят. Эти конечные законы природы являются «Законами Духа», обсуждаемыми в главе четвертой «Логики». Они отличаются от эмпирических не по виду, но по своей значительно большей степени обобщенности и точности. Подобно всем научным законам, они представляют собой утверждения о единообразии, в данном случае, «единообразии следствия среди состояний духа». Милль поднимает вопрос, должны ли они разрешиться в единообразие следствия между физиологическими состояниями и состояниями духа, и приходит к выводу, что, хотя однажды это будет в значительной степени возможно, это не устраняет возможности утверждения автономных психологических законов, которые не зависят от физиологии.
    ’Этология, или Наука о Развитии Характера’ может основываться на нашем знании Законов Духа /12/. Она включает изучение человеческого ментального развития, которое Милль рассматривает как результат действия общих Законов Духа в индивидуальных условиях отдельных человеческих существ. Поэтому он воспринимает Этологию как в целом дедуктивную, в противовес Психологии, которая является наблюдательной и экспериментальной. Этология соотносится с психологией как механика — с теоретической физикой; ее принципы являются «axiomata media», с одной стороны, происходя от общих Законов Духа, а с другой стороны, приводя к эмпирическим законам, выведенным путем простого наблюдения.
    Обнаружение этих эмпирических законов самого нижнего уровня является задачей историка. Социальный ученый стремится объяснить эмпирические законы истории, показывая каким образом они следуют, прежде всего из axiomata media Этологии, и , в конечном счете, из общих законов Психологии. Это приводит Милля к его концепции «Обратного дедуктивного метода». Исторические обстоятельства настолько сложны, в силу куммулятивного эффекта влияния оказанного на них предыдущими поколениями, что никто не может надеяться достичь достаточно детального знания любой отдельной исторической ситуации, чтобы быть способным предсказать ее исход. Поэтому, имея дело с историческим развитием большого масштаба, социальный исследователь должен, большей частью, подождать и , посмотрев. Что случится, сформировать результаты своих наблюдений в «Эмпирические Законы Общества». А в конце концов, ’связать их с законами человеческой природы путем дедукции, показывающей, что таковы должны были быть выведенные законы, которые следовало ожидать как последствия этих конечных законов’ /12/.
    Карл Поппер указал некоторые ошибки в таком описании социальных наук. В особенности, его критике подверглось то, что он называет «психологизмом» Милля, т.е. учение о том, что развитие социальной ситуации из другой социальной ситуации может, в конечном счете, быть объяснено в понятиях индивидуальной психологии. Он также показал неточности, к которым приводит описание открытий истории как «эмпирических законов общества», а не утверждений о тенденциях. Значительно более радикальные возражения против концепции социальных исследований Милля выдвигает Питер Уинч.

Неопозитивизм в социальных науках

    Однако, прежде чем приступить к рассмотрению критической работы Уинча, уместно обратить внимание на основные тенденции развития социальной науки в рамках позитивистской ориентации, а далее в рамках тех многочисленных направлений, которые многие авторы объединяют как неопозитивистскую теоретико-методологическую ориентацию.
    Многие вопросы объявляются бессмысленной метафизикой, т.к. они формируются с помощью терминов, не поддающихся эмпирической проверке. Продолжаются в новой форме традиции эмпиризма и феноменологизма , восходящие к Дж. Беркли и Д. Юму. Происходит отказ от психологической формы позитивизма Маха с его постановкой вопроса об существовании объективной реальности и отношении сознания к этой реальности.

На первое место выходит усиление требований к языку. Как предмет философии рассматривается язык науки как способ выражения знания , а также деятельность по анализу этого знания и возможности его выражения в языке. Основные идеи, сформировавшиеся в рамках деятельности Венского кружка, это сведение философии к логическому анализу языка науки, трактовка логики и математики как формирующих прообразов в языке науки. Однако уже в 50-е годы оказалось, что идея элиминирования метафизики из философии и научного знания не оправдала надежд. Классические метафизические проблемы оказались значимыми для анализа эпистемологических вопросов. Историки науки Коллинквуд и Койре показали неадекватность неопозитивистской модели, анализируя оригинальные тексты выдающихся естествоиспытателей, из которых следовало, что метафизические конструкции являются весьма значимыми факторами в создании фундаментальных научных теорий. Кроме того, оказалось невозможным в полной мере формализовать язык науки. Начиная с 50-х годов понятие неопозитивизма все более заменяется понятием «аналитическая философия», частью которой является «лингвистичеcкая философия». Это философское направление отказывается от жестких требований к языку. Последователи Мура и позднего Витгенштейна полагают, что объектом анализа должен стать естественный язык.

«Социальная наука» Питера Уинча

    Опубликованная в 1958 году книга английского философа П. Уинча «Идея социальной науки» явилась первой работой , в которой был осуществлен синтез лингвистического подхода англо-американской аналитической философии и подхода «континентальных» философов, занимающихся проблемами истолкования социальных явлений (немецкой ’понимающей социологии’ прежде всего). В основе авторской концепции лежат поздние взгляды Людвига Витгенштейна. В своей критике Уинч отмечает, что: ’Как риторическая сила, так и логическая слабость позиции Милля связана с фразой «просто значительно более сложный»’/9/. По его мнению, хотя человеческие реакции являются значительно более сложными, чем реакции других существ, они не просто значительно сложнее. То, что с одной стороны представляется изменением в степени, с другой стороны является различием по виду. Понятия, которые применяются для описания более сложного поведения, логически отличаются от тех, которые применимы для менее сложных. По мнению Уинча, это пример чего-то, подобного «Закону Перехода Количества в Качество» Гегеля. Однако описание Гегелем этого процесса, так же, как и толкование Гегеля Энгельсом, содержит ошибку, аналогичную миллеровской, поскольку не отделяет физические изменения от концептуальных. Они включают, например, в качестве примера одного и того же принципа, неожиданное превращение воды в лед в результате ряда единообразных количественных изменений температуры, и, с другой стороны, преобразование шевелюры в лысину в результате серии изменений количества волос. Если ответ на вопрос, на сколько градусов необходимо уменьшить температуру ведра воды, чтобы ее заморозить, можно получить экспериментально, то во втором случае не существует четкой разграничительной линии между лысиной и шевелюрой, а наше понимание, что уже является лысиной укоренено в социальном контексте.
    Еще большая зависимость от социального контекста возникает при рассмотрении социального поведения. Поведение чосеровского Троила по отношению Крессиде можно понять только в контексте правил придворной любви. Таким образом автор ставит проблему необходимости понимания человеческого поведения как «осмысленного поведения». Свою задачу преобразования социальных наук Уинч связывает с эпистемологическим направлением в исследовании вопроса о понимании смысла человеческих действий. Он подчеркивает решающую роль философских предпосылок социальных исследований, явлений показывая концептуальный характер центральных проблем социального познания.

Разбирая вопрос об особенностях прогнозирования общественных явлений, Уинч предполагает необходимость учета субъективных намерений и решений участников некоторой совместной практики. Он отмечает невозможность свести к универсальным логическим закономерностям проблему критериев рациональности человеческого поведения и особенно подчеркивает конвенциональный характер социальных отношений.
    Одна из центральных позиций Уинча заключается в сближении принципов лингвистической практики людей и их социальных отношений. Это позволяет ему сделать ряд далеко идущих выводов. Английский философ показывает, как внутренние ( концептуальные) отношения высказываний членов того или иного сообщества моделируют и даже определяют многие другие типы взаимоотношений в рамках сообщества. Существует, таким образом, взаимосвязь дискурсивной и недискурсивной сфер человеческого опыта. Социальные отношения между людьми, согласно Уинчу, правильнее сравнивать с обменом идеями (значениями, смыслами) в ходе разговора, нежели с взаимодействием сил в некоторой физической системе.
    Исходной точкой для обществоведа, ориентированного на понимание таких феноменов, служит установление и описание регулярностей, которые воплощаются в суждениях, фиксирующих тождественность определенных социальных процессов. Подобные суждения необходимо связаны с конкретными формами правилосообразного человеческого поведения в рамках отдельного лингвистического сообщества. То же понятие «реальности» в каждом конкретном случае принадлежит языку и практике определенной «формы жизни» и потому не имеет универсального значения. Для понимания же действий самого исследователя социальных явлений необходимо учитывать не только его отношение к непосредственному объекту исследования, но и к своим коллегам. Особенность позиции социального ученого, по Уинчу, в том, что понимание им социальных больше напоминает понимание инженером действий своих коллег, чем понимание им действий механистических сил.

«Новая парадигма» в социальной психологии

    Растущий скепсис в отношении позитивистской концепции дополнился углубленным интересом к проблеме лингвистических условностей, которые накладывают ограничения на сам процесс понимания. Классическим примером этого могут послужить «Философские исследования» Витгенштейна. Где именно ощущает индивид горе или радость; можно ли мгновенно пережить глубочайшее чувство; возможно ли описать надежду? — задавая эти и сходные вопросы, Витгенштейна предельно ясно показал степень конвенциональной несвободы в употреблении ментальных предикатов. Философия трактуется им в данной работе как активность направленная на прояснение языковых выражений. Задача философа сугубо «терапевтическая» — устранение путем анализа естественного языка философских и иных обобщений, оцениваемых как своего рода заболевания. Такой подход к философии был впоследствии соединен некоторыми последователями Витгенштейна с психоанализом Фрейда. Философ, по Витгенштейну, не должен пытаться выявить единство, сущность языка. Его задача — описывать и разграничивать различные «языковые игры». Витгенштейн признает только специфическое общее для всех «игр» — так называемое семейное сходство. С помощью этой крайне номиналистической концепции он выступил против «классической» теории образования общих понятий, а также против математического реализма. В завершении нашего краткого обзора представляется уместным вспомнить мнение Витгенштейна, из его последней работы «О достоверности», о том, что сами понятия сомнения и достоверности возникают лишь в определенных системах человеческой деятельности. Сомнение с необходимостью предполагает нечто достоверное, т.е. определенные парадигмальные предположения, не нуждающиеся в объяснении.
    Его труд способствовал появлению внушительного числа философских исследований в области лингвистических конвенций, которые управляют применением таких понятий, как разум, намерения, чувственные данные, мотивация. Эти исследования пролили свет на многие сложности, вызванные опредмечиванием языка. ’Оказалось, что многие классические проблемы психологии и философии, по существу, является следствием лингвистической путаницы и легко устранимы, как только достигается ясность в отношении природы и функции языка’/2/. Сущность изменения приоритетов в социопсихологических исследованиях отражает некоторые общие аспекты развития неопозитивизма. На почве этой эпистемологической неудовлетворенности возникает новое направление в социопсихологических науках. На метатеоретическом уровне большинство исследований конструкционистской ориентации обнаруживают приверженность одной или нескольким гипотезам следующего характера:
  1. Сторонники новой парадигмы, или социальные конструкционисты полагают, что осмысление социопсихологической реальности не равнозначно «физическому знанию» и требует принципиально иной эпистемологической модели. С этой точки зрения, научная истина не тождественна знанию о мире как он есть, которым располагает объективный наблюдатель. Соответственно, научная теория не может быть сведена к описанию этой истины избранными исследователями. Теория и истина представляют собой специфические формы дискурса, которые отражают социально-практическую локализацию своих носителей, побуждая всех членов данного социального сообщества принять вполне определенные формы социальной жизни. Критерием оценки социопсихологической теории служит не степень ее соответствия подлинному миру, а ее социальная интеллигибельность и способность генерировать новые поведенческие феномены, которые утверждают ’истину’, проецируемую теорией.

    Новая научная рефлексия неизбежно ведет к пересмотру тематики социопсихологической работы. В рамках новой парадигмы социальное поведение интерпретируется как дискурсивная, смыслосозидающая активность. Поэтому осмыслению здесь подлежат такие явления, как правила и структура конверсаций, идеологические функции мышления и т.п. ’Эксперимент рассматривается в данном случае в качестве одного из возможных риторических приемов поиска «истины» ( т.е. дешифровки значений в языковой деятельности человеческого сообщества). С этих позиций изучение ментальной жизни на уровне отдельного индивида есть не что иное, как «приватизация социального», ибо всякая личностная ментальность всегда социальна по своему происхождению и содержанию’/2/.

    Социальный конструкционизм выступает, таким образом, как специфический вид социальной критики. Он предлагает на некоторое время оставить в стороне нашу уверенность в том, что окружающий мир (как обыденный, так и научный) есть нечто, разумеющееся само собой; в том, что общепринятые категории, или способы понимания мира получают свои полномочия посредством наблюдения. Тем самым социальный конструкционизм дает нам шанс подвергнуть сомнению объективность конвенционального знания. Основной труд Аверила, посвященный эмоциям, заставляет усомниться в том, что гнев — это биологическое состояние организма, и предлагает рассматривать его как исторически обусловленное социальное проявление. Сходные критические замечания прозвучали также в связи с мнимой самоочевидностью таких феноменов, как самоубийство, шизофрения, альтруизм, верования, детство, бытовое насилие. Было показано, что объективные критерии выявления всех этих «событий», «поведенческих форм» и «сущностей» либо ограничены — культурой, историей, социальным контекстом, либо не существуют вовсе.

  2. Термины, в которых происходит осмысление мира , есть социальные артефакты, продукты исторически обусловленного взаимообмена между людьми. С точки зрения конструкционизма, осмысление мира — это не автоматический или природный процесс. Понимание мира есть результат активной совместной деятельности людей, вступающих во взаимные отношения. В связи с этим обращаются к историческим и культурным основаниям различных форм конструирования мира. Ряд исследователей обнаружил широкую историческую вариативность в содержании таких понятий , как ребенок, романтическая и материнская любовь, личностное Я и др.

    Конструкционистская аналитическая ориентация распространяется далее на те аксиомы или основополагающие утверждения, которые составляют фундамент принятых в современном обществе личностных дескрипций. Во-первых, подлежит выяснению вопрос о том, в какой мере бытующие культурные модели мышления детерминируют или ограничивают те выводы, которыми мы располагаем в рамках профессиональной психологии. Как может психолог оставаться «в пределах смысла», если он пренебрегает границами понимания, принятыми в культуре. Во-вторых, обсуждается проблема общих правил, управляющих объяснением человеческой деятельности, — правил (если таковые существуют), из которых, в свою очередь, и вытекают общепринятые конвенции. Работа в этом направлении позволяет наметить круг наиболее вероятных ограничений в сфере психологического исследования. Если удастся выделить некоторую совокупность гипотез и утверждений, детерминирующих сам процесс рассуждений о личности, мы возможно сможем понять, что именно должна сказать психологическая теория, если она претендует на понимание и отклик.

  3. Степень распространения и уровень влияния той или иной формы понимания мира в тот или иной период времени не зависят от эмпирической обоснованности избранной точки зрения, они связаны с пертурбациями социальных процессов. Включая конфликты, коммуникацию, переговоры, ораторское искусство. Независимо от уровня стабильности или повторяемости каких-либо поведенческих особенностей, те или иные варианты их толкования могут быть отвергнуты, если их интеллигибельность вызывает сомнение у членов коммуникативного сообщества. Правила, предписывающие «что чем считать», изначально лишены определенности; они постоянхзно эволюционируют и свободно варьируются , следуя за изменениями в пристрастиях тех, кто эти правила применяет. По убеждению ряда исследователей то, что в науке принято считать «упрямыми фактами», как правило, обусловлено почти неуловимым, но весьма мощным влиянием социальных микропроцессов. Здесь наблюдается переход от экспериментальной эпистемологии к эпистемологии социальной.
  4. Формы понимания мира, приобретаемые в ходе социальной коммуникации, обладают чрезвычайно большим значением для социальной жизни в целом, так как они самым тесным образом связаны с массой других типов человеческой деятельности. Описания и объяснения мира сами конструируют формы социального действия и в этом своем качестве сами непосредственно переплетаются с прочими видами деятельности людей во всей ее полноте. Трансформация описания или объяснения создает благоприятные условия для некоторых социальных действий и неблагоприятный — для других. Так, модель личности как изначально греховной предполагает некоторую, вполне конкретную линию ее поведения — и никак не другую. Именно в этой связи многие исследователи заинтересовались теми образами, или метафорами человеческой деятельности, которые доминируют в современной психологии. В частности массу вопросов породили трактовки человека как машины, как самодостаточной системы или как ’торговца’ на рынке социальных отношений.
    Значение конструкционизма как движения в современной психологии станет более понятным на фоне исторического развития дисциплины. Целесообразно рассмотреть конструкционизм в соотношении с основными противоборствующими интеллектуальными традициями в психологии. По мнению К. Дж. Джерджена, различие этих традиций связано преимущественно с их базовыми эпистемологическими ориентациями или моделями знания. Такие мыслители, как Локк, Юм, Дж. Ст. Миль, а также современные представители логического позитивизма видели источник знания (трактуемого как ментальное представление) в событиях реального мира. С их точки зрения, знание есть копия мира или должна быть таковой в идеале. Таким образом, данная эпистемологическая перспектива, которую К. Дж. Джерджен назвал экзогенной, стремится интерпретировать знание как заложника природы: достоверное знание воспроизводит или отражает факты реального мира. Данной позиции К. Дж. Джерджен противопоставляет эндогенную трактовку происхождения знания, к которой тяготели Спиноза, Кант, Ницше, представители феноменологии. В их понимании знание обусловлено процессами , которые изначально присущи самому субъекту познания. Мыслители этой ориентации утверждают, что в индивиде от рождения заложены некоторые тенденции, побуждающие его мыслить, оперировать категориями и обрабатывать информацию, и именно эти тенденции (а вовсе не характеристики мира как такового) приобретают первостепенную важность в процессе формирования знания.
    Антиномия двух эпистемологических перспектив сыграла решающую роль в истории теоретической психологии. Ранние немецкие психологи-теоретики положили немало напрасных усилий в надежде объединить обе позиции. Одним из примеров может служить попытка классического психологического исследования определить точный характер отношений между внешним и внутренним мирами. В США, где развитие психологической теории испытало сильное влияние прагматизма и позитивизма, она приобрела жесткий экзогенный характер. Бихевиоризм (а впоследствии и необихевиоризм) переместил основные детерминанты человеческой деятельности в окружающую среду. Согласно постулатам бихевиоризма, для успешной адаптации к среде организм нуждается в знании, которое адекватно отражает среду или воспроизводит ее. Что же касается эндогенной перспективы, то до недавнего времени она никак не приживалась на американской почве. От полного исчезновения эндогенную позицию буквально спасла горстка гештальтпсихологов, которые акцентировали автохтонные тенденции перцептивной организации человека, да немногочисленная группа феноменологов. На протяжении последних двух десятилетий произошло явное изменение акцентов. Эндогенная перспектива возродилась во всей своей полноте в виде когнитивной психологии. Семена подобной эволюции посеял еще Курт Левин, интерес которого к психологии можно рассматривать как пережиток континентального рационализма. В работах его учеников — Фестингера, Шехтера и др. Эндогенная позиция получила дальнейшее развитие благодаря понятию социальной реальности (противостоящей реальности физической), социального сравнения, мотивированного восприятия, когнитивного диссонанса. Главенствующее положение, которое заняли в социальной психологии исследования подобного рода сделало последующие поколения ученых особо чувствительными к таким явлениям и процессам, как когнитивные схемы, логический вывод, накопление и реализация информации, когнитивная эвристика.
    Разумеется, подобные изменения в интерпретации и объяснении произошли и в других областях психологического знания. Масштабы «когнитивной революции» чрезвычайно велики. Но тем не менее влияние эндогенной перспективы не стало подавляющим, и не может стать таковым в принципе. Экзогенная позиция составляет метатеоретический фундамент науки. Современная концепция психологической науки является побочным продуктом эмпирической, или экзогенной философии, которая всегда стремилась доказать объективный характер знания. Хотя современные психологи-экспериментаторы и демонстрирует применение методов, удостоверяющих объективность знания о когнитивных процессах, но претендуя на точность представления мира они ставят под удар свою исходную позицию, согласно которой значимым является лишь мир познанный, а не мир как таковой. Таким образом, экзогенный фундамент, на котором покоится вся научная деятельность, лишает обоснованности эндогенные теории, подлежащие проверке. Когнитивизм вряд ли сможет добиться окончательного верховенства и в сфере психологического дискурса. Такой вывод подсказывает, в частности, многочисленные примеры из области философии знания, история которой представляет собой бесконечный и неразрешимый спор между мыслителями экзогенной (в данном случае эмпирической) и эндогенной (рационалистической, идеалистической, феноменологической) ориентации. В сущности, историю эпистемологии можно уподобить непрерывному колебанию маятника. Мы были свидетелями конфликта между Платоном с его чистыми формами познания и Аристотелем, защищавшем приоритет чувственных данных; между авторитетом опыта (Бэкон, Локк, Юм) и авторитетом разума и рациональных способностей (Декарт, Спиноза, Кант); между позицией Шопенгауэра и Ницше, отстаивавшими первенство воли и страсти в процессе генерации знания, и точкой зрения логического позитивизма, стремившихся свести все знание к наблюдаемому.
    Если в будущем в психологических исследованиях вновь обнаружатся недостатки, свойственные когнитивизму, следует ли ожидать «возвращение к среде» в той или иной более изощренной концептуальной форме? А эти недостатки появятся наверняка. В частности, когнитивизм, доведенный до своего естественного предела, возвращает нас к неприемлемому убогому солипсизму. Он никогда не сможет разрешить такие каверзные проблемы, как происхождение идей и понятий или влияние мышления на поведение.
На этом фоне можно в полной мере оценить факт появления социального конструкционизма. Адепты нового движения взяли на себя смелость выйти за пределы традиционного дуализма субъект-объекта со всеми его проблемами и приступили к разработке новой концептуально-аналитической схемы, базирующейся на альтернативной (не эмпирической) теории науки, ее функций и потенциала. Собственно говоря, движение в сторону конструкционизма начинается в тот момент, когда под сомнение ставится теория знания как ментального представления.
    Огромное число неразрешимых вопросов, порожденных этой теорией, заставляет обратиться к исследованию тех феноменов, которые являют собой знание в контексте человеческих отношений. Одними из первых претендентов на эту роль будут лингвистические образы: ведь знанием обычно считается то, что представлено в форме лингвистических утверждений, накопленных в книгах, журналах, на магнитных дисках и т.п. Таким образом лингвистические образы суть конституирующие элементы социальной практики. С этой точки зрения знание представляется уже не как предмет индивидуального обладания, сосредоточенный в пределах человеческого разума, а как продукт совместной деятельности людей. Иными словами мы вообще можем оставить в стороне тему психологического базиса языка (осмысление которого приведет к формированию «подтекста» или языка в миниатюре) и сосредоточиться на «исполнительских» аспектах языка в контексте человеческих отношений.
    Для обозначения этого движения иногда применяют термин «конструктивизм». Однако последний используют также применительно к концепции Пиаже, теории восприятия, а кроме того, для характеристики одного из значительных направлений в искусстве ХХ столетия. Понятие «конструкционизм» позволяет избежать путаницы и сохранить связь данной совокупности идей с классической работой Бергера и Лукмана «Социальное конструирование реальности». Рассмотрим некоторые основополагающие положения из этой работы, вышедшей в 1966 году. Социология знания рассматривается как одна из самых «философских» социальных дисциплин, так как ее предметом является возникновение и функционирование различных форм мышления и знания в том или ином социокультурном контексте. Феноменологическоя социология знания ориентирована не столько на изучение специализированных форм знания, вроде науки, а на «повседневное знание», реальность «жизненного мира», предшествующую всем теоретическим системам. Главным идейным источником данной работы является феноменология Э. Гуссерля, переработанная А. Шюцем в феноменологическую социологию. В разработке Бергера и Лукмана обретают органическое соединение традиции американской социологии и социальной психологии с немецкой социологией и философией. Основным постулатом данной работы является утверждение, что реальность социально конструируется и социология знания должна анализировать процессы , посредством которых это происходит. «Реальность» в данном случае определяется как качество присущее феноменам, иметь бытие, независимое от нашей воли и желания , а «знание» можно определить как уверенность в том, что феномены являются реальными и обладают специфическими характеристиками. Обычный человек живет в мире, который является «реальным» для него, хотя и не все аспекты «реальны» для него в равной степени и он «знает», хотя и с разной степенью уверенности, что этот мир обладает такими-то и такими-то характеристиками. Рядовой человек обычно не затрудняет себя вопросами, что для него «реально» и что он «знает», до тех пор, пока не столкнется с проблемой того или иного рода. Он считает свою «реальность» и свое «знание» само собой разумеющимися. Социолог, хотя бы в следствии понимания факта, что в разных обществах рядовые люди считают само собой разумеющимися совершенно различные «реальности», вынужден спрашивать, нельзя ли объяснить разницу между двумя «реальностями» огромными различиями этих двух обществ. Философ стремится к максимальной ясности в отношении предельного статуса того, что обычный человек считает «реальность» и «знанием». То есть он стремится выяснить где кавычки нужны, а где их можно опустить, т.е. отделить обоснованные утверждения о мире от необоснованных. Социологический же интерес к проблемам «реальности» и «знания» характеризуется прежде всего фактом их социальной относительности. Изучая все то, что считается в обществе знанием, не смотря на обоснованность или необоснованность такого «знания», социология знания обращается к процессам развития, хранения и передачи такого «знания», в результате чего оно становится само собой разумеющейся «реальностью» для рядового человека. Иначе говоря — имеет дело с социальным конструированием реальности.
    Возвращаясь к конструкционизму отметим, что социально-конструкционистский анализ охватывает такие разнообразные явления, как пол, агрессия, разум, причинность, личность, Я, ребенок, мотивация, эмоции, мораль. Как правило, фокус этих исследований составляют принятые в обществе языковые формы, средства достижения социальной договоренности по поводу этих форм, а также значения последних для прочих областей социальной жизнедеятельности. Во всех этих случаях из научного обихода исключается все то, что представители разных ветвей профессиональной психологии считали «фактами, касающимися природы психологического». Психологические понятия «эмоции, мотивы и т.п.» отсекаются от своей онтологической основы в голове индивида и становятся составной частью социального процесса. В соответствии с идеями позднего Витгенштейна ментальные предикаты не рассматриваются более как обладающие синтаксической связью с миром ментальных событий; в след за поствитгенштейнианцами эти понятия регистрируются в терминах тех социальных практик, в которых они функционируют.
    Работая в этом направлении, социальные психологи начинают сегодня искать точки соприкосновения своей науки с некоторыми социальными дисциплинами нового типа. Вместо того чтобы обращать свои взоры к естествознанию и экспериментальной психологии, представители социальной психологии все явственнее ощущают свое родство с так называемыми «интерпретирующими» дисциплинами. Это науки, занятые преимущественным анализом разных систем значений, используемых человеком. В частности, сфера интересов социального конструкционизма самым непосредственным образом пересекается с занятиями этнометодологов, изучающих методы, посредством которых люди привносят смыслы в окружающий мир. Близок социальному конструкционизму и драматургический анализ «стратегического развертывания» социального поведения. Задачам социального конструкционизма отвечают также те дисциплины (включая историю и социологию науки), которые обращаются к социальной базе научного знания. Особый интерес для психологии приобретают изыскания антропологов, особенно тех из них, которые изучают процесс символического конструирования мира и человека во внеевропейских цивилизациях. Многообещающим выглядит ее обращение к литературной теории (включая анализ метафор и деконструкцию значений),поскольку эта работа дает представление о том, как лингвистические или риторические фигуры (тропы) организуют и направляют наши усилия по «описанию» действительности.

Литература.

  1. Грязнов А. Социальная наука Питера Уинча. Уинч П. Идея социальной науки. М. 1996.
  2. Джерджен К.Дж. Движение социального конструкционизма в современной психологии. Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М.ИНИОН.1995.
  3. Джерджен К.Дж. Социальная психология как история. Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М.ИНИОН.1995.
  4. История философии: Запад — Россия — Восток. Книга 2. Под.ред. Мотрошиловой Н.В. М. 1996.
  5. Мак-Гайр У.Дж. Ин и янь прогресса в социальной психологии: семь принципов. Современная зарубежная социальная психология . Тексты. Под. ред. Андреевой Г.М. и др. МГУ 1984.
  6. Общая характеристика состояния теоретического знания в современной западной социальной психологии. Современная зарубежная социальная психология . Тексты. Под. ред. Андреевой Г.М. и др. МГУ 1984.
  7. Современная западная социология Словарь. М. 1990.
  8. Современная западная философия. Словарь. М. 1991.
  9. Уинч П. Идея социальной науки.
  10. Якимова Е.В. Введение. Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М.ИНИОН.1995.
  11. Якимова Е.В. Западная социальная психология в поисках новой парадигмы: анализ методологических дискуссий 70-х 90-х годов; Научно аналитический обзор. РАН ИНИОН Лаб. Социол. М. ИНИОН 1993.
  12. Mill, J.S. A System of Logic. Цит. по Уинч П. Идея социальной науки. М. 1996


Статьи автора

Количество статей: 2

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: А.Н. Онучин
Опубликовано: March 1, 1999, 12:00 am
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

1 (гость) 06.06.2004 17:46

актуальность бесконечна - этот текст пойдет как реферат студентам на сдачу. рефератная научная работа - это пардон рефератная работа, зачемже спрашивать мнение по поводу статьи...shlalexej@mail.ru

2 (гость) 06.06.2004 17:46

Что дальше?

3 (гость) 06.06.2004 17:46

ОЧЕНЬ НЕ ПЛОХО!!!

4 (гость) 06.06.2004 17:46

молодцы,помогли мне

5 (гость) 06.06.2004 17:46

Желательно больше работ по современной западной социологии, в частности, "Феноменологической социологии" Щюца

6 Иван Николаевич (гость) 06.06.2004 17:46

... А идея была хороша8))))

7 Чртюрыъшэр (гость) 06.06.2004 17:46

уррьютэю

8 (гость) 06.06.2004 17:46

огромное спасибо!

9 Марина (гость) 06.06.2004 17:46

жалко, что такие статьи встречаются редко...

10 Бычкова Марина (гость) 15.11.2004 09:34

Большое спасибо за то, что тут можно было приготовиться к семинару по социологии!!!
Поступайте в НГПУ ИМПиСР! ;)

11 wiwi 22.06.2015 08:36

soccer shoes, http://www.soccer-shoes.org/
softball bats, http://www.softball-bats.us/
supra shoes, http://www.suprashoe.net/
swarovski outlet, http://www.swarovskicrystal.com.co/
swarovski outlet, http://www.swarovskijewelry.com.co/
swarovski, http://www.swarovski-uk.org.uk/
north face outlet online, http://www.the-northface.com.co/
the north face outlet, http://www.the-northface.in.net/
north face uk, http://www.thenorth-face.org.uk/
the north face outlet, http://www.thenorthface.us.org/
calvin kleins outlet, http://www.calvinklein.co.com/
celine bags, http://www.celinebags.org/
cheap nfl jerseys, http://www.cheapjerseys.in.net/
air jordan retro, http://www.cheap-jordans.net/
michael kors outlet, http://www.cheapmichaelkors.us.org/
nike sneakers, http://www.cheap-nikeshoes.com/
oakley vault, http://www.cheapoakley.us.org/
oakley vault, http://www.cheapoakleysunglasses.ar.com/
cheap oakley, http://www.cheap-oakleysunglasses.in.net/
ray ban sunglasses, http://www.cheaprayban.com.co/
discount shoes, http://www.cheapshoes.com.co/
ugg boots clearance, http://www.cheapuggboots.eu.com/
flat iron, http://www.chiflatiron.net.co/
air max 2015, http://www.nike-air-max.us/
nike outlet, http://www.nikefactory.org/
nike running shoes, http://www.nikefree5.net/
nike free, http://www.nikefree-run.net/
nike running, http://www.nikefree-run.org.uk/
nike air max, http://www.jordanrelease-dates.com/
nike mercurial, http://www.nikemercurial.net/
roshe run, http://www.nikerosherun.us/
cheap nike shoes, http://www.nikestore.us/
north face jackets, http://www.northface.us.org/
north face jackets women, http://www.northfaceoutlet.com.co/
oakley sunglasses outlet, http://www.oakleyoutlet.us.org/
oakley outlet, http://www.oakley-sunglasses.us.org/
oakley vault, http://www.oakleysunglassescheap.in.net/
cheap oakley sunglasses, http://www.oakleysunglassesoutlet.com.co/
omega watches, http://www.omegawatches.us.com/
pandora sale, http://www.pandora-charms.org.uk/
pandora charms, http://www.pandorajewelry.com.co/
ralph lauren outlet, http://www.polo-outlets.com/
prada outlet, http://www.pradahandbags.net.co/
prada outlet, http://www.pradahandbags.com.co/
prada shoes for men, http://www.pradashoes.com.co/
polo ralph lauren outlet online, http://www.ralph-lauren.org.uk/
ralph lauren outlet, http://www.ralphlaurenoutlet.us.com/
ralph lauren outlet, http://www.ralphlauren-outlet.org.uk/
ralph lauren shirts, http://www.ralphlaurenoutletonline.com.co/
ralph lauren outlet online, http://www.ralphlaurenoutletonline.in.net/
ralph lauren outlet online, http://www.ralphlaurenpolo.in.net/
ray-ban, http://www.ray-ban-outlet.us.com/
ray-ban sunglasses, http://www.raybans.us.org/
ray ban sunglasses, http://www.rayban-sunglasses.org.uk/
ray ban sunglasses outlet, http://www.rayban-sunglasses.us.org/
cheap ray ban, http://www.raybansunglassesoutlet.net.co/
burberry outlet, http://burberry.outletnow.net/
red bottoms, http://christian.louboutin-outlet.net/
tory burch handbags, http://toryburch.salesandals.net/
abercrombie and fitch kids, http://www.abercrombieand-fitch.com.co/
abercrombie fitch, http://www.abercrombiefitch.us.com/
abercrombie.com, http://www.abercrombie-kids.us.com/
air huarache, http://www.air-huarache.co.uk/
jordan shoes, http://www.airjordans.us/
jordan retro, http://www.airjordanshoes2015.com/
nike air max 2014, http://www.airmax-2015.org/
nike air max 2015, http://www.airmax-90.org/
babyliss pro, http://www.babyliss-pro.net/
basketball shoes, http://www.basketballshoes.com.co/
beats by dre outlet, http://www.beatsbydrdre.co.com/
beats headphones, http://www.beatsbydre.com.co/
beats by dre outlet, http://www.beats-by-dre.com.co/
beats by dr dre, http://www.beatsheadphones.in.net/
bottega, http://www.bottega.us/
burberry outlet, http://www.burberryhandbags.net.co/
burberry outlet, http://www.burberry-outlet.jp.net/
burberry outlet, http://www.burberryoutlet.org.uk/
burberry, http://www.burberryoutlet-online.co.com/
burberry.com, http://www.burberryoutlet-online.in.net/
christian louboutin shoes, http://www.christian--louboutin.in.net/
christian louboutin, http://www.christianlouboutin.org.uk/
christian louboutin shoes, http://www.christianlouboutinshoes.jp.net/
coachfactory.com/shop, http://www.coachfactory-outlet.co.com/
coachfactory.com, http://www.coachfactoryoutletonline.co.com/
coach handbags outlet, http://www.coach-handbags.com.co/
coach factory outlet online, http://www.coachoutlet-online.com.co/
coachoutlet.com, http://www.coachoutletstore.net.co/
coach bags outlet, http://www.coachoutletstore-online.com.co/
chanel outlet, http://www.coco-chanelbags.com.co/
converse shoes, http://www.converse.net.co/
hermes handbags, http://www.designerhandbagsoutlet.com.co/
cheap glasses, http://www.eyeglassesonline.us.com/
sunglasses for women, http://www.eyeglassframes.us.com/
hollister clothes, http://www.fashion-clothing.us.com/
chanel bags, http://www.chanelhandbags.net.co/
softball bats, http://www.cheapbaseballbats.net/
christian louboutin, http://www.christianlouboutinshoes.ar.com/
ferragamo outlet, http://www.ferragamo.com.co/
salvatore ferragamo outlet, http://www.ferragamoshoes.net/
hair straightener, http://www.ghdhairstraightener.com.co/
gucci sale, http://www.gucci.me.uk/
gucci belt, http://www.guccihandbags.com.co/
gucci handbags, http://www.gucci-outlet.in.net/
gucci belt, http://www.gucci--outlet.com.co/
gucci shoes outlet, http://www.guccishoes.net.co/
gucci outlet, http://www.guccishoes.us.org/
hermes birkin bag, http://www.hermesbags.com.co/
hermes birkin, http://www.hermesbirkin.com.co/
hermes bags, http://www.hermesoutlet.net.co/
hollister kids, http://www.hollister.us.org/
hollister, http://www.hollisterclothing-store.in.net/
insanity workout calendar, http://www.insanityworkout.net.co/
iphone 4s cases, http://www.iphone-cases.us/
jimmy choo shoes, http://www.jimmychoo.net.co/
air jordan, http://www.jordanretro.org/
air jordan shoes, http://www.jordan-shoes.com.co/
juicy couture, http://www.juicycouture.com.co/
juicy couture outlet, http://www.juicycoutureoutlet.net.co/
kate spade, http://www.kate-spade.com.co/
katespade, http://www.katespade-outlet.com.co/
kate spade bags, http://www.kate-spades.com/
longchamp bags, http://www.longchamp.us.org/
longchamp outlet, http://www.longchamp.com.co/
louboutin, http://www.louboutin.jp.net/
louis vuitton canada, http://www.louis-vuittoncanada.ca/
louis vuitton outlet stores, http://www.louisvuitton.jp.net/
louis vuitton outlet, http://www.louis--vuitton.org.uk/
louis vuitton outlet, http://www.louisvuitton.so/
louis vuitton outlet online, http://www.louisvuittonas.com/
louis vuitton outlet, http://www.louisvuitton-outlet.com.co/
louis vuitton handbags, http://www.louisvuitton-outlets.us/
marc jacobs bags sale, http://www.marcjacobsonsale.com/
mcm bags, http://www.mcm-bags.net/
mcm handbags, http://www.mcmhandbags.com.co/
michael kors outlet store, http://www.michaelkors.so/
michael kors outlet online, http://www.michael--kors.us.com/
michael kors outlet, http://www.michaelkorsbags.us.org/
michael kors uk, http://www.michaelkorshandbags.org.uk/
michael kors, http://www.michael-kors-handbags.us.com/
michael kors outlet online sale, http://www.michaelkorsoutlet.ar.com/
michael kors purses, http://www.michael-kors-outlet.us.org/
michael kors handbags, http://www.michaelkorsoutlet-online.ar.com/
michael kors, http://www.michael-kors-outlet-online.us.org/
michael kors outlet online sale, http://www.michaelkorsoutletonline-sale.us.com/
michael kors bags, http://www.michaelkors-uk.org.uk/
mont blanc, http://www.montblanc--pens.net/
new balance, http://www.newbalance-outlet.org/
ray ban sunglasses outlet, http://www.raybanwayfarer.in.net/
knock off designer handbags, http://www.replicahandbags.com.co/
rolex watches, http://www.replicawatches.us.com/
jordan 6, http://www.retro-jordans.com/
omega watches, http://www.rolex-watches.me.uk/
roshe run, http://www.rosherun.org.uk/
roshe runs, http://www.rosheruns.us/
salvatore ferragamo shoes, http://www.salvatoreferragamo.in.net/
north face jackets outlet, http://www.thenorthfacejackets.in.net/
thomas sabo, http://www.thomassabo-uk.org.uk/
tiffany jewelry, http://www.tiffanyandco.net.co/
tiffany co, http://www.tiffanyjewelry.us.org/
timberland boots, http://www.timberlandboots-outlet.net/
timberland outlet, http://www.timberland-shoes.com/
tommy hilfiger polos, http://www.tommyhilfiger.net.co/
tommy hilfiger coupons, http://www.tommy-hilfigeroutlet.com/
toms shoes, http://www.tomshoesoutlet.com/
toms outlet, http://www.toms-outlet.in.net/
toms shoes, http://www.toms-shoes.com.co/
tory burch handbags, http://www.tory-burch-outlet.in.net/
tory burch handbags, http://www.tory-burchoutlet.us.com/
true religion jeans outlet, http://www.true-religion.com.co/
true religion outlet, http://www.truereligionjeans.net.co/
true religion jeans women, http://www.truereligion-outlet.com.co/
ugg boots, http://www.uggaustralia.net.co/
uggs outlet, http://www.uggboots.net.co/
ugg australia, http://www.uggbootsclearance.com.co/
ugg, http://www.uggsonsale.com.co/
ugg boots clearance, http://www.uggsoutlet.com.co/
coach outlet online, http://www.uptocoachoutlet.com/
vans shoes, http://www.vansshoes.us/
dresses for weddings, http://www.weddingdressesuk.org.uk/
yoga pants, http://www.yogapants.com.co/
uggs outlet, http://www.ugg-boots.us.org/
polo ralph lauren outlet online, http://www.poloralphlaurenoutlet.net.co/
burberry outlet online, http://www.burberryoutletonline.ar.com/
toms shoes outlet, http://www.toms-outlet.net.co/
cheap michael kors, http://www.michaelkors.in.net/
louboutin, http://www.christianlouboutinoutlet.net.co/
tory burch shoes, http://www.toryburchsale.com.co/
prada outlet, http://www.pradaoutlet.com.co/
longchamp outlet, http://www.longchamp-handbags.in.net/
longchamp, http://www.longchampoutlet.com.co/
chanel bags, http://www.chanel-bags.com.co/
true religion jeans outlet, http://www.truereligion-outlet.us.org/
abercrombie fitch, http://www.abercrombie-and-fitch.us.com/
hollister co, http://www.hollisterclothing.in.net/
new balance store, http://www.newbalance-shoes.org/
converse sneakers, http://www.converse--shoes.net/
lululemon outlet, http://www.lululemonoutlet.com.co/
cheap jerseys, http://www.nfl-jerseys.in.net/
nfl jerseys, http://www.cheapjerseys.us.org/
rolex watches, http://www.rolex-watches.us.com/
omega watches, http://www.rolexwatchesforsale.us.com/
p90x, http://www.p90xworkout.in.net/
giuseppe zanotti, http://www.giuseppezanotti.com.co/
mac cosmetics, http://www.maccosmetics.net.co/
instyler, http://www.instyler.in.net/
mizuno running, http://www.mizunorunning.net/
handbags outlet, http://www.handbagsoutlet.com.co/
hilfiger outlet, http://www.hilfigeroutlet.in.net/
ed hardy, http://www.edhardy.in.net/
levi's jeans, http://www.levisjeans.com.co/
bcbg max azria, http://www.bcbgdresses.net/
bebe outlet, http://www.bebeclothing.net/
harrods, http://www.harrods-london.co.uk/
gucci outlet, http://www.guccishoes.com.co/
polo ralph lauren outlet, http://www.ralphlaurenoutletonline.us.org/


12 leilei123 27.01.2016 10:28

2016-1-27 leilei
http://www.ralph-lauren.me.uk
http://www.nikeuk.me.uk
http://www.montblancpens.us.org
http://www.ghdhairstraighteners.com.co
http://www.katespadeoutletsale.in.net
http://www.get-coachoutletonline.org
http://www.cheapwholesaleuggboots.com
http://www.toms.in.net
http://www.cheap-uggsonsale.in.net
http://canadagoose.eshopping.us.com
http://oakley.shopgioia.com
http://www.fitflopssaleclearance.com
http://www.marc-jacobs.in.net
http://canadagoose.outletmalls.us.com
http://christianlouboutin.outletmalls.us.com
http://www.michaelkorsoutletforus.com
http://www.hermesbelt.in.net
http://www.jordan8.net
http://www.adidasshoes.name
http://www.michaelkors-outletonlines.in.net
http://www.tomswedges.in.net
http://michaelkors.outletmalls.us.com
http://www.rolex-replicawatches.com.co
http://www.pandorajewelryoutlet.name
http://www.canadagooseoutlet.cc
http://www.michaelkorsukbag.co.uk
http://www.michaelkors-discount.com
http://toms.adsmall.us.com
http://www.basketballshoes.net.co
http://www.coachoutletonlinespick.org
http://www.raybansoutlet.in.net
http://www.michaelkorsoutletvip.in.net
http://michaelkors.eshopping.us.com
http://www.coach-factoryoutlet.com.co
http://www.gucci-outlet.org
http://www.tomsoutletstore.in.net
http://www.hermesuk.org.uk
http://www.kate-spadeoutlet.com.co
http://www.michael-korsuk.me.uk
http://www.saclongchamp--pascher.fr
http://rayban.eshopping.us.com
http://www.adidasuk.org.uk
http://www.louisvuitton-outletstores.org
http://www.longchampoutlet.net.co
http://www.christianlouboutinsell.net
http://www.michaelkors-outlet-handbags.com
http://www.michaelkors-outletsale.com
http://www.mizunorunningshoes.in.net
http://www.michaelkorshandbags.cc
http://sunglasses.outletmalls.us.com
http://www.gucci-borse.it
http://www.ralph-lauren-pas-cher.fr
http://www.tomsshoes.us.com
http://www.coachfactory--outletonline.com
http://www.nike-blazerlow.fr
http://www.christianlouboutinoff.us
http://www.coachcanadaoutlet.ca
http://oakley.adsmall.us.com
http://www.jordan4.net
http://www.toms-outlet.cc
http://www.mulberry-bags.org.uk
http://www.sunglass-outlet.us
http://ugg.eshopping.us.com
http://www.michael--korsoutlet.us.com
http://www.sac-longchamppliage.fr
http://ugg.adsmall.us.com
http://uggs.uggaustralia.qc.com
http://www.truereligion-outlet.in.net
http://www.jordan-femmepascher.fr
http://burberry.shopgioia.com
http://www.jordan3.net
http://www.guccioutlet.com.so
http://www.runningshoes.com.co
http://www.raybansunglassesdeals.com.co
http://www.oakleysunglassesfake.in.net
http://www.michael-korshandbags.net.co
http://www.instylermax.in.net
http://www.longchamphandbags.com.co
http://www.airmax95.org.uk
http://www.ugg-boots-australia.com
http://www.chaussure-louboutin.fr
http://christianlouboutin.shopgioia.com
http://www.coachoutlet-storeonline.in.net
http://www.cheapjordans.com.co
http://www.quality-outlet.com
http://www.adidasgazelle.me.uk
http://rayban.adsmall.us.com
http://www.oakley--sunglasses.us.org
http://michaelkors.adsmall.us.com
http://www.fitflops.us
http://coach.adsmall.us.com
http://www.mk-michaelkorsoutletonline.com
http://www.michael-kors-handbags.uk
http://www.louisvuitton-sac-pascher.fr
http://rayban.shopgioia.com
http://coach.outletmalls.us.com
http://www.guccioutlet.net.co
http://www.mcmhandbags.name
http://truereligion.adsmall.us.com
http://www.fitflopuk.me.uk
http://www.nikestoreuk.me.uk
http://www.coach-factoryoutlet.eu.com
http://ralphlauren.eshopping.us.com
http://www.nikesb.uk
http://www.nike-airmax90.me.uk
http://www.louisvuittonuk.me.uk
http://www.outlet-toms.cc
http://www.ugg-boots-store.com
http://www.polooutlet.us.com
http://www.cheapuggs-boots.in.net
http://www.authenticlouisvuittonhandbags.net
http://www.louis-vuitton-outlet.us.com
http://www.cheapjordansshoes.in.net
http://www.nikeblazers.me.uk
http://www.katespadeuk.me.uk
http://www.michaelkors-handbag.me.uk
http://www.nike-airmax.org.uk
http://canadagoose.shopgioia.com
http://www.truereligion-outlet.com
http://www.truereligion-outlet.net.co
http://www.soccer-jerseys.us.com
http://christianlouboutin.eshopping.us.com
http://www.nike-tn-pascher.fr
http://www.coach-factoryoutlet.cc
http://www.nikerosheruns.me.uk
http://www.nikerosherunwomen.me.uk
http://www.coachoutlet-storeonline.us.com
http://burberry.outletmalls.us.com
http://www.timberlanduk.me.uk
http://www.snapbacks-wholesale.us
http://www.saclongchamp-solde.fr
http://www.juicy-couture.us
http://www.adidassuperstar.co.uk
http://www.jordan6.net
http://www.jordan13.org
http://www.michaelkors-mkoutlet.in.net
http://oakley.eshopping.us.com
http://www.chiflatiron.in.net
http://hollister.shopgioia.com
http://jordan.outletmalls.us.com
http://www.cheaplouisvuittonhandbags.org
http://www.louis-vuittonhandbags.us
http://www.moncler-jackets.org
http://www.kate-spadeoutlet.in.net
http://www.raybans.org.uk
http://www.kate-spadeoutlet.us
http://www.louisvuitton-borse.it
http://www.nikecortez.com.co
http://www.canadagooseuk.me.uk
http://nike.outletmalls.us.com
http://www.canadagoosejackets.org.uk
http://louisvuitton.outletmalls.us.com
http://ralphlauren.shopgioia.com
http://www.louboutinshoes.cc
http://www.mymichaelkorssoutlets.org
http://www.coachoutletstoreonlines.us
http://www.coachouletbtf.com
http://tiffany.outletmalls.us.com
http://www.toryburchoutlet-sale.in.net
http://www.monclerjacketsoutlet.us.com
http://www.airjordan-uk.org.uk
http://www.montblanc-pens.name
http://www.adidas-shoes.me.uk
http://www.vipmichaelkors-outletonline.com
http://northface.outletmalls.us.com
http://burberryoutlet.outletmalls.us.com
http://timberland.adsmall.us.com
http://www.adidas-trainers.me.uk
http://www.pandoracharms.com.co
http://www.ralphlaurenuk.me.uk
http://www.michaelkorsoutletoff.in.net
http://burberry.adsmall.us.com
http://www.mcmoutlet.us
http://www.ghdstraighteners.me.uk
http://canadagoose.adsmall.us.com
http://ugg.shopgioia.com
http://www.top-coachoutletstore.org
http://www.edhardyukclothing.me.uk
http://www.new-balanceoutlet.us
http://www.michaelkors-bags.me.uk
http://www.michaelkors-handbags.me.uk
http://abercrombie.shopgioia.com
http://www.nikefreeruns.uk
http://www.ugg-sale.in.net
http://coach.eshopping.us.com
http://www.louisvuittonoutlets.name
http://www.fitflops.in.net
http://www.cheap-tomsoutlet.us
http://ugg.outletmalls.us.com
http://www.pradaoutlet.name
http://www.christianlouboutinuk.me.uk
http://www.louboutin.org.uk
http://www.edhardy-outlet.name
http://www.poloralphlauren.net.co
http://louboutin.adsmall.us.com
http://www.coach-factory-outlet-online.us.com
http://www.airforce1-nike.fr
http://www.airjordan-pascher.fr
http://www.niketrainers.com.co
http://www.chaussurelouboutin-pascher.fr
http://www.nikehuarache.com.co
http://www.coachfactoryoutletus.in.net
http://www.true-religionjeans.net.co
http://burberry.eshopping.us.com


13 Victordamp (гость) 09.10.2016 12:57

Привет) Мне зело понравился Ваш материал, кому интересно могут
посмотреть у нас в магазине есть прикольные чехлы для мобильных телефонов
на все модели Apple Самсунг Нокия и многое другое выше адресс modnieprikolniechehli точка ру

Имя:
E-mail:
Open-ID:
введите код с картинки:


Правила:
Разрешены тэги: <b>, <i>, <u>. Если хотите дать ссылку - пишите ее просто: http://... Все поля обязательны. Ваш email на странице отображаться не будет.


Смайлики:
:) :( ;) :D :lol: :eek: :mad: :weep:
Текст сообщения:


Я ознакомлен(а) и принимаю условия использования сайта и политику конфиденциальности

Комментирование статей отключено

Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / социальная психология / "Новая парадигма" в социальной психологии. Смена ориентиров: от естествознания к интерпретирующим дисциплинам
Еще в рубрике:

7Андрей
Новый взгляд на повинуемость и эксперимент Стэнли Милгрэма


8Тамара Кулинкович
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ПОДЧИНЕНИЯ


5Тамара Кулинкович
ТРАКТОВКА ПОНЯТИЯ «ПОДЧИНЕНИЕ» В ПСИХОЛОГИИ


3Галина Бедненко
Бедненко Г.Б. Вызовы и Ответы подросткового и юношеского периодов


6И.П. Шкуратова
Самопредъявление личности в общении (монография)


10Галина Бедненко
Галина Бедненко. Танцующие туфельки: исследование одного мотива в волшебных сказках


15Надежда Майсак
Суицидальные тенденции подростков субкультуры «эмо»


1Галина Бедненко
Галина Бедненко. Байкеры выходного дня или философия личностного выживания


22Галина Бедненко
Галина Бедненко. История и киномифы субкультуры байкеров (мотоциклистов): к анализу психосоциального развития


Наталья Коган
Ошибки восприятия риска


7Галина Бедненко
Галина Бедненко. Пространство мифа


8 Александр Александрович Вихман
Восприятие различных способов введения в заблуждение в контексте делового общения.


5И.П. Шкуратова
Когнитивный стиль и общение (монография)


1И.П. Шкуратова
Самовыражение личности в общении


49Е. Н. Волков, М. В. Вершинин
«Источники жизни» или паразиты иллюзий? | Что тренируют на (псевдо)тренингах типа Lifespring (МГТО)


7А.Н. Онучин
Схемы причинности в межличностном познании старшеклассников


3Роман Золотовицкий
Социометрия Я.Л.Морено: мера общения.


9И.П. Шкуратова
Мотивация самораскрытия в межличностном общении


47Т. Г. Стефаненко
Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности


7Магун Владимир Самуилович
Потребности и психология социальной деятельности личности (полный текст книги)


36Т. А. Шкурко
Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе


И.Б. Бовина
Может ли молчание защитить от СПИДа: представления о СПИДе и больных СПИДом/ВИЧ- инфицированных у молодежи


12Ю.М.Жуков
Психотехники расширения сознания: социопсихологические технологии


1Алена Прихидько
Когнитивные факторы копинг-поведения безработных


14Ю. Е. Алешина, А. С. Волович, П. Б. Снежневский
Зеркала и отражения: двойной захват


15Е. П. Белинская
Временные аспекты Я-концепции и идентичности


26Наталья Шавшукова
Особенности восприятия политического поля людьми разных политических ориентаций


15Алена Прихидько
Образ науки и стратегии совладающего поведения у современных ученых


13Виктория Голованевская
Взаимосвязь особенностей «Я» -концепции и совладающего поведения


12А.В. Панченко
Анализ поведенческой активности безработных

Поиск