Интернет-тренинг как новая возможность групповой психологической работы

Автор: Львова А. И., Рязанцева И.А.
Опубликовано: June 28, 2004, 1:24 pm

Ключевые слова (теги): тренинги

Оценка посетителей сайта:  4.40  (проголосовало: 5)
Отчуждение человека от человека становится практически нормой сегодняшней жизни, в связи с развитием новых дистанционных форм электронных средств связи, которые все чаще переводят реальное общение между людьми в виртуальное. Как следствие, социально — психологическая проблема одиночества человека в современном мире выходит на первый план. В связи с этим, задача оказания психологической помощи для преодоления человеком беспокоящего его состояния одиночества становится все более актуальной.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что с одной стороны интернет-технологии способствуют развитию отчужденности между людьми, а с другой стороны они представляют собой оперативный способ поиска информации, установления контактов и потому широко используются людьми, страдающими от одиночества, для общения.

Доступность и популярность интернет-технологий позволяют психологическим службам расширять формы их работы, тем самым, увеличивая возможности доступа населения к психологической помощи. В настоящее время, на наш взгляд, интернет-технологии не достаточно используются для психотерапевтической практики. Отметим, что психологическое интернет-консультирование в том или ином виде уже присутствует в интернете (консультирование он-лайн, дистанционное консультирование). Нами же был поставлен вопрос, возможно ли в условиях интернета осуществить групповую психологическую работу, которую мы назвали интернет-тренинг. Для ответа на этот вопрос мы выполнили ряд задач:

1) создали сайт, т. е. разработали структуру и написали техническое задание для его изготовление
2) разработали психологическое содержание итернет-тренинга;
3) определили алгоритм взаимодействия участников интернет-тренинга и ведущего;
4) осуществили апробацию интернет-тренинга;
5) провели комплексный анализ результатов работы интернет-тренинга.

В основу разработанного нами интернет-тренинга были положены коммуникации, осуществляющиеся с помощью текста. Исходя из анализа запросов пользователей в поисковых системах, для работы интернет-тренинга мы выбрали тему виртуального общения в интернете, а именно его начальный этап, процесс виртуального знакомства. В связи с эти, мы определили цель интернет-тренинга, как построение диалога между участниками коммуникаций при виртуальном общении.

Для достижения данной цели, мы посчитали необходимым выполнение следующих задач:
1. Изучение участниками итернет-тренинга особенностей собственного позиционирования при виртуальном общении.
2. Изучение участниками интернет-тренинга особенностей позиционирования другими участниками себя при виртуальном общении.
3. Сопоставление участниками интернет-тренинга собственных представлений о своем позиционировании с представлениями о нем других участников.
4. Анализ участниками особенностей сложившихся коммуникаций в процессе интернет-тренинга.

Для решения поставленных перед интернет-тренингом задач нами для работы была выбрана личностно-ориентированная парадигма и в ее рамках были разработаны восемь заданий для участников и определены подходы к ведению группы для ведущего.

С учетом временных и организационных особенностей виртуального общения в интернете нами был выбран пошаговый алгоритм виртуального взаимодействия ведущего и участников интернет-тренинга. Данный алгоритм включает в себя девять шагов, где каждый из восьми шагов состоит из задания ведущего и выполнения этого задания участниками интернет-тренинга. Девятый шаг представляет собой подведение итогов работы интернет-тренинга, которые формулирует ведущий.

Ведущий и участники интрнет-тренинга встречались на созданном нами сайте в фиксированное время с заданной периодичностью. В нашем случае виртуальные встречи происходили каждый рабочий день в одно и тоже время. Таким образом, на выполнение задания ведущего у участников были сутки. И сутки были у ведущего на осмысление полученных от участников ответов. Общая длительность интернет-тренинга составила девять рабочих дней.

Для места виртуальных встреч на сайте нами был выбран «форум», т. е. специально организованное общепринятое в интернете виртуальное пространство для общения. Разработанный нами интернет-тренинг рассчитан на группу до 16 человек.
Набор участников для интернет-тренинга происходил с помощью размещенной на этом же сайте текстовой информации. Условиями для участия в интернет-тренинге является наличие у участников ежедневного доступа в интернет и их готовность участвовать в работе интернет-тренига в течение заданного периода времени и выполнять все задания ведущего.

Апробация интернет-тренинга проходила два раза: первый раз участвовали два человека и второй раз восемь человек.
Анализируя проделанную работу и полученные в ходе интернет-тренига результаты, мы сделали ряд выводов.

1. Технические возможности современных интернет-технологий позволяют осуществлять групповую психологическую работу в интернете..
2. Интернет-тренинг, проведенный в рамках личностно-ориентированной парадигмы в условиях виртуального взаимодействия, достиг поставленной цели, путем последовательного выполнения поставленных задач. Данный вывод сделан на основании проведенного контент-анализа по текстовым материалам интернет-тренинга и отзывам участников. Важным показателем эффективности работы интернет-тренинга, на наш взгляд, является зафиксированный нами переход участников от виртуального общения к реальному в каждой из групп.
3. Выбранный нами пошаговый алгоритм проведения интернет-тренинга соответствует техническим возможностям интернет-технологий и позволяет реализовывать групповую психологическую работу в интернете.
4. Апробация интернет-тренинга позволила выявить мелкие упущения в организационном плане. Показала, что работа интернет-тренинга возможна при составе участников в количестве от 2 до 16 человек. Апробация также подтвердила оптимальность заданного периода времени на выполнение задания участниками и на осмысление ответов ведущим интернет-тренинга.
5. Комплексный анализ результатов работы интернет-тренинга позволяет сделать однозначное заключение о том, что на сегодняшний день возможно проведение групповой психологической работы в интернете при следующих условиях: наличие специально организованного сайта, наличие технической поддержки во время работы интернет-тренинга, определенный уровень компьютерной грамотности у участников интернет-тренинга, высокий уровень профессионализма ведущего в области практической работы.

Становление дистанционных форм психологической работы в интернете находится в самом начале. Полученные нами первые результаты по проведению интернет-трнингов позволяют сделать оптимистические прогнозы по развитию групповой психологической работы в интернете. Однако, в связи с этим, перед психологами возникает проблема теоретического осмысления интеграции различных направлений психологии и новых технических решений для развития дистанционных форм психологической помощи в интернете, таких как интернет-консультирование и интернет-тренинги.


Статьи автора

Количество статей: 1

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Львова А. И., Рязанцева И.А.
Опубликовано: June 28, 2004, 1:24 pm
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

1 Сергей 10.12.2004 01:37

Идея хорошая, но не слишком ли рано вы делаете выводы об эффективности интернет-тренинга? Я бы не стал так торопиться

2 Юрий (гость) 06.06.2006 18:53

Ребят огромное спасибо ваша работа помогла началу моей :D и я незавалил сессию благодоря вам

3 Fobija (гость) 27.06.2006 20:58

гррр…

я про тренинги, №;) у меня свои, и методика тожє
для психологии… губже… ха !? копните на сайте знакомств в стиле mamba.ru я нашла интересный феномен… одна ваша колега с Украины сотворила гиперсексуальный образ нимвоманки, ну очень доступной. и клонировала эво по всех городах Украины… она просит написать свою самую сокровенную фантазию и обещает позвонить. Она собираэт сны хм мне интересно стало просто, и я люблю изучать психологов. я тожэ забацала несколько анкет в ейо стиле, ну вы их найдьоте без проблем уш слишком ярко. из анкет получил чистый и пошлый материал, «сотворил» 372 разных персонажа и уже половиной начал игру против ее клонов с помощю полученово материала но ет всьо да ничьево через три недели я готовлю психологическую атаку на ээ клонов и я постараюсь дойти до 500 персонажей ..хыхы.. я провожу также експерименты по развитию фобий паралельно…мне интересно как конкретноє альтерего может повлиять на психологию. социума. ведь мне получаєтса, я имею кучу персонажей на сайте и последовательно потихоньку уничтожаю чйото самомнениє главна неспешить, но правда можна и нужна делать ещо и масированіє атаки
кстати я с ошыбками пишу спецыяльно ешли интерешно.. …. .. .. про точки тоже самое ищите и скажите што думаете z [oxe gjbuhfnm
неверите…
ее найти просто ищите девушку 20 лет, она скорпион,ищет парней 18-35. начните с Києва
интернет не тяк брезобиден!!! грр… >>,%)#$^$^$#(%,<<

4 bombHitty (гость) 17.07.2009 15:25

что-то в этом есть, безусловно


5 bombHitty (гость) 17.07.2009 17:23

что-то в этом есть, безусловно


6 bombHitty (гость) 20.07.2009 18:38

Классная статья — спасибо!


Имя:
E-mail:
Open-ID:
введите код с картинки:


Правила:
Разрешены тэги: <b>, <i>, <u>. Если хотите дать ссылку - пишите ее просто: http://... Все поля обязательны. Ваш email на странице отображаться не будет.


Смайлики:
:) :( ;) :D :lol: :eek: :mad: :weep:
Текст сообщения:


Я ознакомлен(а) и принимаю условия использования сайта и политику конфиденциальности

Комментирование статей отключено

Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / психология и интернет / Интернет-тренинг как новая возможность групповой психологической работы
Еще в рубрике:

9И. Васюков
Общение — золото и главное полезное ископаемое Интернет


35О. Смыслова
Психологические последствия применения информационных технологий.


47М.С. Иванов
Психология компьютерной игры как проблема интегральной психологии личности


4Максим Юрин
Видеозаписи лекций и конференций по психологии теперь можно бесплатно посмотреть в Интернете!


14В. Ю. Меновщиков
Психологическая помощь в сети интернет


7Анатолий Харитонов
Основные направления изменения личности современного человека в условиях информационного общества


19Юлия Кленова
Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с Интернет — зависимостью


7О. Смыслова
Эмпирическое исследование психологических последствий применения информационных технологий.


26И. Шевченко
Некоторые психологические особенности общения посредством Internet


12Анастасия Жичкина
О возможностях психологических исследований в сети Интернет


13Мясников Илья Николаевич
Возможность применения компьютерных игр в качестве проективного метода исследования личности.


8Эллина Губенко
Опросник установок по отношению к Интернету


12Смирнов Ф. О.
Естественный язык и компьютер: деструктивное влияние или очередной этап эволюции?


57В. Нестеров
К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете


18Анастасия Жичкина
Шкала Интернет-зависимости А. Жичкиной


6Львова А. И., Рязанцева И.А.
Интернет-тренинг как новая возможность групповой психологической работы


62Смирнов Ф. О.
Навигация веб-сайта: лингвокультурные особенности


28А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская
Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью


19Мария Сокольская (Сутула)
Игровая деятельность в Интернете


4А.А. Сакбаев
Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированности


16Смирнов Ф. О.
Язык общения компьютерщиков: потребность в аффилиации или нечто большее?


35Анастасия Жичкина
Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста


5Роман Золотовицкий
Интернет и социометрия


163М.С. Иванов
Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр


62М.С. Иванов
Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека


13Евгения Раевская
Черты личности Интернет-зависимых и Интернет-независимых пользователей


23В. Голованевская
Особенности Я -концепции как фактор формирования аддиктивного поведения


9Софья Кремлева
Чат «Сибирские Партизаны» как сетевое сообщество


3В. Фриндте, Т. Келер
Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении


26В. Нестеров
К вопросу о динамике сетевых сообществ

Поиск