Опросник установок по отношению к Интернету
Автор: Эллина ГубенкоОпубликовано: November 19, 2006, 4:59 pm
Ключевые слова (теги): интернет-зависимость, зависимость
Оценка посетителей сайта: 8.11 (проголосовало: 9)(по материалам дипломной работы „Интернет и проблемы психического здоровья“ Губенко Эллины, МГППУ, факультет «Психологическое консультирование», Москва, 2003)
Введение
Интернет все больше и больше внедряется в нашу жизнь, становится одним из доминирующих инструментов, как для персональной, так и академической и профессиональной коммуникаций. Количество пользователей Интернета насчитывает приблизительно 400 миллионов человек по всему миру (29). Для России эта цифра составляет 8,8 миллионов человек (9). И с каждым днем количество пользователей увеличивается. Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете. Соответственно, растет и количество исследований, посвященных изучению зависимости от Интернета. Однако при определении исследователями данного феномена возникают ряд несоответствий. Встречаются такие названия как «Патологическое использование Интернета» (28, 32), «Зависимость от Интернета», «Интернет-аддикция», «Проблематичное использование Интернета» (29). Но такое положение вещей обычное явление на ранних стадиях изучения нового психологического явления. Зависимость от Интернета до сих пор остается феноменом, а не самостоятельным заболеванием в классификатор психических расстройств (DSM-V) она так и не вошла.
Большинство исследований по данному феномену не были надежны с точки зрения психометрии. Но самое главное – это то, что они не были теоретически обоснованы, не имели практически никакой теоретической базы. Поэтому и большинство тестов, измеряющих зависимость от Интернета, которые существуют на данный момент времени, являются ненадежными и невалидными. На русском языке существует всего один опросник на Интернет-зависимость, который прошел все необходимые психометрические процедуры – это опросник к.пс.н. А.Е. Жичкиной (11). Однако этот опросник отражает лишь поведенческие симптомы зависимости от Интернета, в то время как появляются данные о многомерности данного феномена. В настоящее время тема изучения феномена зависимости от Интернета среди российских пользователей высоко актуальна, соответственно актуальна тема создания психодиагностических инструментов для измерения зависимости от Интернета, которые бы отражали не только поведенческие симптомы, но и вобрали в себя результаты последних исследований в этой сфере. Поэтому в данной работе мы предприняли попытку апробации канадского опросника OnlineCognitionScale (Опросник установок по отношению к Интернету), созданного следующей группой авторов – R.A. Davis, Gordon L. Flett, AviBesser (29), на российской выборке. Данные исследователи придерживаются термина «Проблематичное использование Интернета» (ПИИ). Методологической основой данного опросника послужила когнитивно-бихевиоральная модель ПИИ, описанная Р. Дэвисом (28).
В настоящее время появилась тенденция к разделению исследований ПИИ на изучение специфического ПИИ, для которого характерна чрезмерная активность, связанная с какой-либо одной стороной Интернета, например, увлечение он-лайн порнографией или азартными играми, и генерализованного ПИИ, проявляющегося в компульсивном стремлении находиться он-лайн и общаться с другими пользователями (28).
Когнитивно-бихевиоральная модель феномена проблематичного использования Интернета
Для определении этиологии ПИИ используется когнитивно-бихевиоральный подход. Эта теория ПИИ отличается от других теорий подчеркиванием значения дисфункциональных убеждений индивидуума как главного источника патологического поведения. Принимая во внимание, что наиболее известные симптомы ПИИ – аффективные или поведенческие симптомы, Р. Дэвис обращает внимание на то, что когнитивные симптомы ПИИ могут часто предшествовать и являться причиной аффективных или поведенческих симптомов (чаще, чем наоборот). Данная модель фокусируется на дисфункциональных убеждениях, связанных с ПИИ (28).
Перед тем как описывать когнитивно-бихевиоральную модель ПИИ, необходимо описать несколько предварительных понятий. Во-первых, Абрамсон и др. (27) проводят различие между понятиями необходимых, достаточных и предрасполагающих факторов возникновения симптомов. Необходимый фактор это этиологический фактор, который уже должен существовать или появиться перед возникновением симптомов. Однако необходимо отметить, что симптомы не обязательно возникают, когда необходимый фактор существует или только возник (то есть, это необходимое условие, но не достаточное).
Достаточный фактор этиологический фактор, чье существование или возникновение гарантируют возникновение симптомов.
Предрасполагающий фактор этиологический фактор, который увеличивает вероятность возникновения симптомов, но не является ни необходимым, ни достаточным для их появления.
Наконец, Абрамсон и др. (27) проводят различия между центральной и периферической причинами появления симптомов. В этиологической цепочке, которая приводит к возникновению симптомов, некоторые причины лежат ближе к концу цепи (центральные причины), а другие находятся в начале цепи и отдалены от симптомов (периферические) (27). При описании когнитивно-бихевиоральной модели ПИИ Р. Дэвис рассматривает дисфункциональные убеждения как центральную и достаточную причину возникновения ПИИ.
Рисунок 1. Когнитивно-бихевиоральная модель ПИИ.
Периферические предрасполагающие факторы:
Природа периферических предрасполагающих факторов ПИИ объясняется в рамках диатез-стрессовой модели. Согласно этой модели, биологический диатез или биологическая уязвимость выливаются в болезнь только при условии воздействия стрессоров – неблагоприятных психологических и социально-психологических факторов (22). В предложенной когнитивно-бихевиоральной модели ПИИ существующая психопатология есть диатез. В нескольких исследованиях было показано, что основной психопатологией, связанной с Интернетом, являются депрессия, социальная тревога и субстанциональная зависимость (29). Когнитивно-бихевиоральная модель ПИИ предполагает, что психопатология является периферическим необходимым фактором возникновения симптомов ПИИ. То есть психопатология должна существовать или должна возникнуть до появления симптомов ПИИ. Однако необходимо отметить, что основная психопатология сама по себе не приводит к возникновению симптомов ПИИ, но является важным элементом в его этиологии.
Стрессор в этой модели – начало использования Интернета или других технологий, основанных на Интернете (сервисов Интернет). Пока, может быть, трудно фактически проследить за первым опытом индивидуума в Интернете, более эмпирически доступный для проверки опыт опыт вовлечения в использование какого-либо сервиса Интернета. Это может быть, когда индивидуум первый раз нашел порнографию в Интернете, первый раз воспользовался он-лайновым аукционным сервисом, магазином или чатом. Использование этих сервисов – периферическая необходимая причина возникновения симптомов ПИИ.
Ключевой фактор в опыте работы с Интернетом и связанными с ним сервисами – подкрепление, получаемое индивидуумом в результате его активности. Когда индивидуум впервые пробует новые возможности Интернета, он получает подкрепление от последующей ответной реакции. Если ответная реакция позитивная, индивидуум подкрепляется на продолжение активности. Индивидуум обусловлен совершать эти действия чаще, чтобы достичь той же ответной реакции тогда, когда она связана с первоначальным событием.
Это оперантное обуславливание продолжается пока индивидуум постоянно ищет новые сервисы для достижения сходной физиологической реакции. Также для этой модели характерно предположение о том, что ассоциативный сдвиг возникает в нормальном процессе выработки условной реакции. Согласно базовым принципам оперантного обуславливания, любые стимулы, связанные с первичным обуславливающим стимулом поддаются вторичному подкреплению.
Поэтому в данной модели ПИИ предполагается что стимулы, такие как звук компьютерного соединения с он-лайновыми сервисам, тактильные ощущения, возникающие при печати на клавиатуре, и даже запах офиса индивидуума или того места, где он пользуется Интернетом, могут вызывать условную реакцию. Описываемая модель предполагает, что вторичное действие подкрепления действует как ситуативные указания, которые подкрепляют развитие симптомов ПИИ и способствуют поддержанию уже существующих симптомов (28).
Центральные предрасполагающие факторы.
Возможно наиболее главный фактор когнитивно-бихевиоральной модели ПИИ – наличие дисфункциональных убеждений. Эти убеждения – центральные достаточные факторы возникновения ПИИ. Дисфункциональные убеждения могут быть разбиты на два подтипа: убеждения о себе и убеждения о мире. Убеждения о себе могут быть такими: «Я хорош только в Интернете», «Я ничего не стою в реальном мире, но в Интернете я что-то из себя представляю» и «Вне Интернета я неудачник». Для таких индивидуумов характерна неуверенность в себе, низкое саморуководство, негативная самооценка, негативный взгляд на себя самого и Интернет используется для достижения более позитивных реакций от других безопасным способом (28).
Когнитивные искажения о мире включают обобщение отдельных событий до мирового масштаба. Другими словами, индивидуум может думать «Интернет – единственное место, где меня уважают», «Никто не любит меня вне Интернета», «Интернет – мой единственный друг», или «Вне Интернета люди думают обо мне плохо». Эти искажения усиливают зависимость индивидуума от Интернета и автоматически возникают всякий раз, когда появляется раздражитель, связанный с Интернетом. Поэтому сразу же после входа индивидуума, например, в чат, у него возникают автоматические мысли, связанные с подобными убеждениями. В результате может возникнуть либо специфическое ПИИ, либо генерализованное.
Проблематичное использование Интернета.
Специфическое ПИИ. Специфическое ПИИ включает в себя чрезмерное употребление и злоупотребление отдельными возможностями Интернета. Это могут быть он-лайн аукционы, порнография, биржы, магазины и др. Предполагается, что специфическое ПИИ является результатом ранее существующей у индивидуума психопатологии, которая становится связанной с сетевой активностью. Поэтому индивидуум, который мог бы быть заядлым азартным игроком, будет реализовывать свою страсть на он-лайновых сервисах и, в конечном счете, демонстрировать специфическое ПИИ (28).
Похожий сценарий может возникнуть у индивидуума, который компульсивно (и патологически) использует порнографию. Он использует Интернет для просмотра порнографических материалов, что, в конечном счете, приводит к чрезмерному употреблению Интернетом. Это также называется специфическим ПИИ.
Это подтверждает когнитивно-бихевиоральную модель в том, что порнография является непосредственным условием стимула-реакции. Интернет пользователи способны незамедлительно находить порнографию и получать прямое подкрепление с ее помощью. Это поведенческая зависимость усиливается, и потребность в более определенных материалах становится сильнее. В результате, индивидуум демонстрирует симптомы специфического ПИИ. Однако необходимо отметить, что не каждый компульсивный гамблер или любитель порнографии будет демонстрировать симптомы ПИИ (28).
Генерализованное ПИИ. Один из элементов, способствующих развитию генерализованного ПИИ, связан с социальным окружением индивидуума. Можно сказать, что недостаток социальной поддержки от семьи или друзей и/или социальная изоляция, может привести к генерализованному ПИИ. Генерализованное ПИИ включает в себя проведение в Интернете слишком большого количества времени (до ненормальности), также бесцельное времяпровождение в Интернете, или трату большого количества времени в чатах. Эти индивидуумы могут проверять электронную почту несколько раз в день и/или проводить большую часть дня отвечая на сообщения на досках объявлений, форумах.
Симптомы ПИИ.
Симптомы ПИИ схожи с описанными в предыдущих исследованиях симптомами (34), хотя в когнитивно-бихевиоральной модели акцент ставится на когнитивных симптомах. Таких как, навязчивые мысли об Интернете, сниженный контроль за импульсами, неспособность прекратить пользоваться Интернетом, и в особенности, чувство индивидуума, что Интернет его единственный друг (28).
Человек думает об Интернете как о единственном месте, где он хорошо думает о себе и окружающем мире. Другие симптомы ПИИ включают размышления об Интернете вне Интернета, предвкушение следующего сеанса в Интернете, и трата большого количества денег как на Интернет, так и на его различные сервисы. То, что раньше было интересным для индивидуумов с ПИИ, перестает таковым быть. Дальнейшие сложности возникают, когда человек, в конечном счете, изолируется от друзей, предпочитая им друзей виртуальных. Это поведение поддерживает замкнутый круг ПИИ, в итоге индивидуум становится социально изолированным. Наконец, у индивидуумов с ПИИ отмечается чувство вины, связанное с использованием ими Интернета, ложь своим друзьям и близким о количестве времени, проводимым в Интернете.
Генерализованное ПИИ представляет большую опасность для нашего общества. А именно, без Интернета, эти люди не вовлекались бы в подобное поведение. Можно было бы доказывать, что их уже существующая психопатология ускоряла бы возникновение другого проблематичного поведения, однако Интернет действует как стрессогенный фактор на этих индивидуумов и может усиливать существующее состояние. Данная модель поддерживает идею о том, что для некоторых людей Интернет является просто средством для выражения их зависимости к различным стимулам (28). Поэтому личность, которая компульсивно играет в азартные игры в реальной жизни скорее всего увлечется азартными играми в Интернете, когда познакомится с этим новым способом играть. Это индивидуумы со специфическим ПИИ.
Важность модели ПИИ сама по себе не вызывает сомнений. Хотя эта модель несколько смела в своем описании ПИИ, но именно ее краткость делает ее важной. В то время как предыдущее исследование ПИИ характеризовалось недостатком теоретической базы, и не описывало этиологию ПИИ, эта модель сочетает в себе все это (28). Задача на данный момент состоит в том, чтобы эмпирически проверить эту модель. Такие эксперименты должны включить в себя определение когнитивных искажений, связанных с ПИИ, измерение существующей ранее психопатологии – ее связи с ПИИ, измерение качественных различий между специфическим и генерализованным ПИИ (28).
Таким образом, далее мы предпримем попытку доказать многомерность феномена ПИИ в соответствии с описанной когнитивно-бихевиоральной моделью.
Программа и методика исследования
Описание выборок:
- Выборка №1: студенты 1-го и 2-го курсов факультета «Информационные технологии» МГППУ – 47 человек.
- Выборка №2: пользователи сети Интернет, заполнявшие методики в режиме он-лайн – 51 человек.
- Общая выборка: объединенные выборки №1 и №2 – 98 человек.
Характеристики выборок приводятся ниже.
Выборка №1 (n=47) | Выборка №2 (n=51) | Общая выборка (n=98) | ||||||||||
Возраст | Минимальный | 17 | 15 | 15 | ||||||||
Максимальный | 23 | 44 | 44 | |||||||||
Средний | 18,5 | 24,2 | 21,5 | |||||||||
Пол | Женский | 61,7% (29 ч.) | 47,1% (24 ч.) | 54,1% (53 ч.) | ||||||||
Мужской | 38,3% (18 ч.) | 52,9% (27 ч.) | 45,9% (45 ч.) | |||||||||
Образование | Высшее | 49% (25 ч.) | ||||||||||
Неполное высшее | 35,3% (18 ч.) | |||||||||||
Среднее специальное | 2% (1 ч.) | |||||||||||
Среднее | 7,8% (4 ч.) | |||||||||||
Неполное среднее | 5,9% (3 ч.) | |||||||||||
Семейное положение | Холост/Не замужем | 97,9% (46 ч.) | 64,7% (33 ч.) | 80,6% (79 ч.) | ||||||||
Женат/Замужем | 2,1% (1 ч.) | 35,3% (18 ч.) | 19,4% (19 ч.) | |||||||||
Опыт работы в Интернете | Менее 3-х месяцев | 14,9% (7 ч.) | - | 7,1% (7 ч.) | ||||||||
От 3-х мес. до 1 г. | 10,6% (5 ч.) | 3,9% (2 ч.) | 7,1% (7 ч.) | |||||||||
От 1-го г. до 2-х лет | 25,5% (12 ч.) | 31,4% (16 ч.) | 28,6% (28 ч.) | |||||||||
От 2-х лет до 3-х лет | 29,8% (14 ч.) | 17,6% (9 ч.) | 23,5% (23 ч.) | |||||||||
Более 3-х лет | 19,1% (9 ч.) | 47,1% (24 ч.) | 33,7% (33 ч.) | |||||||||
Среднее количество времени, проводимого в Интернете | Менее 1 ч. в неделю | 23,3% (11 ч.) | - | 11,2% (11 ч.) | ||||||||
1-2 ч. в неделю | 27,7% (13 ч.) | - | 13,3% (13 ч.) | |||||||||
0-30 мин. в день | 6,4% (3 ч.) | 7,8% (4 ч.) | 7,1% (7 ч.) | |||||||||
30 мин.-1 ч. в день | 12,8% (6 ч.) | 7,8% (4 ч.) | 10,2% (10 ч.) | |||||||||
1-2 ч. в день | 12,8% (6 ч.) | 9,8% (5 ч.) | 11,2% (11 ч.) | |||||||||
2-4 ч. в день | 12,8% (6 ч.) | 27,5% (14 ч.) | 20,4% (20 ч.) | |||||||||
Более 4 ч. в день | 4,3% (2 ч.) | 47,1% (24 ч.) | 26,5% (26 ч.) |
Вопросы Опросника установок по отношению к Интернету | M | SD | Корреляции пунктов со шкалой | |||||||||
1* | 2 | О | 1 | 2 | О | 1 | 2 | О | ||||
1. В сети мне лучше всего | 2,51 | 3,76 | 3,16 | 1,72 | 1,80 | 1,86 | 0,66 | 0,73 | 0,73 | |||
2. Меня любят лишь немногие помимо моих сетевых знакомых | 1,62 | 1,94 | 1,79 | 1,42 | 1,71 | 1,58 | 0,60 | 0,24 | 0,39 | |||
3. В Интернете я чувствую себя в наибольшей безопасности | 2,60 | 2,80 | 2,70 | 1,73 | 1,93 | 1,83 | 0,66 | 0,60 | 0,61 | |||
4. Я часто продолжаю думать о чем-то, пережитом в Интернете, еще долгое время после выхода из него | 2,96 | 4,04 | 3,52 | 2,15 | 2,28 | 2,27 | 0,48 | 0,73 | 0,65 | |||
5. Находясь в Интернете, я часто испытываю своего рода возбуждение или эмоциональный подъём | 3,34 | 4,35 | 3,87 | 1,90 | 2,04 | 2,03 | 0,64 | 0,72 | 0,71 | |||
6. Человека легче близко узнать через Интернет, чем при непосредственном общении | 1,64 | 2,27 | 1,97 | 1,26 | 1,70 | 1,53 | 0,50 | 0,61 | 0,59 | |||
7. В сети я часто чувствую успокоение | 2,96 | 3,43 | 3,20 | 1,88 | 2,07 | 1,98 | 0,53 | 0,61 | 0,58 | |||
8. В сети я могу быть самим собой | 3,83 | 3,20 | 3,50 | 1,77 | 2,22 | 2,03 | 0,32 | 0,57 | 0,40 | |||
9. В сети ко мне относятся с большим уважением, чем в реальной жизни | 2,51 | 2,63 | 2,57 | 1,73 | 1,90 | 1,81 | 0,54 | 0,57 | 0,54 | |||
10. Я провожу в Интернете больше времени, чем следовало бы | 2,19 | 4,84 | 3,57 | 1,80 | 2,42 | 2,52 | 0,57 | 0,71 | 0,69 | |||
11. Окружающие жалуются, что я слишком много пользуюсь Интернетом | 2,15 | 3,96 | 3,09 | 1,73 | 2,47 | 2,32 | 0,72 | 0,65 | 0,71 | |||
12. Я никогда не бываю в сети дольше, чем планирую | 4,04 | 5,33 | 4,71 | 2,16 | 1,87 | 2,11 | 0,42 | 0,37 | 0,44 | |||
13. В сети меня принимают таким, какой я есть | 4,00 | 3,80 | 3,90 | 1,77 | 2,07 | 1,92 | -0,12 | 0,31 | 0,12 | |||
14. В сети отношения с людьми бывают более глубокими, чем в жизни | 2,13 | 2,69 | 2,42 | 1,56 | 2,09 | 1,87 | 0,51 | 0,66 | 0,62 | |||
15. Вне Интернета я часто о нём думаю | 2,94 | 3,63 | 3,30 | 1,95 | 2,37 | 2,19 | 0,67 | 0,84 | 0,78 | |||
16. В сети я раскрываюсь с самой лучшей стороны | 3,21 | 3,14 | 3,17 | 1,77 | 2,13 | 1,95 | 0,63 | 0,74 | 0,65 | |||
17. Мир вне сети увлекает меня меньше, чем нахождение в Интернете | 1,81 | 2,04 | 1,93 | 1,47 | 1,75 | 1,62 | 0,76 | 0,59 | 0,64 | |||
18. Хотелось бы, чтобы мои знакомые и домашние знали как меня уважают в сети | 2,60 | 2,65 | 2,62 | 1,57 | 1,88 | 1,73 | 0,56 | 0,47 | 0,49 | |||
19. Интернет "реальнее", чем реальная жизнь | 1,57 | 2,10 | 1,85 | 1,21 | 1,76 | 1,54 | 0,57 | 0,63 | 0,62 | |||
20. Когда я в сети, я не думаю о своих обязанностях | 2,96 | 3,02 | 2,99 | 2,07 | 2,28 | 2,17 | 0,65 | 0,55 | 0,56 | |||
21. Я не могу перестать думать об Интернете | 2,04 | 3,18 | 2,6 | 1,85 | 2,51 | 2,28 | 0,69 | 0,73 | 0,73 | |||
22. Когда я в сети, мне не так одиноко | 2,77 | 3,65 | 3,22 | 1,88 | 2,38 | 2,19 | 0,64 | 0,69 | 0,69 | |||
23. Не могу себе представить, что смог бы когда-либо обходиться без Интернета более или менее долго | 2,49 | 3,86 | 3,20 | 1,78 | 2,43 | 2,24 | 0,61 | 0,56 | 0,62 | |||
24. Интернет — важная часть моей жизни | 3,23 | 5,02 | 4,16 | 1,75 | 1,98 | 2,07 | 0,54 | 0,60 | 0,62 | |||
25. Без доступа в Интернет я чувствую себя беспомощно | 2,23 | 3,90 | 3,10 | 1,86 | 2,09 | 2,14 | 0,72 | 0,70 | 0,74 | |||
26. В Интернете я говорю и делаю то, чего никогда не смог бы сказать или сделать вне Интернета | 2,68 | 3,47 | 3,09 | 1,99 | 2,36 | 2,22 | 0,63 | 0,52 | 0,58 | |||
27. Когда мне нечего делать, я подключаюсь к Интернету | 3,47 | 3,78 | 3,63 | 1,94 | 2,37 | 2,17 | 0,19 | -0,28 | -0,08 | |||
28. По-моему, я чаще подключаюсь к сети тогда, когда мне следовало бы заниматься чем-то другим | 3,00 | 4,02 | 3,53 | 1,93 | 2,40 | 2,23 | 0,51 | 0,61 | 0,60 | |||
29. Когда я в сети, мне не нужно думать о проблемах вне сети | 2,51 | 2,84 | 2,68 | 1,83 | 2,13 | 1,99 | 0,65 | 0,59 | 0,60 | |||
30. Иногда я пользуюсь Интернетом, чтобы отсрочить выполнение более необходимых дел | 2,21 | 3,41 | 2,84 | 1,71 | 2,28 | 2,10 | 0,57 | 0,47 | 0,55 | |||
31. Когда я в сети, я могу оставить все заботы | 2,34 | 2,75 | 2,55 | 1,59 | 2,11 | 1,88 | 0,67 | 0,57 | 0,61 | |||
32. Я часто использую Интернет как предлог, чтобы уйти от неприятных занятий | 1,96 | 3,12 | 2,56 | 1,49 | 2,12 | 1,93 | 0,62 | 0,58 | 0,63 | |||
33. Интернет — это способ забыть о том, что необходимо сделать, но чего делать не хочется | 2,23 | 3,10 | 2,68 | 1,66 | 2,13 | 1,96 | 0,62 | 0,60 | 0,63 | |||
34. Иногда мне хочется начать меньше пользоваться Интернетом, но я не могу этого сделать | 2,36 | 3,33 | 2,87 | 1,79 | 2,23 | 2,08 | 0,62 | 0,67 | 0,68 | |||
35. Меня беспокоит, что я не могу перестать пользоваться Интернетом так много | 1,66 | 2,57 | 2,13 | 1,48 | 1,96 | 1,80 | 0,61 | 0,61 | 0,64 | |||
36. Кажется, что иногда я не в состоянии контролировать время своего пребывания в Интернете. | 2,43 | 3,86 | 3,17 | 2,08 | 2,52 | 2,42 | 0,63 | 0,70 | 0,70 |
Шкалы опросника когнитивных установок по отношению к Интернету | M | SD | ||||||||||
1 | 2 | O | 1 | 2 | O | |||||||
Общая шкала | 93,63 | 121,49 | 108,13 | 38,11 | 46,73 | 44,83 | ||||||
Социальный комфорт | 34,57 | 38,69 | 36,71 | 12,94 | 17,32 | 15,44 | ||||||
Одиночество/депрессия | 14 | 20,94 | 17,61 | 7,31 | 8,75 | 8,77 | ||||||
Сниженный самоконтроль | 26,25 | 38,59 | 32,66 | 13,34 | 16,85 | 16,40 | ||||||
Отвлечение | 18,34 | 23,29 | 20,92 | 8,37 | 9,55 | 9,29 |
Шкалы опросника когнитивных установок по отношению к Интернету | U (пол) | U (семейное положение) | ||||||||||
1 | 2 | О | О | |||||||||
Общая шкала | 242* | 297 | 1149 | 640 | ||||||||
Социальный комфорт | 204 | 315 | 1108 | 710 | ||||||||
Одиночество/депрессия | 239 | 316 | 1061 | 618 | ||||||||
Сниженный самоконтроль | 198 | 304 | 1015 | 580 | ||||||||
Отвлечение | 218 | 269 | 1165 | 689 |
Шкалы опросника когнитивных установок по отношению к Интернету | α Кронбаха (выборка №1 n=47) | α Кронбаха (выборка №2 n=51) | α Кронбаха (общая выборка n=98) | |||||||||
Общая шкала | 0,9469 | 0,9506 | 0,9524 | |||||||||
Социальный комфорт | 0,8488 | 0,8940 | 0,8776 | |||||||||
Одиночество/депрессия | 0,8088 | 0,7813 | 0,8189 | |||||||||
Сниженный самоконтроль | 0,8860 | 0,9110 | 0,9118 | |||||||||
Отвлечение | 0,7833 | 0,7146 | 0,7571 |
Шкалы | Социальный комфорт | Одиночество/ депрессия | Сниженный самоконтроль | Отвлечение | ||||||||
1 | 2 | О | 1 | 2 | О | 1 | 2 | О | 1 | 2 | О | |
Социальный комфорт | - | - | - | 0,674 | 0,706 | 0,667 | 0,624 | 0,783 | 0,694 | 0,662 | 0,783 | 0,618 |
Одиночество/ депрессия | 0,674 | 0,706 | 0,667 | - | - | - | 0,673 | 0,811 | 0,812 | 0,652 | 0,617 | 0,697 |
Сниженный самоконтроль | 0,624 | 0,783 | 0,694 | 0,673 | 0,811 | 0,812 | - | - | - | 0,596 | 0,661 | 0,667 |
Отвлечение | 0,662 | 0,611 | 0,618 | 0,652 | 0,617 | 0,697 | 0,596 | 0,661 | 0,677 | - | - | - |
Шкала «Социальный комфорт» | Шкала «Одиночество/депрессия» | Шкала «Сниженный самоконтроль» | Шкала «Отвлечение» | Общая шкала | ||||||
Шкала депрессии | 0,277** | 0,266** | 0,366** | 0,332** | 0,357** | |||||
Интегральная шкала ОСО | - | - | -0,271** | - | -0,250* | |||||
Шкала «Самоуважение» ОСО | -0,209* | -0,253* | -0,275** | -0,343** | -0,313** | |||||
Шкала «Ожидание положительного отношения от других» ОСО | - | -0,256* | -0,367** | - | -0,300** | |||||
Шкала «Уверенность в себе» В.Г. Ромека | - | - | -0,260** | - | -0,225* | |||||
Шкала «Социальная смелость» В.Г. Ромека | - | - | -0,308** | -0,263** | -0,253* | |||||
Шкала «Общая интернальность» УСК | -0,258* | -0,249* | -0,328** | -0,249* | -0,310** | |||||
Шкала «Интернальность в области достижений» УСК | -0,257* | -0,307** | -0,344** | -0,236* | -0,330** | |||||
Шкала «Интернальность в семейных отношениях» УСК | - | -0,209* | -0,287** | - | -0,244* | |||||
Шкала «Интернальность в области производственных отношений» УСК | - | -0,221* | -0,274** | -0,204* | -0,230* | |||||
Шкала «Интернальность в межличностных отношениях» УСК | - | - | -0,268** | - | -0,200* |
Вопросы Опросника установок по отношению к Интернету | M | SD | Корреляции пунктов со шкалой | |||||||
1. В сети мне лучше всего | 3,25 | 1,86 | 0,60* | |||||||
2. Меня любят лишь немногие помимо моих сетевых знакомых | 1,44 | 0,94 | 0,49* | |||||||
3. В Интернете я чувствую себя в наибольшей безопасности | 2,01 | 1,29 | 0,77* | |||||||
4. Я часто продолжаю думать о чем-то, пережитом в Интернете, еще долгое время после выхода из него | 1,44 | 0,94 | 0,66* | |||||||
5. Находясь в Интернете, я часто испытываю своего рода возбуждение или эмоциональный подъём | 2,24 | 1,38 | 0,61* | |||||||
6. Человека легче близко узнать через Интернет, чем при непосредственном общении | 2,06 | 1,42 | 0,60* | |||||||
7. В сети я часто чувствую успокоение | 3,25 | 1,66 | 0,74* | |||||||
8. В сети я могу быть самим собой | 4,01 | 1,81 | 0,53* | |||||||
9. В сети ко мне относятся с большим уважением, чем в реальной жизни | 2,10 | 1,36 | 0,74* | |||||||
10. Я провожу в Интернете больше времени, чем следовало бы | 3,64 | 1,88 | 0,68* | |||||||
11. Окружающие жалуются, что я слишком много пользуюсь Интернетом | 2,19 | 1,94 | 0,71* | |||||||
12. Я никогда не бываю в сети дольше, чем планирую | 4,70 | 1,72 | 0,51* | |||||||
13. В сети меня принимают таким, какой я есть | 3,98 | 1,61 | 0,47* | |||||||
14. В сети отношения с людьми бывают более глубокими, чем в жизни | 1,68 | 1,18 | 0,61* | |||||||
15. Вне Интернета я часто о нём думаю | 1,74 | 1,21 | 0,67* | |||||||
16. В сети я раскрываюсь с самой лучшей стороны | 1,84 | 1,16 | 0,69* | |||||||
17. Мир вне сети увлекает меня меньше, чем нахождение в Интернете | 1,81 | 1,40 | 0,50* | |||||||
18. Хотелось бы, чтобы мои знакомые и домашние знали как меня уважают в сети | 1,96 | 1,33 | 0,64* | |||||||
19. Интернет "реальнее", чем реальная жизнь | 1,43 | 0,98 | 0,55* | |||||||
20. Когда я в сети, я не думаю о своих обязанностях | 2,97 | 1,58 | 0,56* | |||||||
21. Я не могу перестать думать об Интернете | 1,49 | 0,91 | 0,64* | |||||||
22. Когда я в сети, мне не так одиноко | 2,57 | 1,73 | 0,65* | |||||||
23. Не могу себе представить, что смог бы когда-либо обходиться без Интернета более или менее долго | 3,22 | 1,92 | 0,81* | |||||||
24. Интернет — важная часть моей жизни | 4,11 | 1,77 | 0,78* | |||||||
25. Без доступа в Интернет я чувствую себя беспомощно | 2,91 | 1,75 | 0,76* | |||||||
26. В Интернете я говорю и делаю то, чего никогда не смог бы сказать или сделать вне Интернета | 2,74 | 1,83 | 0,67* | |||||||
27. Когда мне больше нечего делать, я подключаюсь к Интернету | 4,69 | 1,76 | 0,57* | |||||||
28. По-моему, я чаще подключаюсь к сети тогда, когда мне следовало бы заниматься чем-то другим | 3,26 | 1,80 | 0,75* | |||||||
29. Когда я в сети, мне не нужно думать о проблемах вне сети | 2,58 | 1,63 | 0,55* | |||||||
30. Иногда я пользуюсь Интернетом, чтобы отсрочить выполнение более необходимых дел | 4,61 | 1,81 | 0,76* | |||||||
31. Когда я в сети, я могу оставить все заботы | 3,14 | 1,63 | 0,64* | |||||||
32. Я часто использую Интернет как предлог, чтобы уйти от неприятных занятий | 3,16 | 1,74 | 0,80* | |||||||
33. Интернет — это способ забыть о том, что необходимо сделать, но чего делать не хочется | 3,05 | 1,72 | 0,79* | |||||||
34. Иногда мне хочется начать меньше пользоваться Интернетом, но я не могу этого сделать | 2,49 | 1,52 | 0,75* | |||||||
35. Меня беспокоит, что я не могу перестать пользоваться Интернетом так много | 2,09 | 1,39 | 0,55* | |||||||
36. Кажется, что иногда я не в состоянии контролировать время своего пребывания в Интернете. | 1,99 | 1,46 | 0,76* |
Опросники | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. BIS-11 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
2. RSQ | 0,02 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
3. CES-D | 0,24*** | 0,32*** | - | - | - | - | - | - | - | - |
4. UCLA Loneliness | 0,08 | 0,48*** | 0,53*** | - | - | - | - | - | - | - |
5. PCI | 0,47*** | 0,22*** | 0,45*** | 0,41*** | - | - | - | - | - | - |
6. IBAS | 0,18** | 0,29*** | 0,23*** | 0,40*** | 0,30*** | - | - | - | - | - |
7. Одиночество/ Депрессия | 0,09 | 0,35*** | 0,15* | 0,31*** | 0,25*** | 0,51*** | - | - | - | - |
8. Сниженный самоконтроль | 0,22*** | 0,35*** | 0,17** | 0,34*** | 0,34*** | 0,54*** | 0,71*** | - | - | - |
9. Отвлечение | 0,25*** | 0,30*** | 0,30*** | 0,31*** | 0,50*** | 0,55*** | 0,59*** | 0,66*** | - | - |
10. Социальный комфорт | 0,09 | 0,41*** | 0,18** | 0,37*** | 0,23*** | 0,62*** | 0,70*** | 0,76*** | 0,58*** | - |
Вопросы | Факторы | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
В сети мне лучше всего | 0,07 | 0,40 | 0,26 | 0,46 | 0,42 | 0,09 | 0,23 | -0,18 | 0,02 |
Меня любят лишь немногие помимо моих сетевых знакомых | 0,56 | 0,34 | 0,48 | 0,07 | -0,04 | -0,19 | 0,20 | -0,12 | 0,36 |
В Интернете я чувствую себя в наибольшей безопасности | 0,54 | 0,01 | 0,29 | 0,55 | 0,14 | 0,02 | 0,26 | -0,06 | -0,10 |
Я часто продолжаю думать о чем-то, пережитом в Интернете, еще долгое время после выхода из него | 0,00 | 0,03 | 0,83 | 0,14 | 0,20 | 0,08 | 0,10 | -0,01 | -0,01 |
Находясь в Интернете, я часто испытываю своего рода возбуждение или эмоциональный подъём | 0,43 | 0,01 | 0,65 | 0,21 | 0,21 | 0,19 | 0,07 | 0,05 | -0,15 |
Человека легче близко узнать через Интернет, чем при непосредственном общении | 0,24 | 0,26 | 0,21 | 0,27 | 0,62 | -0,20 | 0,02 | -0,23 | 0,13 |
В сети я часто чувствую успокоение | 0,27 | 0,18 | 0,07 | 0,22 | 0,65 | 0,00 | 0,06 | 0,42 | -0,18 |
В сети я могу быть самим собой | 0,08 | 0,06 | 0,34 | 0,02 | 0,11 | -0,17 | 0,15 | 0,82 | 0,10 |
В сети ко мне относятся с большим уважением, чем в реальной жизни | 0,72 | 0,05 | 0,16 | -0,13 | 0,30 | 0,12 | 0,21 | 0,02 | 0,22 |
Я провожу в Интернете больше времени, чем следовало бы | 0,76 | 0,12 | 0,11 | 0,11 | 0,11 | 0,24 | 0,12 | -0,13 | 0,07 |
Окружающие жалуются, что я слишком много пользуюсь Интернетом | 0,28 | 0,24 | 0,10 | 0,41 | 0,26 | 0,50 | 0,28 | -0,11 | 0,12 |
Я никогда не бываю в сети дольше, чем планирую | 0,18 | 0,13 | 0,43 | -0,09 | 0,04 | 0,33 | 0,27 | -0,11 | -0,05 |
В сети меня принимают таким, какой я есть | -0,21 | -0,09 | -0,28 | 0,13 | -0,01 | 0,02 | -0,04 | 0,74 | 0,09 |
В сети отношения с людьми бывают более глубокими, чем в жизни | 0,11 | 0,11 | 0,26 | 0,00 | 0,73 | 0,24 | -0,05 | 0,20 | 0,35 |
Вне Интернета я часто о нём думаю | 0,35 | -0,04 | 0,71 | 0,31 | 0,13 | 0,13 | 0,25 | 0,03 | -0,07 |
В сети я раскрываюсь с самой лучшей стороны | -0,02 | 0,21 | 0,33 | 0,66 | 0,25 | 0,21 | 0,10 | 0,15 | -0,01 |
Мир вне сети увлекает меня меньше, чем нахождение в Интернете | 0,22 | 0,25 | 0,19 | 0,43 | 0,32 | 0,21 | 0,58 | -0,12 | 0,14 |
Хотелось бы, чтобы мои знакомые и домашние знали как меня уважают в сети | 0,07 | 0,34 | 0,07 | 0,73 | 0,10 | 0,06 | 0,09 | 0,09 | 0,16 |
Интернет "реальнее", чем реальная жизнь | 0,05 | 0,39 | 0,29 | 0,29 | 0,50 | -0,18 | 0,32 | -0,11 | 0,08 |
Когда я в сети, я не думаю о своих обязанностях | 0,19 | 0,16 | 0,12 | 0,71 | 0,04 | 0,42 | -0,01 | 0,30 | 0,10 |
Я не могу перестать думать об Интернете | 0,12 | 0,15 | 0,50 | 0,18 | 0,48 | 0,48 | 0,13 | 0,10 | -0,16 |
Когда я в сети, мне не так одиноко | 0,29 | 0,21 | 0,59 | 0,17 | 0,04 | 0,17 | -0,01 | 0,44 | 0,23 |
Не могу себе представить, что смог бы когда-либо обходиться без Интернета более или менее долго | 0,31 | 0,19 | 0,13 | 0,13 | 0,07 | 0,22 | 0,71 | 0,00 | 0,20 |
Интернет — важная часть моей жизни | 0,23 | 0,20 | 0,28 | 0,06 | -0,05 | 0,05 | 0,73 | 0,27 | -0,09 |
Без доступа в Интернет я чувствую себя беспомощно | 0,49 | 0,33 | -0,04 | 0,36 | 0,33 | 0,19 | 0,39 | -0,07 | -0,02 |
В Интернете я говорю и делаю то, чего никогда не смог бы сказать или сделать вне Интернета | 0,63 | 0,14 | 0,43 | 0,12 | 0,15 | -0,01 | 0,20 | 0,08 | -0,12 |
Когда мне нечего делать, я подключаюсь к Интернету | 0,07 | -0,02 | -0,13 | 0,14 | 0,12 | 0,04 | 0,09 | 0,16 | 0,86 |
По-моему, я чаще подключаюсь к сети тогда, когда мне следовало бы заниматься чем-то другим | 0,06 | 0,23 | 0,16 | 0,19 | -0,10 | 0,78 | 0,29 | -0,03 | -0,01 |
Когда я в сети, мне не нужно думать о проблемах вне сети | 0,58 | 0,36 | 0,15 | 0,36 | -0,08 | 0,00 | 0,17 | 0,32 | 0,02 |
Иногда я пользуюсь Интернетом, чтобы отсрочить выполнение более необходимых дел | 0,42 | 0,35 | -0,06 | 0,16 | 0,23 | 0,37 | 0,23 | -0,03 | -0,15 |
Когда я в сети, я могу оставить все заботы | 0,16 | 0,78 | 0,04 | 0,30 | 0,20 | 0,07 | 0,18 | 0,24 | 0,01 |
Я часто использую Интернет как предлог, чтобы уйти от неприятных занятий | 0,20 | 0,81 | -0,01 | 0,08 | 0,24 | 0,19 | 0,25 | -0,05 | -0,03 |
Интернет — это способ забыть о том, что необходимо сделать, но чего делать не хочется | 0,02 | 0,83 | 0,16 | 0,32 | 0,06 | 0,21 | 0,14 | 0,03 | -0,13 |
Иногда мне хочется начать меньше пользоваться Интернетом, но я не могу этого сделать | 0,51 | 0,52 | 0,26 | 0,06 | -0,13 | 0,39 | -0,09 | -0,02 | 0,32 |
Меня беспокоит, что я не могу перестать пользоваться Интернетом так много | 0,29 | 0,67 | 0,00 | 0,07 | 0,22 | 0,41 | 0,00 | -0,12 | 0,31 |
Кажется, что иногда я не в состоянии контролировать время своего пребывания в Интернете. | 0,20 | 0,32 | 0,35 | 0,29 | 0,05 | 0,62 | -0,10 | -0,07 | 0,16 |
Вопросы | Факторы | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
В сети мне лучше всего | 0,33 | 0,57 | 0,23 | 0,07 | 0,42 | 0,15 | 0,06 | 0,05 |
Меня любят лишь немногие помимо моих сетевых знакомых | 0,11 | 0,18 | -0,13 | 0,55 | 0,05 | 0,49 | -0,03 | 0,25 |
В Интернете я чувствую себя в наибольшей безопасности | 0,06 | 0,34 | 0,44 | 0,54 | 0,14 | 0,00 | 0,14 | -0,20 |
Я часто продолжаю думать о чем-то, пережитом в Интернете, еще долгое время после выхода из него | 0,45 | 0,50 | 0,05 | 0,42 | 0,17 | -0,05 | -0,03 | -0,03 |
Находясь в Интернете, я часто испытываю своего рода возбуждение или эмоциональный подъём | 0,41 | 0,43 | 0,18 | 0,43 | 0,21 | 0,08 | 0,02 | -0,16 |
Человека легче близко узнать через Интернет, чем при непосредственном общении | 0,07 | 0,75 | 0,14 | 0,04 | 0,20 | 0,28 | 0,07 | -0,04 |
В сети я часто чувствую успокоение | -0,03 | 0,37 | 0,45 | 0,27 | 0,09 | 0,22 | 0,42 | -0,08 |
В сети я могу быть самим собой | 0,10 | 0,13 | 0,04 | 0,32 | 0,12 | 0,01 | 0,72 | -0,09 |
В сети ко мне относятся с большим уважением, чем в реальной жизни | 0,19 | 0,15 | 0,19 | 0,73 | 0,06 | 0,10 | 0,12 | 0,11 |
Я провожу в Интернете больше времени, чем следовало бы | 0,45 | 0,19 | 0,18 | 0,28 | 0,48 | 0,25 | 0,00 | 0,01 |
Окружающие жалуются, что я слишком много пользуюсь Интернетом | 0,55 | 0,36 | 0,21 | 0,13 | 0,30 | 0,10 | 0,12 | -0,15 |
Я никогда не бываю в сети дольше, чем планирую | 0,40 | -0,01 | 0,05 | 0,26 | 0,49 | 0,05 | -0,08 | -0,29 |
В сети меня принимают таким, какой я есть | -0,05 | 0,03 | 0,14 | -0,14 | 0,01 | -0,02 | 0,75 | 0,03 |
В сети отношения с людьми бывают более глубокими, чем в жизни | 0,22 | 0,66 | 0,07 | 0,26 | 0,13 | 0,06 | 0,19 | 0,24 |
Вне Интернета я часто о нём думаю | 0,40 | 0,48 | 0,24 | 0,44 | 0,23 | 0,04 | 0,09 | -0,22 |
В сети я раскрываюсь с самой лучшей стороны | 0,39 | 0,52 | 0,37 | 0,25 | -0,09 | -0,09 | 0,20 | -0,06 |
Мир вне сети увлекает меня меньше, чем нахождение в Интернете | 0,28 | 0,60 | 0,39 | 0,13 | 0,14 | 0,03 | -0,11 | -0,04 |
Хотелось бы, чтобы мои знакомые и домашние знали как меня уважают в сети | 0,32 | 0,37 | 0,29 | 0,16 | -0,33 | 0,16 | 0,33 | 0,12 |
Интернет "реальнее", чем реальная жизнь | -0,02 | 0,64 | 0,24 | 0,17 | 0,16 | 0,37 | 0,18 | -0,22 |
Когда я в сети, я не думаю о своих обязанностях | 0,40 | 0,16 | 0,69 | -0,04 | 0,03 | -0,06 | 0,27 | -0,07 |
Я не могу перестать думать об Интернете | 0,45 | 0,53 | 0,06 | 0,33 | 0,27 | -0,06 | 0,29 | -0,09 |
Когда я в сети, мне не так одиноко | 0,42 | 0,33 | 0,08 | 0,40 | 0,18 | 0,07 | 0,41 | 0,21 |
Не могу себе представить, что смог бы когда-либо обходиться без Интернета более или менее долго | 0,28 | 0,27 | 0,22 | -0,02 | 0,70 | 0,11 | 0,13 | 0,02 |
Интернет — важная часть моей жизни | 0,22 | 0,30 | 0,02 | 0,27 | 0,62 | 0,21 | 0,14 | -0,09 |
Без доступа в Интернет я чувствую себя беспомощно | 0,27 | 0,33 | 0,40 | 0,08 | 0,56 | 0,28 | 0,08 | 0,09 |
В Интернете я говорю и делаю то, чего никогда не смог бы сказать или сделать вне Интернета | 0,10 | 0,18 | 0,57 | 0,47 | 0,27 | 0,02 | -0,05 | 0,11 |
Когда мне нечего делать, я подключаюсь к Интернету | -0,01 | -0,06 | 0,03 | 0,08 | -0,05 | -0,11 | -0,02 | 0,85 |
По-моему, я чаще подключаюсь к сети тогда, когда мне следовало бы заниматься чем-то другим | 0,73 | 0,01 | 0,25 | 0,14 | 0,16 | 0,20 | -0,04 | -0,14 |
Когда я в сети, мне не нужно думать о проблемах вне сети | 0,18 | 0,09 | 0,76 | 0,25 | 0,12 | 0,20 | 0,08 | 0,01 |
Иногда я пользуюсь Интернетом, чтобы отсрочить выполнение более необходимых дел | 0,36 | 0,03 | 0,15 | 0,17 | 0,18 | 0,71 | 0,07 | -0,18 |
Когда я в сети, я могу оставить все заботы | 0,12 | 0,26 | 0,75 | -0,01 | 0,15 | 0,32 | 0,11 | 0,06 |
Я часто использую Интернет как предлог, чтобы уйти от неприятных занятий | 0,29 | 0,24 | 0,32 | 0,03 | 0,29 | 0,66 | -0,11 | -0,02 |
Интернет — это способ забыть о том, что необходимо сделать, но чего делать не хочется | 0,44 | 0,23 | 0,39 | -0,05 | 0,06 | 0,59 | 0,03 | -0,23 |
Иногда мне хочется начать меньше пользоваться Интернетом, но я не могу этого сделать | 0,74 | 0,20 | 0,07 | 0,18 | 0,12 | 0,31 | 0,11 | 0,13 |
Меня беспокоит, что я не могу перестать пользоваться Интернетом так много | 0,73 | 0,31 | 0,04 | 0,02 | 0,20 | 0,22 | 0,00 | 0,26 |
Кажется, что иногда я не в состоянии контролировать время своего пребывания в Интернете. | 0,69 | 0,18 | 0,26 | 0,14 | 0,29 | 0,16 | 0,00 | -0,06 |