Из страниц истории развития психотехники на Урале (20-е годы XX в.)

Автор: Юрий Тукачёв
Опубликовано: September 9, 2004, 8:42 pm
Из страниц истории развития психотехники на Урале (20-е годы XX в.): на примере деятельности психотехнической станции Пермской железной дороги
«Для истории прикладной научной дисциплины важно понять ту сферу общественной жизни, которая является потребителем научных разработок. <…> важно выяснить, какие реальные проблемы, осознанные в обществе как социально значимые и требующие научного подхода, проблемы, которые нельзя решить без обращения к психологии труда, существовали в 20-30-е гг., каким арсеналом средств могла ответить на этот внешний социальный заказ психологическая наука?» (Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917 – 1957). М., 1997; с. 3)

Психотехника, как ветвь психологии, изучала проблемы практической деятельности человека к конкретно-прикладном аспекте. Обоснование необходимости такой ветви психологии можно было найти в работах немецких психологов В. Штерна и Г. Мюнстерберга. В 20-е гг. в стране широко развернулось психотехническое движение В рамках созданных институтов НОТ, охраны труда организовывались лаборатории психотехники, психофизиологии труда. Все крупные Институты НОТ включали в свой состав психотехнические лаборатории.

Уральский край по праву называют родиной железных дорог России. Еще в 1834 г. тагильскими крепостными крестьянами Е. А. и М. Е. Черепановыми был изобретен и построен «пароходный делижанец» и чугунная дорога для него. Это изобретение послужило импульсом для железнодорожного строительства страны. И только в 70-е годы XIX в., когда железные дороги уже появились в центральных и северо-западных районах России, было развернуто железнодорожное строительство на Урале.

В 1925 году под руководством А.И. Колодной была создана Центральная психофизиологическая лаборатория на транспорте (при НК путей сообщения СССР). Позднее были созданы филиалы на всех дорогах СССР. В Свердловске была создана Психофизиологическая лаборатория Пермской железной дороги (или Психотехническая станция). Заведующим лабораторией стал А.П. Шушаков. В психофизиологической лаборатории Пермской железной дороги (г. Свердловск) в 1934 г. под руководством зав. лаб. А.П. Шушакова проводилось обучение дежурных по пути и составителей поездов станции Пермь II работе по формированию и расформированию поездов.

Предлагаемая читателям Флогистона статья А.П. Шушакова застала самое начало деятельности Психотехнической станции Пермской железной дороги, — поможет современному читателю представить научную атмосферу, сложившуюся в 20-е годы, ознакомиться с целями и задачами, которые перед собой поставили психотехники на транспорте.

Вестник Пермской ЖД

Шушаков А. Цели и задачи психотехники (из психо-технич. станции Пермской ж.д.)//Вестник Пермской железной дороги. Неофициальная часть. № 12. 1 сент. 1925. с.14 – 16. (пункт. и орф. сохранены)

«XIX столетие было веком машины—промышленность сосредотачивала свое внимание на машине, на техническом и материальном прогрессе; XX столетие будет веком гуманизма, где сам рабочий будет центром внимания» — вот слова проф. Наlden’a на открытии в Лондоне института промышленной психологии. Мы должны понимать эти слова не в смысле слащавого благотворительствования рабочему, но как призыв, что настал момент изучения на научно-биологическом фундаменте трудовых процессов для того, чтоб создать человечеству более счастливое, светлое будущее, где труд потерял бы печать проклятия, и стал бы, по выражению Ренана, счастьем жизни.

В настоящее время человечество носит на себе это проклятие библейского бога, который определил женщин в муках рождать детей, а мужчине в поте лица добывать хлеб свой, но наука сделает завтра роды безболезненными и она же облегчит изнуряющий труд рабочего вплоть до того, что сама работа будет приятным удовлетворением физиологической потребности в ней. Одним из основных условий этих достижений кроме многочисленных экономических и культурных факторов является достижение гармонии между склонностями и т. сказать, ресурсами человека, его физическим и психическим потенциалом и характером выполняемой им работы.

Совершенно очевидно, что человек по духу и складу своему рожденный быть путешественником, будет плохим статистиком или копиистом; медлительные по натуре м. б. мог бы быть хорошим астрономом, но он будет, конечно, плохим шоффером; человек с плохой наблюдательностью и медленным процессом ассоциации, обобщения, будет плохим следователем, а с плохой памятью, вниманием зрением и слухом-плохим врачем, плохим сыщиком, плохим вором. Профессиональные «удачники», «счастливцы» напр.—«ловкачи» машинисты — есть люди, удачно избравшие именно ту профессию, для которой они рождены. Далее, Баумгартен указывает, что невропатологи в последнее время обратили внимание на душевные расстройства, вызываемые несоответствующим выбором профессии – так, Пьер Жане говорит, что человек прекрасно исполняющий свои обязанности, был назначен кассиром завода; спустя некоторое время он заболел тяжелым расстройством, которое выражалось в том, что принятие самого ничтожного решения давалось ему с большим трудом; оказалось, что большая ответственность по новой должности была ему не по силам. По совету психиатра он возвратился к прежней должности и выздоровел. Дешан, наоборот указывает на случаи, когда нервное заболевание происходило оттого, что больной страдал от избытка неиспользованных душевных сил и чувствовал себя хорошо только тогда, когда занимался работой, требовавшей от него большого напряжения умственных сил — напр.; французский историк Мишле страдал сильными головными болями, когда не работал. А если припомнить те бесчисленные случаи, когда люди, вообще, плохо выполняют, иногда в течение целой жизни несоответствующую для их склада работу, то будет понятно, что как для отдельного индивидуума, так и для целого государства это крайне невыгодно и убыточно.

Как же человек находит эту соответствующую своим ресурсам работу? Нужно иметь в виду, что выбор профессии у большинства людей случаен. В то время, когда молодой человек выбирает себе профессию, то он не знает ни профессии, ни жизни. Поэтому он находится под сложным воздействием разнородных факторов, из коих каждый по своему влияет на него в смысле решения вопроса о карьере. Не говоря уже о том, что в детстве многие из нас мечтали быть извозчиками – я был одним из них в более зрелом возрасте молодой человек часто привлекается профессией отца, старшего брата, прислушивается к совету родных, склоняется взять ту же профессию, на которой решил остановиться его близкий товарищ по школе. Он учится какой-нибудь избранной им в молодости профессии, тратит на это силы, время, средства, а потом с горечью находит, что полученная им профессия избрана им ошибочно. Активные из них меняют профессию, пассивные всю жизнь остаются плохими работниками. Я лично знаю инженера, который по своим склонностям, по складу души оказался археологом.

Далее, я близко знаю 14 врачей, которые стали потом-мировым судьей, адвокатом, историком, экономистом, посланником, священником, писателями 2, оперными певцами-3, композиторами-2, дирижером 1. Далее, по Бриджу и Доилангеру интерес сотен студентов к тому или иному предмету совершенно почти не связан со способностями их в этой области. Относительно высшей школы проф. Словцов говорит, что больше 25% поступающих на медфак и др. учебные заведения вынуждены были переменить уч. заведение (по моим наблюдениям 65%).

По Австрийской статистике, приводимой Лотпманом среди рабочих с 13-до 21 лет переменили свою профессию 142%, т. е. некоторые меняли ее более 1 раза главным образом, вследствие того, что профессии не подходили к ним по ряду мотивов, среди коих неспособность их к профессиям играли большую роль. По Левенштейну из 5000 горнорабочих (взрослых) 71% неудовлетворены работой, а из них 20% особенно тяготятся ее однообразием. Страшно подумать, сколько было убито и теперь убивается времени, денег и трудя, чтоб учить всех этих людей тем профессиям, которые оказались для них совсем не подходящими и они или бросали их,. или из них выходили весьма посредственные или плохие специалисты или малоквалифицированные рабочие, которые несмотря на все их старания, не могли научиться хорошей и быстрой работе. Все это мы должны трактовать, как огромнейшие убытки, которые несло и несет государство и которые играют значительную роль в замедлении движения культуры каждой отдельной страны и всего государства. Теперь настала пора сберечь эти бросаемые на ветер деньги и употребить их в пользу. Нужно широко практически использовать данные общей и экспериментальной психологии, до сих пор накоплявшиеся в тиши ученых кабинетов, ибо экономическая конъюнктура страны ставит этот вопрос на своевременную очередь. Дальше можно идти только под лозунгом «дорогу одаренным» ибо теперь ни связи, ни родства, а только лишь личная одаренность индивидуума должна выдвинуть его на ту работу, к которой у него есть способность, одаренность, талант. Психотехника и есть наука о рациональном использовании душевных качеств человека для достижения полезных для общества практических целей.

Таким образом мы должны определить, пригоден ли данный индивидуум к данной профессии. Для этого мы должны разложить данную профессию или работу на ряд слагаемых, как психических (внимание, память, воля, автоматизм и пр.), так и физических (зрение, слух, мускульная сила и пр.), т.-е. узнать, что требуется от работника в процессе данной работы, Далее мы должны выяснить, имеются ли у претендента на эту работу требуемые качества и в какой мере они у него развиты. Таким образом если мы будем отбирать для данной профессии способных лиц, что этим мы удовлетворим и предприятие и избранных нами подходящих лиц, кои имеют все шансы стать в своей сфере высоко-квалифицированными специалистами, ибо это для них, по их складу и характеру, легко выполнимо, т. обр., отбор этот выгоден и для предприятия и для работников, т. е. для всего общества. Куда же должны идти и чем заниматься все забракованные нами люди, коих будет большинство. Можно ли идти под лозунгом: «дорогу одаренным». Мы не можем безучастно проходить мимо этой отверженной нами для данной профессии масс людей уже по одному тому, что a priori должны допустить что большинство из них м. б. скажется пригодным к другим профессиям и должностям ничуть не меньше, чем наши избранные к своей специальности. Мы и говорим «сорогу каждому одаренному по его способностям». Совершено ясно, что мы должны — и в этом 2-ая задача психотехники — указать каждому по его способностям соответствующую профессию. И психо-техническое исследование дает эту возможность выбора профессии.

Далее, как и всякая машина, человек – одна из самых совершенных машин – подвергается износу; износ этот тем скорее и значительнее наступает чем менее подходяща для данного субъекта порученная ему работа и износ этот тем меньше, чем работа сподручнее ему. Вероятно, А. Франс (знаменитый французский поэт)) скоро бы сошел с ума за работой счетовода Материальной Службы. Рассеянный, невнимательный человек, с трудом фиксирующий свое внимание, гораздо больше устает, напряженно сосредотачиваясь во время публичной лекции и пытаясь удержать мысли оратора, чем внимательный, сосредотачивающийся без всякого труда. Очевидно, невнимательный не может быть хорошим секретарем или стенографистом, как не может быть хорошим пианистом, телефонистом, машинисткой на пишущей машинке, ибо он будет и сильно уставать и плохо и медленно работать. Наоборот, он будет хорошим работником там, где при работе требуется лишь автоматизм движений – клеить пакеты, класть кирпичи, вертеть точило и пр., что в свою очередь будет утомлять своим однообразием живого подвижного человека. В целях ясного и наглядного определения физической и психической личности человека, последний испытывается определенными одинаковыми способами с рядом других людей при прочих равных условиях — в результате, каждый человек получает свои порядковым пли ранговый номер относительно каждого своего психического или физического свойства. Графическое изображение ряда этих свойств составляет «Психограмму» индивидуума или его «Психологический профиль», где в виде ломанной кривой обозначаются степени его зрения, слуха, осязания, памяти, воли, развития, внимания, выполнения, работы, скоростей реакции на свет, звук, осязательные раздражения и пр. — (Это производится и по Пермской ж. дороге, имеющей свою испытат. пс.-тех. станцию).

Таким образом, целью психо-технич. испытаний является: 1) Подбор наиболее подходящих работников для данного предприятия, ибо этим увеличивается количество и улучшается качество фабрикатов. 2.) Рекомендация определенных профессий для данных групп рабочих, ибо тогда рабочие найдут больше интереса в работе и смогут высоко квалифицироваться в ней, т.-о. получить большую заработную плату. 3) Сокращение переутомления рабочих, уменьшение частых смен рабочими профессии и предохранение их от профессиональных заболеваний, как результата перегрузки врожденно слабых органов и системы тела. 4) Сокращение количества несчастных случаев, вследствие ограничения професс. утомления и ум. нагрузки функционально слабых органов рабочего.

Таким образом одним из основных условий расцвета культуры нашей страны должно быть увеличение и удешевление фабрикатов промышленности, транспортных средств и возможностей, оздоровление расы, развитие народного образования, четкая работа административного аппарата и пр. Это возможно лишь тогда, когда все отрасли труда будут научно организованы и распределены между подходящими для этого людьми — в этом и заключается причинная зависимость между культурой, Нотом и Психотехникой.

В частности на транспорте психотехнический отбор и психотехническая рекомендация профессий имеет обширное применение во всех службах и для всех служб — прежде всего по отношению к должностям, связанным с движением поездов — паровозные и кондукторские бригады, стрелочники, составители поездов, дежурные по станциям (особ. участк.) — все эти категории должны иметь обостренное внимание, уметь сосредотачиваться в работе, противостоять рассеянности, отвлечению, обладать свойствами быстрой и верной реакции на зрительные и звуковые раздражения. Кроме того, каждая перечисленная категория должна выделиться: машинисты — особенно хорошим зрением слухом, чувством ритма, присутствием духа; кондуктора —памятью на лица; стрелочники – памятью пространства, уверенностью в себе; составители — комбинаторными способностями для производства маневров; деж. по станциям—зрительной памятью, способностью быстрой и верной реакции на непрерывно следующие распоряжения и т. д. Совершенно понятно, что отбор служащих и рабочих и на другие должности в различных службах должны производиться принимая во внимание, психографическую характеристику соискателей этих мест — охрана, Мастерские, Телеграф, Путь и пр. вплоть до ответственных административных должностей имеют свои методы испытаний.

И лишь при правильном распределении труда между сотрудниками выиграет предприятие, производство, ибо личность не будет испытывать гнета неудовлетворенности от работы и будет вносить в каждую свою работу тот элемент творчества, без которого всякий труд есть рабство.

Д-р А. Шушаков

-----


Статьи автора

Количество статей: 107

 Статьи

Показать остальные статьиСкрыть остальные статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Юрий Тукачёв
Опубликовано: September 9, 2004, 8:42 pm
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

Имя:
E-mail:
Open-ID:
введите код с картинки:


Правила:
Разрешены тэги: <b>, <i>, <u>. Если хотите дать ссылку - пишите ее просто: http://... Все поля обязательны. Ваш email на странице отображаться не будет.


Смайлики:
:) :( ;) :D :lol: :eek: :mad: :weep:
Текст сообщения:


Я ознакомлен(а) и принимаю условия использования сайта и политику конфиденциальности

Комментирование статей отключено

Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / психология труда и инженерная психология / Из страниц истории развития психотехники на Урале (20-е годы XX в.)
Еще в рубрике:

2Наталья Завоеванная
Особенности профессиональной готовности будущих педагогов


Наталья Коган
Как мы принимает решения, или что такое субъективная вероятность


8Е.П. Кринчик
Экзамен и психика. Восемьдесят лет спустя


4Оксана Елдышова
Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления.


3Оксана Елдышова
Проблема выгорания в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики


4Оксана Елдышова
Синдром выгорания как форма устойчивой личностной деформации


4Оксана Елдышова
Профессиональное выгорание в помогающих профессиях


2Е.П. Кринчик
К вопросу об активных формах обучения в профессиональной подготовке психологов


4Юрий Тукачёв
Критерии оценки профессиональной пригодности субъекта труда


Данияр Исмагилов
Центр развития карьеры как акмеологическая технология профессионального развития менеджеров предприятий


Юрий Тукачёв
Деструктивные изменения компонентов педагогической деятельности в процессе становления профессионального опыта


1Юрий Тукачёв
Проспектированная модель профессиограммы ремесленника-предпринимателя


3Е.П. Кринчик
Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ


2Юрий Тукачёв
Ситуации педагогической деятельности как единицы анализа профессионального опыта педагога


Юрий Тукачёв
К вопросу о психологической службе промышленного предприятия


Юрий Тукачёв
Из страниц истории развития психотехники на Урале (20-е годы XX в.)


8Юрий Тукачёв
Образовательные и профессиональные стандарты: поиск теоретико-методологических оснований


7Юрий Тукачёв
Профессиональный опыт специалиста как предмет психологического исследования


17Е.П. Кринчик
К вопросу о психологической подержке профессионального становления психолога в процессе обучения на факультете психологии МГУ


19К.В. Ганов
«Адаптация работника к рабочему коллективу.»


27Н.Р. Хакимова
Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения


24Е.П. Кринчик
Психологические проблемы трудовой деятельности в условиях неопределенности

Поиск