К вопросу о психологической службе промышленного предприятия

Опубликовано: December 4, 2004, 6:00 pm
Социально-психологические исследования в области промышленности имеют глубокую историю. Известно, что промышленное производство являлось одним из главных заказчиков на прикладные социально-психологические исследования (Андреева Г.М.). Такие исследования в области промышленности проводились социологом Максом Вебером (конец XIX в.), Чикагской школой социологии и социальной психологии (США, Элтон Мейо), в России – В.А. Ядовым, А.Г. Здравомысловым (1967 – «Человек и его работа»). Психологи проводили серии социально-психологических исследований на отечественных предприятиях и в организациях по проблемам управления, аттестации кадров, адаптации молодых специалистов, формирования резерва на выдвижение, оптимизации СПК, разработки программ стабилизации трудовых коллективов и т.д. Структурным подразделением в аппарате управления предприятием, использующее психологические методы для решения проблем организационного развития и кадровой работы может быть психологическая служба, которая комплектуется из специалистов в области организационной психологии и психологии труда.
Таким образом, актуальной является задача разработки общей модели психологической службы промышленного предприятия. Реализация данной задачи предполагает разработку вопроса о концептуальных основах такой модели: определение общих принципов ее организации (для всех отраслей промышленного производства, для любых типов предприятий), определения направлений ее деятельности, разработка рекомендаций относительно структуры, а также постановка задач и подбор адекватных методов деятельности такой службы.
На наш взгляд, концептуальными основами психологической службы могут стать:
- концепция профессионального становления личности (Зеер Э.Ф.), профессионально обусловленная структура личности и деятельности;
- концепция личностно ориентированного профессионального образования;
- концепция ключевых квалификаций, метапрофессиональных качеств, компетенций и компетентностей;
- концепция акмеологических инвариант профессионализма
- идея непрерывности образования;
- модель сопряжения образовательных и профессиональных стандартов.
Психологическое обеспечение промышленного производства путем создания психологической службы (на основе разработанной модели) позволит реализовать возможность многомерного движения личности работника в пространстве профессионального труда, создания оптимальных условий для такого движения, формирования конкурентоспособности и развития кадрового потенциала предприятия.
Количество статей: 107
Статьи
- Зеер Э.Ф. | Профессионально-образовательное пространство личности
- Партнеры
- Информационное пространство по общественным наукам
- Профессиональный опыт специалиста как предмет психологического исследования
- Библиографический указатель работ сотрудников Психологического института РАО им. Л. Г. Щукиной (1917-2003 гг.)
- Образовательные и профессиональные стандарты: поиск теоретико-методологических оснований
- Международный конгресс, посвященный 80-летию со дня рождения А. А. Леонтьева "Деятельный ум: от гуманитарной методологии к гуманитарным практикам" | Москва, 23–26 мая 2016 г.
- IV Всероссийская научно-практическая конференция «Личностно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург)
- Рубинштейн С.Л. "Основы общей психологии"
- Адаптация средств графического редактора Paint в психологической диагностике личности
Показать остальные статьиСкрыть остальные статьи



Информация об авторе: Юрий Тукачёв
Опубликовано: December 4, 2004, 6:00 pm
Комментарии