Ситуации педагогической деятельности как единицы анализа профессионального опыта педагога

Автор: Юрий Тукачёв
Опубликовано: December 29, 2004, 10:35 pm
Тукачев Ю.А. Ситуации педагогической деятельности как единицы анализа профессионального опыта педагога//Личностно ориентированное профессиональное образование: Материалы IV Всероссийской науч.-практ. конф. 26 — 27 октября 2004 г., г. Екатеринбург.: Часть II. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. С. 109 — 112.

В настоящее время происходят процессы изменения во всех сферах жизнедеятельности человека. Наиболее заметно это проявляется в тех областях человеческой практики, содержание которых связано с взаимодействием людей. Широко распространена профессия педагога – профессия типа «человек-человек». Педагогический труд характеризуется высоким уровнем ответственности и напряженностью. Исследования в области профессионального мастерства педагога, его профессионального опыта становятся актуальными в условиях ориентации системы образования на гуманистическую парадигму, что выдвигает на первый план разрешение противоречия между требованиями новой практики и сложившимся профессиональным опытом педагогов.

Важно, что специфика проблем профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования определяется необходимостью освоения нового социально-экономического и профессионального опыта. В научной литературе достаточно широко рассматриваются психологические особенности профессионализма и формирования профессионального сознания педагога (А.К. Маркова), профессиональные умения педагога (В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина), педагогические способности (С.Г. Вершловский, Н.В. Кузьмина, В.А. Крутецкий и др.), личностное и профессиональное развитие педагога (Н.С. Глуханюк, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др. ). В то же время Ф.С. Исмагилова отмечает, что профессионализм и профессиональный опыт ошибочно рассматривают как родственные понятия.

Таким образом, профессиональный опыт специалиста становится актуальной областью исследования в проблемном поле психологии профессионализации взрослого человека. При этом к психологическому анализу профессионального опыта обращаются при решении разнообразных задач, к которым можно отнести: профессиональный подбор кадров, психологическую помощь безработным гражданам, определение содержания, форм и методов профессиональной подготовки и повышения квалификации взрослых, проектирование профессионального пути специалиста в организации, реализация программ по профессиональной адаптации работников с разным стажем работы и т.д. Исследования профессионального опыта также приобретают значимость в связи с пересмотром норм многих видов деятельности, изменением мира профессий (появлением новых профессий наряду с дифференциацией и интеграцией одних и «отмиранием» других). Более того, важнейшие профессиографические сведения о профессиях имеют тенденцию к быстрому моральному старению.

Анализ исследований профессионального опыта позволяет сделать вывод о том, что психологи-исследователи по-разному понимают этот сложный психологический феномен и рассматривают его как совокупность знаний, умений и навыков (К.К. Платонов), как распределенную в сознании человека его деятельность (А. Турчинов), как сложную систему, включающую в себя способы, приемы и правила решения трудовых задач (Ю.К. Стрелков), как совокупность событий или «техник жизни» человека, актуализируемых в различных профессиональных ситуациях (Л.И. Анцыферова, Ханс Томэ), как упорядоченные в сознании образы пережитых событий (А.А. Кроник, Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова), представление о ситуации осуществляемой профессионалом деятельности как составляющей профессионального опыта человека (Конева Е.В.), как результирующую психических процессов, в которой закреплены все профессиональные знания, умения, навыки, способы и технологии деятельности, с которыми сталкивается за свою жизнь человек (Э.Ф. Зеер) и т.д. При этом внимание исследователей в большей степени акцентировалось на проблеме освоения опыта развивающейся личностью, в меньшей степени на проблеме формирования опыта в зрелом возрасте, а вопрос о научении опыту фактически не ставился.

Интересным можно считать факт, что понятие «опыт» достаточно широко распространено в зарубежных психологических исследованиях, в то время как данное понятие практически не употребляется в отечественной психологии (Л.И. Воробьева, Т.В. Снегирева). Наиболее полно категория психологического опыта используется в традиции экзистенциальной и гуманистической психологии (Е.О. Смирнова).

Следует также остановиться на рассмотрении теоретических предпосылок исследования профессионального опыта: во-первых, это развитие всего комплекса наук о человеке, реализация системного и комплексного подходов в психологии (Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев); во-вторых, исследования зарубежных и отечественных ученых по проблемам психологии профессионального развития (Б.Г. Ананьев, В.А. Бодров, Н.С. Глуханюк, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, Ф.С. Исмагилова, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Г.С. Никифоров, К.К. Платонов, А.Р. Фонарев, В.Д. Шадриков, В.М. Шепель и др.), по проблемам становления личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Брушлинский); в-третьих, рассмотрение профессионального развития в единстве с личностным (Л.М. Митина).

Иными словами, психологическая оценка профессионального опыта представляет собой определенную область исследования, требующую дальнейшего изучения и проработки как в теоретическом, так и в экспериментальном и прикладном аспектах.

В нашем исследовании мы предполагаем рассматривать в качестве одной из составляющих профессионального опыта педагога его восприятие ситуаций педагогической деятельности. Иными словами, представляется необходимым исследовать особенности типичных педагогических ситуаций (по словам Х.Томэ – «тем педагогической жизни» и «техник педагогического бытия») и их когнитивные репрезентации у педагогов с разным опытом выполнения профессиональной деятельности. Как отмечает Е.В. Конева, опытный профессионал, отражая ситуацию, учитывает и те ее элементы, которые прямо не связаны его непосредственной деятельностью, а по мере накопления опыта изменяется набор параметров оценивания ситуации профессионалом. Считается очевидным тот факт (Ф.С. Исмагилова), что разницей между и неопытными и опытными работниками является то, какие позиции они занимают по отношению к профессиональной среде. В то время, как первый способен оценивать ситуацию лишь со стороны, извне, опыт позволяет второму занимать еще одну позицию – внутри ситуации, при этом взгляд изнутри меняется в зависимости от восприятия ситуации. Таким образом, в профессиональный опыт включены события профессиональной жизни. Событие, интегрируя в себе пережитую субъектом ситуацию, сохраняется в профессиональном опыте как определенный способ поведения, выполняя при этом прогностическую функцию (прогнозирование субъектом последствий тех или иных действий в аналогичных ситуациях). В нашем исследовании речь идет о ситуациях особого вида, ситуациях профессиональной деятельности – педагогической. Ситуации профессиональной деятельности занимают существенной место в жизни личности. Включенность в профессиональную деятельность, действительно, оказывает значительное влияние на взрослого человека. Ситуации педагогической деятельности можно рассматривать как единицы анализа профессионального опыта педагога. К анализу профессиональных педагогических ситуаций обращаются многие исследователи: рассматриваются признаки педагогической ситуации; разрабатывается типология прогностических ситуаций-задач (Л.А. Регуш); в категориальный аппарат педагогики и психологии входит термин «проблемная педагогическая ситуация» (М.М. Кашапов); уделяется внимание так называемым «трудностям педагогической деятельности» (Н.В. Кузьмина); предлагается классификация фрустраторов в профессионально-педагогической деятельности (Г.Ф. Заремба); описываются трудности профессионального общения начинающих педагогов (Л.Н. Стахеева).

В настоящее время становится важным изучение роли трудных жизненных и профессиональных ситуаций в развитии личности и отражение специфики этого развития, решения задач формирования личности профессионала. Под термином «жизненная ситуация» понимается какой-то отдельный фрагмент жизни человека, который определяется вовлеченными в нее людьми, местом действия, сущности деятельности и др. При этом совокупность отдельных жизненных ситуаций называют «жизненный путь личности». Ситуации профессиональной деятельности (профессиональные ситуации) занимают существенное место в жизненном пути личности. Профессиональная деятельность представляет собой одну из наиболее ярких форм взаимодействия человека с социальной средой.

Таким образом, в структуре профессиональной деятельности специалистов, работающих с людьми можно выделить психологическое содержание различных жизненных и профессиональных ситуаций, действий, поступков и других внешних проявлений личности; возможные способы поведения людей в контексте тех или иных жизненных и профессиональных ситуаций; проектирование адекватных способов общения с людьми в контексте соответствующих ситуаций. Ситуации педагогической деятельности могут выступать в качестве единиц анализа профессионального опыта педагога.


Статьи автора

Количество статей: 108

 Статьи

Показать остальные статьиСкрыть остальные статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Юрий Тукачёв
Опубликовано: December 29, 2004, 10:35 pm
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

1 Ирина (гость) 19.01.2006 22:32

Очень интересный материал на сайте. Желаю всяческих успехов и жду нового контента!

Имя:
E-mail:
Open-ID:
введите код с картинки:


Правила:
Разрешены тэги: <b>, <i>, <u>. Если хотите дать ссылку - пишите ее просто: http://... Все поля обязательны. Ваш email на странице отображаться не будет.


Смайлики:
:) :( ;) :D :lol: :eek: :mad: :weep:
Текст сообщения:


Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / психология труда и инженерная психология / Ситуации педагогической деятельности как единицы анализа профессионального опыта педагога
Еще в рубрике:

Наталья Завоеванная
Особенности профессиональной готовности будущих педагогов


Наталья Коган
Как мы принимает решения, или что такое субъективная вероятность


6Е.П. Кринчик
Экзамен и психика. Восемьдесят лет спустя


Оксана Елдышова
Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления.


Оксана Елдышова
Проблема выгорания в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики


4Оксана Елдышова
Синдром выгорания как форма устойчивой личностной деформации


Оксана Елдышова
Профессиональное выгорание в помогающих профессиях


2Е.П. Кринчик
К вопросу об активных формах обучения в профессиональной подготовке психологов


4Юрий Тукачёв
Критерии оценки профессиональной пригодности субъекта труда


Данияр Исмагилов
Центр развития карьеры как акмеологическая технология профессионального развития менеджеров предприятий


Юрий Тукачёв
Деструктивные изменения компонентов педагогической деятельности в процессе становления профессионального опыта


1Юрий Тукачёв
Проспектированная модель профессиограммы ремесленника-предпринимателя


Е.П. Кринчик
Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ


1Юрий Тукачёв
Ситуации педагогической деятельности как единицы анализа профессионального опыта педагога


Юрий Тукачёв
К вопросу о психологической службе промышленного предприятия


Юрий Тукачёв
Из страниц истории развития психотехники на Урале (20-е годы XX в.)


4Юрий Тукачёв
Образовательные и профессиональные стандарты: поиск теоретико-методологических оснований


4Юрий Тукачёв
Профессиональный опыт специалиста как предмет психологического исследования


17Е.П. Кринчик
К вопросу о психологической подержке профессионального становления психолога в процессе обучения на факультете психологии МГУ


19К.В. Ганов
«Адаптация работника к рабочему коллективу.»


24Н.Р. Хакимова
Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения


23Е.П. Кринчик
Психологические проблемы трудовой деятельности в условиях неопределенности

Поиск