Проспектированная модель профессиограммы ремесленника-предпринимателя

Автор: Юрий Тукачёв
Опубликовано: October 6, 2005, 11:26 am
Оценка посетителей сайта:  8.50  (проголосовало: 2)
Авторы-разработчики:
Тукачев Ю.А., ассистент кафедры психологии профессионального развития
Заводчиков Д.П., ст. преподаватель, к.п.н., кафедры психологии профессионального развития

Паспорт профессии

Профессия: ремесленник — предприниматель по специализации.
Шифр профессии: соционономическая группа профессий типа «человек–человек».
Отрасль народного хозяйства: производственные предприятия (сфера малого и среднего бизнеса).

Общая характеристика и социальная значимость профессии

По предмету труда ремесленные профессии относятся в основном к группе технономических профессий типа «человек–техника (неживая природа)». В условиях предпринимательской деятельности (малый и средний бизнес) ремесленник становится ремесленником-предпринимателем, и в этом случае профессия относится к социономической группе профессий типа «человек–человек».

Данная сфера деятельности может рассматриваться как специфическая жизненная среда функционирования, самореализации и развития личности ремесленника, удовлетворения его социально-психических, духовных, материальных и физических потребностей.

Профессиональную деятельность ремесленника любого профиля характеризует преобладание исполнительно-двигательной активности, свойственной ручному труду. Вершиной профессионализма в данном случае следует считать комфортные, эстетичные и качественные изделия ручной работы, созданные при умелом и осознанном использовании современных инструментов, приспособлений и техники.

Профессиональное образование ремесленника

Уровни профобразования ремесленника


Примечание. Ступень квалификации определяется по квалификационной структуре профессионального образования РФ (Словарь основных терминов профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения /Авт.-сост. Ю.А. Якуба. М., 1997. С. 32).


Характеристика профессиональной деятельности столяра-ремесленника


Технологически профессиональная деятельность ремесленника представляет собой комплекс работ по изготовлению предметов по специальности, например, для столяра: простых столярных изделий (терки, полутерки, правила, ящики для инструментов, вешалки, плечики, ручки для молотков, стамесок, табуреты и т.п.); различных щитов; столярных изделий средней сложности (рамы, дверные полотна, лестницы, перила и т.п.); предметов мебели (тумбочка, декоративная полка, подставка под обувь, гарнитуры, встроенная, офисная мебель и т.п.); строительных оконных и дверных конструкций, а также работ по их установке.

Основные требования к работе ремесленника: высокая точность действий (при использовании контрольно-измерительной техники), правильность и скорость выполнения действий (при использовании электрофицированной техники) – в целом подразумевают высокие требования к координированности движений и действий. Все работы ремесленник должен производить с высочайшим мастерством.

продолжение см. в файле remeslo.rar (внизу этого документа — Скачать архив)

Профессиограмма ремесленника — предпринимателя


Профессиограмма выполнена по схеме, предложенной Е.И. Гарбер и В.В. Козача (см. Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. Саратов: Изд – во Саратов. ун – та, 1992).

Часть I. Общая социальная и профессиологическая характеристика профессии


1. Ремесленник – предприниматель.
2. Специальности, по которым можно получить ремесленную подготовку, относятся в основном к группе технономических профессий типа «человек – техника (неживая природа)». В условиях предпринимательской деятельности (малый и средний бизнес) ремесленник становится ремесленником-предпринимателем, и в этом случае профессия относится к социономической группе профессий типа «человек–человек».
3. Название рабочего поста: не определено.
4. Престиж профессии: в стадии формирования.
5. Должностной оклад: договорная форма оплаты (зависит от многих факторов: спроса на производимые товары или услуги, платежеспособности населения, уникальности производимой продукции, активности самого ремесленника и т.д.).
6. Ремесленник ремесленник – предприниматель должен:
  • Производить работы по своей специализации с высочайшим мастерством;
  • Обеспечивать безопасность производимых изделий для пользователя;
  • Обеспечить эстетику и комфорт производимых изделий, согласно договору с пользователем;
  • Дать гарантию качества пользователю;
  • Придерживаться профессиональной этики в отношениях с коллегами и клиентами;
  • Обеспечивать экологическую безопасность производимых изделий;

7. Уровень профессиональной подготовки «ремесленник» присваивается после 3 лет подготовки (начальное профессиональное образование; профессиональная обученность на уровне 4 разряда);
Уровень профессиональной подготовки «ремесленник — предприниматель» присваивается после 4-летнего обучения с углубленным изучением экономических аспектов деятельности предприятия ремесленного профиля (среднее профессиональное образование).
8.Возможности продвижения и повышения квалификации: присвоение разряда по избранной специальности () согласно нормативам;
В условиях предпринимательской деятельности (малый и средний бизнес) ремесленник становится ремесленником-предпринимателем.
9.Требования к безошибочности и надежности, последствия ошибок, особые требования к безопасности труда: высокая точность действий (при использовании контрольно-измерительной техники), соблюдение техники безопасности при использовании электрофицированной техники. Особые требования к соблюдению экологических стандартов работ и изготовляемых изделий.
10.Общение постоянное с широким кругом лиц (коллеги, клиенты, заказчики, поставщики, местная администрация, подмастерья, случайные лица) в условиях обслуживания, руководства, совместной деятельности, решения организационных вопросов.
11.Динамика трудовой деятельности: не выяснена.
12.Референтное событие (события): для ремесленника – исполнение заказа согласно проекта индивидуально или в команде; для ремесленника предпринимателя – прием заказа и организация работ по его выполнению.
13.Профессиональные вредности: технологический процесс связан с применением различного рода инструментов (ручных, электрифицированных и т.д.), материалов, сырья, что является причиной наличия вредностей (шум, пыль, воздействие энергии, вибрация и т.д.).


Часть II. Психограмма

А. Трудовое поведение (описание трудового поведения и внутренней картины труда)

Профессиональную деятельность ремесленника любого профиля характеризует преобладание исполнительно-двигательной активности, свойственной ручному труду. Основные требования к работе ремесленника: высокая точность действий (при использовании контрольно-измерительной техники), правильность и скорость выполнения действий (при использовании электрофицированной техники и выполнении ручных операций) – в целом подразумевают высокие требования к координированности движений и действий. С этими требованиями связана повышенная утомляемость (вследствие вероятного большого количества повторяющихся действий, закрепленных в навыках, а также преимущественно исполнительно – двигательной активности).

Б. Требования на уровне психических процессов
Психомоторика

1. Преобладание исполнительно – двигательной активности характерной для ремесленничества с большой долей вероятности востребует длительного нахождения в одной рабочей позе, а также однообразных движений (однообразной статической и динамической нагрузки) при выполнении некоторых производственных операций, что может вызвать психическое напряжение и высокую утомляемость.
2. Темп ритм работы зависит от условий заказа и, следовательно, может варьироваться самим работником. Однако в условиях срочного заказа возможны негативные состояния при поддержании высокого темпа ритма, а также высока вероятность совершения ошибочных действий и нарушения правил ТБ, что может привести к травматизму.
3. Стереотипность движений проявляется в формировании навыков, что характерно для большинства видов ручных работ (в том числе и для работ ремесленного профиля). Скорость формирования навыков и их точность зависят от индивидуальных особенностей работника.
4. Особые требования к тонкой координации движений («ручная умелость»).

Требования к сенсорной и перцептивной сфере

1. Востребовано взаимодействие всех сенсорных модальностей (аудиальной и обонятельной соответственно в меньшей степени). Наиболее востребовано зрительное восприятие (глазомер линейный и угловой, цветоразличение) и тактильная чувствительность.
2. Профессионально значимыми сложными видами восприятий являются восприятие пространственного расположения, восприятие на фоне помех (шума, вибрации, запыленности и т.д.).
3. Особые требования: нет.

Профессиональные особенности представлений, мышления и воображения

1. Требуется высокая живость, точность и детализированность представлений при приеме заказа (согласование возможностей с требованиями клиента, зачастую размытыми), при планировании и выполнении работ в целом и конкретных операций.
2. Высокие требования к воспроизводящему воображению (при обсуждении заказа, требований и желаний клиента), а также творческому воображению (при предложении и конструировании собственных вариантов услуг или продукта). Творческое воображение в определенной степени обеспечивает уникальность услуг ремесленника, а, следовательно, и его конкурентоспособность на рынке.
3. Преобладающим типом мышления для ремесленника – исполнителя является предметно – практическое, конкретное. Для ремесленника предпринимателя преобладающим типом мышления должно быть «стратегическое», в определенной пропорции с «тактическим», что необходимо для управления организацией и ориентации на рынке товаров и услуг.
4. Ремесленник принимает простые интеллектуальные решения по выполнению каких – либо видов работ в конкретный отрезок времени. Ремесленник – предприниматель принимает ответственные сложные интеллектуальные решения по управлению организацией, определению целей, стоящих перед организацией, определению типов и видов работ и т.п.

Требования к памяти

1. Преобладающий вид памяти: кинестетическая и зрительная, а также тактильная, поскольку деятельность ремесленника связана с ручным исполнительным трудом.
2. Требования к непосредственному и опосредованному запоминанию: особых требований нет; специальные требования к видам памяти: к тактильной, кинестетической (при выработке профессиональных навыков), зрительной (координация повторяющихся операций).
3. Требования к устойчивости памяти в условиях напряженности: при высоком темп ритме в условиях срочного заказа возможен сбой отработанных навыков, связанный с психической напряженностью.

Особенности речи

1. Преобладающие виды речи: диалогическая (в условиях обсуждения заказа с клиентом, командной работы над заказом и др.).
2. Удельный вес речи в профессиональной деятельности: в условиях предпринимательской деятельности профессию ремесленника можно отнести к социономической группе профессий, следовательно, удельный вес речи в профессиональной деятельности повышается (управление организацией, контакты с клиентами, поставщиками и т.д.).
3. Специальные и дополнительные требования к речи: соблюдение делового этикета в письменной и устной речи.

Требования к центрально — регуляторным
и ценностно-ориентационным процессам

Внимание

1. Ведущая роль произвольного внимания при выполнении повторяющихся операций профессиональной деятельности (контроль качества выполняемых операций).
2. Широта (объем, распределение): особых требований нет.
3. Интенсивность и переключение внимания: высокая (при оценочно — контролирующей деятельности).
4. Устойчивость: высокая устойчивость требуется при выполнении монотонных повторяющихся операций профессиональной деятельности ремесленника.
5. Внимательность востребована при выполнении тонких работ, при измерительных операциях и оценочно — контрольной деятельности выполненной работы; как нравственно — психологическое свойство внимательность в деятельности ремесленника — предпринимателя востребована при контакте с клиентами и управлении ремесленным предприятием (организация работ, внимательность к сотрудникам).
6. Специфические требования к вниманию: нет.

Эмоции и чувства

1. Качественно-количественная характеристика преобладающих эмоциональных состояний: при решении типовых профессиональных задач острых эмоциональных переживаний не наблюдается. Возможна кратковременная психическая напряженность в ситуациях организации работ, конфликта с коллегами, подчиненными, поставщиками материала или клиентами и связанные с этим негативные эмоциональные переживания (обида, гнев, раздражение и т.п.). Ремесленник профессионал с необходимостью переживает чувство удовлетворения от проделанной работы, законченного заказа. Также можно выделить переживания, связанные с эстетичностью изготовленных изделий и процессом творчества (эмоциональный подъем, отличное самочувствие, желание продолжить работу, чувство удовлетворения и т.п.).
2. Психическая напряженность возможна в управленческих ситуациях, длительных конфликтах с коллегами, конфликтах с клиентами, поставщиками, местной администрацией и т.д.
3. Ремесленничество связано с изготовлением эстетических, комфортных изделий по индивидуальным заказам малыми сериями. Эстетические переживания являются неотъемлемой чертой профессиональной деятельности ремесленника-предпринимателя.
4. Особые требования к эмоционально-волевой сфере: нет.

В. Типичные психологические состояния в труде

1. Монотония: наблюдается при выполнении однообразных рабочих операций (например, при обработке).
2. Утомление: при схожих условиях и / или при поддержании высокого темпа ритма в условиях срочного заказа.
3. Другие состояния: не определены.

Г. требования на личностном уровне

1. Деятельность ремесленника-предпринимателя требует развития компонентов направленности личности, связанных со сверхнормативной активностью, социальной и профессиональной ответственностью и самостоятельностью, умением работать в команде.
2. Значение опыта: существенно.
3. Социальный интеллект: высокий, в связи с работой в сфере малого и среднего предпринимательства.
4. Внушаемость: нежелательна.
5. Нравственно-психологическая устойчивость личности: желательна, поскольку деятельность ремесленника-предпринимателя должна регулироваться этическим кодексом (отношения с клиентами, коллегами, подчиненными).
6. Значение возраста: не существенно; темперамента: не существенно (компенсируется индивидуальным стилем деятельности); значение выносливости: среднее. Эффективность тренировок: высокая при образовании новых профессиональных навыков.
7. Особенности характера: желательные — настойчивость, терпеливость, упорность, работоспособность. выдержанность, активность, оптимизм, внимательность, инициативность, честность, умение работать в команде и др.

Д. Референтное событие

Часть III. Заключение

1. Профессионально значимые свойства личности: готовность к экстренным действиям (бдительность), организованность, самостоятельность, общительность, социально-профессиональная ответственность, корпоративность, креативность, сверхнормативная профессиональная активность, предприимчивость, коммуникативность и другие, обеспечивающие производство высококачественных, эстетических, комфортных изделий по согласованию с заказчиком.
2.Профессионально значимые качества субъекта труда: социальные – социальный интеллект выше среднего, социальная ответственность, активность; профессиональные — высокий уровень невербальной креативности, сверхнормативная профессиональная активность, пространственное воображение и мышление, эстетическое чувство, пространственные представления и восприятие (линейный и угловой глазомер), «ручная умелость» (тонкая моторика, закрепляемость навыков); психологические — работоспособность, стрессоустойчивость, толерантность к профессиональным вредностям.

Данные профессиограммы могут быть использованы при проведении стартовой диагностики в учебном профессиональном заведении, оптимизации образовательного процесса, разработке методических пособий, при подборе кадров в ремесленное предприятие.

С вопросами, замечаниями и предложениями обращаться по электронной почте yurij_tukachev@flogiston.ru

см. также Институт развития ремесленничества РГППУ


Статьи автора

Количество статей: 108

 Статьи

Показать остальные статьиСкрыть остальные статьи

Скачать архив
Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Юрий Тукачёв
Опубликовано: October 6, 2005, 11:26 am
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

Имя:
E-mail:
Open-ID:
введите код с картинки:


Правила:
Разрешены тэги: <b>, <i>, <u>. Если хотите дать ссылку - пишите ее просто: http://... Все поля обязательны. Ваш email на странице отображаться не будет.


Смайлики:
:) :( ;) :D :lol: :eek: :mad: :weep:
Текст сообщения:


Я ознакомлен(а) и принимаю условия использования сайта и политику конфиденциальности

Комментирование статей отключено

Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / психология труда и инженерная психология / Проспектированная модель профессиограммы ремесленника-предпринимателя
Еще в рубрике:

2Наталья Завоеванная
Особенности профессиональной готовности будущих педагогов


Наталья Коган
Как мы принимает решения, или что такое субъективная вероятность


8Е.П. Кринчик
Экзамен и психика. Восемьдесят лет спустя


2Оксана Елдышова
Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления.


1Оксана Елдышова
Проблема выгорания в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики


4Оксана Елдышова
Синдром выгорания как форма устойчивой личностной деформации


2Оксана Елдышова
Профессиональное выгорание в помогающих профессиях


2Е.П. Кринчик
К вопросу об активных формах обучения в профессиональной подготовке психологов


4Юрий Тукачёв
Критерии оценки профессиональной пригодности субъекта труда


Данияр Исмагилов
Центр развития карьеры как акмеологическая технология профессионального развития менеджеров предприятий


Юрий Тукачёв
Деструктивные изменения компонентов педагогической деятельности в процессе становления профессионального опыта


Юрий Тукачёв
Проспектированная модель профессиограммы ремесленника-предпринимателя


1Е.П. Кринчик
Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ


1Юрий Тукачёв
Ситуации педагогической деятельности как единицы анализа профессионального опыта педагога


Юрий Тукачёв
К вопросу о психологической службе промышленного предприятия


Юрий Тукачёв
Из страниц истории развития психотехники на Урале (20-е годы XX в.)


6Юрий Тукачёв
Образовательные и профессиональные стандарты: поиск теоретико-методологических оснований


5Юрий Тукачёв
Профессиональный опыт специалиста как предмет психологического исследования


17Е.П. Кринчик
К вопросу о психологической подержке профессионального становления психолога в процессе обучения на факультете психологии МГУ


19К.В. Ганов
«Адаптация работника к рабочему коллективу.»


25Н.Р. Хакимова
Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения


24Е.П. Кринчик
Психологические проблемы трудовой деятельности в условиях неопределенности

Поиск