Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе

Опубликовано: October 1, 2005, 12:00 am Оценка посетителей сайта: 3.00 (проголосовало: 1)
Психологический вестник. Выпуск 1, Часть1, Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского Университета, 1996, с.327-348.
В настоящее время перед отечественной психологией и психопрактикой встает задача поиска новых эффективных, наиболее адекватных природе человека диагностических и психокоррекционных методов. Таким методом является танец. На сегодняшний день традиционным является использование танца как средства выражения эмоций, снятия психологического напряжения, улучшения эмоционального состояния, стимулирования творческой активности и т. д. /5; 15; 17; 18; 20/. Использование танца как средства диагностики и коррекции отношений в группе еще требует своего обоснования.
На настоящий момент существует весьма противоречивое представление о танце. Почти все исследователи сходятся в том, что танец - это ритмическое движение /1; 2, 9; 14/. Ритму приписываются различные функции, вплоть до магических и космологических. Но дальше рассуждения ученых идут по различным направлениям. Так, одни полагают, что «происхождение танца, по-видимому, чисто сексуального характера» /8, с. 94/, трактуя танец, как моторно-ритмическое выражение сексуальной энергии /4/, как высвобождение эротизма /12;14/. Примыкают к этим взглядам и представления о генетической связи танцев людей и танцев животных /9/. Но, как показывает Круткин В. Л., «движения человеческого тела сразу складываются как человеческие, мы нигде не найдем перестроение животных движений в человеческие» /11, с. 35/. Несостоятельность биологических теорий танца также доказана в работах Э. А. Королевой /9; 10/.
Рассматривая, таким образом, танец как чисто человеческое приобретение, как особый социокультурный феномен, немецкий ученый К. Бюхер /З/ на основании большого количества этнографических материалов доказывает, что источником ритмических танцевальных движений первобытного человека является ритмический строй работы. Плеханов Г. В. также подчеркивает взаимосвязь первобытных плясок и технологических процессов того времени, соглашаясь, однако, с тем, что любовные пляски не могут быть объяснены с этой точки зрения и являются все же «выражением элементарной физиологической потребности и… имеют немало общего с любовной мимикой больших человекоподобных обезьян» /16, с. 362/. В противовес этим взглядам И. Хейзинга рассматривает танец как наиболее чистую и совершенную форму игры /22/. С этим нельзя согласиться, так как уже на ранних этапах развития человечества танец играл значительную роль в жизни общества /7; 10/. Как показывает исследование Э. А. Королевой, первобытный танец являлся не только способом психоэмоциональной разрядки и сонастройки членов племени, но и средством накопления, сохранения и передачи опыта подрастающему поколению, средством познания окружающей действительности и самопознания, средством общения между полами. Кроме того, танец приобретает знаковую функцию, становясь своеобразным социальным маркером, признаком принадлежности к тому или иному роду.
Уже в эпоху верхнего палеолита танцы в связи с разделением труда делятся на мужские и женские, и успех исполнения этих танцев напрямую связывается с определенными мужскими ( например, сила ) и женскими ( способность к репродукции ) качествами. Таким образом, танец становится знаком как социальных, так и индивидуальных характеристик человека.
Эта мысль в наиболее яркой форме представлена в работах известного немецкого ученого К. Закса, основателя психологического подхода к танцу /ЗО/. По его мнению, «танец составляют не отдельные разрозненные движения, а движения, прежде всего, выражающие всю сущность индивидуума» /10, с. 13/.
Таким образом, с точки зрения психологического подхода танец это текст, который мы понимаем как совокупность знаков, имеющих пространственно-временную структуру и несущих информацию о состояниях, чертах характера и отношениях личности. Именно на этом принципе построен «новый танец» А. Дункан, который определяется ею как «движение, в совершенстве выражающее данное индивидуальное тело, данную индивидуальную душу» /6, 184/.
Кроме биологического, социокультурного и психологического подходов к танцу, в литературе можно встретить идеи космического смысла танца /9; 12/, которые основаны на понимании танца как «движения особого рода» /12. С. 8/, выражающего ритмы Вселенной, ритмы самой Жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что танец это сложный и многогранный феномен, который может быть понят только в единстве биологического, психологического, социокультурного и философско-космологического аспектов. Исходя из этого, танец можно определить, как
1. Форму невербального катарсиса. С этой точки зрения танец выполняет ряд функций, а именно:
- а) функцию катарсического высвобождения сдерживаемых, подавляемых эмоций, в том числе социально нежелательных;
- б) функцию моторно-ритмического выражения избыточной энергии;
- в) как результат первых двух функцию саморегуляции.
Таким образом, с психологической точки зрения, танец является элементом спонтанного невербального поведения человека и является пусковым механизмом процессов интерпретации в общении /см. 23/. Функции танца в этом контексте следующие:
- функция показателя активного эмоционального состояния партнера;
- функция создания образа партнера по танцу;
- функция индикации сложившихся отношений между партнерами и их изменений.
Именно с этой точки зрения изучение танца, по словам К. Закса, приобретает особое значение для изучения истории развития человечества.
4. Символ Жизни и Всемирного движения. Психотерапевтический подход к танцу основан на биологических и социально-психологических функциях танца, а также на понимании роли танца в развитии человечества.
Таким образом, групповая психотерапия танцем является психологическим процессом, в ходе которого профессионально подготовленный терапевт использует танец как форму самовыражения и невербального общения в специально созданных группах с целью развития личности и системы отношений. Несмотря на то, что в литературе встречаются упоминания об индивидуальной танцевальной психотерапии /25/, групповая психотерапия все же предпочтительнее, что связано с феноменом так называемого «кругового танца» /10. С. 139; 14, с.45; 26,с.191/ и с тем, что групповой опыт выдвигает проблемы согласования и отношений, невозможные в индивидуальных занятиях /29, с. 65/.
В настоящее время наиболее развиты 3 школы танцевальной психотерапии: американская, английская, немецкая. Но и эти три направления не исчерпывают всего многообразия танцевальной психотерапии. Так, в рамках американской и английской танцевальной психотерапии существуют психодинамический и не-психодинамический подходы. Отличие этих подходов в различных теоретических основаниях. Базу психодинамического подхода составляют психоанализ 3. Фрейда и теория коллективного бессознательного К. Юнга. Акцент в данном случае ставится на исследовании сознательных и бессознательных аспектов психики, проявляющихся в движении и танце /19;26/.
Не-психодинамическое направление возникло на базе определенных практических результатов и выводов, полученных профессиональными танцорами в процессе реального танцевального взаимодействия.
Пионер танцевальной психотерапии танцовщица Мэрион Чейз вводит в практику два основных метода «кинестетическая эмпатия» /24, с. 152/, т. е. эмпатическое принятие партнера, отзеркаливание его движений, и «ритмическая групповая активность» /24, с. 132/, которые в дальнейшем используются в целях диагностики и коррекции отношений в паре и группе. В одной из своих последних работ Бонни Микумс сообщает о найденных корреляциях между «ритмической синхронностью движений» /27, с. 36/ и уровнем эмпатии, а также между «копированием» /27, с. 36/ движений в паре и взаимной идентификацией. Ее терапевтическая работа с диадами «мать-ребенок», характеризовавшимися нарушенными взаимоотношениями, концентрировалась на исследовании временных и пространственных параметров танцевальной интеракции, поощрении ритмической синхронной интеракции и использовании «концепции диалога» /27, с. 34/ в танцевальных интеракциях. Использование ритмической синхронизации и копирования в качестве методов коррекции отношений связано, на наш взгляд, с пониманием «невербальной интеракции» как процесса «согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения» /13, с. 18/ каждого из партнеров и учетом социально-психологических и физиологических функций ритма. Выделяют следующие функции ритма:
- функцию облегчения ритмической координации и кооперации с другими;
- функцию стимуляции спонтанного движения;
- функцию энергетизации скелетно-мышечной системы;
- функцию уменьшения тревожности, сопротивления, напряжения и агрессии /5; 26/.
- индивидуальный спонтанный танец, выражающий внутреннее состояние;
- коммуникация через тело и движения партнера;
- обратная связь группы, данная танцору после его танца/24/.
Отличие между различными направлениями танцевальной психотерапии, на наш взгляд, лишь в расстановке акцентов на следующих целях:
- Наиболее полное самовыражение личности.
- Стимуляция творческости личности.
- Катарсическое высвобождение подавляемых эмоций и отношений.
- Создание более положительного образа тела у участников группы. Принятие тела.
- Развитие экспрессивного репертуара участников группы по пути гармонизации, астереотипизации, индивидуализации. Расширение сферы осознания членами группы своего тела.
- Становление более индивидуализированного самовосприятия.
- Развитие членов группы как субъектов невербального общения.
- Коррекция системы отношений личности.
- Коррекция отношений в группе.
- Использование преимущественно спонтанного, неструктурированного танца для самовыражения и выражения отношений;
- Целенаправленный выбор музыки (как терапевтом, так и самими участниками);
- кинестетическая эмпатия;
- ритмическая синхронизация,
- экспериментирование с движением;
- работа с «мышечным панцирем» /см. 21/,
- целенаправленный выбор темы танцевального упражнения;
- обратная связь.
- О танце как специфической форме невербального общения и самовыражения.
- О психотерапевтических и социально-психологических функциях танца.
- О тесной взаимосвязи между образом, отношением и выражением ( экспрессией).
- Осознание участниками собственного танцевально-экспрессивного репертуара, связанного с определенными паттернами межличностных отношений.
- Развитие участниками своего репертуара межличностных отношений за счет расширения и развития танцевально- экспрессивного репертуара.
- Отреагирование участниками группы негативных чувств и отношений.
- Возникновение общих позитивных чувств и взаимоотношений между участниками группы за счет ритмической групповой активности, кинестетической эмпатии и других методических приемов.
- Стимулирование у участников активности и инициативы в установлении и поддержании отношении.
Продолжительность занятий: 24 часа.
Программа рассчитана на 8 занятии по 3 часа каждое.
Количество участников: реальная группа из 12-14 человек.
Структура занятий.
Каждое занятие состоит из вводной части (разминки, «разогрева»), 1 основного упражнения, на которое приходится максимум времени, и заключительной части. Кроме того, описание каждого упражнения содержит в себе следующие пункты: цели, время, материалы, описание проведения, схемы обсуждения.
Автор статьи не дала разрешения привести здесь программу тренинга полностью. В качестве примера мы приводим только одно (вступительное) занятие. Программа тренинга приводится полностью в статье Т.А. Шкурко «Танец как средство лиагностики и коррекции отношений в нруппе», опубликованной в «Психологическом вестнике», выпуск 1, часть1, Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского Университета, 1996, с.327-348.
Занятие 1.
1. Разминка «Ведущий и ведомые».
Цели:
снятие напряжения у членов группы, создание доброжелательной атмосферы и настроя на работу;
экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого.
В р е м я: 30 45 минут. М а т е р и а л ы: музыкальные записи разных стилей.
O п и с а н и е п р о в е д е н и я:
Группа выстраивается в ряд. Звучит музыка и участники начинают двигаться, причем первый участник становится ведущим, а остальные ведомыми. В качестве ведущего участник группы спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар. Остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через некоторое время первый участник переходит в конец ряда и становится ведомым.
С х е м ы о б с у ж д е н и я:
что чувствовали участники, будучи ведущими? А ведомыми?
когда участникам было более комфортно
когда повторяли движения других или когда сами были ведущими?
2. Танец «Кто я?»
Ц е л и:
-самопрезентация участников;
запуск интерпретационных процессов в группе;
исследование самоотношения участниками.
В р е м я: 1 1, 5 часа. М а т е р и а л ы: музыка выбирается участниками.
О п и с а н и е п р о в е д е н и я:
Группа садится в круг. Один из участников выходит в центр круга и танцует сначала танец «Какой я есть на самом деле», а затем танец «Каким бы я хотел быть». По окончании следующий участник выходит в центр круга.
С х е м ы о б с у ж д е н и я:
что чувствовали участники наблюдатели и сами танцующие?
как в нескольких словах можно охарактеризовать танец того или иного члена группы?
каковы характерные особенности танцевальной экспрессии участников?
насколько отличаются танец «Я-реальное» от танца «Я-идеальное»?
-танец был направлен на самовыражение или на взаимодействие с другими?
3. Заключительная часть. Упражнение «Танец-хоровод».
Ц е л и:
актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности (танец в кругу древнейшая форма танца);
повышение групповой сплоченности.
В р е м я: 15 -20 минут. М а т е р и а л ы: народные мелодии.
О п и с а н и е п р о в е д е н и я:
Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка и участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, привнося в общий танец свои индивидуальные движения.
Литература
1. Абрамова 3. А. Древнейшие формы изобразительного творчества. // Ранние формы искусства. М., 1972. С. 9-29.
2. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988.
3. Бюхер К. Работа и ритм. М., 1923.
4. Возвращенная молодость это не сказка. Интервью с профессором, доктором медицинских наук Беляевым В. С. // Труд. 1995. № 75.
5. Гельниц Г., Шульц-Вульф Г. Ритмика-музыкальная двигательная терапия, как основа психогигиенического подхода к ребенку. // Психогигиена детей М.: Медицина, 1985. С. 186-208.
6. Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего. М, 1992.
7. Каган М. С. Морфология искусства. Л. Искусство, 1972.
8. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М., 1992.
9. Королева Э. А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных ученых XX века)// Советская этнография. 1975. №5. С. 147-155.
10. Королева Э. А. Ранние формы танца. Кишинев, 1977.
11. Круткин В. Л. Антология человеческой телесности. Ижевск, 1993.
12. Куракина С. Н. Феномен танца ( социально-философский и культурологический анализ). Автореф. на соиск. учен. Степ. канд. философск. наук. Ростов-на-Дону, 1994.
13. Лабунская В. А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов-на-Дону, 1994.
14. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию. СПб, 1992.
15. Пасынкова Н. Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности//Психол. журнал. 1993. №4. С. 142-146.
16. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. Т. 5. М., 1958.
17. Роджерс Н. Творчество как усиление себя //Вопросы психологии. 1990. №1. С. 164-168.
18. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 132-139.
19. Рудестам К. Групповая психотерапия. М. : Прогресс, 1990.
20. Руднева С.Д., Пасынкова Н. Б. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения// Психологический журнал. 1982. № 3. С. 84-92.
21. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Вильгельм Райх и психология тела // Личность и личностный рост. Выпуск 2. М., 1992.
22. Хейзинга Й. Homo ludens в тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992.
23. Шкурко Т. А. Теоретическое обоснование использования танца как средства коррекции отношении в семье // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на-Дону, 1994. С. 67-68.
24. Berger Maria. Psychologie Untersuchungen zur Humanstrukturellen Tanztherapie //Dуnamic Psychologie. 1988. № 108/109. Р. 128-157.
25. Libowitz Gayle. Individual Dance Movement Therapy in an Inpatient Psychiatric Setting // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London. 1992. Р. 102-122.
26. МасDоnаld J. Dance? Of course I can! Dance Movement Therapy for People with Learning Difficulties //Ор. cit. Р. 202-217.
27. Мееkums В. Тhe Love Bugs: Dance Movement Therapy in a Family Service Unit. //Ор. cit. Р. 18-38.
28. Noak A. On a Jungian approach to Dance Movement Therapy //Ор. cit. Р. 182-201.
29. Payne H. Shut in, shut out: Dance Movement Therapy with Children and Adolescents // Ор. cit. Р. 39-80.
30. Sachs C. World History of the Dance. N.Y., 1937.
Количество статей: 1
Статьи



Информация об авторе: Т. А. Шкурко
Опубликовано: October 1, 2005, 12:00 am
Комментарии
Интересно, однако.
Больше практики бы, и меньше теории
Трудно сказать,не знаю
очень хорошо, но информации маловато...
Я дуаю Вам будет интересно прочитать именно прочитать Сеченова Возможно Вы найдете что ищете
Привет!
это натолкнуло меня на интересные мысли
Молодцы
хотелось бы узнать не только общие положения, но и зависимость конкретных движений, проявляющихся в танце, от типа личности, характера поведения, настроения.
super
нармалёк
Мало таких статей.
Отлично
Все хорошо, интересная тема, но как у нас всегда - много теории, а практики - кот наплакал. А ведь одно без другого не может быть. То ли все боятся, что украдут "ноу-хау"?
я сама занимаюсь исследованием влияния танца на здоровье школьников, а потому любая статья на эту тему радует. Очень мало подобного материала можно найти. Спасибо за размещение в интернете. У нас в Омске в этом такой литературы в библиотеках вообще нет.
Ищу подобную информацию для собственного развития и для развития моего коллектива
Это моя мечта работать в этом направлении, поскольку связана как с танцами, так и психологией/психотерапией
очень сложно для простого читателя, который хочет научиться танцевать и знать что танцы могут ему предложить
эта статья не совсем соответствует моей работе "музыкальная и ритмическая координация детей от 5 до 10 лет
Зачем это? Кто нибудь думает об этом? Все равно что инструкция для ложки.
Ни чего кардинально нового в танцевальной терапии.Вы пытаетесь "прославиться" таким образом?
Хотелось бы получить полный курс тренинга, для дополнения к работе в реабилитационном центре наркозависимых.
Может расширить практическую часть.
Хотелось бы узнать об особенностях проведения таких занятий в детской группе
напишите новую
Теория здесь не совсем уместна - сжатая, сухая и очевидная информация, а что касается практических упражнений - попробую в детской группе... В условиях школы танца такие занятия проводить не только можно, но и на мой взгляд необходимо. Могу поделиться опытом и методиками. Пишите!
спасибо за статью
мне понравилось
то, что надо)
Великолепный подбор материала. Оригинальный подход к теме, но мало практики. Получается бассеин без воды...
Спасибо
мыло-вода
Здравствуйте, мне так же хотелось бы узнать об особенностях проведения занятий в детских группах
Добрый день, хотелось бы узнать Существуют ли возростные ограничения, по проведению таких тренинговых занятий? Какова стоимость ваших тренингов?
Возможно ли сотрудничество с вами ваших бывших сткдентов?
С уважением Сальвадор
Статья интересная. спасибо Я тут диплом пишу на тему «Формирование танцевальной культуры молодежи средствами социально-культурной деятельности». Не посоветуете ли чего-нибудь. Пытаюсь введение написать, никак не получается
Привет! Мой брат и его жена занимаются такими же делишками, как и вы. Ездят в Сочи на летние слеты себе подобных танцующих человечков.
Лично попробовала и поняла еще раз, что такими видами самосовершенствования должны заниматься люди с полетом души и тела. Я была в восторге, и если кто-то до сих пор не решается или стесняется раскрыться в танце мне искренне жаль этих людей, так как они многое потеряли. Но, как говорится, лучше поздно, чем…
На сим, кланяюсь. Навеки ВАША Тетя Ася.