Когнитивные факторы копинг-поведения безработных
Автор: Алена ПрихидькоОпубликовано: October 30, 2004, 12:08 am
Ключевые слова (теги): увольнение, безработица, копинг-поведение, копинг-стратегии, личностные конструкты, дискурс-анализ
Оценка посетителей сайта: 6.00 (проголосовало: 2)Ключевые слова: увольнение, безработица, копинг-поведение, копинг-стратегии, личностные конструкты, дискурс-анализ.
На протяжение всей жизни практически каждый человек сталкивается с различными событиями, или попадает в ситуации, субъективно переживаемые им как трудные, нарушающие привычный ход жизни, зачастую меняющие то, как человек воспринимает окружающий мир и свое место в нем.
К числу субъективно тяжело переживаемых ситуаций относится увольнение с постоянного места работы. Увольнение становится для потерявшего работу россиянина дополнительным напоминанием о кризисе в стране и создает "кризис" на личностном уровне.
Массовые увольнения явились причиной возникновения проблемы безработицы в России. Эта проблема носит междисциплинарный характер - интерес к безработице в нашей стране возник параллельно как у социологов, так и у психологов. На наш взгляд, проблема безработицы может быть отнесена к компетенции социальной психологии, поскольку является пограничным фактом общественной жизни. С этой точки зрения, предметом социально-психологического исследования проблемы безработицы может стать изучение того, как влияет увольнение на поведение и деятельность людей, перешедших из одной социальной группы в другую.
Но интерес представляют не только закономерности поведения и деятельности людей, находящихся в статусе безработных, но и "сфера осознания ими окружающей реальности, частью которой они являются, осмысление связей внешнего мира, своих связей с этим миром и со сферой их деятельности в этом мире, немыслимой без такого осознания" [1, с. 5]. Как известно, получение знания о мире и осмысление этого знания изучается в рамках психологии социального познания, где, в том числе, исследуется связь между восприятием (познанием) и поведением. И, если деятельность в мире "немыслима без осознания", то правомерно задаться вопросом о том, что именно в сознании человека оказывает влияние на выбор и осуществление копинг-поведения в ситуации потери работы.
Проблема "копинга" (совладания) личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ в. Под "копингом" подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают ресурсы человека с ними справиться [29].
Основной задачей в существующей на сегодняшний день "понимающей" парадигме исследования активности человека по преодолению трудных жизненных ситуаций является их анализ с позиции внутреннего мира индивида. Один из способов увидеть мир глазами другого человека, войти в его положение, был предложен Дж. Келли в рамках его "теории личностных конструктов" [7, 27] Опираясь на теорию Келли и неразрывно с ней связанный метод исследования - технику репертуарных решеток, мы получаем возможность выявить ту мини-теорию, которую использует человек для интерпретации трудных жизненных ситуаций, а также для выбора и осуществления определенных стратегий копинг-поведения.
Существует достаточно большое количество различных классификаций стратегий копинг-поведения [19, 20, 21, 29]. На наш взгляд, можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации:
I. Эмоциональный/проблемный:
1. Эмоционально-фокусированный копинг - направлен на урегулирование эмоциональной реакции.
2. Проблемно-фокусированный - направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.
II. Когнитивный/поведенческий:
1. "Скрытый" внутренний копинг - когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.
2. "Открытый" поведенческий копинг - ориентирован на поведенческие действия, используются копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении.
Ш. Успешный/неуспешный:
1. Успешный копинг - используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.
2. Неуспешный копинг - используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации.
Представляется, что каждая используемая человеком стратегия копинга может быть оценена по всем вышеперечисленным основаниям, хотя бы потому, что человек, оказавшийся в трудной ситуации может использовать как одну, так и несколько стратегий совладания.
Таким образом, можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек конструирует свое отношение к жизненным трудностям и тем, какую стратегию совладания с ситуацией выбирает человек. Иллюстрацией данного предположения служит проведенное нами исследование, в ходе которого была установлена зависимость используемых копинг-стратегий по критерию успешные/неуспешные от личностных конструктов субъектов.
Объектом исследования стали люди, уволенные с работы, состоявшие в статусе безработных и зарегистрированные на бирже труда и занятости.
Основная гипотеза исследования заключалась в том, что система личностных конструктов, отражающая опыт переживания трудных жизненных ситуаций, влияет на выбор стратегии копинг-поведения.
МЕТОДИКА
В качестве методов сбора данных мы использовали методику репертуарных решеток Дж. Келли и полуструктурированные интервью.
Интервью обрабатывались с помощью методики дискурс-анализа. При этом мы опирались на подход к дискурс-анализу, предложенный Поттер и Уэзерелл [34]. Теоретической и эмпирической базой, на которой сформировался данный подход к анализу дискурса, стала теория разговорного акта, этнометодология и семиология. Поттер и Уэзерелл в своем подходе ставят акцент на том, что люди используют язык, чтобы "делать что-то" (действовать), достигать определенных результатов. Слова - не просто абстрактные инструменты, используемые для утверждения или описания; слова также используются для того, чтобы "что-то произошло". Люди используют язык для оправдания, обвинения, объяснения, убеждения и представления себя в наиболее выигрышном свете. Таким образом, язык функционален. Поттер и Уэзерелл интересует то, как люди используют язык, чтобы понять и найти смысл в том, что происходит в их ежедневной жизни. В свою очередь то, что люди говорят, зависит от специфического контекста, в котором они это говорят, т. е. функция обеспечивается контекстом.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Дискурс-анализ текстов интервью показал, что существует три основных формы конструирования версии увольнения. Так, человек может воссоздавать "модель неконструктивного переживания" ситуации увольнения, "модель конструктивного переживания" ситуации увольнения и "модель конструктивного отношения" к ситуации увольнения.
В первом случае респонденты в интервью сначала упоминают о том, что увольнение стало "неприятным событием", "ударом", вызвало "шок", "чувство обиды". При этом респонденты остаются впоследствии на стадии интерпретации причин увольнения и не стремятся к поиску работы. Люди в данном случае не переходят к конструктивным копинг-стратегиям, нацеленным на успешное преодоление сложившейся ситуации.
В случае "конструктивного переживания" ситуации увольнения, респонденты также упоминают о "шоке", "чувстве обиды". Но по ряду причин им удается преодолеть тяжелое состояние и перейти в результате к осуществлению конструктивных копинг-стратегий, направленных на поиск работы.
Наконец, в случае конструирования "модели конструктивного отношения" к ситуации увольнения, оно не является трудной жизненной ситуацией. Респонденты не испытывают острых неприятных ощущений и в ближайшее время после увольнения переходят к конструктивному копинг-поведению.
Оказалось, что существует определенная закономерность в том, как субъект категоризует ситуацию увольнения с помощью личностных конструктов и тем, как осуществляется копинг. Так, в том случае, когда увольнение категоризуется как ситуация "трудно преодолимая", субъект конструирует "модель неконструктивного переживания" ситуации увольнения. Если же увольнение категоризуется как ситуация "легко преодолимая", то в дискурсе представлены либо "модель конструктивного переживания", либо "конструктивного отношения" (см. схема 1).
Схема 1.
ВЗАИМОСВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ
То есть, то, как увольнение размещается в категоризационном контексте, опосредует копинг-поведение, осуществляемое человеком в ситуации потери работы. Иными словами, если увольнение попадает на "положительный" полюс, то есть категоризуется как ситуация, которую легко преодолеть, с которой субъект может справиться, которая не вызывает сильных переживаний, то субъект, вероятнее всего, будет осуществлять конструктивные копинг-стратегии. Если же увольнение попадает на "отрицательный" полюс и категоризуется как ситуация трудно преодолимая, вызывающая сильные переживания, с которой субъект не может справиться, то копинг-поведение будет неконструктивным или будет отсутствовать вовсе.
ВЫВОДЫ
Результаты исследования позволили нам сформулировать следующие выводы:
1. Существует два основных уровня категоризации трудных жизненных ситуаций: "легко преодолимые" и "трудно преодолимые". При этом "легкость" и "трудность" обусловлены различными факторами, индивидуальными для каждого респондента. Например, "легкость" может быть связана с тем, что субъект отводит себе активную роль в ряде ситуаций, способен сам изменить их, изменив свое отношение к ситуациям. "Трудность" может быть опосредована тем, что ситуация переживается как "переломный момент" в жизни, может вызвать "нарушения психики".
2. Если "увольнение" категоризуется как ситуация, которую легко преодолеть, с которой субъект может справиться, которая не вызывает сильных переживаний, то, вероятнее всего, субъект станет осуществлять конструктивные копинг-стратегии. Если же ситуация окажется на "противоположном полюсе", то есть будет категоризоваться как ситуация, которую трудно преодолеть, которая вызывает сильные переживания, тогда копинг-поведение будет неконструктивным или будет отсутствовать вовсе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1999
3. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал №1, 1994, с. 3-19
4. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс// Психологический журнал №4, 1996, с. 64-74
5. Каррье Р., Фельдман Д. Как справиться с потерей работы. М., 1995
6. Карташов С А., Одегов Ю. Г. Рынок труда. М., 1998
7. Келли Дж. Психология личности: теория личностных конструктов. СПб, 2000
8. Магун В. С. Стратегии адаптации рабочих на рынке труда// Социологические исследования №9, 1993, с. 73-83
9. Мауэр Г. Без работы. М., 1986
10. Опыт, содержание и методы профориентационной и психологической работы департамента труда и занятости правительства Москвы// сборник статей. М., 1995
11. Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу// Психологический журнал №1, 1992, с. 126-130
12. Петров В. П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых// Психологический журнал №3, 1993, 79-89
13. Соколова Г. Н. Социальные издержки безработицы и пути их снижения// Социологические исследования №9, 1995, с. 65-68
14. Феофанов К. А. Ценностно-нормативный аспект безработицы в России// Социологические исследования №9, 1995, с. 69-73
15. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987
16. Augoustinos M., Walker J. Postmodern challenges to social cognition// Social cognition. An integrated approach. London, 1996
17. Coping with life crises: an integrated approach// Ed. by Moos R., N.-Y., 1986
18. Coping with negative life events: clinical and social psychological perspectives// Ed. By Snyder C. R. And Ford C., N.-Y.-London, 1987
19. Coping with stress at work: case studies from industry// Ed. By Marshall J.
20. Fineman S. Unemployment: Personal & Social Consequence. London: Tavistok, 1987
21. Fineman S. White collar unemployment: Impact a. Stress/- Chichester etc. 1983
22. Fryer D. & Ullah P. Unemployed people: Social and Psychological Perspectives. Milton Keynes: Open University Press. 1987
23. Hays J. & Nutman P. Understanding the Unemployed: The Psychological Effects of Unemployment. London, N.Y. 1981
24. Jahoda M. Employment and unemployment: a socual-psychological analysis. Cambridge, 1982
25. Kelly G. A theory of personality. The psychology of personal constructs. N.-Y., 1963
26. Kelvin P., Jarrett J. Unemployment: its social psychological effects. London, 1985
27. Lazarus R. S. Psychological stress and the coping process. N.-Y., 1966
28. Malinvaud E. Mass unemployment. Worcester, 1984
29. Neal A. National trauma and collective memory. Major events in the American century. N.-Y., 1998
30. Norman T. Feather The psychological impact of unemployment. London, 1990
31. Porket J. L. Work, employment and unemployment in the Soviet Union. Oxford, 1990
32. Potter J. And Wetherell M. Discourse and social psychology: beyond attitudes and behaviour. Bristol, 1987
Статьи автора
Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»
Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Алена Прихидько
Опубликовано: October 30, 2004, 12:08 am
Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог
Количество статей: 2
Статьи
Добавить в «любимые статьи»
Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Алена Прихидько
Опубликовано: October 30, 2004, 12:08 am
Комментарии
1
Татьяна (гость)
05.07.2005 09:19
Большое спасибо за помощь, мы работаем с безработными в Центре планирования профессиональной карьеры. Нам очень подходит описанная Вами методика.