Село Компьютеррово и его обитатели (Законы жизни компьютерной и Интернет - культуры)

Автор: И. Васюков
Опубликовано: August 2, 2000, 12:00 am
Наверное, каждый из читающих эти строки согласится со мной: представители рода человеческого, строящие свою жизнь вокруг компьютеров и Интернет заметно, если не сказать более сильно — КАРДИНАЛЬНО, отличаются от своих земных сородичей. Своими ценностями, традициями, правилами, образом жизни и даже внешним обликом…. Вероятно, все это неслучайно и речь уже может идти о специфической культуре, а точнее субкультуре компьютерщиков и интернетчиков. То бишь, целостном образе жизнедеятельности представителей существенной части населения планеты.

Надо сказать, что эта субкультура компьютерщиков и интернетчиков еще «сырая», недоделанная, несформировавшаяся.. Доказательством этой «сырости», несформированности может, например, служить то обстоятельство, что любая из существующих на Земле субкультур в своей организации имеет обязательно два значимых элемента: так сказать, официальную часть (вершину айсберга) и неофициальную (его подводную часть). Субкультура компьютерщиков и интернетчиков (в дальнейшем мы будем называть ее киберкультурой или еще проще КБК) по — существу почти вся НЕОФИЦИАЛЬНАЯ, т.к. по большому счету никто ее еще серьезно не пытался (и Слава Богу!) ее регламентировать.. Попытки и ранее, и сейчас в связи с ростом интереса государственных органов к деятельности Интернет, существовали и существуют. Но решающие сражения, наверняка, нам еще предстоят. Скептическое отношение к жизни подсказывает — вряд ли они сложатся в пользу любителей компьютерного веб-серфинга. Вся история тому горькое свидетельство и тяжелый урок — длань бюрократа достает даже умерших из под земли. Хотя, несомненно, часть своих свобод и привилегий представители киберкультуры все равно отстоят. Наверняка, с боем!
 


Основные признаки киберкультуры


Киберкультура достаточно открыта. Точнее, она может быть открыта для тех, кто готов приложить некоторые усилия для изучения основ ее существования и преодоления барьеров, особенно в сфере технических знаний, а также уровня материальной жизни, т.к. систематическая работа с компьютерной техникой и Интернет требуют постоянной солидной финансовой подпитки. В остальном, проблем почти нет. Жизнедеятельность лиц, входящих в различные кибергруппировки, почти всегда на виду. Все всё про них знают. Если, конечно, это кому-то интересно. Ведь, собственно, весь и смысл-то создания компьютеров и ИнтернетА в обеспечении достаточно высокой степени ПУБЛИЧНОСТИ существования, в преодолении ограниченности собственного «Я».

Раз есть киберкультура и имеются ее полноправные представители, значит, должны быть неслучайные, знаковые места для ее функционирования. Если таковых нет, то не сомневайтесь — будут! К таким местам в киберкультуре можно отнести как сам Интернет (всевозможные чаты, форумы, доски объявлений, ICQ и т.п.), так и «офлайновые» места обитания, такие как, например, компьютерные клубы. Можно пойти дальше и к местам обитания кибернетчиков отнести даже компьютерные фирмы и интернет-компании, отделы АСУ в банках и на предприятиях, магазины компьютерных аксессуаров, выставки (типа COMTEK или COMDEK). Короче говоря, все, что можно обозначить древним, достаточно точным и эмоционально ярким и насыщенным понятием «тусовка».

Тусовка, как правило, представляет собой ИНТЕНСИВНОЕ общение представителей киберкультуры друг с другом. Она предполагает как обмен значимой для жизни каждого информацией, так и своей еще менее заформализованной частью. Например, совместной выпивкой и поеданием бутербродов на каком-нибудь компьютерном сборище в «офф-лайн». Или интенсивным обменом ругательствами и приколами в «он-лайн». Мотивы сбивания компьютерщиков и интернетчиков в подобные «стаи» могут быть самые разнообразные: от пустого времяпровождения до изощренных попыток продать, протолкнуть посредством тусовки пока еще нераскрученный или неходовой товар. Но главное, конечно же, не в этом.

Главным является то, что механизм компьютерной или Интернет-тусовки является самым мощным инструментом распространения кибернетической культуры и приобщения к ней всех тех, кто к ней по разным причинам к своему «несчастью» еще не принадлежит…. Как, впрочем, и дальнейшей профессионализации самих компьютерщиков и интернетчиков. В недавно прошедшей российской выставке «COMTEK» со стороны профессионалов бизнеса было много нареканий о том, что на выставке было слишком много «пионеров», то есть подростков и молодежи. Однако, среди профессионалов почему-то едва видимой оказалась мысль, что на выставке, прежде всего, БЫЛИ ТЕ, КТО В БУДУЩЕМ И БУДЕТ ОБЕСПЕЧИВАТЬ ПРОЦВЕТАНИЕ ЭТОГО БИЗНЕСА! А это означает, что от работы с подростками и молодежью кибернетчики никуда не денутся.

«Тусовочная» кибернетическая субкультура является копилкой компьютерного и интернетовского опыта, своеобразным регулятором мышления и поведения, приобщенных к КБК. Человек, выпавший из этой тусовки, чувствует себя очень дискомфортно, неудобно, т.к. понимает, что отстает от жизни, теряет свое место и статус в значимой для него сфере жизни. Особый драматизм происходящего можно наблюдать, например, в деятельности отдельных чатов, таких, например, как «Активные миры». Подростки, нарушившие табу и отстраненные от участия в «тусовке», буквально умоляют модератора возвратить их в сообщество, убеждая последнего, что они «исправились и больше не будут!».

Естественно, что благодаря «тусовкам» КБК постоянно обновляется и модифицируется, приспосабливаясь к существованию среди других, порой более мощных и агрессивных субкультур. Например, ранее трудно было обнаружить в кибертусовке представителей криминала. Но в связи с возникновением и бурным ростом компьютерных клубов, абсолютным и относительным удорожанием компьютерной техники и аксессуаров, в мир ККБ обильно сочится криминальная среда. Она вбрасывает туда деньги, заработанные неправедным путем, устанавливает свои законы и нормы существования…

За счет каких факторов формируется киберкультура и философия кибернетчика? Конечно же, в первую очередь, за счет появления в обществе значительной доли экономической свободы, возможности людей зарабатывать, в том числе и предпринимательским путем. Бьюсь об заклад — то, что сделали для компьютеризации и информатизации общества частные компьютерные фирмы в 90-е годы прошлого столетия, никогда бы не создали официальные структуры бывшего СССР. Огромное значение для появления и расцвета киберкультуры имеет и бурное развитие научно-технического прогресса на Западе в 90-е годы. Немаловажным является и фактор экономической самостоятельности компьютерной индустрии, а такие ее персонажи, каким, например, является Билл Гейтс с его «Майкрософт», являются самостоятельным и мощнейшим пропагандистским фактором, воздействующим на умы обывателя, символом успеха и преуспевания человека включенного в киберсреду.

В целом основные закономерности возникновения и развития киберкультуры совпадают с общими закономерностями возникновения и развития отдельных субкультур. И, соответственно, КБК обрастает вокруг себя набором наиважнейших эмпирических признаков, ориентируясь на которые можно без ошибки сказать — вот здесь верховодит КИБЕРКУЛЬТУРА. У КБК свои гуру, своя мода, свой собственный полупрофессиональный язык — жаргон, своя социальная стратификация, в которой есть и патриции и плебеи. К ней и обратимся далее!


СТРАТИФИКАЦИЯ В КИБЕРКУЛЬТУРЕ

Деление людей на иерархические группы (другое распространенное название этому явлению — стратификация) широко распространено как в обществе в целом, так и внутри его различных сообществ. Не составляет исключения и киберкультура.

Оснований, по которым могут стратифицироваться представители киберкультуры, великое множество. Здесь могут быть представлены и социальный аспект, и возраст, и место проживания, и образование, и т.д и т.п. Важнейших же оснований для стратификации кибернетчиков не так уж и много. Я бы выделил три-четыре наиболее распространенных основания, с которыми человеку, имеющему отношение к миру компьютеров и Интернет, приходится буквально сталкиваться на каждом шагу.

Среди самых популярных оснований для деления: уровень подготовленности кибернетчика в компьютерных и Интернет-технологиях. Самые неподготовленные из них носят уничижительное звание — ламеры. Подразумевается, что эти люди «полные нули» в нашем деле и интерес к ним со стороны более продвинутых пользователей («юзеров»), а тем более самых продвинутых («профи», «хакеров») не только не обязателен, но даже непростителен. Существуют и более мягкие основания для деления всей массы кибернетчиков. Например, на «отцов» и «сынков», особенно распространенное в игровых компьютерных клубах. В этом случае как бы признается и институализируется тот факт, что процессы, происходящие в пространстве киберкультуре настолько подвержены изменениям, что вчерашний «сынок» благодаря широко культивируемой в киберкультуре системе преемственности, завтра может «выйти в люди» и тоже стать «отцом».

В силу того, что, как и в Интернет, так и в компьютерных клубах, учебных центрах, магазинах, выставках и т.п. лица, принадлежащие к киберкультуре определенным образом специализируются по своим личным интересам или роду профессиональных занятий, то стратификация существует и здесь. Так, в Интернет есть «форумцы», «чатники», «айсикьюшники» (по используемым сервисам для общения), в компьютерных клубах: «квакеры», «старкрафтщики», «фиферы», «гонщики» (по типу любимой и культивируемой игры). В компьютерных фирмах, в соответствии с существующей организационной структурой имеются: «технари», «настройщики», «программеры», «продавцы», «интернетчики». Мы здесь не берем чисто профессиональную киберкультуру, хотя там стратифтикация кибернетчиков происходит очень высокими темпами: есть и веб-дизайнеры, и веб-проектировщики, и веб-маркетологи. Есть даже Мексиканцы (по терминологии Артемия Лебедева), то есть те, сферу профессиональных интересов и занятий которых нельзя отнести ни к одной из существующих бизнес, компьютерных и интернет- профессий.

Вполне очевидным представляется то, что, несмотря на все разнообразие всевозможных стратификаций кибернетчиков, предполагается, что верхние, наилучшие и самые престижные из них, будут занимать самые продвинутые, способные, высокооплачиваемые лица, а в нижней части спектра будут находиться начинающие, неопытные, малопрофессиональные и плохооплачиваемые (а скорее всего, вообще неоплачиваемые) представители киберкультуры. В соответствии со статусом в компьютерной или интернетовской среде распределяются функции и роли, выполняемые кибернетчиками в групповой деятельности, будь то работа или компьютеризированный досуг. Самые престижные, ответственные, оплачиваемые и перспективные места (типа «босса», «генератора идей», «финансиста») достанутся лицам из верхней части спектра, все самое худшее, малопрестижное — лицам из нижней части списка.

Из описанных стратификаций и наших последующих пояснений, видно, что стратификация в киберкультуре обладает следующими важными свойствами:

  1. Она изначально жестко не задана. Кто вчера были никем и ничем, при сегодняшнем профессиональном или личностном росте может в стратификации выйти на первое место. Компетентность, профессионализм, знания и умение брать на себя ответственность в кругах кибернетчиков — главное!
  2. Социальное клеймение, где возвышающих (типа «хакер», «босс») терминов удостаиваются лица, принадлежащие к высшим иерархическим группам, а уничижительных — к низшим.
  3. «Касты», «кланы» киберкультуры, где бы они не находились, в принципе готовы, хотя бы к минимальным контактам друг с другом. Также велика и возможность мобильности рядовых членов кланов в смысле перехода их в другую касту или клан кибернетчиков.
  4. Неустойчивость статусов представителей киберкультуры. Вчера, например, ты был почти культовой личностью, а сегодня так отстал, что тобой просто перестают интересоваться. Кто, например, сейчас помнит Питера Нортона? А ведь каким был ажиотаж, когда 7-8 лет назад этот человек приезжал к нам в страну!

    Чтобы стать неофициальным «начальством» в среде кибернетчиков, или получить не менее престижный титул «спеца», необходимо, прежде всего, доказать свою компетентность в той или иной компьютерной или интернет сфере, удачливость, профессионализм. Факторы же, обычные для «оф-лайн» субкультур, такие, как наличие покровителей из числа вышестоящих, длительность пребывания в «тусовке», наличие финансовых избытков, для киберкультуры тоже значимы, но занимают вторые роли. Ярким доказательством этого тезиса служит сегодняшнее поведение интернет-компаний в Штатах. Ценность их определяется не по результату, а по перспективности, по качеству заложенных в проект идей и специалистов, способных их осуществить.

  5. Отсутствие строгой субординации в отношениях между «верхами» и «низами». «Верхи» как правило, в силу очень острой конкуренции между «тусовками» и «кланами» не могут беспощадно эксплуатировать «компетентные» низы.. Те, в случае серьезных расхождений с легкостью покидают еще не насиженные места. Причем, подобное явление характерно и для коммерческих фирм и для неформальных тусовок.
  6. Наличие (но, САМОЕ ГЛАВНОЕ, ОНО — ОТНОСИТЕЛЬНО!) у «верхов» кибернетчиков определенных обычаев, условных знаков, табу, привилегий.
  7. Высокая мобильность статуса, что косвенно подтверждается тем, что за какой-нибудь год человек может по несколько раз поменять свой НИКНЕЙМ.
    Важно, конечно же, заметить, что как и во всех человеческих субкультурах, испытывающих очень жесткое давление конкуренции и высокой социотехнической динамики подчеркиваемый нами ДЕМОКРАТИЗМ киберкультуры с каждым годом становится все более жестким и требовательным к своим представителям, требуя от них все меньшей свободы действия и маневра.

Структура (кирпичики) киберкультуры


Вопрос о том, «из чего состоит» киберкультура, очень сложный и противоречивый. Будем исходить из того, что кибернетическая субкультура общества — это определенный уровень развития жизни кибернетсообществ, выраженный в различных типах и формах их организации, деятельности членов данных сообществ, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Серьезным отличием кибернеткультуры от человеческой культуры в целом, на наш взгляд является то, что она содержит в себе не столько предметные результаты деятельности, сколько субъективные человеческие силы и способности, реализуемые как раз в этой деятельности. К ним можно отнести знания и умения, профессиональные навыки и привычки, которые кибернетчики вырабатывают в ходе своей деятельности, уровень их интеллектуального развития, этические взгляды и эстетические потребности, формы и способы взаимного общения в рамках данного сообщества и за его пределами.

У кибернетчиков есть своя мифология, привилегии для отдельных членов, определенные и очень специфические формы проведения досуга, формы отношения к «своим» и «чужим» и т.п.

В более узком понимании слова кибернетическая субкультура представляет собой особую духовную область общности людей — компьютерных фирм, организаций, клубов, неформальных групп или группировок. Она содержит особую кибернетическую идеологию, определенные этические нормы и ценности, эстетические установки и потребности, мифологию, вкусы, предпочтения, которые и определяют повседневную жизнь и быт отдельных кибернетчиков и их сообществ.

Киберидеология — это та система понятий и представлений, которая складывается в групповом сознании кибернетчиков. Это та их «философия», которая мотивирует, оправдывает и определяет весь образ и стиль их жизни, выстраивает линию поведения, заставляет брать на себя те или иные обязательства. Время от времени (или постоянно) в киберидеологии сообществ кибернетчиков господствуют идеи технократизма, владычества компьютерщиков и интернетчиков над другим, «иным» миром. В молодом возрасте эта идея может служить основанием как к «остервенелому» изучению математики или информатики, так и полному «уходу» в мир компьютерных игр, который представляется ряду членов сообщества как единственно возможный и приемлемый для них способ будущей жизни и заработка («профессиональный игрок»). В зрелом возрасте подобные идеи могут служить основанием целых политических идеологий, порой полностью отрицающих гуманитарное знание и гуманность как таковую.

К идеям, актуальным для киберидеологии можно отнести и идею индивидуализма, индивидуальных достижений и индивидуального успеха. Пример многих лидеров сегодняшней компьютерной и программной индустрии убеждает юное поколение, что успех на этом поприще присущ, прежде всего, ярко выраженным талантливым индивидуалистам. Вместе с тем сам коллективный и массовый характер компьютерной индустрии актуализирует в сознании кибернетчиков идеи корпоративизма, клановости. Не случайно, например, в молодежной в среде кибернетчиков так велико персонализированное отношение к своей фирме, к своей марке, к лэйблу любимого производителя!

Так как приобщение к киберкультуре требует от своих новых членов достаточно высокого образовательного и имущественного ценза, это формирует особый отпечаток общего и профессионального стиля кибернетчиков. Там много и хорошо учатся, стремятся иметь высокие, достойные заработки. Среди кибернетчиков редко можно встретить человека, полностью недовольного жизнью.

И еще один момент в строении киберкультуры я бы хотел отметить. В силу замкнутого характера компьютерщиков (по сравнению с остальными сообществами), элитарности их образования, специфики деятельности, существует определенная изолированность кибернетчиков, кибернетической культуры от остальных субкультур общества. Правда, в последнее время, в связи с лавинообразным развитием Интернет и вовлечением в него огромного числа гуманитарно мыслящих людей (а также, к сожалению, и вообще не мыслящих, несущих этой субкультуре упрощение, энтропию) киберкультура стала заметно мягче, разнообразнее, интеллигентнее.


Статьи автора

Количество статей: 3

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: И. Васюков
Опубликовано: August 2, 2000, 12:00 am
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

1 (гость) 06.06.2004 17:46

Трудно сказать, что нового я узнал, прочитав. Как бы все само собой понятно... Но тему стоит разрабатывать. Впрочем, не нашел даты. М.б., она написана 10 лет назад. Петр

2 (гость) 06.06.2004 17:46

интересно, но МНОГО

3 Inch (гость) 06.06.2004 17:46

Тема действительно актуальна, но не раскрыта

4 Саша (гость) 06.06.2004 17:46

я бы это упростила в один обобщающий столбик.

5 tol_lis (гость) 06.06.2004 17:46

Ja chivo to takovo i iskal, spasibo.~)

6 Rammi-69 (гость) 17.10.2004 17:38

Занятно …..

НО — больсее НО

Уважаемый Игорь Леонидович, как можно писать о Киберидеологии, Киберкультуре и т.д. не живя в ней.
Я не припомню вас ни на одной тусовке, ЗЗЗборище и т.д.


С уважением Лагунов Николай.

7 Жвачка (гость) 11.04.2005 19:08

А ученые всегда так: понапишут много и томно, а ты разбирай потом! особенно, если филолог и разбирать приходится… Вот нельязя было интересно, менее научно написать эту статью? Нельзя. Понимаю. Ну и читать ее мало кто соберется. Поверьте.

8 Sweetaledge (гость) 14.01.2009 01:20

Как блин подписаться, пробовал и через файрфокс и через оперу, нифига не получается

Имя:
E-mail:
Open-ID:
введите код с картинки:


Правила:
Разрешены тэги: <b>, <i>, <u>. Если хотите дать ссылку - пишите ее просто: http://... Все поля обязательны. Ваш email на странице отображаться не будет.


Смайлики:
:) :( ;) :D :lol: :eek: :mad: :weep:
Текст сообщения:


Я ознакомлен(а) и принимаю условия использования сайта и политику конфиденциальности

Комментирование статей отключено

Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / психология и интернет / Село Компьютеррово и его обитатели (Законы жизни компьютерной и Интернет - культуры)
Еще в рубрике:

9И. Васюков
Общение — золото и главное полезное ископаемое Интернет


35О. Смыслова
Психологические последствия применения информационных технологий.


47М.С. Иванов
Психология компьютерной игры как проблема интегральной психологии личности


6Максим Юрин
Видеозаписи лекций и конференций по психологии теперь можно бесплатно посмотреть в Интернете!


14В. Ю. Меновщиков
Психологическая помощь в сети интернет


7Анатолий Харитонов
Основные направления изменения личности современного человека в условиях информационного общества


19Юлия Кленова
Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с Интернет — зависимостью


7О. Смыслова
Эмпирическое исследование психологических последствий применения информационных технологий.


26И. Шевченко
Некоторые психологические особенности общения посредством Internet


12Анастасия Жичкина
О возможностях психологических исследований в сети Интернет


13Мясников Илья Николаевич
Возможность применения компьютерных игр в качестве проективного метода исследования личности.


8Эллина Губенко
Опросник установок по отношению к Интернету


12Смирнов Ф. О.
Естественный язык и компьютер: деструктивное влияние или очередной этап эволюции?


57В. Нестеров
К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете


18Анастасия Жичкина
Шкала Интернет-зависимости А. Жичкиной


6Львова А. И., Рязанцева И.А.
Интернет-тренинг как новая возможность групповой психологической работы


63Смирнов Ф. О.
Навигация веб-сайта: лингвокультурные особенности


28А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская
Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью


40Мария Сокольская (Сутула)
Игровая деятельность в Интернете


4А.А. Сакбаев
Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированности


16Смирнов Ф. О.
Язык общения компьютерщиков: потребность в аффилиации или нечто большее?


35Анастасия Жичкина
Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста


5Роман Золотовицкий
Интернет и социометрия


168М.С. Иванов
Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр


62М.С. Иванов
Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека


15Евгения Раевская
Черты личности Интернет-зависимых и Интернет-независимых пользователей


23В. Голованевская
Особенности Я -концепции как фактор формирования аддиктивного поведения


9Софья Кремлева
Чат «Сибирские Партизаны» как сетевое сообщество


5В. Фриндте, Т. Келер
Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении


27В. Нестеров
К вопросу о динамике сетевых сообществ

Поиск