Синдром выгорания как форма устойчивой личностной деформации

Автор: Оксана Елдышова
Опубликовано: November 7, 2007, 12:31 am

Ключевые слова (теги): выгорание, профессиональная деформация

Оценка посетителей сайта:  7.00  (проголосовало: 4)
Синдром выгорания как форма устойчивой личностной деформации.


В последнее десятилетие феномену личностной деформации уделяется все больше внимания, как в личностном, так и профессиональном аспектах.
В психологической литературе деформация личности чаще всего рассматривается в профессиональном контексте и определяется как изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которое происходит под влиянием профессиональной деятельности.
Многолетнее выполнение любой профессиональной деятельности приводит к образованию деформаций личности, снижающих продуктивность осуществления трудовых функций, а иногда и затрудняющих этот процесс.
Профессиональная деятельность человека, ведущая характеристика личности. Вследствие неразрывного единства сознания и деятельности формируется профессиональный тип личности. Заметное влияние оказывает профессия на личностные особенности представителей тех специальностей, работа которых связана с людьми. Личностно-профессиональная деформация (ЛПД) может отличаться своей направленностью — иметь положительный или отрицательный характер. ЛПД может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный характер; может проявляться в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике.
На основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности, А. К. Маркова относит личностную деформацию (например, эмоциональное истощение и выгорание, а также ущербную профессиональную позицию) к одной из тенденций профессиональных деструкций [2].
По мнению Д. О. Трунова понятие профессиональной деформации отделяется от «синдрома сгорания» [2] [3]. Оба эти состояния связаны с работой в психологической службе. Различие заключается в том, что о «синдроме сгорания» принято говорить в контексте профессиональной деятельности, а профессиональная деформация относится в основном к жизни вне работы. Используя условную оппозицию «Профессионал — Человек», можно более наглядно представить разницу между этими двумя феноменами.
«Я как профессионал» — это часть личности, которая ответственна за выполнение профессиональных обязанностей, носитель необходимых для этого знаний, этических установок и принципов; максимально проявляется в профессиональной деятельности. «Я как человек» — более центральная («своя») часть личности, включающая в себя некие обыденные представления о жизни и о себе, житейские установки и принципы; в основном проявляется в так называемой «личной жизни». Пользуясь этими определениями, «синдром сгорания» можно представить как потерю контролирующей роли «Я профессионального», и внедрение «Я человеческого» в область профессиональной компетенции. На работе специалисты «по-человечески» устают и испытывают раздражение на своих клиентов. Профессиональная деформация, напротив, представляется как расширение господства «Я профессионального» в область деятельности «Я человеческого». Вернувшись домой, человек продолжает вести себя как специалист.
Синдром «выгорания» относится к числу малоизученных феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью.
Существуют различные определения «выгорания», однако в наиболее общем виде оно рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникации, включающая в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений. В связи с этим синдром «выгорания» рассматривается рядом авторов как «профессиональное выгорание», что делает возможным рассмотрение данного феномена в аспекте профессиональной деятельности. Синдром «выгорания» наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, то есть профессий системы «человек-человек».
Для исследования нам важно было выделить факторы, деформирующие личность психолога и приёмы профилактики выгорания.
Э. Ф. Зеер определяет следующие деформирующие факторы в работе психолога:
— это личностные особенности психолога и его изначальные склонности: психическая подвижность/ригидность, мировоззренческая независимость/податливость, личностная зрелость/незрелость и пр.
— это профессиональные рамки, в которые он себя помещает: принципы и установки, профессиональная картина мира, профессиональные навыки, контингент клиентов и их проблематика, должностные обязанности, условия работы и пр.
— это степень воздействия предыдущих факторов, зависящая от таких параметров, как: вера в метод и авторитет учителей, личностная значимость профессиональной деятельности, ощущение ответственности, эмоциональная вовлеченность в профессиональную деятельность, мотивация, ощущение миссии, сила внешнего контроля и пр.
— это фактор, который способствует закреплению полученной формы, и связан он в основном с получением положительных эмоций: профессиональный успех, благодарность от клиентов, похвала учителей, признание коллег, восхищение окружающих [1].
В результате, благодаря „успешному„ сочетанию вышеупомянутых факторов, мы рискуем получить деформированного психолога, который с трудом может „расправиться„, то есть восстановить свою изначальную человеческую форму.
Что же с этим делать?
Во-первых, вместо обвинения кого-то полезно изменить себя самого, или условия работы, насколько это возможно. Снизить нагрузку на работе. Сочетать работу с учебой, исследованием, писанием.
Оценивать свою жизнь вообще — живется ли так, как хочется. Организовать свою жизнь так, чтобы было хобби, несвязанное с работой.
Изменить социальную жизнь (например, важно чтобы друзья были не психологи, не врачи, а какой-либо другой профессии).
Уделить внимание своему здоровью: необходимо спать достаточное количество времени, уметь лечить себя без лекарств, хотя бы от невротических, психосоматических проблем, уметь медитировать.
Научиться достигать того, чего хочешь. Знать цену себе и своей работе. Полноценно отдыхать.
Участвовать в семинарах, конференциях, где есть возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом с коллегами. Важно проходить постоянно квалифицированную профессиональную подготовку, которая включает в себя: повышение квалификации, участие в тренингах личностного роста (динамические группы в качестве клиентов для решения собственных проблем большего понимания себя, своей жизни), личная терапия, супервизия, Баллинтовские группы, группы супервизии трудных случаев из практики, самостоятельная работа
И все это для того, чтобы осознать свои внутренние конфликты и понять, как они влияют на профессиональную деятельность.
Важно знать свои возможности и ограничения.
Важно быть уверенным в себе и знать эти границы уверенности.

Список литературы.

1. Зеер Э. Ф. Психология профессий. – М. 2003.
2. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. с.150-151.
3. Трунов Д. О. О профессиональной деформации практического психолога. //Психологическая газета. 1998. № 1. С. 12-13.
4. Трунов Д. О. И снова о „профессиональной деформации“. //Психологическая газета. № 6. 2004. С. 32-34.

Елдышова О.А. Синдром выгорания как форма устойчивой личностной деформации //Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур: материалы Международной научно-практической конференции. 27 сентября – 1 октября 2007 г. / сост. Л.Г. Гончарова, И.А. Монахова. – Астрахань, 2007. – С. 65–67.

Статьи автора

Количество статей: 45

 Статьи

Показать остальные статьиСкрыть остальные статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Оксана Елдышова
Опубликовано: November 7, 2007, 12:31 am
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

1 лана (гость) 12.11.2007 01:56

Сама идея правильная — проофессиональное выгорание «имеет место быть». Что касается советов по преодолению — из серии «создай себя сам». Это возможный сценарий. Я немного о другом — профессия психолога (во всех ее разновидностях) является экстримальной: постоянное общение с людьми, у которых есть проблемы. Это непросто, а порой и опасно — масса случаев применения насилия по отношению к психологам со стороны клиентов. А понимание этого тоже не лучшим образом сказывается и на работе психолога, и на его душевном состоянии. Так что, не только сам психолог должен о себе заботиться, чтобы быть в профессиональной форме, но и государство, коль скоро этот самый психолог служит ему. Только этого что-то не видно.

2 Юрий Тукачёв Модератор Участник базы психологов  16.11.2007 09:43

Полностью согласен с Алексеем. Кстати, кидаю ссылку по вопросу http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200601609 (профилактика профессионального выгорания).

Свои комментарии напишу чуть позже.

3 Оксана Елдышова Модератор Участник базы психологов  16.11.2007 21:05

огромное спасибо всем за комментарии!
очень интересно и познавательно !
Юрий благодарю Вас за ссылку, этот журнал есть у меня дома, но теперь будет и в электронном виде. ;)
кстати, у той же Наталии Осуховой, которую Вы ставите мне в пример, есть подобные рекомендации. цитирую:
«1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?» и т.д.

а если, серьёзно….. Преодоление профессионального выгорания строится по двум направлениям: приёмы самопомощи (которые упомянуты в данных тезисах) и работа с профессионалом (супервизором).
Мной разработана программа мероприятий по профилактике профессионального выгорания, которая уже 4 год успешно реализуется со специалистами г. Астрахани.
есть статья на эту тему, но её ещё не поместили на сайт. пока можно посмотреть вот эту
http://flogiston.ru/articles/labour/prof_vygoranie
буду рада Вашим комментариям. :)
с уважением, Оксана

4 Алена (гость) 07.02.2008 13:52

Пасибки огромное за тему….не могла нигде найти для контрольной…Пасиба


Автор запретил гостям комментировать статью

Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / психология труда и инженерная психология / Синдром выгорания как форма устойчивой личностной деформации
Еще в рубрике:

2Наталья Завоеванная
Особенности профессиональной готовности будущих педагогов


Наталья Коган
Как мы принимает решения, или что такое субъективная вероятность


8Е.П. Кринчик
Экзамен и психика. Восемьдесят лет спустя


4Оксана Елдышова
Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления.


3Оксана Елдышова
Проблема выгорания в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики


4Оксана Елдышова
Синдром выгорания как форма устойчивой личностной деформации


4Оксана Елдышова
Профессиональное выгорание в помогающих профессиях


2Е.П. Кринчик
К вопросу об активных формах обучения в профессиональной подготовке психологов


4Юрий Тукачёв
Критерии оценки профессиональной пригодности субъекта труда


Данияр Исмагилов
Центр развития карьеры как акмеологическая технология профессионального развития менеджеров предприятий


Юрий Тукачёв
Деструктивные изменения компонентов педагогической деятельности в процессе становления профессионального опыта


2Юрий Тукачёв
Проспектированная модель профессиограммы ремесленника-предпринимателя


3Е.П. Кринчик
Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ


3Юрий Тукачёв
Ситуации педагогической деятельности как единицы анализа профессионального опыта педагога


Юрий Тукачёв
К вопросу о психологической службе промышленного предприятия


Юрий Тукачёв
Из страниц истории развития психотехники на Урале (20-е годы XX в.)


8Юрий Тукачёв
Образовательные и профессиональные стандарты: поиск теоретико-методологических оснований


7Юрий Тукачёв
Профессиональный опыт специалиста как предмет психологического исследования


17Е.П. Кринчик
К вопросу о психологической подержке профессионального становления психолога в процессе обучения на факультете психологии МГУ


19К.В. Ганов
«Адаптация работника к рабочему коллективу.»


27Н.Р. Хакимова
Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения


24Е.П. Кринчик
Психологические проблемы трудовой деятельности в условиях неопределенности

Поиск