Интернет-тренинг как новая возможность групповой психологической работы
Автор: Львова А. И., Рязанцева И.А.Опубликовано: June 28, 2004, 1:24 pm
Ключевые слова (теги): тренинги
Оценка посетителей сайта: 4.40 (проголосовало: 5)Парадоксальность ситуации заключается в том, что с одной стороны интернет-технологии способствуют развитию отчужденности между людьми, а с другой стороны они представляют собой оперативный способ поиска информации, установления контактов и потому широко используются людьми, страдающими от одиночества, для общения.
Доступность и популярность интернет-технологий позволяют психологическим службам расширять формы их работы, тем самым, увеличивая возможности доступа населения к психологической помощи. В настоящее время, на наш взгляд, интернет-технологии не достаточно используются для психотерапевтической практики. Отметим, что психологическое интернет-консультирование в том или ином виде уже присутствует в интернете (консультирование он-лайн, дистанционное консультирование). Нами же был поставлен вопрос, возможно ли в условиях интернета осуществить групповую психологическую работу, которую мы назвали интернет-тренинг. Для ответа на этот вопрос мы выполнили ряд задач:
1) создали сайт, т. е. разработали структуру и написали техническое задание для его изготовление
2) разработали психологическое содержание итернет-тренинга;
3) определили алгоритм взаимодействия участников интернет-тренинга и ведущего;
4) осуществили апробацию интернет-тренинга;
5) провели комплексный анализ результатов работы интернет-тренинга.
В основу разработанного нами интернет-тренинга были положены коммуникации, осуществляющиеся с помощью текста. Исходя из анализа запросов пользователей в поисковых системах, для работы интернет-тренинга мы выбрали тему виртуального общения в интернете, а именно его начальный этап, процесс виртуального знакомства. В связи с эти, мы определили цель интернет-тренинга, как построение диалога между участниками коммуникаций при виртуальном общении.
Для достижения данной цели, мы посчитали необходимым выполнение следующих задач:
1. Изучение участниками итернет-тренинга особенностей собственного позиционирования при виртуальном общении.
2. Изучение участниками интернет-тренинга особенностей позиционирования другими участниками себя при виртуальном общении.
3. Сопоставление участниками интернет-тренинга собственных представлений о своем позиционировании с представлениями о нем других участников.
4. Анализ участниками особенностей сложившихся коммуникаций в процессе интернет-тренинга.
Для решения поставленных перед интернет-тренингом задач нами для работы была выбрана личностно-ориентированная парадигма и в ее рамках были разработаны восемь заданий для участников и определены подходы к ведению группы для ведущего.
С учетом временных и организационных особенностей виртуального общения в интернете нами был выбран пошаговый алгоритм виртуального взаимодействия ведущего и участников интернет-тренинга. Данный алгоритм включает в себя девять шагов, где каждый из восьми шагов состоит из задания ведущего и выполнения этого задания участниками интернет-тренинга. Девятый шаг представляет собой подведение итогов работы интернет-тренинга, которые формулирует ведущий.
Ведущий и участники интрнет-тренинга встречались на созданном нами сайте в фиксированное время с заданной периодичностью. В нашем случае виртуальные встречи происходили каждый рабочий день в одно и тоже время. Таким образом, на выполнение задания ведущего у участников были сутки. И сутки были у ведущего на осмысление полученных от участников ответов. Общая длительность интернет-тренинга составила девять рабочих дней.
Для места виртуальных встреч на сайте нами был выбран «форум», т. е. специально организованное общепринятое в интернете виртуальное пространство для общения. Разработанный нами интернет-тренинг рассчитан на группу до 16 человек.
Набор участников для интернет-тренинга происходил с помощью размещенной на этом же сайте текстовой информации. Условиями для участия в интернет-тренинге является наличие у участников ежедневного доступа в интернет и их готовность участвовать в работе интернет-тренига в течение заданного периода времени и выполнять все задания ведущего.
Апробация интернет-тренинга проходила два раза: первый раз участвовали два человека и второй раз восемь человек.
Анализируя проделанную работу и полученные в ходе интернет-тренига результаты, мы сделали ряд выводов.
1. Технические возможности современных интернет-технологий позволяют осуществлять групповую психологическую работу в интернете..
2. Интернет-тренинг, проведенный в рамках личностно-ориентированной парадигмы в условиях виртуального взаимодействия, достиг поставленной цели, путем последовательного выполнения поставленных задач. Данный вывод сделан на основании проведенного контент-анализа по текстовым материалам интернет-тренинга и отзывам участников. Важным показателем эффективности работы интернет-тренинга, на наш взгляд, является зафиксированный нами переход участников от виртуального общения к реальному в каждой из групп.
3. Выбранный нами пошаговый алгоритм проведения интернет-тренинга соответствует техническим возможностям интернет-технологий и позволяет реализовывать групповую психологическую работу в интернете.
4. Апробация интернет-тренинга позволила выявить мелкие упущения в организационном плане. Показала, что работа интернет-тренинга возможна при составе участников в количестве от 2 до 16 человек. Апробация также подтвердила оптимальность заданного периода времени на выполнение задания участниками и на осмысление ответов ведущим интернет-тренинга.
5. Комплексный анализ результатов работы интернет-тренинга позволяет сделать однозначное заключение о том, что на сегодняшний день возможно проведение групповой психологической работы в интернете при следующих условиях: наличие специально организованного сайта, наличие технической поддержки во время работы интернет-тренинга, определенный уровень компьютерной грамотности у участников интернет-тренинга, высокий уровень профессионализма ведущего в области практической работы.
Становление дистанционных форм психологической работы в интернете находится в самом начале. Полученные нами первые результаты по проведению интернет-трнингов позволяют сделать оптимистические прогнозы по развитию групповой психологической работы в интернете. Однако, в связи с этим, перед психологами возникает проблема теоретического осмысления интеграции различных направлений психологии и новых технических решений для развития дистанционных форм психологической помощи в интернете, таких как интернет-консультирование и интернет-тренинги.
Количество статей: 1
Статьи
Добавить в «любимые статьи»
Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Львова А. И., Рязанцева И.А.
Опубликовано: June 28, 2004, 1:24 pm
Комментарии
Идея хорошая, но не слишком ли рано вы делаете выводы об эффективности интернет-тренинга? Я бы не стал так торопиться
Ребят огромное спасибо ваша работа помогла началу моей и я незавалил сессию благодоря вам
гррр…
я про тренинги, № у меня свои, и методика тожє
для психологии… губже… ха !? копните на сайте знакомств в стиле mamba.ru я нашла интересный феномен… одна ваша колега с Украины сотворила гиперсексуальный образ нимвоманки, ну очень доступной. и клонировала эво по всех городах Украины… она просит написать свою самую сокровенную фантазию и обещает позвонить. Она собираэт сны хм мне интересно стало просто, и я люблю изучать психологов. я тожэ забацала несколько анкет в ейо стиле, ну вы их найдьоте без проблем уш слишком ярко. из анкет получил чистый и пошлый материал, «сотворил» 372 разных персонажа и уже половиной начал игру против ее клонов с помощю полученово материала но ет всьо да ничьево через три недели я готовлю психологическую атаку на ээ клонов и я постараюсь дойти до 500 персонажей ..хыхы.. я провожу также експерименты по развитию фобий паралельно…мне интересно как конкретноє альтерего может повлиять на психологию. социума. ведь мне получаєтса, я имею кучу персонажей на сайте и последовательно потихоньку уничтожаю чйото самомнениє главна неспешить, но правда можна и нужна делать ещо и масированіє атаки
кстати я с ошыбками пишу спецыяльно ешли интерешно.. …. .. .. про точки тоже самое ищите и скажите што думаете z [oxe gjbuhfnm
неверите…
ее найти просто ищите девушку 20 лет, она скорпион,ищет парней 18-35. начните с Києва
интернет не тяк брезобиден!!! грр… >>,%)#$^$^$#(%,<<
что-то в этом есть, безусловно
что-то в этом есть, безусловно
Классная статья спасибо!